Беседы по краеведению. Педразвитие. "Люблю тебя, мой край родной"

Краткое описание цели создания разработки и способов её применения в
непосредственно образовательной деятельности
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в
жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим
поколением становится патриотическое воспитание детей.
В то же время следует отметить, что целостная научная концепция
формирования гражданина, патриота России в современных условиях ещё не
создана. У нас, педагогов – практиков в связи с этим возникает немало
вопросов, в том числе: что входит сегодня в содержание патриотического
воспитания, какими средствами следует его осуществлять. Большинство
авторов указывают на важность и значимость формирования патриотических
чувств дошкольников, но нет целостной системы работы в данном
направлении.
Как один из аспектов работы по патриотическому воспитанию старших
дошкольников на материале краеведения и историко­культурных традиций
малой Родины» нами рассматривался цикл бесед по развитию у
дошкольников представлений о человеке в истории и культуре (на материале
краеведения и традиций малой Родины) на кругах в мини – музее детского
сада.
Круг это особая форма работы, здесь дети получают и систематизируют
знания, делятся своими наблюдениями и впечатлениями, активно участвуют в
обсуждении, опираясь на собственный
опыт, работают с народным
календарём, с доской событий. Каждая неделя обычно посвящена изучению
какой­либо темы, проекту и совместная деятельность детей и педагога на
«круге» организованы соответственно изучаемой тематике.
При отборе содержания для цикла бесед на круге мы исходили из учёта
дидактических принципов доступности,
усложнения,
его воспитательной ценности, исторической
повторения, наглядности,
достоверности, а также интереса детей и возможности отражения полученных
знаний в праздниках и досугах, в творческой деятельности дошкольников.
Общие задачи цикла бесед по развитию у дошкольников представлений о
человеке в истории и культуре (на материале краеведения и традиций малой
Родины):
 Формировать чувство гордости, уважение к героическому прошлому
постепенности,
наших земляков;
 Воспитывать чувство привязанности к своему родному городу; вызвать в
детях чувство гордости за достижения знаменитых земляков и стремление
сделать свою малую Родину богаче и краше;
 Вызвать интерес к истории возникновения окружающих предметов и
понимание того, что все предметы были когда – то придуманы человеком,
сделаны руками человека, и к ним необходимо относиться бережно.

Предлагаемый цикл бесед интегрирует основные направления
нравственного, патриотического, и умственного развития детей от 3 до 7 лет.
Существенное значение для дошкольников в формировании патриотических
чувств имеет ближайшее окружение. В разрабатываемом цикле бесед по
развитию представлений о человеке в истории и культуре (на материале
краеведения и традиций малой Родины) находят своё отражение впечатления,
наиболее доступные для детей старшего дошкольного возраста – семейные
традиции, труд родителей, историко – культурные ценности города Ишима,
общественные события и праздники, встречи с ветеранами, достижения
знаменитых земляков.
Количество бесед на круге в мини – музее дано из расчета две беседы в
месяц. Материал расположен по месяцам. По каждой теме предлагается
определенный объем знаний с постепенным усложнением и повторением
изученного материала. Все темы объединены в перспективном плане по
развитию у дошкольников представлений о человеке в истории и культуре (на
материале краеведения и традиций малой Родины), в котором материал
расположен также по месяцам.
Данный цикл бесед адресуется воспитателям, родителям и всем, кто работает
с дошкольниками. Цикл бесед создает наиболее оптимальные условия для
накопления впечатлений, развития у детей родной русской речи, интереса к
истории,
способствуют осмыслению общечеловеческих ценностей,
формируют патриотический потенциал дошкольников.
Тематическое планирование цикла бесед по развитию у дошкольников
представлений о человеке в истории и культуре (на материале
краеведения и традиций малой Родины)
Месяц,
№ П.П
Тема беседы
Содержание и задачи цикла
бесед
Сентябрь

1. Ишим – город
исторический

2.Развитие
труда хлебороба.
Представление об истории
возникновения нашего
города.
Задача: вызвать интерес к
изучению истории своей
малой Родины.
Цель: формировать
представление о труде
Ишимских хлеборобов.
Задача: вызвать интерес к
труду наших предков­
Практическая
работа,
экскурсии
Экскурсия в
Ишимский
историко­
краеведческий
музей
Изготовление
пряников,
калачей, булочек
из солёного
теста для

3.Архитектура
города Ишима.

4. Устройство
русской
избы.
Ноябрь

5 . Из истории
городского
транспорта...
сюжетно –
ролевых игр.
Презентация
«Архитектурное
наследие».
Коллаж «Улицы
моего города».
Рассматривание
экспозиции в
мини – музее
детского сада:
«Русская изба».
Детский
исследовательск
ий проект,
мультимедиа ­
презентация.
Создание
рисунков:
«Транспорт
будущего».
хлеборобов, понимание, что
давал этот труд в
результате, и насколько
легче стало людям
трудиться с наступлением
технического прогресса.
Представление об истории
улиц, домов нашего города
с интересными образцами
прошлых лет (деревянное и
каменное зодчество) и об
эволюции строительства
жилища ­ о наличии
современной архитектуры.
Задача: развитие чувства
гордости за мастеров,
создавших удивительные по
своей красоте памятники
деревянного и каменного
зодчества города Ишима.
Представление об истории
цивилизации на примере
устройства русской избы.
Задача: познакомить детей с
бытом, утварью русской,
Ишимской семьи, одеждой
взрослых и детей в давние
времена.
Представление детей об
изменении видов и форм
транспорта в связи с
потребностями общества и
техническим прогрессом.
Задача: сформировать
представление детей о том,
что транспорт существовал
всегда, но его формы и виды
изменялись в связи с
техническим прогрессом,
научить детей сравнению и
анализу.

6.Кто в городе
главный?
Декабрь

7. Никольская
ярмарка

8.Герб города
Ишима
Январь

9.Сибирский
валенок

10. Из истории
одного
памятника

Устное
сочинение на
тему: если бы я
был главой
города Ишима…
Подготовка
песен, танцев,
атрибутов,
«товаров» к
зимней
Никольской
ярмарке.
Создание
рисунков по
пословицам о
Родине.
Конкурс
«Сибирский
валенок».
Совместное с
родителями
украшение
валенок,
вышивка.
Городской забег
в валенках.
Экскурсия к
памятнику
Прасковье
Луполовой.

Представление о должности
главы
администрации
города.

