Немецкий социолог К.Манхейм утверждает:быть молодым означает стоять на краю общества,быть во многих отношениях аутсайдером!расскройте это положение. Кто учит нас «играть по правилам»? Немецкий социолог манхейм утверждает быть молодым означает

Вопросы социологии знания исследовал известный немецкий социолог Карл Манхейм (1893-1947). В работе «Идеология и утопия» он отмечает, что методы мышления, с помощью которых мы принимаем самые важные для нас решения, осмысливая свою социальную судьбу, остаются обычно непознанными или не вполне доступны рациональному контролю и критике. Дело в том, что существуют такие типы мышления, которые не могут быть правильно поняты без выяснения их социальных истоков. Поэтому социология знания исходит не из индивида и его мышления, а из связей между людьми в рамках определенных социальных групп. Она соотносит формы мышления с коллективными действиями, посредством которых человек в духовном плане открывает для себя мир.

Эпохи социальной стабильности характеризуются отчетливо выраженным и старательно поддерживаемым единством, согласованностью мировоззрения людей. Разнообразие и несходство способов мышления становится явственным, когда имеет место вертикальная социальная мобильность, изменяющая социальный статус отдельных личностей и целых групп. В этих условиях образ мыслей «низов» становится важным и для «верхов», а прежде неосознаваемые начала человеческого мышления и деятельности начинают привлекать внимание ученых и политиков. В каждом обществе, утверждает Манхейм, есть социальные группы, главная задача которых заключается в том, чтобы создавать для данного общества интерпретацию мира. Он называет такие группы интеллигенцией. В стабильном обществе этот слой имеет благоприятные возможности для обретения прочного статуса и превращения в замкнутую «касту», наподобие индийских брахманов или средневекового духовенства. Здесь эти люди обладают монополией в деле контроля над формированием картины мира и над урегулированием противоречий, характеризующих мировоззренческие представления других социальных слоев.

Если такой слой интеллектуалов сплачивается в четко структурированный коллектив, примером которого может служить церковная организация, то существует возможность утверждения схоластического строя мышления. Последнее отличается известной отрешенностью от злободневных проблем и противоречий повседневной жизни, своеобразным академизмом и связанной с этим систематизацией воззрений при в общем-то случайном отборе исходных догматических утверждений или посылок. Победа той или иной секты в этом схоластическом споре может, однако, иметь далеко идущие последствия.

В наши дни монополии церковной интерпретации мира не существует, интеллигенция же рекрутируется из самых разных социальных слоев, и"она способна быть рупором, открыто выражающим соперничество различных типов мышления, вырастающих на основе определенного социального опыта. Иллюзия правильности только какого-то одного способа интерпретации мира при этом исчезает.

Манхейм полагает, что следствием этого явилось доминирование гносеологии, ставящей на место догматов о подлинном бытии анализ деятельности субъекта, познающего мир. В эпоху, когда образ мира был установлен твердо и неоспоримо, деятельность познающего субъекта считалась объективно обусловленной. Когда же единство такой картины стало невозможным, внимание устремилось на познающего субъекта, более доступного нашему пониманию, поскольку познаваемые объекты стали получать неоднозначные толкования. Значимым стало считаться только то, что мы можем контролировать в собственном восприятии.

Вместе с тем было понятно, что субъект есть ненадежная отправная точка в гносеологическом исследовании, ибо человек является лишь частью реального мира. Без опоры на убедительную онтологию или же на веру в подлинность некоторых основ бытия невозможно связать воедино смыслы и ценности человеческой жизни. Мы принадлежим к той или иной социальной группе прежде всего потому, что смотрим на мир ее глазами. Наши знания о мире с самого начала складываются в рамках совместной жизни социальной общности, к которой мы принадлежим. Человеческое знание, в сущности, коллективно, и оно предполагает наличие некоторого совместного знания, выражающего опыт общих переживаний, укорененный в бессознательном. Социологический подход к знанию, как подчеркивает Манхейм, выявляет внерациональную основу рационально выраженного знания. Он констатирует также, что гносеологический, психологический и социологический подходы к познанию возникают в строгой последовательности и при этом проникают друг в друга. Первые два из них исходят, так сказать, из индивида, его особых воззрений и интересов. Но в обществе действительно есть группы людей, реальная жизненная ситуация которых требует быстрого принятия рациональных решений, продумывания ситуации с точки зрения своих интересов, опоры на собственную волю и разум. Есть в обществе и другие группы, жизнь которых пронизана мифами, направляется традициями и авторитетами. Строго рациональный образ деятельности для них совершенно чужд и даже невозможен.

