Для православных христиан 23 октября – это день памяти преподобного Амвросия Оптинского .
В этот день в соборе Оптиной пустыни, где старец посвятил себя служению Богу, правят , совершается торжественное богослужение и вспоминаются все благие дела, совершённые старцем.
В этот день многочисленные прихожане стремятся исповедаться в грехах и раздать нуждающимся милостыню. Житие Амвросия Оптинского исполнено любви к Богу и людям, веры и смирения.
Одноклассники
В соборе Оптиной пустыни имеется помещение, где жил преподобный старец. В этой комнате можно поставить свечу об упокоении души и помолиться о всякой нужде.
Амвросий Оптинский: биография
Преподобный Амвросий в миру носил имя Александр Михайлович Гренков . Он родился 23 октября 1812 года в Тамбовской губернии в семье духовного лица.
Александр окончил духовное училище и успешно прослушал курс в духовной семинарии. Однако далее он не пошёл ни в Духовную академию, ни в священники. Прослужив некоторое время в семье помещика домашним учителем, он пошёл преподавать в духовное училище в Липецке. Александр обладал от природы живым умом, добротой и весёлым нравом, чем заслужил любовь и уважение среди своих товарищей и сослуживцев.
Во время учения в духовной семинарии Александр перенёс тяжёлую болезнь. Именно в это время он дал обет принять монашеский сан в случае своего выздоровления. После выздоровления он не забыл о своём обете, однако ещё несколько лет не решался его исполнить.
Однако же муки совести не оставляли молодого человека. И чем дальше, тем больше он тяготился неисполненным обещанием. Весёлое и беззаботное настроение все чаще стало сменяться у молодого человека периодами тоски, и грусти. Много времени он проводит в слезах и покаянных молитвах. Старец рассказывал впоследствии, что однажды, когда он гулял по лесу и вышел к берегу ручья, в журчании воды он явно расслышал призыв любить Бога и хвалить его.
Оптина пустынь и рукоположение
По своему собственному признанию, Амвросий не отличался настойчивостью и сильной волей. Уже в старости он советовал своим духовным детям слушать его с самого первого слова и никогда с ним не спорить. Он объяснял это своей мягкостью и уступчивостью , из-за которой мог уступить своим ученикам, что было бы им не на пользу.
Уединяясь в своей комнате, Александр много молился перед иконой Богородицы и просил направить его и просветить его ум. Поскольку молодой человек никак не мог принять правильного решения и не знал, как ему поступить, он обратился за помощью и поддержкой к сподвижнику Иллариону, который проживал в той местности.
Илларион посоветовал молодому человеку пойти в Оптину пустынь и Гренков послушал его совета. В конце 1839 года он прибыл в Оптину пустынь, где его ласково встретил старец Лев.
Вскоре Александр принял постриг и получил имя Амвросия , которое было дано ему в память о Святителе Медиоланском . Амвросий был рукоположён в иеродьяконы, а затем в иеромонахи.
Когда преподобный Макарий Оптинский начал издавать книги, отец Амвросий стал его ближайшим и преданным помощником. Он знал 5 языков как древних, так и новых.
Очень скоро после рукоположения Амвросий тяжело заболел. Эта болезнь практически приковала его к постели и навсегда подорвала его здоровье. До самого конца своей земной жизни он не был в состоянии совершать литургии и участвовать в длительных богослужениях.
Благие дела и поучения
Тяжёлая болезнь, которая постигла преподобного Амвросия, имела немаловажное значение для его духовного подвига.
- В результате долгого недомогания его живой весёлый характер был значительно усмирён.
- Возможно, эта болезнь уберегла его от излишнего самомнения и помогла заглянуть внутрь себя и познать самого себя и природу человеческую. Впоследствии Амвросий утверждал, что монаху болеть даже полезно и надо только подлечиваться, а не излечиваться полностью.
- Отец Амвросий много помогал старцу Макарию в его издательской деятельности и продолжил это дело после смерти Макария. Под его надзором и непосредственным руководством было издано немало духовных книг, в том числе жизнеописание отца Макария.