воспитанников
патриотизма

ответственности.
Задача: формировать у
чувства

гражданской

И
Представление о развитии в
Ишиме торговли и торговых
отношений.
Задача: активизация
интереса к изучению
истории Никольской
Ярмарки в Ишиме.
Представление о символе
государственности города
Ишима и истории их
возникновения.
Задача: воспитывать в детях
чувство привязанности и
любви к своей малой Родине
городу Ишиму.
Представление об истории
возникновения валенок,
используемых с давних пор и
до настоящего времени.
Задача: вызвать интерес к
валенкам, которые на
протяжении многих веков
остаются любимой обувью у
ишимцев.
Представление о скульптуре
выполненной Вячеславом
Клыковым,
посвященной
Прасковье
Луполовой,
дочери ссыльного офицера,
как образец
дочерней
любви.
Задача: развивать чувство

ответственности за начатое
дело, формирование у детей
чувства
патриотизма
посредством воспитания у
них таких нравственных
качеств, как любовь к своим
близким людям, стремление
помочь им.
11.Слава героям! Представление о подвигах
Февраль

военных и гражданских,
основателя Коркиной
слободы (будущего города
Ишима) казаку Коркину и
защитнику земли сибирской
­ атаману Ермаку.
Задача: развитие чувства
патриотизма и сохранение
памяти о подвигах героев.
Представление о
символическом обряде
прощания с зимой и встречи
с весной, имеющем глубокие
исторические корни; о блине
– символе солнца.
Задача: продолжать
знакомить детей с
праздничными традициями в
городе Ишиме.

Представление об
исторически сложившемся
на территории Приишимья
древнем ремесле ­
ковроткачестве.
Задача: вызвать интерес и
уважение к труду
ковроткачей.
Представление об истории
возникновения иголки,
использование с давних пор
Экскурсия к
памятнику
основателю
Коркиной
слободы (города
Ишима) казаку
Ивану Коркину.
Подготовка
песен, танцев,
атрибутов к
празднику
Масленицы.
Постройка и
«взятие»снежног
о городка.
Аппликация
«Ишимские
узоры».
Создание
коллекции игл
(для вышивания

12.Веселая
масленица.
Март

13.Ишимские
ковры.

14.Игла ­
помощница

и до настоящего времени.
Задача: вызвать интерес
игле, которая на протяжении
многих веков остается
нашей верной помощницей;
формировать уважение к
профессии швея.
Представление об авторе
сказки в стихах П.П.Ершове.
Задача: воспитывать любовь
к малой Родине через
знакомство с личностью и
творчеством П.П.Ершова.
Представление о знаменитых
земляках – людях
творческих, интересных.
Задача: развитие чувства
гордости за писателя ­
земляка, создавшего
замечательное, любимое
детьми произведение
художественной литературы.
и швейных) в
мини – музее
детского сада, а
также, вышивок
и первых
пришитых нами
пуговиц.
Создание
иллюстраций к
сказке
П.П.Ершова
«Конек –
горбунок».
Создание
коллажа к
повести
В.Медведева
«Баранкин, будь
человеком!»
Представление о знаменитых
земляках – людях
творческих, интересных.
Задача: воспитывать любовь
к малой Родине через
знакомство с личностью и
творчеством местного поэта
Михаила Смолина.
Литературная
гостиная.
Встреча с
поэтом, создание
книги
иллюстраций к
его
произведениям.
Формирование чувства
патриотизма, чувства
уважения к героическому
прошлому наших земляков,
Задача: развитие и
сохранение чувства гордости
и памяти о подвигах
защитников Отечества.
Изготовление
подарков для
ветеранов.
Праздничный
концерт для
ветеранов.
Апрель

15. Поэт –
сказочник
П.П.Ершов.

16.В.В.Медведев
– наш земляк.
Май

17.Поэт земли
Ишимской.

18.Спасибо вам
за победу! Ишим
в годы Великой
Отечественной
войны

Цикл бесед по развитию у дошкольников представлений о человеке в
истории и культуре (на материале краеведения и традиций малой
Родины)
1.Ишим – город исторический.
Цель: Формирование представления об истории возникновения нашего
города.
Задача: вызвать интерес к изучению истории своей малой Родины.
история, слобода).
Предварительная работа: экскурсии, рассматривание картин, книг, открыток с
видами города
Ишима, заучивание стихотворений об Ишиме, чтение
литературы.
Материал: виды древнего (старого), современного города Ишима.
Ход беседы.
Педагог обращает внимание на слайды (Приложение 1).
­ Ребята, скажите, какой город изображен на этих слайдах?
Ишим.
­ А как вы думаете, Ишим всегда была таким красивым городом?
Ответы
­ А вы знаете историю возникновения Ишима?
ответы
­Хотите узнать?
Да.
­Когда­то давным­давно рядом с русским царством за уральскими
горами лежала славная страна – Сибирь. Это был богатый край:
большие густые леса росли на берегах широких и быстрых рек. В
лесах жили разные звери. Люди убивали их, а мех брали себе и
продавали. Это был славный пушистый мех, тот самый, который
так хорошо греет нас в холодную зиму. Были в Сибири высокие
каменные горы, а в них много серебра и золота, только люди еще
не умели доставать его. Этот край принадлежал прежде хану
Кучуму и его народу.
­В 17 веке в бассейне реки Ишим кочевали сыновья Кучума, Канай и Азим.
Они совершали разбойничьи набеги на поселения мирных татар и русских. В
середине 17 века, для защиты мирных жителей, было принято решение
выстроить линию русских поселений (укреплений). Так, в Сибири начинается
возведение слобод и острогов по берегам рек. Среди других в 1687 году на
реке Ишим была построена Коркина слобода.
­ Как вы думаете, сначала это было большое поселение или маленькое?

Маленькое.
­ Чем оно было защищено?
Крепостной стеной, башнями.
­ Да, древний Ишим – маленькое поселение, которое было защищено
крепостной стеной с башнями.
­ Зачем наши предки защищали город крепостной стеной?
Чтобы обороняться от врагов.
­ Место для «Коркиной слободы» было выбрано на самом берегу
Киселёвского мыса, который с трёх сторон омывался рекой Ишим. Эта река
берёт свой начало в республике Казахстан. Слово «Ишим» в переводе с
тюркского означает «река с крутыми изгибами русла». Существует ещё и
красивая легенда о названии реки: «в далёкие годы Сибирского ханства,
утонул в многоводной безымянной реке ханский сын Ишим, и стали с тех пор
называть реку его именем».
В 1782 году в связи с учреждением Тобольского наместничества Коркинская
слобода по указу императрицы Екатерины II была переименована в город
Ишим, получивший своё название по имени протекающей рядом реки, а
спустя три года жалован герб.
Ишим является одним из старейших городов, расположенных на юге
Тюменской области. Это первый город Тюменской области, граничащий с
Казахстаном.
С тех пор прошло 230 лет. Наш Ишим строился и превратился в большой
современный город.
Итог.
Ответы.
­Что было трудным?
­Что было интересным?