В свое время в становлении социальной и политической науки, по мнению Манхейма, немаловажную роль сыграли особые интересы абсолютистских государств. Деятельность этих государств опиралась на интерпретацию мира, не тож- дественную той, которую предлагала церковь. Для построения такой картины мира стали использоваться рациональная аргументация и научные выводы. Тем самым наука об обществе была приведена в соприкосновение с практикой; все более широкие группы людей стали осваивать научные способы мышления, имея в виду прежде всего выражение с их помощью своих интересов. Но политическая деятельность не тождественна научной дискуссии; цель политики вовсе не исчерпывается нахождением истины или доказательством своей правоты, а включает также устранение оппозиции.

Политический конфликт есть рационализированная форма борьбы за социальное господство, не исключающей дискредитацию и подавление оппонентов.

Если подобные подходы проникают в общественную науку, то и здесь начинаются разоблачения, срывание масок, раскрытие преступных мотивов и т.д. В связи с этим Ман- хейм вводит понятие идеологии, фиксирующее, как он полагает, тот факт, что мышление правящих групп может препятствовать осознанию ими некоторых сторон реальности, если это осознание способно подорвать их уверенность в своем господстве. Иными словами, в определенных обстоятельствах «коллективное бессознательное» социальной группы стабилизирует ситуацию тем, что скрывает от себя и от других действительное положение дел. Наоборот, утопическое сознание, как отмечается в работах данного автора, выражает духовную заинтересованность угнетенных групп в уничтожении или радикальном преобразовании существующего общества. Утопия концентрирует внимание лишь на тех чертах, элементах сложившейся ситуации, которые вселяют надежду на ломку утвердившегося строя. Она также отвращает от всего, что могло бы поколебать веру в успех.

И в том, и в другом случае весьма значимую роль играют бессознательные побуждения коллективных субъектов, обусловливающие односторонность их позиций, оценок, действий. Люди и раньше действовали, руководствуясь определенными идеями и усматривая в них непререкаемые ценности. Особенность современной ситуации, по Манхей- му, состоит в том, что мы вполне осознаем возможность ложного сознания, разновидностями которого он считает идеологию и утопию. Первоначально идеология понималась лишь как учение об идеях, претендующее на рациональную обоснованность. В марксизме идеология стала тол- коваться именно как ложное сознание, характеризующее прежде всего буржуазное мышление. Но было бы более последовательным признать, что к разряду идеологии относятся не только учения политических противников марксистов, но и их собственные воззрения, коль скоро они выражают жизненную позицию определенной социальной общности.

Существуют сферы мышления, «где нельзя себе даже представить наличие ни с чем не соотнесенного и не обусловленного социальной ситуацией знания»131. Здесь знание (относящееся, например, к области политики) может быть сформулировано только в соотнесении с некоторой позицией и некоторым специфическим социальным интересом, задающим и постановку проблемы, и концептуальные средства ее решения. В связи с этим возникает вопрос: какая социальная позиция оптимальна для постижения истины? Ясно, что ни одна из частных позиций охвата всей истины не обеспечивает. Значит, нужно стремиться «достичь известной открытости по отношению к возможному дополнению нашего знания видением с других социальных позиций»132. Избегая как идеологии, так и утопии, мы ищем реальность. Признание ограниченности частных позиций есть указание на существование некоего целого, к которому принадлежат эти части и в отношении к которому партийные аспекты выступают как дополняющие друг друга частичные истолкования целого.

Синтез частичных знаний о социальном целом есть динамический процесс, требующий постоянного возобновления и никогда не получающий окончательного завершения. Кто же может быть субъектом такого синтеза? История политического мышления, по словам Манхейма, показывает, что способность к синтезу свойственна тем средним классам, положение которых неустойчиво и которые в силу этого колеблющегося статуса ищут свое место мелсду крайностями. Но для того чтобы возможность синтеза реализовалась, нужна еще восприимчивость к иному, направленность на истинные ценности жизни. Это характерно для особого социального слоя, слабо связанного с любым из классов, не имеющего прочных социальных корней и составляющего, если использовать выражение А. Вебера, «социально свободно парящую интеллигенцию». Связь между различными группами интеллектуалов обеспечивается образованием. Именно высокая образованность выделяет их из других групп и оказывается здесь более важной, чем происхождение или имущественное положение. В содержании и всей организации современного образования так или иначе выражаются противоположные социальные устремления и тенденции, действие которых испытывает на себе образованный человек. Он знакомится с разными типами мировоззрения, с разными взглядами на сущее и должное в жизни общества. Наиболее значительные представители интеллигенции проявляют острую социальную восприимчивость, подвергая критической оценке все идеи и теории с учетом постоянно меняющейся ситуации. Они, может быть, не имеют строго однозначной приверженности к некоторой влиятельной социальной позиции, но зато они способны взять на себя трудную миссию выражения духовных интересов социального целого.