- Однако издание книг – это далеко не единственное, чего жаждала душа преподобного. Он с жадностью искал общения с людьми и вскоре приобрёл репутацию мудрого и опытного наставника. Это касалось не только вопросов духовных, но и сугубо практических повседневных дел.
Преподобный Амвросий отличался очень живым и острым умом, большой наблюдательностью и проницательностью. Разум его был просветлён постоянной молитвой и глубокими познаниями, в том числе и в подвижнической литературе. Не прошёл даром и опыт самопознания и понимания человеческой природы. Отец Амвросий мог свободно видеть и читать в душе человека даже те потаённые страницы, в которых человеку было трудно признаться.
Поучения отца Амвросия
Однажды преподобному Амвросию заметили, что он говорит так просто. На это старец с улыбкой ответил, что этой простоты он просил у Бога в течение 20 лет.
После преподобных старцев Льва и Макария он стал третьим. Из всех учеников прославленных старцев он стал самым известным и почитаемым.
Характер и отношение к людям
Несмотря на то, что старец всю свою жизнь был весьма болезненным и немощным, он обладал весьма жизнерадостным характером и богато одарённой душой. Все свои наставления он давал людям в простой и даже шутливой форме, поэтому слушающие легко запоминали сказанное.
Однако если на то быдла необходимость, старец мог быть и строгим и весьма требовательным. Случалось, он «увещевал» неразумных с помощью палки или наложения епитимьи.
При этом преподобный не делал между людьми никаких различий. С ним мог говорить любой -от старой неграмотной крестьянки до столичного сенатора. К преподобному нередко обращались за советом и наставлением Соловьёв, Толстой, Достоевский.
Люди приходили к старцу с самыми разнообразными бедами и жалобами.
В характере старца сильна была ещё одна черта, характерная для русского человека: он очень любил что-либо создавать или устраивать. И других старец старался научить тому же. И если кто-то приходил к нему за благословением на подобное начинание. Старец не только охотно благословлял его, но и помогал практическими советами. До сих пор остаётся загадкой, откуда мог взять преподобный те глубокие познания в самых разнообразных областях, которыми он обладал и делился с окружающими.
Жизнь в Оптином скиту
Жизнь преподобного старца в пустыни протекала по строго заведённому расписанию:
- Его день начинался в 4 или 5 часов утра. Он вызывал к себе в это время келейника, чтобы начинать утреннее правило. Продолжительность правила составляла более 2 часов.
- После этого Амвросий в полном одиночестве предавался глубокой и готовился к дневному служению.
- В 9 часов утра у старца начинался приём посетителей. Вначале к нему могли пройти монахи, а после этого - миряне. Этот приём продолжался до обеда.
- В 2 часа Амвросий принимал скудную пищу и на некоторое время вновь оставался один.
- После этого читалась вечерня и продолжался приём посетителей.
- В 11 часов вечера совершалось вечернее правило и к полуночи старец оставался один.
Амвросий очень не любил молиться в присутствии посторонних и всегда просил всех выйти. Служитель, который читал правила, находился во время молитвы в другой комнате.
Последние годы жизни
Преподобный Амвросий совершал свой великий духовный подвиг на протяжении тридцати лет. В течение последних десяти лет свой жизни старец посвятил себя ещё одной заботе. В 12 вёрстах от Оптиной пустыни начато было строительство женской монашеской обители. Кроме монахинь там же обосновался приют для девочек-сирот, больница и для престарелых женщин. В строительстве этого монастыря преподобный старец видел не только материальную заботу, но и великий духовный подвиг, который и закончил его земную жизнь.
Скончался старец в 1891 году. Весь последний год он провёл в Шамординской женской обители, как будто торопился закончить начатое обустройство. Работа велась очень спешно и новая настоятельница очень нуждалась в советах и указаниях.
Из-за прогрессирующего заболевания старец все время откладывал свой отъезд из обители. Неожиданно пришло известие, что Преосвященный недоволен медлительностью Амвросия и собирается лично приехать и забрать его из Шамордино. Однако здоровье преподобного отца стремительно ухудшалось и в итоге Преосвященный успел лишь совершить отпевание старца Амвросия.