2.Развитие труда Ишимских хлеборобов
Цель: формировать представление о труде хлеборобов.
Задача: вызвать интерес к труду наших предков­хлеборобов, понимание, что
давал этот труд в результате, и насколько легче стало людям трудиться с
наступлением технического прогресса.
­ В старину к хлебу относились бережно, с уважением. Хлеб почитали,
относились к нему как к живому существу. Даже прозвали его «батюшкой».
Потому что люди выращивали хлеб в течение года: пахали, сеяли, убирали,
обрабатывали, зерно хранили это очень тяжёлый труд. Хлеба простым людям

удавалось вырастить немного, так как в старину жили большим семейством.
Крестьянам приходилось большую часть урожая отдавать барину в казну.
Люди очень берегли и дорожили хлебом. Все люди, когда садились обедать,
всегда принимали в пищу кухочек хлеба.
­ Вы уже знаете, что главная отрасль нашего Ишимского района – сельское
хозяйство. Какие культуры выращивают на полях нашего района. (Пшеницу,
рожь, овес, ячмень). Как называют людей, которые выращивают хлеб.
(хлеборобы). Это одна из самых древних и почетных профессий на земле.
­Ребята, расскажите, как раньше наши предки выращивали хлеб.
Дети рассказывают.
­Перед началом полевых работ крестьяне мылись и парились в бане, надевали
чистые рубахи, кланялись в пояс земле­матушке, просили о богатом урожае.
И с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке лежали семена пшеницы
и ржи. Вот идет крестьянин по полю и через каждые 2 шага разбрасывает
пригоршню зерна веером слева направо.
­А как вы думаете, какая должна быть погода?
Ответ.
­ Почему?
Ответы.
­ Ну что ж, выросли пшеница и рожь. Пришла пора убирать урожай. В старину
это делали так. Брали женщины в руки серпы и шли в поле. Срезали колосья и
собирали их в снопы (иллюстрация). В народе говорят так: «Хлеб в колосу,
пора жать полосу»
­ Но колосья нужно еще обмолотить, т.е. вынуть из колосьев зерна. И для
этого мужчины брали цепу ­ ручное орудие для молотьбы, били по колосьям,
и зерна из них высыпались (иллюстрация) Затем зерна собирали и просевали
от мусора. Зерно везли на мельницу, там мололи, и получалась мука. Из муки
пекли хлеб.
­ Есть только одно слово, которое равнозначно слову “хлеб”. Это слово –
жизнь. В старину хлеб называли «жито», что означало «жизнь».
­ Что может быть для человека важнее хлеба? Только вода и воздух.
­ Что нужно человеку, чтобы выжить? (воздух, вода и хлеб)
­Во время Великой Отечественной войны хлеба в Ишиме не хватало.
Мужчины воевали на фронте с фашистами, а старики, женщины и дети
растили на полях хлеб. После уборки дети ходили по полю и подбирали
оставшиеся колоски, чтоб ни один не пропал. Берегли каждое зёрнышко,
ценили каждую хлебную крошку.
­ Ребята, мы с вами знаем, как люди в настоящее время выращивают
пшеницу и рожь. Очень много у них помощников – машин: это трактора,
сеялки, комбайны.
­ А в нашем городе Ишиме есть место, где люди пекут хлеб?
Ответы.

­ Ребята, как много надо труда, чтобы у всех был сегодня хлеб на столе. И
поэтому отношение к хлебу должно быть бережное. Как нужно обращаться с
хлебом?
Ответы.
­Ребята, я вам предлагаю сегодня изготовить из солёного теста пряники,
калачи, булочки для сюжетно – ролевых игр.
Дети изготавливают из солёного теста пряники, калачи, булочки для
сюжетно – ролевых игр.
3.Архитектура города Ишима
Цель: формировать представление об истории улиц, домов нашего города с
интересными образцами прошлых лет (деревянное и каменное зодчество) и об
эволюции строительства жилища ­ о наличии современной архитектуры.
Задача: развитие чувства гордости за мастеров, создавших удивительные по
своей красоте памятники деревянного и каменного зодчества.
Программное содержание:
Образовательная область «Социализация»:
Расширять представление архитектурном наследии малой Родины.
Образовательная область «Художественная литература»:
Продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские
навыки детей при чтении стихотворений местных поэтов.
Образовательная область «Коммуникация»:
Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
Отрабатывать интонационную выразительность.
Словарная работа: побуждать детей интересоваться смыслом слов (город,
история, архитектура, деревянное, каменное зодчество, слобода).
­Ребята, мы с вами живем в красивом городе, который называется?
Ишим
­ А мы с вами?
Ишимцами.
­ Город Ишим строили наши деды, прадеды и прапрадеды. И рос Ишим год
от года, богател, хорошел. И сейчас Ишим – очень большой и красивый город.
­ Вы любите свой город?
Ответы
­ За что вы любите свой город?
Это моя родина. За то, что он красивый, современный, чистый, уютный,
светлый, детских садов, школ, есть институт, и я здесь родился.
­В нашей стране много городов. Один город отличается от другого зданиями.
Или, по –другому можно с азать, что в городе есть архитектура. Давайте

произнесем это незнакомое для слово.. Архитектура – это строительство
зданий и других сооружений
­А человек, который проектирует здания и сооружения – это архитектор.
Ответы.
­Но город Ишим не всегда был таким красивым, как теперь..
Предлагаются слайды (Приложение 2).
­Три столетия формировался архитектурный облик Ишима. Расположенный
на отрывистом берегу реки, среди полей, заливных лугов и перелесков,
сохранил он старинные тихие улицы с интересными образцами деревянного и
каменного зодчества. Дерево в нашем городе было важным строительным
материалом. До середины 20 века деревянная застройка была доминирующей
в архитектурном городском ансамбле. Крепкое и пластичное,дерево ценилось
не в меньшей степени, чем камень. Оно давало ощущение особой теплоты и
уюта, напоминало о лесе, в деревянных стенах легко и свободно дышалось.
Дома построенные из сосны долго не подвергались гниению. Сосну
доставляли в Ишим из Сорокинского и Викуловского районов там были
большие сосновые леса. Оказывается, по русским поверьям сосну можно было
рубить в момент зарождения луны. Чтобы сохранить живую душу дерева.
В Ишиме очень много разных зданий. Но, особую гордость и восхищение
у всех нас, ишимцев, вызывают храмы и церкви (Приложение 3).
На фоне современной застройки, обновленного городского парка они
выглядят, как сказочные …
Дети: терема, замки …
К сожалению, время беспощадно, и деревянная застройка ветшает и исчезает
буквально на глазах. Деревянные дома, быстро утрачивают важные детали
оформления: ставни, надкарнизные
стенки­аттики, резьбу и другие
элементы. Была очевидна необходимость реконструкции обветшалого от
времени старого здания.
­Когда пройдет время, вы вырастите, и, может быть, кто – нибудь из вас
станет прославленным архитектором, который спроектирует для города, а
может быть и для всей России необычайно красивые здания.
­А сейчас мы из бумаги другого материала создадим коллаж «Улица моего
города».
­Ребята, Ишим ­ это город, в котором вы живёте, здесь трудятся ваши
родители. И нужно не только любить свой город, но и стараться сделать его
лучше, чище, красивее…
Итог.
­ Что нового вы узнали об Ишиме?
Ответы.
­Что было трудным?
­Что было интересным?
­О чем бы вы хотели узнать в следующий раз?