Одной из сторон социализации является социальная адаптация.
Социальная адаптация (от лат. adapto - приспособ-ляю) - это процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств. Конечно, есть люди, которые стремятся уйти от контактов с действительностью, замыкаются в себе, погру-жаются в мир собственных переживаний. Узкий круг пред-метов занимает их внимание; выбирая виды деятельности, они предпочитают те, которые не требуют согласованного совместного труда. Такие «раки-отшельники» -частые пер-сонажи литературных произведений. (Попытайтесь привести примеры.)
Однако большинство людей стремится органично вписаться в окружающую социальную среду. Свойство адаптации присуще всему живому, но человек осуществляет этот процесс осознанно. Прежде всего осваиваются наиболее устойчивые свойства этой среды, типичные способы социального поведения. Так, ребенок довольно длительное время адаптируется к такому учреждению, как школа: привыкает
к школьному распорядку, усваивает правила поведения, овладевает нормами коллективной деятельности, осваивает стиль общения с педагогом. Но это в основном внешние фор-мы адаптации. Главное состоит в том, что принимаются цен-ности определенного социального окружения. Представим себе человека, переехавшего из села в город. Сельская жизнь располагает к большей открытости и осведомленности о жизни односельчан, она предполагает и более активные формы влияния на тех, кто выбивается из общего ряда, на-рушает традиционные формы общежития. Городская жизнь, при всей ее скученности, значительно более анонимна и ав-тономна. Люди, долгие годы живущие в одном доме или да-же на одной лестничной площадке, подчас незнакомы друг с другом. Новому городскому жителю рано или поздно при-дется принять такой образ жизни, адаптироваться в иной среде, в противном случае его попытки активно вмешиваться в жизнь малознакомых людей будут приводить к постоянным конфликтам.
Из приведенного примера видно, что, хотя адаптация и носит непрерывный характер, особенно активно она происходит при смене социального окружения, видов деятельности.
Показателями степени адаптации могут служить успешное осуществление человеком своих социальных ролей, его высокий социальный статус, а также общая психологическая удовлетворенность социальной средой.
Социологи и психологи различают два типа адаптации. Первый характеризуется активным воздействием на социальную среду: человек не только осваивает сложившиеся формы взаимодействия людей, устоявшиеся нормы, ценности, но и в какой-то мере стремится изменить те, которые представляются ему несовершенными или устаревшими.
Второй тип адаптации - это пассивное восприятие целей и ценностей группы, окружения. Вы знаете, что поведение человека в данном случае называют конформным (от лат. conformis - подобный, сообразный). Внешним выражением конформности нередко служит послушность, когда безропотно выполняются все предписания. При этом, однако, внутренне человек может быть не согласен с групповыми нормами и ценностями.
Проанализируйте с этих позиций свою деятельность. Какой тип адаптации преобладает у вас?
НВ Основные понятия: социальный статус, социальная роль, ролевой набор, ролевой конфликт, социализация. эмины: авторитет, престиж, манипуляция.
Проверьте себя
1) Что такое социальный статус личности и чем он определяется? 2) Какие позиции включает прирожденный ста-
1. туе, достигаемый статус? 3) Что такое социальная роль? 4) Как соотносятся реальное поведение человека и его статусная роль? 5) В чем сущность ролевого конфликта? 6) Какую роль играют престиж и авторитет в стремлении людей изменить свой статус? 7) Раскройте особенности статусно-ролевой ситуации в юношеском возрасте. 8) В чем заключается процесс социализации? 9) Какова роль семьи в социализации личности? 10) Какое влияние на социальное становление личности оказывает школа? 11) Покажите противоречивое воздействие на взгляды человека средств массовой информации.
Подумайте, обсудите, сделайте
Проанализируйте свой собственный статусный набор.
Выделите предписанные и достигаемые статусы. Какой из
своих статусов вы считаете главным?
Приведите примеры, конкретизирующие ситуацию ро
левого конфликта.
Какую роль в вашей личной социализации сыграли се
мья, коллектив сверстников, школа, СМИ? Расположите их
по степени значимости. Были ли другие факторы, сущест
венно повлиявшие на ваше приобщение к социальным цен
ностям и нормам? Укажите их.
В социологии существует понятие «ресоциализация»,
означающее разрушение ранее принятых ценностей и моде-
лей поведения. В каких случаях это может произойти? При
ведите примеры.
Немецкий социолог К. Манхейм утверждает: «Быть
молодым означает стоять на краю общества, быть во многих
отношениях аутсайдером». Раскройте это положение, ис
пользуя понятия «социальный статус» и «социальная роль».
Разделяете ли вы этот вывод?
Существуют разные точки зрения на роль школы в
процессе социализации личности. Большинство считает, что
образование дает возможность детям из семей, занимающих
низкое социальное положение, обрести более высокий соци
альный статус. Но есть и те, кто убежден, что школа в со
временном обществе лишь закрепляет социальное неравен
ство, так как получить качественное образование могут
лишь дети из зажиточных семей. Какая из этих позиций
вам представляется более убедительной и почему?
Некоторые социологи, изучающие проблемы современ
ной семьи, пришли к выводу, что полноценно осуществлять
функцию социализации детей может лишь та семья, в ко
торой мужские и женские роли строго распределены. Дру
гие утверждают, что любую работу, связанную с воспитани
ем детей и ведением домашнего хозяйства, должен быть
готов выполнить любой из супругов. А как считаете вы?
Поработайте с источником
Прочтите отрывок из работы американского социолога Т. Парсонса (1902-1979).
Социализация ребенка
Термин социализация, как он постоянно определяется в литературе, связан преимущественно с процессом развития ребенка. И действительно, это очень важный момент в том, что мы назвали механизмами социализации, но следует заметить, что этот термин употребляется здесь в более широком смысле, а именно: он означает обучение любым ориен-тациям, имеющим функциональное значение для системы взаимных ролевых ожиданий. В этом смысле социализация, точно так же как и обучение, продолжается в течение всей жизни. Развитие ребенка - это только наиболее драматический момент, поскольку здесь этот процесс происходит очень глубоко.
Однако есть причина для того, чтобы выделять социализацию детей. Можно, по-видимому, считать, что из всех элементов личности, приобретаемых путем обучения, в некоторых отношениях наиболее стабильные и глубоко укоренившиеся - это модели ценностной ориентации, и совершенно очевидно, что они лежат в основе всего, закладываются в детстве и взрослые субъекты не меняют их сколько-нибудь серьезно. Существуют веские основания для того, чтобы рассматривать эти стандарты ценностной ориентации... как нечто, называемое иногда базисной структурой личности...
То, что иногда называют варварским вторжением в развитие новорожденных детей, есть не что иное, как основная особенность ситуации в обществе. Наряду с отсутствием у них биологической зрелости, основным фактором, определя-ющим положение ребенка, является обучение моделям по-ведения, ожидаемого от лиц его статуса в обществе. Данное изложение не касается того факта, что ребенок, обучаемый этим стандартам, имеет тенденцию сильно отклоняться от них, - через это он проходит на разных стадиях своего раз-вития. Но по мере приобретения все новых и новых стан-дартов отклонения сдвигаются в область тех стандартов, ко-торые еще не усвоены.
Парсонс Т. О социальных системах. -М., 2002. -С. 310-311.
Bill Вопросы и задания к источнику. 1) Какое значение придает автор термину «социализация»? 2) Что, на взгляд социолога, позволяет выделять социализацию в детском возрасте как особый этап? 3) Приведите положение, раскрывающее связь понятий «социализация» и «социальный статус».

