Факторы производства презентация к уроку по экономике (8 класс) на тему. Презентация "факторы производства" Машинисты –это класс

ученица 11 класса

Факторы производства

Скачать:

Подписи к слайдам:

Факторы производства
Работу выполнилаУченица 11 «э» классаГимназии № 405Попова Ольга
Факторы производства - используемые в производстве ресурсы, от которых в определяющей степени зависят количество, объем выпускаемой продукции. Спрос на факторы производства является производным: он существует лишь постольку, поскольку они участвуют в процессе производства.
Четыре основных фактора производства - в экономической науке - земля, труд, капитал, а также предпринимательская способность.
Земля
Земля как фактор производства охватывает все с/х угодья и городские земли, отведенные под жилищную или промышленную застройку, а также совокупность природных условий, необходимых для производства товаров и услуг.
Труд
Труд представляет собой целесообразную деятельность человека по созданию экономических благ, проявление совокупности умственных и физических способностей человека.
Капитал
Капитал включает в себя совокупность созданных прошлым трудом человека благ.
К факторам производства относится не весь капитал, а только реальный капитал - здания, сооружения, станки, машины и оборудование, инструменты и проч. - то есть все то, что используется для производства и транспортировки товаров и услуг.
Финансовый капитал (акции, облигации, банковские депозиты и деньги) к факторам производства не относится, поскольку не связан с реальным производством, а выступает в качестве инструмента получения реального капитала.
Современные экономисты различают: - физический капитал (производственный капитал) - природный капитал - человеческий капитал
Физический капитал
Физический капитал - вложенный в дело, работающий источник дохода в виде средств производства. Различают основной и оборотный капитал. Физический капитал - машины, оборудование и сооружения, используемые для производства товаров и услуг, плюс запасы сырья, полуфабрикатов и готовой продукции.
Природный капитал
Естественный, или природный капитал (англ. Natural capital) - экономическая категория, обозначающая минеральные, растительные и животные составляющие биосферы, рассматриваемые как средства производства кислорода, фильтрации воды, защиты от эрозии и других услуг экосистемы.
Человеческий капитал
Человеческий капитал - капитал в форме интеллектуальных способностей и практических навыков, полученных в процессе образования и практической деятельности человека. Человеческий капитал - в экономической науке - способность людей к участию в процессе производства.
Предпринимательская способность
Предпринимательская способность как фактор производства - это особый вид человеческих ресурсов.
Предпринимательская способность – это способность объединять все факторы производства в каком-то производстве, способность рисковать и внедрять в производство новые идеи и технологии.
Предпринимательский талант предполагает особые способности человека, заключающиеся в его умении:- организовывать производство и выпуск товаров и услуг путем соединения всех необходимых факторов производства; - принимать основные решения по управлению производством и ведению бизнеса;
- рисковать денежными средствами, временем, трудом, деловой репутацией, поскольку деятельность на рынке связана с большой неопределенностью, а результат не гарантирован; - быть новатором, т.е. внедрять новые технологии, новые продукты, методы организации производства.
Информация
Одним из ключевых экономических ресурсов на современном этапе развития общества является информация.
Обладание достоверной информацией является необходимым условием для решения стоящих перед экономическим субъектом проблем. Вместе с тем даже полная информация не является гарантией успеха. Умение использовать полученные сведения для принятия наилучшего при сложившихся обстоятельствах решения характеризует такой ресурс, как знания.
Носителями этого ресурса выступают квалифицированные кадры в сфере управления, продажи и обслуживания покупателей, технического обслуживания товара. Именно этот ресурс дает наибольшую отдачу в бизнесе. «То, что отличает сильную компанию от слабой - это прежде всего уровень квалификации ее специалистов и управленческого состава, его знаний, мотиваций и устремлений»
В условиях рыночной экономики все перечисленные выше экономические ресурсы свободно покупаются и продаются и приносят своим владельцам особый доход:рента(земля); процент (капитал); заработная плата труда (управленческие способности); прибыль (предпринимательская способность).
Рента
Земельная рента - это цена, уплачиваемая за использование земли и других природных ресурсов, количества которых (их запасы) строго ограничены. Именно уникальные условия предложения земли и других природных ресурсов, их фиксированное количество отличает рентные платежи от заработной платы, процента, прибыли.
Если землевладелец сдает в аренду только землю как таковую, то арендная плата, т.е. сумма денег уплачиваемая арендатором землевладельцу, совпадает с земельной рентой.