4. Устройство русской избы
Цель: формировать представление об истории цивилизации на примере
устройства русской избы.
Задача: познакомить детей с бытом, утварью русской, Ишимской семьи,
одеждой взрослых и детей в давние времена.
Беседа проводится в мини – музее детского сада(Приложение 4).
­Ребята, я приглашаю вас в далёкую старину, когда жили по закону, детей
чадами называли, любили и почитали до самой старости отца и мать. Жили­то
по православному, а житьё то было все привольное да раздольное.
­Посмотрите, пожалуйста, на фотографии…Что это за дома?
Ответы.
­Да, это дома, которые называют избами. Хотите узнать, кто жил в этой избе?
Ответы.
Вот такой мужичок (показывает) строил дом – избу для своей семьи. Сначала
они все входили в сени (прихожую), затем в избу. Что в избе главное?
В доме тепло и на сердце легко! Как вы думаете, о чём это я говорю?
О печи.
­ Да, о печи – помощнице наших предков­прабабушек и прадедушек. А чем же
она им помогала?
Дом грела, еду готовили на печи, хлеб пекли.
­ Верно, а ещё за что ей был почёт?
Спали на ней старики и дети.
­ Без печи – изба не изба. Здесь возле печи и закуток хозяйки. Там хранила
она всё, что требовалось ей по хозяйству. Вот сундучок непростой, а с
секретом. Как вы думаете, что в нём?
Ответы.
­ Нет в сундучке ни злата, ни серебра, нет в нём алых ленточек и разноцветных
платочков, а живут там разные загадки. А вы любите загадки?
Любим.
­Тогда, отгадывайте.
На стене висит болтается,
За него всяк хватается.
Полотенце.
­ Ну, смекалка, ну, сноровка, как отгадываете ловко. А ну – ка, доставай
отгадку из сундука. А теперь давайте, девицы и молодцы, вы мне загадки
загадывайте!
Дети
Верчусь, верчусь – не потею,

В реализации данной дополнительной образовательной программы «С чего начинается Родина?» участвуют дети старших и подготовительных групп, она рассчитана на 2 года.

Курс краеведения «С чего начинается Родина?» является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у дошкольников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.

Эта мысль прослеживается, как одна из главных задач нашего детского сада – воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой родины. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с родным городом Назарово, Красноярским краем

Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у детей гражданского мировоззрения.

Новизна и теоретическая значимость образовательной программы «С чего начинается Родина?» заключается:
в уточнении структуры и содержания краеведческой культуры применительно к дошкольному возрасту;
в определении критериев и уровней сформированности краеведческой культуры дошкольника;
в создании системы формирования краеведческой культуры у дошкольников

Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости: вовлечение детей и родителей в поисковую, исследовательскую деятельность; реализация индивидуального подхода; формирование и апробация блока диагностических методик, позволяющих управлять процессом становления краеведческой культуры дошкольников.

Основные организационные формы:
непосредственно-образовательная деятельность;
в свободной деятельности;
целевые прогулки по городу;
экскурсии с различной тематикой о городе;
праздники, развлечения;
тематические выставки;
тестирование по нравственно- патриотическим способностям детей;
встречи с участниками исторических событий, людьми искусства;
работа в мини-музеи детского сада «Русская изба».

Методы и приемы:
диалоги; беседы, рассказ воспитателя, родителей;
игры-практикумы, сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные игры;
проблемные ситуации;
проектирование;
конкурсы, викторины;
экспериментирование;
коллективно-творческие дела;
наблюдения;
целевые прогулки и экскурсии;
рассматривание картин, иллюстраций.

Цель и задачи данной образовательной программы

Цель:
Формирование у воспитанников ДОУ целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, чувства собственного достоинства, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры общения.

В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи программы:
Обучающие:
Развивать познавательный интерес к изучению родного города, края.
Формировать знания о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.
Способствовать социализации воспитанников.
Обогатить знания дошкольников о городе Назарово, его истории, достопримечательностях, богатствах города, людях-тружениках.
Развивающие:
Развивать личностные интегративные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу.
Прививать навыки познавательной творческой деятельности.
Развивать творческие способности детей.
Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства города, края.
Воспитательные:
Формировать активную жизненную позицию через изучение природы родного края.
Прививать навыки здорового образа жизни.
Воспитывать уважение к труду назаровцев, создающих красивый город.
Усилить роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании детей.

Ожидаемый результат:
Дошкольники будут знать:
Особенности природы родного края (характерные признаки сезонов, типичных представителей животного и растительного мира, полезные ископаемые, охраняемые растения.
Наиболее важные исторические события истории родного города и края.
Символику города и края.
Писателей и поэтов города и края, их творчество.
Национальный состав края, обычаи, игры, виды жилищ, предметы быта, элементы народного творчества.
Дошкольники будут уметь:
Вести самостоятельные наблюдения в природе.
Узнавать изученные растения и животных.
Работать с элементами народного творчества.
Применять игры разных народов края для организации собственного досуга.
Применять полученных знаний о Назарово в добрых делах и поступках на благо родного города.
Творчески мыслить и рассуждать.

Механизм отслеживания результатов:
— анализ детской деятельности (рассказы о городе, творческие работы, детские проекты, сюжетно-ролевые игры с общественной тематикой, дидактические игры)
— наблюдение за поведением и общением детей (положительная направленность поведения, проявляющаяся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ и общественных местах)
— анкетирование родителей.

Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой культуры будет осуществляться через блок диагностических методик.

Уровни усвоения программы

Низкий
Объем представлений о растениях и животных Красноярского края незначителен. Ребенок знает некоторые признаки внешнего строения, яркие особенности поведения движения, отдельные части растений. Интерес к природе не постоянен, эмоциональные реакции в общении с ней слабо развиты. Знает домашний адрес. Умеет ориентироваться в помещении детского сада и на территории детского сада.

Средний
Ребенок узнает и называет несколько растений, некоторых животных, опираясь на отдельные признаки. Интерес и желание ухаживать за растениями и животными не устойчивы. Имеет представление о природных богатствах недр Красноярского края. Знает, что такое Красная книга; какие растения и животные Красноярского края занесены в нее. Знает понятие «улица» «город», знает название прилегающих к детскому саду улиц. Знаком с достопримечательностями города Назарово.

Высокий
Ребенок знает достаточно большое количество растений и животных Красноярского края, их характерные признаки. Правильно определяет их принадлежность к живым существам на основании выделения у конкретных объектов признаков живого. Проявляет интерес к особенностям их жизни, радость от общения, сочувствие попавшим в беду. Знаком с проблемой загрязнения окружающей среды. Знает свой полный адрес, памятные места и историю города Назарово. Знает о городах края, их достопримечательностях, символике. Знает обычаи, традиции русского народа, других народов Красноярского края.

Основное содержание программы

Работая по данной программе, будет более эффективной при создании в группе предметно-пространственной среды, которая включает в себя:
— Уголок «Город мой Назарово», в котором дети могут заниматься разными видами деятельности – смотреть, и читать книги о городе современном и старинном; решать познавательные задачи о городе; путешествовать по районам города (карта);
-Уголок «Моя семья», где дети могут не только показать свои семейные фотографии, но и составить семейное дерево; или наоборот уединится одному, рассматривая фото;
— Центр Экологии и экспериментирования, где собраны коллекции полезных ископаемых, гербарии, макеты природных зон, растения и животные; Здесь дети проводят опыты, ведут наблюдения, изучают свойства предметов и материалов и утверждаются в своих предположениях;
— Библиотека - книги о Назарово, городах Красноярского края; картотеки: «Игры разных народов», «Загадки народов Сибири», «Пословицы, поговорки», подборка произведений и стихов местных авторов.