Огромная роль на первом этапе социализации личности принадлежит семье. Главными воспитателями ребенка в ма­лой семье, конечно, являются родители. В большой семье воспитывают все: родители, старшие братья и сестры, ба­бушки и дедушки. Семья обеспечивает человеку его первич­ный социальный статус. В традиционном обществе она оп­ределяет социальное положение личности практически на всем протяжении ее жизни. В индустриальном обществе со­циальные позиции индивида, как мы уже отмечали, в даль­нейшем могут существенно отличаться от статуса его семьи, но и здесь ее влияние очень существенно.

Как правило, родители стараются быть достойными вос­питателями для своих детей и учить их только хорошему. Но бывает и так, что обстоятельства социализации ребенка в семье очень неблагоприятны. Семейных ситуаций, препят­ствующих полноценной социализации ребенка, к сожале­нию, немало. Дети могут оказаться заброшенными в силу безответственности родителей или в неполной семье, где мать все время вынуждена отдавать работе; могут подвер­гаться насилию, что нередко случается в семьях, где взрос­лые злоупотребляют алкоголем; могут стать свидетелями грубого обращения отца с матерью или другими детьми. Эти впечатления тяжело сказываются на всей последующей жизни человека. В подростковом возрасте большое влияние на социализацию личности оказывает группа сверстников. Здесь человек осваивает новый тип отношений - равный с равным. Правда, в группе также устанавливается определен­ная иерархия, появляется свой лидер. Но тем не менее в нормальных группах отношения строятся на взаимном со­гласии, а не на зависимости.

Одним из главных социализаторов каждого человека в современном обществе является школа. Это оказалось воз­можным, когда школьное образование в большинстве стран стало не только доступным, но и обязательным. Через сис­тему учебных занятий, организованных форм общения уча­щихся между собой и с учителем школа передает молодому поколению накопленные обществом знания, общепринятые социальные нормы, духовные ценности. Она ориентирует подростка в основных видах деятельности, готовит к их ос­воению.