Если же землевладелец сдает в аренду землю, на которой имеются сооружения, хозяйственные постройки и т.п., то в арендную плату входят: 1) рента, т.е. плата за пользование землей как таковой, и 2) ссудный процент, уплачиваемый за временное пользование приложенным к этой земле капиталом.
Следует так же заметить, что с точки зрения юридической земельная рента предполагает заключение договора аренды (имущественного найма) по которому в соответствии со статьей 606 ГК РФ арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.
Процент
Процент - плата, которую одно лицо (заемщик) передает другому лицу (кредитору) за то, что последний предоставляет первому во временное пользование денежные средства.
Уровень процента определяется соотношением между спросом и предложением на рынке ссудных капиталов и выражается в ставке процента, которая представляет собой отношение величины процента к величине денежной ссуды (исчисляется в расчете на год).
В странах с развитой рыночной экономикой, где существуют разветвленная сеть различных кредитно-банковских институтов и многообразие кредитных отношений, возникла иерархическая система процентных ставок.
Так, существуют ставки денежного рынка, используемые при краткосрочных ссудных операциях между кредитно-финансовыми институтами, включая государственные, - это официальная учетная ставка, ставки по казначейским векселям, векселям финансовых компаний и т.п.
На рынке ценных бумаг применяются ставки доходности облигаций. Отдельный класс составляют ставки процента по банковским операциям с небанковскими заемщиками и кредиторами, связанные с предоставлением кредитов и привлечением депозитов.
В зависимости от срока ссуды ставки процента подразделяются на краткосрочные и долгосрочные. Существует также плавающая процентная ставка - ставка процента по среднесрочным и долгосрочным кредитам, величина которой не фиксируется на весь срок кредита, а пересматривается через согласованные между кредитором и заемщиком интервалы времени в зависимости от изменения рыночной конъюнктуры и темпов инфляции.
Различают номинальные и реальные процентные ставки. Реальные ставки процента - это номинальные ставки, скорректированные с учетом темпа инфляции.
Заработная плата труда
Заработная плата - денежное вознаграждение, выплачиваемое работодателем за выполненный работником труд. Регулируется трудовым договором.
В зависимости от того, кем является работодатель или в зависимости от характера оказываемых услуг может называться по-разному: жалованье (гражданских чиновников), денежное содержание (военнослужащих), должностной оклад (руководящих кадров), заработок (домашней прислуги) и т.д.
Может начисляться либо пропорционально производительности труда (сдельная), либо пропорционально отработанному времени (повременная). К собственно заработной плате приравнены некоторые добавки и заменяющие ее элементы: регулярные премии, поощрительные выплаты, тринадцатая зарплата, пособия по болезни, выходные пособия в случае увольнения и др.
Применяются различные формы (премиальная, аккордная, коллективная, индивидуальная). Распространена организация заработной платы с помощью тарифной системы, включающей тарифные ставки I разряда, тарифные коэффициенты по разрядам квалификации, тарифно-квалификационные справочники, определяющие эту квалификацию.
Тарифная система носит обязательный характер для отраслей, финансируемых из государственного бюджета (единая тарифная сетка, устанавливаемая правительством). В частном секторе действует принцип полной свободы, за исключением размера минимальной заработной платы, определенного законом.
Прибыль
Прибыль предпринимателя (ПП) – предпринимательский доход, представляющий собой вознаграждение инвестору за риск, связанный с реализацией строительного проекта. При реализации строительного проекта с самого его начала и до момента передачи прав, либо сдачи в аренду или иного его использования возникает большое количество рисков различных видов.
К факторам риска относятся:Экономические и политические факторы; Социальные и региональные факторы; Предпринимательский фактор; Фактор условий строительства.
Чем больше суммарный уровень всех возникающих в процессе реализации проекта рисков, тем больше инвестор должен получить в качестве компенсации, прибыли. Прибыль предпринимателя в данном случае формируется, как и ставка дисконтирования, методом кумулятивного построения, формула расчета ПП: ПП=СУММА(R) + R безриск,
где:ПП – прибыль предпринимателя (инвестора) строительного проекта;СУММА(R) - суммарный уровень рисков, возникающих в процессе реализации строительного проекта;R безрисковая – отчищенная от риска норма дохода (безрисковая ставка).
Список используемой литературы:
ВикипедияГлоссарий.ruhttp://www.ecsocman.edu.ru/

Слайд 2

Факторы производства - это ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг. Например: для производства хлеба необходимы продукты (мука, вода, соль, сахар, дрожжи), оборудование для замеса теста и выпечки хлеба, а так же пекарь – все это и есть ресурсы.