1. Растения Красноярского края. Растения луга, леса, водоёмов. Что нам даёт тайга. Лекарственные растения. Растения, которые надо охранять. Съедобные и несъедобные грибы. Практические занятия. Экскурсии в рощу, на водоём. Сбор гербария, осенних листьев, ягод, плодов. Посадка цветов, кустарников на территории детского сада.

2. Животные Красноярского края. Животные луга, леса, водоёма. Редкие животные своего края. Практические занятия. Экскурсии. Наблюдения за жизнью животных.

3. Полезные ископаемые Красноярского края. Добыча каменного угля. Практические занятия. Работа с образцами полезных ископаемых. Экскурсия в краеведческий музей — просмотр экспозиции «Назаровский разрез»

4. Воды Красноярского края. Знакомство с основными реками, озёрами своей местности. Значение рек, водоёмов в жизни людей. Практические занятия Экскурсии на водоёмы, определение скорости течения.

5. Карта. Ориентирование на местности с картой. Условные знаки карт. Знакомство с картой своего края, города. Практические занятия. Путешествия по карте.

6. Охрана природы. Правила поведения в природе. Практические занятия. Посадка растений, изготовление кормушек, скворечников, уборка мусора. Проведения экологических акций.

7. Прошлое своего края. Моя родословная, история моей семьи. Знакомство с историей города Назарово, Красноярского края. Памятники. Чтение книг по истории своего города, края.

8. Народы Красноярского края. Знакомство с национальностями, проживающими на территории Красноярского края, знакомство с обычаями, обрядами, народными играми, музыкой, танцами. Фольклор. Практические занятия. Народные праздники. Чтение легенд, сказок, разучивание народных песен.

9. Искусство. Культура. Знакомство с художниками, композиторами, писателями, поэтами Красноярского края и города Назарово. Практические занятия. Посещение выставок, встречи с интересными людьми города, чтение произведений.

Планирование

Первый год (старшая группа)
1. «Моя семья – моя радость» Беседа с творческим заданием.
2. Мой замечательный город (просмотр фильма)
3. «В гостях у предков» сказочный марафон
4. «Осень в родном городе» Экскурсия
5. «Мы все такие разные» Конкурс рисунков.
6. «Уважения достойны» Беседа о пожилых людях.
7. «Рождение города» (фотографии старого и нового города) сотрудничество с музеем
8. Знакомство с картой – схемой «Наш – город»
9. «История города в названиях улиц» презентация исследовательских семейных проектов
10. «Достопримечательности города», «Памятные места города» Экскурсии
11. «Природа вокруг нас»
12. «Как растения дают нам кислород» (опыты, эксперименты)
13. «Сад на окошке» Акция.
14. «Символика города (герб, флаг, гимн)» Игра
15. Составление кроссвордов о животных, растениях края: «Что это? Кто это?».
16. Конкурс «Герб моей семьи»
17. «Кому нужна моя помощь?» Разведка добрых дел.
18. «Памятники города» (экскурсия по городу)
19. «Они служили в Армии» Встреча с родственниками детей
20. «Вам, защитники Отечества!» Акция.
21. «Река Чулым» Путешествие по карте.
22. «Кто живет с нами рядом» знакомство с народами края
23. Встреча с местными поэтами и писателями.
24. «Традиции нашего народа» праздники, развлечения.
25. «Зеленые ладошки земли» Десант чистоты и порядка в детском саду
26. «Люблю тебя, мой Красноярский край». Музыкальный час.
27. Творческая деятельность «Пусть цветы радуют глаз»
28. «Наш город Назарово» путешествие по страницам журнала.
29. «С чего начинается Родина?» КВН

Второй год (подготовительная группа)
1. «По каким правилам мы живем» Игра.
2. «Мои права и обязанности» Беседа.
3. Как живут наши друзья (целевая прогулка по территории детского сада, условия для жизни растений)
4. «Город, в котором я живу» Конкурс рисунков.
5. «История нашего края» Беседа с презентацией
6. «Что значит быть хорошим сыном и дочерью» Беседа.
7. «Почему меня так назвали» Презентация детских проектов
8. «Кто живет в лесах Красноярского края»- виртуальная экскурсия по лесам
9. «Животные – рекордсмены» Просмотр видеофильма
10. «Спешите творить добро!» Ситуативный практикум
11. «Дорогая моя столица края» Заочное путешествие по городу Красноярску.
12. «Города и села Красноярского края на карте» исследовательская деятельность
13. «Из истории края» рассказы детей, подготовленные с родителями.
14. Музыкально – литературная гостиная «Песни и стихи для тебя Красноярский край»
15. «Макет города» (изготовление)
16. «Богатыри земли Русской» Занятие – вернисаж.
17. «Флаги и гербы» Беседа с творческим заданием.
18. «Мой папа – мастер на все руки» Презентация семейных творческих работ
19. Д/и «Растения нашего леса» составление альбома
20. «Полезные богатства края» -экспериментирование
21. Экскурсия «Аллея славы шахтеров»
22. «Животные нашего края» изготовление макетов природных зон
23. Животные из Красной книги. Просмотр видеофильма
24. Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края.
25. «День птиц» Викторина.
26. Встреча с ветеранами -назаровцами
27. «Там, где погиб неизвестный солдат» Выставка рисунков.
28. «Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь» Фестиваль творчества о Красноярском крае

Учебно-методические средства обучения

1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997.
2. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.
3. Воспитание детей через приобщение их к истории родного края / З. Герасимова, Н. Козачек // Дошкольное воспитание.- 2001. — №12. – C. 47-52.
4. Зимина А.Н. Государственные праздники для дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
5. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
6. Комратова М.Г., Грибова Л.Ф. С чего начинается Родина… // Управление ДОУ №6, 2003, с. 82.
7. Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Ред. Л. А. Кондрыкинская.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 192 с.
8. Миронова, Л. П. Люби и знай родной свой край / Л. П. Миронова // Воспитатель ДОУ.- 2008.- №1.- C. 17-23.
9. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Сост. Н.А. Арапова-Пискарева. – М., 2005.
10. И. Рыбалова Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // Д.в. №6, 2003, с. 45.
11. Рубцова Н.И. Использование национально-регионального компонента в образовательной работе с детьми.// Мир детства №4, 2001, с. 39.
12. Памятники истории и культуры Красноярского края. В четырёх выпусках. – Красноярск, 1989.
13. Николаев, Р. Фольклор народов Сибири. Красноярск, 1993.
14. Кириллов, М.В. Природа Красноярска и его окрестностей, Красноярское книжное издательство, 1991.