Долгое время в школьном образовании господствовало от­ношение к ученику лишь как к объекту педагогического


Воздействия, который должен усвоить нормы общественной жизни и набор определенных ролей. Но постепенно пришло признание индивидуальности каждого ребенка, осознание того, что усвоение им норм и ценностей должно проходить в единстве с саморазвитием, самоизменением личности. Се­годня помочь раскрыть каждому его индивидуальные ресур­сы и возможности - важнейшая задача школы.

В современном обществе большую роль в социализации личности играют средства массовой информации. Нынеш­ний школьник проводит перед экраном телевизора, вероят­но, не меньше времени, чем за учебниками. Воздействие СМИ уже далеко вышло за рамки простого информирования населения о тех или иных событиях «в стране и мире». С журнальных и газетных полос, экранов телевизоров нас убеждают, призывают, нам растолковывают, советуют, дают образцы. Довольно часто за всем этим стоят интересы опре­деленной группы лиц, а не общества в целом или государ­ства. Поэтому сегодня многие сходятся во мнении, что СМИ служат не только носителями культуры, но и средством манипуляции (от лат. manus - рука, в первоначальном смысле означает «ручное управление»), т. е. неявного, неза­метного для того, на кого оказывается воздействие, побуж­дения его к определенным действиям, настроениям, отно­шению. Подробнее о том, как средства массовой инфор­мации влияют на личность, мы поговорим в следующих параграфах.

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

Одной из сторон социализации является социальная адаптация.

Социальная адаптация (от лат. adapto - приспособ­ляю) - это процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств. Конечно, есть люди, которые стремятся уйти от контактов с действительностью, замыкаются в себе, погру­жаются в мир собственных переживаний. Узкий круг пред­метов занимает их внимание; выбирая виды деятельности, они предпочитают те, которые не требуют согласованного совместного труда. Такие «раки-отшельники» -частые пер­сонажи литературных произведений. (Попытайтесь привес­ти примеры.)

Однако большинство людей стремится органично впи­саться в окружающую социальную среду. Свойство адапта­ции присуще всему живому, но человек осуществляет этот процесс осознанно. Прежде всего осваиваются наиболее ус­тойчивые свойства этой среды, типичные способы социаль­ного поведения. Так, ребенок довольно длительное время адаптируется к такому учреждению, как школа: привыкает


К школьному распорядку, усваивает правила поведения, ов­ладевает нормами коллективной деятельности, осваивает стиль общения с педагогом. Но это в основном внешние фор­мы адаптации. Главное состоит в том, что принимаются цен­ности определенного социального окружения. Представим себе человека, переехавшего из села в город. Сельская жизнь располагает к большей открытости и осведомленнос­ти о жизни односельчан, она предполагает и более активные формы влияния на тех, кто выбивается из общего ряда, на­рушает традиционные формы общежития. Городская жизнь, при всей ее скученности, значительно более анонимна и ав­тономна. Люди, долгие годы живущие в одном доме или да­же на одной лестничной площадке, подчас незнакомы друг с другом. Новому городскому жителю рано или поздно при­дется принять такой образ жизни, адаптироваться в иной среде, в противном случае его попытки активно вмешивать­ся в жизнь малознакомых людей будут приводить к посто­янным конфликтам.

Из приведенного примера видно, что, хотя адаптация и но­сит непрерывный характер, особенно активно она происхо­дит при смене социального окружения, видов деятельности.

Показателями степени адаптации могут служить успеш­ное осуществление человеком своих социальных ролей, его высокий социальный статус, а также общая психологичес­кая удовлетворенность социальной средой.

Социологи и психологи различают два типа адаптации. Первый характеризуется активным воздействием на соци­альную среду: человек не только осваивает сложившиеся формы взаимодействия людей, устоявшиеся нормы, ценнос­ти, но и в какой-то мере стремится изменить те, которые представляются ему несовершенными или устаревшими.

Второй тип адаптации - это пассивное восприятие целей и ценностей группы, окружения. Вы знаете, что поведение человека в данном случае называют конформным (от лат. conformis - подобный, сообразный). Внешним выражением конформности нередко служит послушность, когда безропот­но выполняются все предписания. При этом, однако, внут­ренне человек может быть не согласен с групповыми норма­ми и ценностями.

Проанализируйте с этих позиций свою деятельность. Ка­кой тип адаптации преобладает у вас?

НВ Основные понятия: социальный статус, социальная роль, ролевой набор, ролевой конфликт, социализация. эмины: авторитет, престиж, манипуляция.