Слайд 3

Классификация факторов

Традиционно выделяют: труд; капитал; земля, природные ресурсы; предпринимательские способности; информация; наука; техника и технологии.

Слайд 4

ТРУД

Труд - целесообразная деятельность людей используемая в производстве. Существует 2 вида труда: Преимущественно физический (все рабочие профессии) Преимущественно умственный (профессии требующие высшего образования).

Слайд 5

Виды труда в зависимости от полученного образования: Неквалифицированный (дворник, уборщица…), не требующие трудовых навыков. Малоквалифицированный труд - требуются первичные трудовые навыки или краткосрочное обучение (санитарка, нянечка, охранник…). Квалифицированный труд - требует средне-специального образования (колледж, техникум, ПТУ, курсы). Высококвалифицированный труд - требует получения высшего образования (врач, учитель, экономист, инженер…). Труд характеризуется: условиями труда, уровнем материального вознаграждения и продолжительностью.

Слайд 6

КАПИТАЛ- средства производства созданные человеческим трудом.

Виды капитала: 1. Основной капитал - участвует в процессе производства длительное время и постепенно, по частям, переносит свою стоимость на готовый продукт. Пример: здания, сооружения (мосты, тоннели …), машины, оборудование. Основной капитал может находится в 2-ух формах: в натуральном выражении (количество станков) и в стоимостном выражении (стоимость этих станков). Основные фонды характеризуются моральным физическим износом: Физический износ - потеря капиталом своих свойств с течением времени. Чем длительнее и интенсивнее используется капитал, тем выше его физический износ. Моральный износ - процесс обесценивания основного капитала в связи с появлением более дешевого или более производительного оборудования.

Слайд 7

КАПИТАЛ

2. Оборотный капитал - капитал, который оборачивается в процессе производства, участвует в одном производственном цикле и полностью переносит свою стоимость на готовый продукт. Пример: деньги на счёте и в кассе, сырьё и материалы, готовая продукция на складе, товары отгруженные покупателю, но не оплаченные.

Слайд 8

ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Природные ресурсы - это ресурсы, созданные самой природой и используемые в производстве. Пример: земля (пастбища, луга), вода, воздух, леса, полезные ископаемые.

Слайд 9

НАУКА

Наука – это теоретически систематизированные объективные знания. В потоке современных научных исследований можно выделить три основные направления: 1. Фундаментальные научные исследования – это исследования с целью получения новых знаний и выявления закономерностей изучаемых явлений. 2. Под прикладными понимают такие исследования, которые используют для решения практических задач. 3. НИОКР – научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки завершают соединение науки с производством, обеспечивая инженерную и научную проработку того или иного проекта.

Слайд 10

Технологии

Технология – это способ преобразования основных факторов производства(сырья, материалов) в готовый продукт; это совокупность различных операций по изменению размеров, свойств, форм предметов труда, методы их обработки и изготовления продуктов в процессе производства. Средствами выполнения технологического процесса являются технологическое оборудование, технологическая оснастка и специальные устройства.

Слайд 11

Схема взаимодействия факторов производства

Посмотреть все слайды

Слайд 2

Сравните: ресурсыи факторы производства

Слайд 3

Определения:

Ресурсы – это всё, что необходимо для производства товаров или услуг. Факторы производства – это ресурсы, приобретённые для производства конкретного товара или услуги.

Слайд 4

Почему деньги –это ресурс, но не фактор производства?

Слайд 5

Природные ресурсы – это естественные блага, которые используются для производства товаров или услуг

Слайд 6

К природным ресурсам относятся: земля как почва недра земли водоёмы воздух флора фауна Почему по мере индустриализации мировой экономики обостряются проблемы экологии?

Слайд 7

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ– ЭТО ТРУДОСПОСОБНЫЕ ГРАЖДАНЕ В ВОЗРАСТЕ ОТ 16 ЛЕТДО ПЕНСИОННОГО, ЗАНЯТЫЕ И БЕЗРАБОТНЫЕ Что означает ограниченность трудовых ресурсов? Почему при наличии вакантных рабочих мест существует фрикционная безработица?