Акция «Сохраним родные леса»

Фольклорный праздник «Ярмарка»

Макет нашего города

Беляева Валентина Юрьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: д/с "Золотой ключик" - филиала АН ДОО "Алмазик"
Населённый пункт: г. Ленск, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: авторская методическая разработка
Тема: "Перспективное планирование по краеведению"
Дата публикации: 22.03.2018
Раздел: дошкольное образование

Перспективное планирование по краеведению

филиала АН ДОО «Алмазик», г. Ленска Республики Саха (Якутия)

под руководством старшего воспитателя детского сада Беляевой В. Ю.

начинается

родного дома и двора, детского сада, леса и речки, расположенных рядом,

поселяется

человека

возраста

остается в нем, как самое дорогое, на всю жизнь.

Использование

краеведческого

материала

образовательной

деятельности

способствует

формированию

Родине; воспитанию эмоционально положительного отношения к тем местам,

развивает

понимать

окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы,

ее истории; стремление принести посильную помощь своему краю.

Образовательный уровень кружковой работы по краеведению:

Расширение

представлений

(природе,

животном

растительном

достопримечательностях, людях, прославивших его). Интеллектуальный и

нравственный рост личности ребенка.

Формы

организации

образовательной

деятельности:

групповые,

подгрупповые, индивидуальные всех видов детской деятельности.

Цель образовательной деятельности по краеведению: пробудить у детей

интерес к родному краю; сформировать чувство сопричастности к его жизни

и ответственность за его будущее.

Задачи

Образовательные:

Расширить

систематизировать

элементарные

географические

естественнонаучные представления дошкольников о родном крае.

Познакомить

разнообразием

формировать

понимание

зависимости

строением

растений и животных и условиями их существования.

Уточнять и расширять представления детей о труде людей в городе

Ленске. Подводить детей к самостоятельным выводам об общественной

значимости труда, о взаимосвязи различных видов труда.

Расширять представления детей об историко-культурных особенностях

региона; местных обычаях и традициях.

Формировать

соответствующим

возрасту

словарным запасом.

Развивающие:

Заложить

естественнонаучного

мышления,

научного

познания природы.

Развивать

любознательность,

творческий

потенциал,

фантазию

воображение.

Развивать

коммуникативные

способности

взаимодействии

сверстниками и взрослыми.

Воспитательные:

Воспитывать

бережное

отношение

историческому и культурному наследию.

Воспитывать активную жизненную позицию личности в познании

окружающего.

Первый год (5-6 лет)

Блок

Задачи

Мой родной

город Ленск

Познакомить детей с историей города Ленска;

дать элементарные представления о городе, его

местоположении, достопримечательностях.

Воспитывать у детей любовь к родному городу,

желание сделать его еще красивее.

Величавая

красавица Лена

Расширять представления о реке Лене.

Учить детей прогнозировать последствия негативного

воздействия человека для реки.

Таежный край

Формировать у детей представления о некоторых

особенностях природы родного края. Воспитывать

бережное отношение к ее ценностям, развивать умение

активно защищать окружающую природу.

Кто построил

наш город

Дать детям представления о труде взрослых людей,

показать результаты труда и его общественную

значимость.

Расширять представления о труде строителей.

автотранспортны

предприятия,

речной порт

Познакомить с ведущими предприятиями города:

их работы для республики и страны.

Воспитывать уважение к людям труда и потребность

трудиться.

Они заботятся о

жителях города

Познакомить детей с людьми различных профессий,

заботящихся о жителях города: врачи, учителя, служба

МЧС, продавцы, почтальоны.

Второй год (6-7 лет)

Блок

Задачи

Все начиналось

Познакомить детей с историей города.

Познакомить с символикой города Ленска.

Воспитывать гордость за историческое прошлое

соотечественников.

Таежный край

Обобщить и систематизировать полученные ранее

представления о природе родного края.

Обобщать личный опыт гуманного взаимодействия

ребенка с окружающей природой.

Подземные

кладовые

Расширять представления о полезных ископаемых

родного края, алмазодобывающей и нефтегазовой

отрасли, их значении для развития района.

Народов дружная

Расширять представления о том, что Российская

Федерация – огромная многонациональная страна; о

том, как важно жить в мире со всеми народами,

знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.

Народ-труженик,

народ-творец

Расширять представления о труде взрослых, о

значении их труда для общества. Воспитывать

уважение к людям труда. Продолжать знакомить

детей с профессиями, связанными со спецификой

родного города. Развивать интерес к различным

профессиям, в том числе к профессиям их

родителей.

в старшей группе

Тема

Моя родословная.

Формировать чувство патриотизма через осмысление таких понятий,

как род, родители, Родина.

Улицы нашего города.

Познакомить с улицей, на которой расположен наш детский сад, ее

названием, достопримечательностями.

Мой город.

Продолжить знакомство с достопримечательностями города Ленска.

Закрепить домашний адрес (художественное творчество /

фотовыставка / моделирование).

Герб города Ленска.

Знакомство с символами городов. Чтение стихотворений и слушание

песни о Ленске.

Город-труженик.

Знакомство с ведущими предприятиями города (автотранспортные

предприятия, нефтегазовые, речной порт, аэропорт и др.), с

общественной значимостью труда людей разных профессий.

Река Лена.

Продолжить знакомство с рекой Леной, ее значением для жителей

города и республики. Формировать представления о необходимости

охраны водных ресурсов (видео презентация, экскурсия на берег реки,

рассматривание пути протекания реки на карте).

Величавая красавица Лена.

Знакомство с творчеством художников и поэтов, прославляющих

красоту реки Лены (просмотр видеофильмов, презентаций, посещение

выставки, художественное творчество).

Знакомство с картой, глобусом. Расположение Российской Федерации

Республики Саха (Якутия) на карте.

Символика государства и республики: флаг, герб, гимн.

Особенности природных условий Республики Саха (Якутия), тайга,

Флора и фауна Якутии.

Лекарственные растения. Красная книга Якутии.

Земля – наш общий дом. Учить устанавливать причинно-следственные

связи между природными явлениями. Подвести детей к пониманию, что

в природе все взаимосвязано, что и жизнь человека на Земле во многом

зависит от окружающей среды.

Природные условия тайги. Посещение краеведческого музея с

родителями.

Чисхан – якутский Дед Мороз. Рассказать детям о Чисхане, его

резиденции – п. Оймякон.

Ремесла предков. Изделия из бересты, резьба по дереву и кости.

Экскурсия в центр дополнительного образования «Сэргэ»: кружок

бисероплетения, выставочный зал. Художественная деятельность –

украшение туеска.

Якутские орнаменты. Украшение одежды, предметов быта.

Художественное творчество.

Якутские орнаменты. Художественное творчество.

Узоры чорона (декоративное рисование). Вызвать интерес к народному

творчеству.

Украшение чоронов, вырезанных из бумаги.

Народная мудрость.

Чтение по выбору детей из книги «Якутские сказки», беседа по

Самостоятельная деятельность детей: рассматривание иллюстраций,

художественное творчество.

Народная мудрость. Чтение произведений из книги «Якутские сказки».

Пересказ.

«Пою тебе, моя Якутия!» Конкурс стихов о Якутии. Фотопрезентация

Сергея Шестакова.

Видеопрезентация, рассматривание иллюстраций книг (вспомнить

традиционные занятия якутского народа: охота, оленеводство).