Проверьте себя

1) Что такое социальный статус личности и чем он опре­деляется? 2) Какие позиции включает прирожденный ста-


Туе, достигаемый статус? 3) Что такое социальная роль? 4) Как соотносятся реальное поведение человека и его ста­тусная роль? 5) В чем сущность ролевого конфликта? 6) Ка­кую роль играют престиж и авторитет в стремлении людей изменить свой статус? 7) Раскройте особенности статусно-ролевой ситуации в юношеском возрасте. 8) В чем заключа­ется процесс социализации? 9) Какова роль семьи в социа­лизации личности? 10) Какое влияние на социальное ста­новление личности оказывает школа? 11) Покажите противоречивое воздействие на взгляды человека средств массовой информации.

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Проанализируйте свой собственный статусный набор.
Выделите предписанные и достигаемые статусы. Какой из
своих статусов вы считаете главным?

2. Приведите примеры, конкретизирующие ситуацию ро­
левого конфликта.

3. Какую роль в вашей личной социализации сыграли се­
мья, коллектив сверстников, школа, СМИ? Расположите их
по степени значимости. Были ли другие факторы, сущест­
венно повлиявшие на ваше приобщение к социальным цен­
ностям и нормам? Укажите их.

4. В социологии существует понятие «ресоциализация»,
означающее разрушение ранее принятых ценностей и моде­
лей поведения. В каких случаях это может произойти? При­
ведите примеры.

5. Немецкий социолог К. Манхейм утверждает: «Быть
молодым означает стоять на краю общества, быть во многих
отношениях аутсайдером». Раскройте это положение, ис­
пользуя понятия «социальный статус» и «социальная роль».
Разделяете ли вы этот вывод?

6. Существуют разные точки зрения на роль школы в
процессе социализации личности. Большинство считает, что
образование дает возможность детям из семей, занимающих
низкое социальное положение, обрести более высокий соци­
альный статус. Но есть и те, кто убежден, что школа в со­
временном обществе лишь закрепляет социальное неравен­
ство, так как получить качественное образование могут
лишь дети из зажиточных семей. Какая из этих позиций
вам представляется более убедительной и почему?

7. Некоторые социологи, изучающие проблемы современ­
ной семьи, пришли к выводу, что полноценно осуществлять
функцию социализации детей может лишь та семья, в ко­
торой мужские и женские роли строго распределены. Дру­
гие утверждают, что любую работу, связанную с воспитани­
ем детей и ведением домашнего хозяйства, должен быть
готов выполнить любой из супругов. А как считаете вы?


Поработайте с источником

Прочтите отрывок из работы американского социолога Т. Парсонса (1902-1979).

Социализация ребенка

Термин социализация, как он постоянно определяется в литературе, связан преимущественно с процессом развития ребенка. И действительно, это очень важный момент в том, что мы назвали механизмами социализации, но следует за­метить, что этот термин употребляется здесь в более широ­ком смысле, а именно: он означает обучение любым ориен-тациям, имеющим функциональное значение для системы взаимных ролевых ожиданий. В этом смысле социализация, точно так же как и обучение, продолжается в течение всей жизни. Развитие ребенка - это только наиболее драматиче­ский момент, поскольку здесь этот процесс происходит очень глубоко.

Однако есть причина для того, чтобы выделять социали­зацию детей. Можно, по-видимому, считать, что из всех элементов личности, приобретаемых путем обучения, в не­которых отношениях наиболее стабильные и глубоко укоре­нившиеся - это модели ценностной ориентации, и совер­шенно очевидно, что они лежат в основе всего, закла­дываются в детстве и взрослые субъекты не меняют их сколько-нибудь серьезно. Существуют веские основания для того, чтобы рассматривать эти стандарты ценностной ориен­тации... как нечто, называемое иногда базисной структурой личности...

То, что иногда называют варварским вторжением в раз­витие новорожденных детей, есть не что иное, как основная особенность ситуации в обществе. Наряду с отсутствием у них биологической зрелости, основным фактором, определя­ющим положение ребенка, является обучение моделям по­ведения, ожидаемого от лиц его статуса в обществе. Данное изложение не касается того факта, что ребенок, обучаемый этим стандартам, имеет тенденцию сильно отклоняться от них, - через это он проходит на разных стадиях своего раз­вития. Но по мере приобретения все новых и новых стан­дартов отклонения сдвигаются в область тех стандартов, ко­торые еще не усвоены.

Парсонс Т. О социальных системах. -М., 2002. -С. 310-311.

Bill Вопросы и задания к источнику. 1) Какое значение придает ав­тор термину «социализация»? 2) Что, на взгляд социолога, позво­ляет выделять социализацию в детском возрасте как особый этап? 3) Приведите положение, раскрывающее связь понятий «социали­зация» и «социальный статус».


§ 5. Социальные ценности и нормы

Вспомните:

что означают понятия «ценность» и «пирамида ценнос­тей»? Какие моральные принципы и нормы вы знаете? Какова роль морали и права в жизни общества?