Слайд 8

Капитальные ресурсы - ЭТО СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА, СОЗДАННЫЕ ЛЮДЬМИ И ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ТОВАРОВ И УСЛУГ

Слайд 9

Какая взаимосвязь между финансовым и физическим капиталом?

Слайд 10

Предпринимательство -это связанная с риском деятельность по производству товаров или услуг с целью получения прибыли.

Слайд 11

Сравните рисунки и вставьте пропущенное слово. Ответ аргументировать. Ресурсов всегда ……, чем потребность людей в них ресурсы потребности

Слайд 12

1 2 На основе графикаобъяснить концепцию: «Проблема ограниченности ресурсов – это недостаточность имеющихся ресурсов для производства необходимого объёма благ» Объём природных ресурсов на Земле 1 – имеющиеся ресурсы 2 – потребности в ресурсах 10000 лет до н.э. Время

Слайд 13

Резюме 1.Классификация факторов производства: Природные ресурсы «Земля» Трудовые ресурсы «Труд» Капитальные ресурсы«Капитал» Предпринимательство. 2. Затраты факторов производства входят в цену продукции. 3. Владельцы факторов производства получают доход. 4. Факторы производства ограничены. 5. Ресурсы надо использовать эффективно.

Слайд 14

Доходы владельцев факторов производства

Слайд 15

Ресурсы и доходы Факторы производства Доходы владельцев факторов производства Трудовые ресурсы Природные ресурсы Капитальные ресурсы Предпринимательство Зарплата Рента Процент Прибыль ИП ОАО

Слайд 16

Слайд 17

Формулы для расчёта дохода Номинальная W РеальнаяW = Индекс цен Рента= Цена земли х Процент Прибыль = Доход Затраты

Слайд 18

Особенности зарплаты Номинальная зарплата – это сумма, указанная на купюрах или монетах. Эту зарплату выплачивают. Реальная зарплата – это количество товаров, которое можно купить за номинальную сумму. Это покупательная способность денег. Во время инфляции реальная зарплата снижается. Две формы зарплаты: 1. Сдельная зависит от объёма продукции 2. Повременная зависит от продолжительности работы

Слайд 19

Вопросы и задания

Слайд 20

Какие ресурсы изображены? Назовите факторные доходы. Рис. 1 Рис. 2

Слайд 21

Рис. 3 Рис. 4 Какие ресурсы изображены? Назовите факторные доходы.

Слайд 22

Почему информация является фактором производства?

Слайд 23

В какой экономической системе используются примитивные орудия труда и устаревшие технологии?

Слайд 24

В какой экономической системе активно используются достижения научно-технического прогресса?

Слайд 25

Слайд 26

1. Что является фактором производства «капитал» ? А. Финансовый капитал Б. Деньги в кассе предприятия В. Промышленные роботы Г. Государственные облигации

Слайд 27

2. Что не является фактором производства? А. Токарный станок Б. Банковский кредит В. Железная руда Г. Слесарь

Ответами к заданиям 1–20 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

2

В приведённом ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Школьный класс; трудовой коллектив; родительская семья; агент социализации; СМИ:

3

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «общественный регресс».

1) движение, 2) изменение, 3) техническая революция, 4) совершенствование, 5) упадок, 6) деградация.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

4

Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Истинное знание всегда соответствует познаваемому объекту.

2. Критерием истинного знания является его соответствие интересам познающего субъекта.

3. Относительная истина - это знание, меняющееся по мере развития возможностей познания.

4. Истина связана с условиями места, времени и т.п., которые необходимо учитывать в процессе познания.

5. Истинное знание всегда разделяется большинством людей.

5

Установите соответствие между характеристиками и соответствующими видами мировоззрения

6

В стране Z преобладают экстенсивная технология и ручные орудия труда. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как традиционное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. основными социальными ячейками являются племя и большая семья

2. происходит рост численности городского населения

3. устная информация преобладает над письменной

4. интенсивно развивается инфраструктура

5. широко распространяются научные знания

6. господствует натуральное хозяйство

7

Выберите верные суждения о безработице и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. В условиях рыночной экономики существует естественный уровень безработицы.

2. Сезонная безработица вызвана структурными сдвигами в экономике.

3. Массовая безработица сопровождается снижением уровня жизни большинства населения.

4. Невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения трудовых услуг разной квалификации порождает циклическую безработицу.

5. Неосведомленность безработных о подходящих им вакансиях может быть причиной фрикционной безработицы.