Старец Амвросий был похоронен на территории Оптиной пустыни. Тропка к его могиле не зарастала долгие годы, пока Оптина пустынь не была разорена и закрыта.
В 1988 году после возвращения пустыни Русской православной церкви старец Амвросий был причислен к лику святых. На иконе старец изображён в монашеском одеянии и с чётками в руках. Икона сохраняет портретное сходство с преподобным. Рака с его мощами находится сегодня на территории пустыни. 10 июля православные христиане отмечают как день обретения мощей преподобного старца Амвросия Оптинского. День памяти этого святого отмечают 23 октября.
Скит Амвросия Оптинского основан в Белоруссии в 2005 году. В настоящее время там проживают несколько монахинь и женщины, которые им помогают. Обращаться за помощью к иконе Амвросия Оптинского можно во всяких случаях, когда чувствуешь растерянность и не знаешь, как поступить мудро и правильно.
Святых
В миру Гренков Александр Михайлович, родился 23 ноября года, в селе Большая Липовица Тамбовской губернии, в семье пономаря .
По выздоровлении он не забыл своего обета, но несколько лет откладывал его исполнение, «жался», по его выражению. Однако, совесть не давала ему покоя. И чем больше проходило времени, тем мучительнее становились укоры совести. Периоды беззаботного веселья и беспечности сменялись периодами острой тоски и грусти, усиленной молитвы и слез. Однажды, будучи уже в Липецке, гуляя в соседнем лесу, он, стоя на берегу ручья, явственно расслышал в его журчанье слова: "Хвалите Бога, любите Бога..."
Изнемогая от своей нерешимости, он отправился за советом к проживавшему в той местности известному подвижнику Илариону . "Иди в Оптину, - сказал ему старец, - и будешь опытен."
Он стал келейником старца Льва. Затем он исполнял различные монастырские послушания в самой обители и в скиту, летом г. был пострижен в рясофор и был наречен Амвросием, в память святителя Медиоланского , в г. - в мантию. В г. его рукоположили во иеродиакона .
Он обладал необыкновенно живым, острым, наблюдательным и проницательным умом, просветленным и углубленным постоянною сосредоточенною молитвою, вниманием к себе и знанием подвижнической литературы. По благодати Божией его проницательность переходила в прозорливость. Он глубоко проникал в душу своего собеседника и читал в ней, как в раскрытой книге, не нуждаясь в его признаниях. Со всеми качествами своей богато одаренной души, о. Амвросий, несмотря на свою постоянную болезнь и хилость, соединял неиссякаемую жизнерадостность, и умел давать свои наставления в такой простой и шутливой форме, что они легко и навсегда запоминались каждым слушающим. Когда это было необходимо, он умел быть взыскательным, строгим и требовательным, применяя «наставление» палкой или же накладывая на наказуемого епитимию . Старец не делал никакого различия между людьми. Каждый имел к нему доступ и мог говорить с ним: петербургский сенатор и старая крестьянка, профессор университета и столичная модница.
С какими только просьбами, жалобами, с какими только своими горестями и нуждами не приходили к старцу люди! Приходит к нему молодой священник, год тому назад назначенный, по собственному желанию, на самый последний приход в епархии. Не выдержал он скудости своего приходского существования и пришел к старцу просить благословения на перемену места. Увидев его издали, старец закричал: «Иди назад, отец! Он один, а вас двое!» Священник, недоумевая, спросил старца, что значат его слова. Старец ответил: «Да ведь дьявол, который тебя искушает, один, а у тебя помощник - Бог! Иди назад и не бойся ничего; грешно уходить с прихода! Служи каждый день литургию и все будет хорошо!» Обрадованный священник воспрянул духом и, вернувшись на свой приход, терпеливо повел там свою пастырскую работу и через много лет прославился, как второй старец Амвросий.
В старце в очень сильной степени была одна русская черта: он любил что-нибудь устроить, что-нибудь создать. Он часто научал других предпринять какое-нибудь дело, и когда к нему приходили сами за благословением на подобную вещь частные люди, он с горячностью принимался обсуждать и давал не только благословение, но и добрый совет. Остается совершенно непостижимым, откуда брал отец Амвросий те глубочайшие сведения по всем отраслям человеческого труда, которые в нем были.