Духовные регуляторы социальной жизни разнообразны. Они могут выступать в форме ценностных ориентации, иде­алов, норм и принципов поведения. Все формы взаимосвя­заны и образуют иерархизированную систему, вершину которой составляют ориентации на ценности. Именно цен­ности определяют стратегическую направленность деятель­ности человека и общества. Когда ценности воплощаются в определенные правила, регуляция обретает форму конкрет­ной нормы поведения, деятельности.

Ценности и нормы изучаются различными науками. Ве­дущая роль в их исследовании принадлежит философии и этике, а также юридической науке. Существует особое фи­лософское учение о ценностях - аксиология.

Социология обращается к ценностям прежде всего как к фактору, играющему определенную роль в регуляции соци­альных взаимодействий, как к элементу культуры, который служит основой ценностно-нормативной системы социаль­ной регуляции.

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE

Молодежь в современном обществе (к § 13 «Молодежь в современном обществе»)

Что мы имеем в виду, когда говорим, что молодежь - это оживляющий посредник.

Здесь нас сразу же подстерегает ловушка. Когда я был молодым. Все считали, что молодежь прогрессивна по своей природе. Эта точка зрения впоследствии оказалась ошибочной, и мы узнали, что консервативные и реакционные движения также могут организовать и увлечь молодежь. Если мы утверждаем, что молодежь - это оживляющий посредник в социальной жизни, то целесообразно было бы точно указать на те ее элементы, которые, будучи мобилизованы и интегрированы, помогут обществу начать с начала.

С нашей точки зрения, одним из таких элементов, помимо духа авантюризма, которым молодежь обладает в большей степени, является тот факт, что она еще не полностью включена в status quo социального порядка. Современная психология и социология молодежи учат, что ключ к пониманию менталитета современной молодежи надо искать не только в развитии. ...

С нашей точки зрения, решающим фактором, определяющим воз­раст половой зрелости, является то, что в этом возрасте молодежь вступает в общественную жизнь и в современном обществе впер­вые сталкивается с хаосом антагонистических оценок.

Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей приро­де, она - потенция, готовая к любому начинанию. У моло­дежи еще нет закрепленных законом интересов ни экономиче­ских, ни ценностных, имеющихся у большинства взрослых людей. Этим объясняется тот факт, что в юности многие действу­ют как ревностные революционеры или реформаторы, а позднее, получив постоянную работу и обзаведясь семьей, переходят в обо­рону и выступают за сохранение status quo . На языке социологии быть молодым означает стоять на краю общества, быть во многих отношениях аутсайдером. И действительно, отличительной чер­той старшеклассников и молодых студентов является отсутствие закрепленной законом заинтересованности в существующем по­рядке - они еще не сделали своего вклада в экономическую и психологическую структуру. С моей точки зрения, эта позиция аутсайдера - гораздо более важный фактор, определяющий от­крытость и склонность к изменениям, чем биологическое созрева­ние. Кроме того, она совпадает с позицией других групп и инди­видов, по другим причинам оказавшихся на краю общества, таких, как угнетенные классы, люди свободных профессий - по­эты, артисты и т. д. Эта позиция аутсайдера представляет собой, конечно, лишь возможность, которую правящие круги могут либо подавить, либо мобилизовать и интегрировать движение.

Манхейм К. Диагноз нашего времени / К. Манхейм. - М., 1994. - С. 445-446.

Вопросы и задания. 1) Какие черты, по мнению автора, явля­ются характерными для молодежи? 2) Какой фактор автор счита­ет решающим в определении возраста половой зрелости? Приве­дите аргументы, которыми он подтверждает свою точку зрения. 3) С позицией каких других групп и индивидов совпадает соци­альная позиция молодежи? Чем автор объясняет причины этого совпадения? 4) Автор утверждает, что «молодежь ни прогрессив­на, ни консервативна по своей природе, она потенция, готовая к любому начинанию». Чем автор объясняет потенциальную готов­ность молодежи к любому начинанию? 5) Как вы считаете, можно ли отнести характеристики молодежи, названные автором, к объ­ективным признакам? Аргументируйте свою точку зрения. 6) По мнению большинства современных социологов, возраст молодости начинается примерно в 16 лет и заканчивается в 30 лет. Чем они объясняют наступление возраста зрелости? Совпадает ли позиция автора с позицией ученых-социологов?

Сопоставьте высказывания двух ученых.

1. Теперешняя западная молодежь не отличается ни агрессией «шестидесятников», ни их претензиями на роль культурного лиде­ра. Похоже, что эстафета западных «мальчиков» 60-х гг. (XX в. - Прим. ред.) перешла к нашим «детям перестройки». Во всяком случае, налицо определенная конфронтация поколений, одним из са­мых выразительных символов которой стала, как в прошлом на За­паде, музыкальная рок-культура. В то время как на Западе рок утратил свою бунтарскую роль и вошел в музыкальный обиход, за­няв свое место в ряду других музыкальных стилей, у нас он несет идеологическую нагрузку эпатирующего социокультурного протес­та. Неясно только, обладает ли наше молодое поколение такими же культурно-творческими потенциями, как молодые радикалы 60-х гг. (XX в. - Прим. ред.), и если предположить, что обладает, позволят ли обстоятельства проявиться им в полной мере.