Знакомство с национальными подвижными играми «Куобах» (прыжки

на дальность), «Перетягивание палки», «Охотник» (метание в цель),

«Соколиный бой».

Знакомство с настольными якутскими народными играми.

«Мы в Якутии живем». Физкультурный досуг с родителями.

Выставка Кудриных.

«Природа нашего края», П. Фефилов.

Художественная деятельность детей «Мир вокруг нас глазами

художника».

Музыка с нами.

«Музыкальная шкатулка» - якутские национальные музыкальные

инструменты.

Хомус. Посещение выставочного зала центральной библиотеки.

Юные таланты города Ленска.

Концерт учащихся школы искусств.

Знакомство с якутскими национальными праздниками. Ысыах.

Творчество жителей города.

Знакомство с Тамарой Логачевой, ее поэзией. Сборники стихов

КВН «Знатоки родного края».

Презентация проекта для детей средней группы «Мы в Якутии живем».

Тематическое планирование кружковой работы «Мой край»

в подготовительной к школе группе

Тема

Моя семья.

Моя семья, семейные традиции.

Генеалогическое дерево (с родителями).

Семейные альбомы, фотографии.

Россия – Родина моя.

Беседа о древней Руси, рассматривание иллюстраций, слайдов.

Чтение былин, знакомство с Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем.

Мы – якутяне.

Работа с картой.

Природные климатические зоны, особенности флоры и фауны.

Экскурсия на выставку в центральную библиотеку: быт и традиции

якутского народа.

Знакомство с якутским эпосом «Ньургун Боотур стремительный».

Чтение отрывков эпоса.

Символы в жизни государства.

Флаг и герб нашего государства, республики, герб города. Принципы

создания гербов.

Составление с родителями герба семьи.

Слушание гимна России, Республики Саха (Якутия).

Наш город.

Целевая прогулка по близлежащим улицам.

Фотовыставка Сергея Шестакова «Мой любимый Ленск».

Подготовка детьми сообщений о любимых уголках города.

Презентация «Достопримечательности города Ленска».

Изготовление макета города.

Седая моя Мухтуя.

Рассматривание фотографий, иллюстраций со старыми зданиями,

Улицы современного Ленска, новые микрорайоны, памятник

Первопроходцам, стелла на Набережной.

Река Лена.

Экскурсия на берег реки Лены.

Знакомство

творчеством

художников

прославляющих

красоту Лены.

Достопримечательности Ленска (памятники, площадь, Центр досуга и

народного

творчества,

культуры

«Юность»,

дополнительного образования «Сэргэ»).

Беседа о людях труда, профессиях родителей.

Экскурсии.

Фото презентации.

Особенности природных условий Республики Саха (Якутия).

Чтение, рассматривание иллюстраций, посещение выставки, просмотр

Рисование (северные олени, северное сияние, тундра).

Природные условия тайги.

Посещение краеведческого музея с родителями.

Флора и фауна Якутии, полезные ископаемые.

Выставка и презентация в центральной библиотеке.

Знакомство с Красной книгой Якутии.

Труд жителей республики. Традиционные занятия.

Народная мудрость.

Чтение из книги «Якутские сказки».

Беседа по содержанию.

Самостоятельная деятельность детей: рассматривание иллюстраций,

художественное творчество.

Народная мудрость.

Сказки, пословицы, поговорки народов Севера.

Народные игры – отражение жизни.

Рассматривание иллюстраций книг (вспомнить традиционные занятия

якутского народа: охота, оленеводство).

Народные игры – знакомство с играми.

Физкультурный досуг «Мы в Якутии живем».

Знакомство с национальным костюмом.

Рассматривание национальных костюмов разных народов, истории

возникновения. «Хоровод дружбы» - рассматривание иллюстраций.

Головные уборы, одежда и обувь. Традиционные материалы народных

костюмов (на примере русского, якутского и др. костюмов).

Рассматривание

национальных

костюмах

(украшение

костюмов: вышивка, орнамент, мех).

Ремесла предков.

Изделия из бересты.

Резьба по дереву и кости.

Самостоятельное художественное творчество.

Якутские орнаменты.

Экскурсия в центр дополнительного образования «Сэргэ», кружок

бисероплетения, выставочный зал.

Самостоятельная

художественная

деятельность

развивающих

Беседа о якутских национальных праздниках «Оленьи бега», «Ысыах».

Видео презентация.

Национальные подвижные игры, состязания.

Подвижные игры «Куобах» (прыжки на дальность), «Перетягивание

палки», «Охотник» (метание в цель).

Ленск – труженик.

Знакомство

полезными

ископаемыми,

взрослых,

профессиями.

Творчество жителей города.

Знакомство

Логачевой,

(сборники

«Доброта», «Ветерок», «Иринкина азбука».

Знакомство с творчеством художников.

Экскурсия на выставку художников Кудриных.

Природа нашего края - П. Фефилов.

Самостоятельная деятельность детей «Мы – художники», «Мир вокруг

нас глазами художника».

Музыка с нами.

Якутские национальные музыкальные инструменты.

«Музыкальная шкатулка».

Юные таланты города Ленска.

Концерт учащихся школы искусств.

Якутский эпос.

Чтение отрывков, виды фольклора, конкурс пословиц и загадок.

КВН «Знатоки родного края».

ЛИТЕРАТУРА:

Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию. Дошкольное

воспитание, 2003, №3.

Кирзиенок И. В. Организация работы творческой группы в дошкольном

образовательном учреждении. Методист, 2007, №6.

Кудрявцева В. От педагогики повседневности – к педагогике развития.

Общая характеристика проекта развивающего дошкольного образования.

Дошкольное воспитание, 2005, №3.

Морозова Л. Метод проектной деятельности в дошкольном

образовательном учреждении. Детский сад от А до Я, 2006, №2.

Организация проектной деятельности в условиях формирования нового

Савенков А. И. Методика проведения учебных исследований в детском

саду. Самара, 2004.

Яковлев Ю. Б. Повышение инвестиционной привлекательности сферы

образования на основе технологий проектного управления. Методист,

НОД в старшей группе. Тема: «Знай и люби свой город»

Киселёва Светлана Михайловна воспитатель, МДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному развитию детей «Березка» № 80 г. Комсомольск на Амуре
Описание:
Предлагаю конспект НОД по краеведению для детей старшего дошкольного возраста по теме "Знай и люби свой город". Данный материал рекомендую воспитателям старших дошкольных групп.
Цель: Обогащать и закреплять знания детей об истории родного города.
Программные задачи:
Обогащать и закреплять знания детей о родном городе (историческое прошлое, современный город, его достопримечательности).
Способствовать развитию мышления в процессе сравнения города в прошлом и настоящем, памяти при разгадывании кроссворда.
Развивать диалогическую речь детей в процессе совместной беседы.
Развивать координацию движений в подвижных играх.
Воспитывать интерес и уважение к истории города, любовь к малой родине.
Оборудование и материалы:
макеты: «Машина времени», пароход «Колумб», памятный камень, кубики, узкая доска для подвижных игр, фотографии, кроссворд, строительный материал для имитации костра, ноутбук (или мультимедиа)