Внешняя жизнь старца в Оптинском скиту протекала следующим образом. День его начинался часа в четыре - пять утра. В это время он звал к себе келейников, и читалось утреннее правило. Оно продолжалось более двух часов, после чего келейники уходили, а старец, оставшись один, предавался молитве и готовился к своему великому дневному служению. С девяти часов начинался прием: сперва монашествующих, затем мирян. Прием длился до обеда. Часа в два ему приносили скудную еду, после которой он час-полтора оставался один. Затем читалась вечерня, и до ночи возобновлялся прием. Часов в 11 совершалось длинное вечернее правило, и не раньше полуночи старец оставался, наконец, один. Отец Амвросий не любил молиться на виду. Келейник, читавший правило, должен был стоять в другой комнате. Однажды, один монах нарушил запрещение и вошел в келью старца: он увидел его сидящим на постели с глазами, устремленными в небо, и лицом, осиянным радостью.
Так в течение более тридцати лет, изо дня в день старец Амвросий совершал свой подвиг.
В последние десять лет своей жизни он взял на себя еще одну заботу: в 12 верстах от Оптиной, в Шамордино трудами Преподобного была устроена женская Казанская Горская обитель , расцветшая столь быстро, что уже к 90-м гг. XIX в. число монашествующих в ней достигло 500 человек. Также там имелись еще приют и школа для девочек, богадельня для старух и больница.
Телеграмма о кончине старца застала еп. Виталия на полпути до Шамордина, на ночлеге в Перемышльском монастыре. Преосвященный изменился в лице и смущенно сказал: «Что же это значит?» Преосвященному советовали на другой день вернуться в Калугу, но он ответил: «Нет, вероятно такова уж воля Божия! Простых иеромонахов архиереи не отпевают, но это особенный иеромонах - я хочу сам совершить отпевание старца».
Было решено перевезти о. Амвросия в Оптину Пустынь , где провел он свою жизнь и где покоились его духовные руководители - старцы Лев и Макарий . На мраморном надгробии выгравированы слова апостола Павла: «Бых немощным, яко немощен, да немощныя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу» (1 Кор. 9, 22). Слова эти точно выражают смысл жизненного подвига старца.
Над его могилкой была воздвигнута часовня, при советской власти разрушенная и стертая с лица земли. Но все паломники, приезжавшие в Оптину, молились и служили панихиды по почившим Оптинским старцам в том месте, где, по предположениям, раньше находилась часовня; они выложили на этом святом месте крест из побеленного известью кирпича. Впоследствии выяснилось, что верующие почти не ошиблись, почитая могилку старца Амвросия. Честные мощи покоились на полтора метра ближе к алтарю Никольского придела Введенского собора
Александр Гренков, будущий отец Амвросий, родился 21 или 23 ноября 1812 года, в духовной семье села Большие Липовицы Тамбовской Епархии. Окончив Духовное Училище, он затем прошел успешно курс в Духовной Семинарии. Однако не пошел ни в Духовную Академию, ни в священники. Некоторое время он был домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем Липецкого Духовного Училища. Обладая живым и веселым характером, добротою и остроумием, Александр Михайлович был очень любим своими товарищами и сослуживцами. В последнем классе Семинарии ему пришлось перенести опасную болезнь, и он дал обет постричься в монахи, если выздоровеет.
По выздоровлении он не забыл своего обета, но несколько лет откладывал его исполнение, «жался», по его выражению. Однако, совесть не давала ему покоя. И чем больше проходило времени, тем мучительнее становились укоры совести. Периоды беззаботного веселья и беспечности сменялись периодами острой тоски и грусти, усиленной молитвы и слез. Однажды, будучи уже в Липецке, гуляя в соседнем лесу, он, стоя на берегу ручья, явственно расслышал в его журчанье слова: «Хвалите Бога, любите Бога...»