2. По поводу молодых неформалов могу сказать следующее. У протеста цель - убрать, уничтожить и т. д. А когда протесту­ют неформалы, то они абсолютно не следуют цели отменить то, против чего они якобы протестуют. Они преследуют только одну цель: спровоцировать людей, чтобы они приняли участие в этом цирке, что мы и делаем и включаемся в их сценарий, изображая там роль врага, которая необходима по их сценарию. Так что про­тест несерьезный не только в плане своих последствий, но и по своим изначальным целям. Его цель - развлечь себя, позлить окружающих и, безусловно, принять участие в этой структуре. Общество должно быть уже не просто глупым, а шизофрениче­ским, чтобы воспринимать такой протест как нечто, с чем оно, об­щество, должно бороться.

Вопросы и задания. 1) Чем различается позиция этих ученых в оценке положения молодежи в современном мире? 2) Есть ли что-то общее в их оценке положения молодежи в современном мире? 3) С чьей позицией вы согласны? Аргументируйте свою точку зрения. 4) Есть ли что-либо верное в оценке молодежи авто­ром, с которым вы не согласны? Аргументируйте свой ответ.

4.1. Лев Николаевич Толстой в биографической трило­гии «Детство», «Отрочество», «Юность» рассказывает: «...Моя дружба с Дмитрием открыла мне новый взгляд на жизнь, ее цель и отношения. Сущность этого взгляда со­стояла в убеждении, что назначение человека есть стремле­ние к нравственному усовершенствованию... Но до сих пор... жизнь моя шла все тем же мелочным, запутанным и праздным порядком... Но пришло время, когда эти мысли с такой свежей силой морального открытия пришли мне в голову, что я испугался, подумав о том, сколько времени я потерял даром, и тотчас же, в ту же секунду захотел прила­гать эти мысли к жизни...»

1) Что социологи считают началом молодости? Как вы считаете, можно ли сказать, что началом молодости для ге­роя повести Л. Н. Толстого стал новый взгляд на жизнь? Обоснуйте свою точку зрения, опираясь на известные вам сведения из курса обществознания и свой жизненный опыт.

2) Какиепредставленныевышеидеи,высказанные Карлом Манхеймом, нашли подтверждение в приведенном отрывке из биографической повести Л. Н. Толстого?

4.2. Конфликт между поколением отцов и поколением детей стар как мир. Раскройте его причины, используя текстКарлаМанхейма.Опираясь на свой жизненный опыт, покажите пути преодоления данного конфликта.

4.3. Карл Манхейм утверждает, что правящие круги могут либо подавить, либо мобилизовать и интегрировать молодежное движение. Приведите примеры из истории и жизнисовременногообщества,когдаправящиекруги влияли на развитие молодежного движения. Всегда ли дан­ное влияние оказывало положительное воздействие на от­дельную личность и общество в целом?

Споры о молодежи существовали во все века, существу­ют они и в наше время, при этом нередко высказываются взгляды прямо противоположные. С какой из представлен­ных точек зрения вы согласны?

Молодежь не может быть консервативной, она всегда про­грессивна?

Асоциальное поведение молодых людей - это протест про­тив отживших общественных норм?

Основная причина конфликта между отцами и детьми в том, что поколение детей более образованно по сравнению с поко­лением отцов?

Единой молодежной субкультуры не существует?

Проект предложений к Закону о молодежи.

7.1. Проблемы современной молодежи России.

7.2. Молодежные движения в современной России.

8.1.Ты хочешь от отца наследства? Это - знанье. Другое ты в полдня прокутишь достоянье.

(С. Ширази)

8.2.Кто в детстве не получит воспитанья, Не будет счастья в жизни знать потом. (С. Ширази)

Социологи провели исследование того, что хотят взрос­лые от детей. Данные этого опроса приведены в таблице.

1) Проанализируйте: каковы приоритеты большинства взрослого населения страны.

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE

2) Что вас удивило? Почему?

3) Каковы приоритеты молодых людей вашего окруже­ ния: в чем они совпадают с приоритетами взрослых людей, в чем расходятся?

5) Используя курс обществознания и свой жизненный опыт, объясните:

а) в чем причина различий требований взрослых людей к подрастающему поколению и требований, предъявляемых молодым поколением к себе; б) в чем причина совпадения требований взрослых людей к подрастающему поколению и требований, предъявляемых молодым поколением к себе.