8

Установите соответствие между характеристиками и видами конкуренции (конкурентных рынков): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

9

Вам предложено подготовить презентацию о факторах производства. Что из перечисленного может быть включено в слайд «Труд как фактор производства»? Запишите цифры, под которыми указаны. Соответствующие положения.

1. Факторный доход - прибыль.

2. Факторный доход - заработная плата работника.

3. Все виды природных ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства жизненных благ.

4. Ограниченность этого фактора обусловлена объёмом денежной массы в обращении.

5. Деятельность людей по производству товаров и услуг путём использования их физических и интеллектуальных возможностей, профессиональных навыков и опыта.

6. Ограниченность этого фактора обусловлена численностью трудоспособного населения; его территориальным размещением, профессиональной структурой, религиозно-культурными традициями и др.

10

11

Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Социальные конфликты могут носить как конструктивный, так и деструктивный характер.

2. Непонимание причин, вызывающих конфликт, может привести к увеличению его масштабов.

3. Стороны конфликта в ходе его развития способны объединяться для достижения поставленных целей.

4. Одним из путей разрешения социального конфликта является продолжение конфронтации.

5. Социальный конфликт всегда порождён экономическими причинами.

12

Учёные изучали потребительское поведение жителей стран Z и Y в условиях экономического кризиса. На гистограмме приведены данные (в % от числа отвечавших) о том, как в течение года изменился потребительский спрос.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Доля тех, кто стал покупать продукты более дешёвых марок, в стране Z больше, чем в стране Y.

2. Равные доли респондентов в обоих опросах отметили, что отказались от покупки некоторых продуктов.

3. Доля тех, кто стал покупать меньше продуктов, реже ходить в магазин, в стране Z больше, чем в стране Y.

4. Среди опрошенных в стране Z доля тех, кто отказался от покупки некоторых продуктов, больше доли тех, кто считал, что кризис не повлиял на потребительский спрос.

5. Среди опрошенных в стране Y доля тех, кто стал покупать меньше продуктов, реже стал ходить в магазин, больше доли тех, кто покупает продукты более дешёвых марок.

13

Выберите верные суждения о политической элите и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Политическая элита представляет собой немногочисленную самостоятельную группу, готовую принимать политические решения.

2. Политическая элита - группа людей, являющаяся источником власти в любом государстве.

3. К основным функциям политической элиты относят производство и потребление материальных благ.

4. Политическая элита выдвигает политических лидеров.

5. По отношению к государственной власти выделяют правящую элиту и контрэлиту.

14

Установите соответствие между вопросами и субъектами государственной власти РФ, к ведению которых они относятся

15

Глава государства Z является верховным главнокомандующим вооружёнными силами государства. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что форма правления государства Z - монархия? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Глава государства получает власть по наследству.

2. Наиболее знатные люди входят в число советников главы государства.

3. Законы принимает избранный гражданами парламент.

4. Государство состоит из нескольких административно-территориальных единиц.

5. Глава государства пользуется своей властью пожизненно.

6. При вступлении в должность глава государства приносит присягу.

16

Что из перечисленного ниже относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. защита Отечества

2. уплата законно установленных налогов и сборов

3. участие в управлении делами государства

4. выбор рода деятельности и профессии

5. сохранение исторического и культурного наследия

17

Что входит в систему права? Выберите из приведенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. правовой обычай

2. норма права

3. отрасль права

4. правовая санкция

5. институт права

6. судебный прецедент

18

Установите соответствие между действиями и элементами правового статуса работника в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

19

Кирилл Аркадьевич - прокурор. Найдите в приведённом списке действия, входящие в круг полномочий прокурора, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. представлять и защищать интересы обвиняемого в суде

2. изготовлять копии документов

3. осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства

4. обеспечивать законность и обоснованность государственного обвинения в ходе судебного производства по уголовному делу

5. осуществлять надзор за исполнением законов

6. составлять завещания, удостоверять верность подписи

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

20

«Политическая элита является одним из__________(А) политики. Её относят к институциональному компоненту__________(Б). Это узкий круг лиц, осуществляющих власть в обществе. В__________(В) принято делить этот общественный слой на две группы. Первая опирается на владение землёй, __________(Г), религию, происхождение, поэтому относится к традиционному типу. Основа второй, современной группы - политические знания, опыт, __________(Д) в вопросах социальной жизни. В первую группу трудно попасть, главными__________(Е) отбора людей становится их происхождение и личная преданность. Члены второй группы также регулируют процесс прихода новых лиц, но главное требование - профессионализм».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. политическая система общества