Дома, уединяясь от любопытных взоров, он пламенно молился Божией Матери просветить его ум и направить его волю. Вообще, он не обладал настойчивою волею и уже в старости говорил своим духовным детям: «Вы должны слушаться меня с первого слова. Я - человек уступчивый. Если будете спорить со мною, я могу уступить вам, но это не будет вам на пользу». Изнемогая от своей нерешимости, Александр Михайлович отправился за советом к проживавшему в той местности известному подвижнику Илариону. «Иди в Оптину, - сказал ему старец, - и будешь опытен». Гренков послушался. Осенью 1839 года он прибыл в Оптину Пустынь, где был ласково принят старцем Львом.
Вскоре он принял постриг и был наречен Амвросием, в память святителя Медиоланского, затем был рукоположен в иеродьякона и, позднее, во иеромонаха. Когда отец Макарий начал свое дело издательства, о. Амвросий, окончивший семинарию и знакомый с древними и новыми языками (он знал пять языков), был одним из его ближайших помощников. Скоро после своего рукоположения он заболел. Болезнь была настолько тяжела и продолжительна, что навсегда подорвала здоровье отца Амвросия и почти приковала его к постели. Вследствие своего болезненного состояния он до самой своей кончины не мог совершать литургии и участвовать в длинных монастырских богослужениях.
Постигшая о. Амвросия тяжелая болезнь имела для него несомненно провиденциальное значение. Она умерила его живой характер, предохранила его, быть может, от развития в нем самомнения и заставила его глубже войти в себя, лучше понять и самого себя, и человеческую природу. Не даром же впоследствии о. Амвросий говорил: «Монаху полезно болеть. И в болезни не надо лечиться, а только подлечиваться!» Помогая старцу Макарию в издательской деятельности, о. Амвросий и после его кончины продолжал заниматься этою деятельностью. Под его руководством были изданы: «Лествица» преп. Иоанна Лествичника, письма и жизнеописание о. Макария и другие книги. Но не издательская деятельность была средоточием старческих трудов о. Амвросия. Его душа искала живого, личного общения с людьми, и он скоро стал приобретать славу опытного наставника и руководителя в делах не только духовной, но и практической жизни. Он обладал необыкновенно живым, острым, наблюдательным и проницательным умом, просветленным и углубленным постоянною сосредоточенною молитвою, вниманием к себе и знанием подвижнической литературы. По благодати Божией его проницательность переходила в прозорливость. Он глубоко проникал в душу своего собеседника и читал в ней, как в раскрытой книге, не нуждаясь в его признаниях. Лицо его, крестьянина-великоросса, с выдающимися скулами и с седой бородой, светилось умными и живыми глазами. Со всеми качествами своей богато одаренной души, о. Амвросий, несмотря на свою постоянную болезнь и хилость, соединял неиссякаемую жизнерадостность, и умел давать свои наставления в такой простой и шутливой форме, что они легко и навсегда запоминались каждым слушающим. Когда это было необходимо, он умел быть взыскательным, строгим и требовательным, применяя «наставление» палкой или же накладывая на наказуемого епитимью. Старец не делал никакого различия между людьми. Каждый имел к нему доступ и мог говорить с ним: петербургский сенатор и старая крестьянка, профессор университета и столичная модница, Соловьев и Достоевский, Леонтьев и Толстой.
С какими только просьбами, жалобами, с какими только своими горестями и нуждами не приходили к старцу люди! Приходит к нему молодой священник, год тому назад назначенный, по собственному желанию, на самый последний приход в епархии. Не выдержал он скудости своего приходского существования и пришел к старцу просить благословения на перемену места. Увидев его издали, старец закричал: «Иди назад, отец! Он один, а вас двое!» Священник, недоумевая, спросил старца, что значат его слова. Старец ответил: «Да ведь дьявол, который тебя искушает, один, а у тебя помощник - Бог! Иди назад и не бойся ничего; грешно уходить с прихода! Служи каждый день литургию и все будет хорошо!» Обрадованный священник воспрянул духом и, вернувшись на свой приход, терпеливо повел там свою пастырскую работу и через много лет прославился, как второй старец Амвросий.