Макет «Машины времени», на котором изображены флаг и герб г. Комсомольска-на-Амуре
Пока произносятся слова, воспитатель открывает макет корабля с названием «Колумб»
Макет памятного камня (или его изображение на ватмане)
Слайд или фотография.
Слайд с изображением тайги
Слайд или фотография «Палаточной улицы»
Слайд «Деревянные избы»
Имитация костра
из строительного материала.
Смена слайдов о строительстве города
Кроссворд
Слайд с изображением современного города.
Фотографии с видами города
1 часть – вводная
Воспитатель: - Сегодня мы собрались с вами, чтобы погулять по нашему городу. Но прогулка будет необычная, я бы сказала – сказочная. Сказочная, потому что нам сегодня подарили «Машину времени». Давайте попросим «Машину времени» показать нам
прошлое.
Дети с воспитателем нажимают кнопки на «Машине времени», раздаётся звуковой сигнал, «Машина» выдаёт два варианта ответа:
1) Послушать рассказ о нашем городе.
2) Отправиться в путешествие во времени и самим узнать, с чего начинался наш город.
Воспитатель: - Какой вариант вам больше нравится?
(дети предлагают варианты, воспитатель поощряет выбор детьми второго варианта – путешествия во времени)
Воспитатель: - В пути нам понадобится внимание, хорошая память, ведь не каждому удаётся совершить путешествие во времени. По возвращению мы сможем рассказать о том, что мы видели, узнали нашим родителям, детям из других групп, друзьям. Вы готовы отправиться в путь? Тогда закрываем глаза и произносим слова:
«Палатка, землянка, тайга,
Мошки и ночь у костра.

В историю, «Машина», нас перенеси!»
2 часть - основная
Воспитатель: - Где мы с вами оказались? (ответы детей) Мы неслучайно с вами оказались на пароходе. Ведь первостроители города – комсомольцы прибыли на пароходах, один из которых назывался «Колумб». Они высадились на левом берегу реки Амур. В память об этом событии на берегу нашего города установлен памятный камень. Давайте прочитаем, что написано на этом камне.
Воспитатель: (читает надпись).- Значит мы на правильном пути. Но впереди болото.
Подвижная игра «Перейди болото по кочкам» (дети перебираются по «кочкам» - кубикам)
- А дальше совсем узкий мостик. Давайте переберёмся по нему на другую сторону.
Игровое упражнение «По мостику» (ходьба по узкой доске)

Воспитатель : - Ребята, трудно было переходить по мостику? (ответы детей) В то время не было асфальтовых дорог, они выкладывались досками и назывались – тротуары.

Воспитатель: - Вот мы и попали в глухую тайгу, точно так же как и первые строители города. А где же жить, укрыться от дождя и ветра, мошки и комаров? (предположения детей)

Здесь нет ничего вокруг. Стали комсомольцы ставить палатки это было первое жильё строителей. (Воспитатель обращает внимание детей на расположение палаток в ряд, как дома на улице).

Воспитатель: - Ребята, что это за дома? (ответы детей)
- Оказывается, до строителей нашего города здесь уже жили люди... Хотите я вам расскажу? Тогда давайте присядем отдохнуть вокруг костра и погреться, как делали это первостроители после тяжёлого трудового дня. Разведём костёр?... (дети усаживаются вокруг «костра»)
Рассказ воспитателя.
Читает отрывок из стихотворения «Моему городу» Л.Андреева
- Там, где нынче высятся кварталы
Из металла, камня и стекла,
Только горстка домиков стояла
Старого таёжного села.
Город наш был основан на месте села Пермское и нанайского поселения «Дзёмги». (в переводе с нанайского – берёзовая роща). Строительство нашего города началось с больших заводов самолётостроения и кораблестроения. Вокруг заводов выросли посёлки, где жили строители, рабочие, военные, архитекторы – все те, кто участвовал в строительстве. Трудно было первостроителям. Вот как они об этом вспоминают (чтение отрывка из стихотворения П.Комарова «Начало города»)…
Я припомнить всего не смогу
Про костры на ночном берегу
Про тайгу, что шумела вчера,
И про первый удар топора.

Это – чёрные гари во мгле
И постель на промокшей земле.
Это наш балаган у реки
И зелёные тучи мошки.

Я припомнить всего не смогу
Про землянки в декабрьском снегу.
Было страшно идти, не солгу.
В нелюдимую эту тайгу…
Название нашему городу дали в честь комсомольцев – первостроителей, а жителей нашего города называют – комсомольчане. Потом стали строить детские сады, школы, поликлиники, музеи, дворцы, больницы, вокзалы. Вырос большой и красивый город.

Нам пора возвращаться, но «Машина времени» перестала работать. Её смогут зарядить наши знания.

Разгадывание кроссворда

1. (по горизонтали) Какой памятник стоит на месте высадки первостроителей?
1. (по вертикали) В честь кого город носит название Комсомольск – на – Амуре?
2. Название реки, на которой построен наш город.
3. На месте какого села был основан наш город?
4. Название парохода, на котором прибыли первые строители нашего города.
5. Как называют жителей нашего города?
6. В чём жили первые строители города?
7. Коренные жители Приамурья.


Раздаётся звуковой сигнал.
Воспитатель: - Ваши знания пригодились, помогли заработать «Машине времени». Мы отправляемся в настоящее нашего города. Закроем глаза и произнесём слова:
«Палатка, землянка, тайга,
Мошки и ночь у костра.
Скажем мы все: «Раз, два, три!
В настоящее города нас перенеси!»
Воспитатель:
- В этом городе мы родились.
Нам в нём жить,
И историю нашу хранить.
Наши улицы, парки, дома
Полюбили мы навсегда!
Беседа по фотографиям
Вопросы к детям.
- Какой же наш город сейчас?
- Изменился ли наш город с тех пор? Как изменился?
- Какие места вам знакомы?
- В честь кого установлены эти памятники?
- А на каких улицах живёте вы?
- На какой улице расположен наш детский сад?
(Дети называют знакомые улицы, площади, памятники. Сравнивают город в прошлом и настоящем. Воспитатель уточняет и дополняет ответы детей.)
3 часть – заключительная
и выход в совместную деятельность
после занятия.
Воспитатель: - Ребята, мы побывали с вами в прошлом и настоящем нашего города. Где вам показалось лучше и почему? Что больше запомнилось, и что вы расскажете дома родителям о сегодняшнем путешествии во времени?
(ответы детей)
Воспитатель: - Давайте попросим «Машину времени» показать нам будущее города. Закрывайте глаза и произнесём слова:
«Палатка, землянка, тайга,
Мошки и ночь у костра.
Скажем мы все: «Раз, два, три!
В будущее города нас перенеси!»
Звучит звуковой сигнал.
Воспитатель: - «Машина времени» просит помощи у нас. Ведь в будущем городе будете жить вы… Каким вы его себе представляете? Какие будут дома, машины...? Давайте нарисуем наш «Город будущего».

Презентация на тему: Люби и знай свой город