2. социальная структура общества

3. компетентность

4. критерий

5. субъект

6. экономика

7. богатство

9. политология

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Главное противоречие, с которым столкнулся современный человек, это резкое несоответствие между биологическими и социальными возможностями человека и цивилизационными возможностями, которые даёт ему мир, построенный по последним достижениям науки и техники. В силу чего возникает проблема: к какому состоянию идёт мир? Первый вариант: это может быть более развитый, прогрессирующий в экономическом, политическом, нравственном и ином отношении мир. Но может быть и иной вариант: мир, деградирующий по некоторым из этих отношений или по всем сразу. Но пока ясно только одно: человечество... получило к началу XXI в. в своё распоряжение очень мощные средства влияния как на природу, так и на общество...

Человек как социально-биологическое существо функционирует на стыке двух противоположных типов необходимостей. Необходимости первого типа - это совокупность биологических, социальных и иных потребностей. Среди них ведущими являются потребности, идущие от человеческого тела. Человеку необходимо есть, пить, отдыхать, нужен какой-то минимальный уровень комфорта, какой-то личностный круг общения и т.п. Всё это в определённом контексте может послужить основой для эгоистических стратегий человеческого существования. Так, в центр таких стратегий может быть поставлено благополучие одной конкретной личности, одной семьи, (какого-то круга людей, связанных между собой кровнородственными или деловыми связями, и т.п. ...

Необходимости второго типа связаны с социально-духовным содержанием человеческого сознания и, в первую очередь, с морально-этическими нормами, среди которых на первое место выходит человеческая совесть, понимаемая различными философскими школами по-разному. Но все эти школы сходятся в одном: именно совесть является неотъемлемым компонентом таких переживаний, как сострадание, альтруизм, героизм и т.п. Совесть также является одним из компонентов духовности... Ситуация современной жизни такова, что... бездуховность начинает пронизывать всё общество, и одним из наиболее опасных его следствий является понижение чувства ответственности личности. Такое понижение ответственности личности может осуществляться в некоем «коридоре» - от невнимания к объекту общения или управления и т.п. до полного игнорирования его потребностей и интересов. Если же бездуховная личность окажется в жизненно важных точках государственного, экономического, политического и т.д. механизма, то её неадекватные действия могут привести к различного рода катаклизмам.

(Т.Д. Стерледева, Р.К. Стерледев)

Какие два типа необходимостей человеческого существования отмечены авто- рами? С каким главным противоречием, по мнению авторов, столкнулся современный человек?

Показать ответ

Элементы:

1) два типа необходимостей (ответ на первый вопрос): совокупность биологических, социальных и иных потребностей; необходимости, связанные с социально-духовным содержанием человеческого сознания;

2) противоречие (ответ на второй вопрос): резкое несоответствие между биологическими или социальными возможностями человека и цивилизационными возможностями, которые даёт ему мир, построенный но последним достижениям науки и техники.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) ответ на вопрос : одним из самых опасных следствий бездуховности является понижение чувства ответственности личности;

(Ответ на вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.)

2) суждение , раскрывающее противоречивое влияние массовой культуры на духовность личности, например: произведения массовой культуры нередко пропагандируют насилие, что негативно сказывается на духовности личности; при этом массовая культура (в рамках просветительских программ) даёт возможность рядовому зрителю приобщиться к шедеврам мировой культуры. Может быть высказано иное суждение.

Суждение, раскрывающее не противоречивое влияние массовой культуры, а лишь любой из аспектов влияния, не засчитывается при оценивании

Авторы утверждают, что человечество получило к началу XXI в. очень мощные средства влияния на природу и общество. Назовите любое одно средство влияния на природу и одно любое средство влияния на общество и проиллюстрируйте примерами действие каждого из средств.

Показать ответ

В правильном ответе должны быть названы средства влияния и приведены соответствующие примеры :

1) ядерная энергия (например, после аварии на атомной электростанции радиоактивному заражению подверглись все компоненты природной среды региона);

2) электронные средства массовой информации (например, под влиянием информации СМИ граждане начали массово скупать иностранную валюту, создав кризисную ситуацию в банковском секторе).