Толстой, после беседы с о. Амвросием, радостно сказал: «Этот о. Амвросий совсем святой человек. Поговорил с ним, и как-то легко и отрадно стало у меня на душе. Вот когда с таким человеком говоришь, то чувствуешь близость Бога».
Другой писатель, Евгений Погожев (Поселянин) говорил: «Меня поразила его святость и та непостижимая бездна любви, которые были в нем. И я, смотря на него, стал понимать, что значение старцев - благословлять и одобрять жизнь и посылаемые Богом радости, учить людей жить счастливо и помогать им нести выпадающие на их долю тягости, в чем бы они ни состояли». В. Розанов писал: «Благодеяние от него льется духовное, да, наконец, и физическое. Все поднимаются духом, только взирая на него... Самые принципиальные люди посещали его (о. Амвросия), и никто не сказал ничего отрицательного. Золото прошло через огонь скептицизма и не потускнело».
В старце в очень сильной степени была одна русская черта: он любил что-нибудь устроить, что-нибудь создать. Он часто научал других предпринять какое-нибудь дело, и когда к нему приходили сами за благословением на подобную вещь частные люди, он с горячностью принимался обсуждать и давал не только благословение, но и добрый совет. Остается совершенно непостижимым, откуда брал отец Амвросий те глубочайшие сведения по всем отраслям человеческого труда, которые в нем были.
Внешняя жизнь старца в Оптинском скиту протекала следующим образом. День его начинался часа в четыре - пять утра. В это время он звал к себе келейников, и читалось утреннее правило. Оно продолжалось более двух часов, после чего келейники уходили, а старец, оставшись один, предавался молитве и готовился к своему великому дневному служению. С девяти часов начинался прием: сперва монашествующих, затем мирян. Прием длился до обеда. Часа в два ему приносили скудную еду, после которой он час-полтора оставался один. Затем читалась вечерня, и до ночи возобновлялся прием. Часов в 11 совершалось длинное вечернее правило, и не раньше полуночи старец оставался, наконец, один. Отец Амвросий не любил молиться на виду. Келейник, читавший правило, должен был стоять в другой комнате. Однажды, один монах нарушил запрещение и вошел в келью старца: он увидел его сидящим на постели с глазами, устремленными в небо, и лицом, осиянным радостью.
Так в течение более тридцати лет, изо дня в день старец Амвросий совершал свой подвиг. В последние десять лет своей жизни он взял на себя еще одну заботу: основание и устройство женской обители в Шамордине, в 12 верстах от Оптины, где кроме 1000 монахинь имелись еще приют и школа для девочек, богадельня для старух и больница. Эта новая деятельность была для старца не только лишней материальной заботой, но и крестом, возложенным на него Провидением и закончившим его подвижническую жизнь.
1891 год был последним в земной жизни старца. Все лето этого года он провел в Шамординской обители, как бы спеша закончить и устроить там все незаконченное. Шли спешные работы, новая настоятельница нуждалась в руководстве и указаниях. Старец, повинуясь распоряжениям консистории, неоднократно назначал дни своего отъезда, но ухудшение здоровья, наступавшая слабость - следствие его хронической болезни - заставляли его откладывать свой отъезд. Так протянулось дело до осени. Вдруг пришло известие, что сам преосвященный, недовольный медлительностью старца, собирается приехать в Шамордино и увезти его. Тем временем старец Амвросий слабел с каждым днем. И вот - едва преосвященный успел проехать половину пути до Шамордина и остановился ночевать в Перемышльском монастыре, как ему подали телеграмму, извещающую его о кончине старца. Преосвященный изменился в лице и смущенно сказал: «Что же это значит?» Был вечер 10 (22) октября. Преосвященному советовали на другой день вернуться в Калугу, но он ответил: «Нет, вероятно такова уж воля Божия! Простых иеромонахов архиереи не отпевают, но это особенный иеромонах - я хочу сам совершить отпевание старца».
Было решено перевезти его в Оптину Пустынь, где провел он свою жизнь и где покоились его духовные руководители - старцы Лев и Макарий. На мраморном надгробии выгравированы слова апостола Павла: «Бых немощным, яко немощен, да немощныя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу» (1 Кор. 9, 22). Слова эти точно выражают смысл жизненного подвига старца.