Могут быть названы другие средства влияния, приведены иные примеры

Авторы предложили два варианта ответа на вопрос: к какому состоянию идёт мир? Какой из этих вариантов ответа представляется Вам более обоснованным? Используя обществоведческие знания, приведите три подтверждения своего мнения.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) вариант ответа на вопрос : более развитый, прогрессирующий мир ИЛИ мир деградирующий;

2) подтверждения :

в случае выбора первого варианта ответа на вопрос может быть сказано, что

Растёт продолжительность, уровень и качество жизни людей;

Активно развиваются наука и техника;

Развивается демократия и гражданское общество;

в случае выбора второго варианта ответа на вопрос может быть сказано, что

В современном мире не прекращаются войны, миллионы людей страдают от голода и болезней;

Велик разрыв в качестве жизни населения наиболее развитых ("золотого миллиарда") и беднейших стран мира;

Массовая культура транслирует произведения, не совместимые с ценностями морали, представлениями о прекрасном.

Могут быть приведены другие подтверждения выбранной точки зрения

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «инфляция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о причине(-ах) инфляции, и одно предложение, раскрывающее сущность любого вида инфляции.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) смысл понятия , например: инфляция - это процесс обесценивания денег и снижения их покупательной способности, проявляющийся в росте общего уровня цен;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о причине(-ах) инфляции, опирающейся на знания курса, например: Одной из причин инфляции является необоснованный рост денежной массы в обращении.;

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о причине(-ах) инфляции.)

3) одно предложение , раскрывающее с опорой на знания курса сущность любого вида инфляции, например: Ползучая инфляция характеризуется среднегодовым повышением цен на 3-5%.

(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знания курса сущность любого вида инфляции.)

С опорой на обществоведческие знания, личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую негативное отклоняющееся поведение. Приведите три примера неформальных негативных санкций, возможных в этом случае.

Показать ответ

В ответе должны присутствовать следующие элементы :

1) модель ситуации негативного отклоняющегося поведения: К. подвёл своих товарищей по работе: не выполнил взятых на себя обстоятельств по организации вечера, посвящённого юбилею старейшего сотрудника фирмы;

2) три примера неформальных негативных санкций, допустим:

Некоторые из сослуживцев отказались подавать ему при встрече руку;

Некоторые сослуживцы сделали ему замечание;

Художник нарисовал карикатуру.

Могут быть смоделирована другая соответствующая условию ситуация и приведены иные уместные примеры санкций

В стране Z правительство формируется блоком партий, победившим на выборах. Депутатские места (мандаты) в законодательном собрании распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти партии преодолели 5-процснтный барьер. К какому типу относится избирательная система страны Z? Как называется другой тип избирательной системы? Назовите отличие этих двух систем. Назовите любую общую черту избирательных систем в демократическом обществе.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :1) тип - пропорциональная избирательная система;2) другой тип - мажоритарная избирательная система:3) отличие , например: при пропорциональной системе избиратели голосу- ют за партийные списки, а не за конкретных кандидатов, как при мажоритарной системе.(Может быть сформулировано другое отличие);4) общая черта , например:- всеобщие равные выборы при тайном голосовании;- альтернативный характер выборов;- кандидаты предоставляют сведения о своих доходах.Могут быть приведены другие общие черты этих избирательных систем в демократическом обществе

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Система российского права». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Показать ответ

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. Понятие системы права.

2. Основные элементы системы права:

а) норма права;

б) институт права;

в) отрасль права.

3. Основные отрасли российского права:

б) гражданское право;

в) трудовое право;

г) уголовное право;

д) уголовно-процессуальное право и др.

4. Материальное и процессуальное право (могут быть приведены подпункты).

5. Публичное право:

а) конституционное (государственное) право;

б) уголовное право;

в) административное право и др.

6. Частное право:

а) гражданское право;

б) предпринимательское право и др.

7. Конституция РФ в системе российского права.

8. Отражение особенностей общественного развития в системе права.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1- 29.5).

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

29.1. Философия «Чем меньше люди знают, тем обширнее кажется им их знание». (Ж.-Ж. Руссо)

29.2. Экономика «Вопросы: что? как? и для кого? производить не составляли бы проблемы, если бы ресурсы не были ограничены». (П. Самуэльсон)

29.3. Социология, социальная психология «Человек есть принципиальная новизна в природе». (Н.А. Бердяев)

29.4. Политология «Главное завоевание демократии - право сказать "нет”». (Ю. Нестеренко)

29.5. Правоведение «Мудрый законодатель начинает не с издания законов, а с изучения их пригодности для данного общества». (Ж.-Ж. Руссо)