Старец Амвросий Оптинский - один из самых почитаемых на Руси святых. Казалось, его жизнь была сплошным страданием - он постоянно и тяжело болел. Но преподобный Амвросий благодарил Бога за все и всех, кто приходил к нему за советом, просил о том же - благодарить Бога и любить ближних.
Он утешал скорбящих, исцелял больных. О глубоких и серьезных вещах он говорил на самом простом языке - за что его и полюбил народ. За свою жизнь Амвросий Оптинский стал одним из самых почитаемых в народе старцев, а после смерти - святым.
Когда жил святой Амвросий Оптинский
Преподобный Амвросий Оптинский родился в 1812 году в Тамбовской Губернии и скончался в 1891 году - в возрасте 78 лет.
XIX век - какое это было для российского общества время? Возможно, чем-то оно напоминало нынешнее. Западное влияние, влияние времени в целом - и общество, некогда более или менее цельное по взглядам и убеждениям, оказывалось все более разобщено. У интеллигенции, которая считала себя передовой частью общества, появлялись и укреплялись новые разнообразные течения. Марксисты, славянофилы, западники. Кругом искания, упоение творчеством, и всё - большей частью - отодвигающее Церковную жизнь на задний план.
В результате многие видные люди общества и культуры (писатели, музыканты, художники) могли ничего не знать про чудесных старцев и святых, которые в то же самое время жили и собирали тысячи паломников вокруг себя. Серафим Саровский, Макарий, Лев и Амвросий Оптинские. Почти как сейчас…
Но в стране продолжалась живая Церковная жизнь. Простой люд, сельские жители, жители деревни (и многие горожане) и не думали забывать Бога. И пока интеллигенция была в исканиях, большая часть народа последний свой оплот по-прежнему находила во Христе, советах священников и старцев. Например, тех, что жили в - одном из оплотов старчества на Руси.
Старец Амвросий Оптинский: кратко житие
Конкретных фактов о жизни Амвросия Оптинского сохранилось немного. Известно, что он родился или в 1812, или в 1814 году. Известно, что он много болел. Известно, что болел он, по сути, всю свою жизнь, страдая от самых разных недугов.
Житие Амвросия Оптинского рассказывает, что впервые он серьезно заболел в 23 года и тогда пообещал в случае выздоровления уйти в монастырь. Обещание не сдержал, устроился работать преподавателем в какой-то богатый дом, так бы, может, и работал дальше, но заболел снова. И только после этого выполнил данный когда-то обет - стал иноком.
Одна из сторон духовного пути старца Амвросия - это путь болезней. Он продолжал болеть почти всю свою жизнь. У него то усиливался гастрит, то открывалась рвота, то ощущалась нервная боль, то простуда с лихорадочным ознобом и просто жестокая лихорадка. Это лишь часть его болезней. Иногда он был на грани жизни и смерти.
Преподобный Амровсий Оптинский часто и тяжело болел.
К концу жизни физическое здоровье святого стало таким слабым, что он не мог уже ни ходить на службу, ни выходить из своей кельи.
Но преподобный Амровсий Оптинский не только не скорбел о своих болезнях, но и считал их необходимыми для своего духовного укрепления. (В принципе, уже тогда, в XIX веке, укоренилась мысль о том, что наступило время, когда только болезнями человек и может спастись - настолько все устроение общества в самих его основополагающих принципах стало далеко от Церкви.)
Преподобный Амвросий был третьим по счету Оптинским старцем, - учеником преподобных Льва и Макария, и в результате стал самым известным и прославленным из всех.
В житии говорится, что преподобный Макарий, послушником у которого с самого начала был Амвросий, быстро понял, что перед ним будущий великий монах, и видел в нем своего «преемника». Так оно и случилось. Труд старчества святой Амвросий взял на себя в 1860 году - после смерти преподобного Макария, и - не оставлял его почти до самого последнего издыхания.
Чудеса преподобного Амвросия Оптинского
Паломники к преподобному Амвросию стекались со всей страны. Одним нужно было наставление, другим утешение, иные жаловались на болезнь. И старец Амвросий - одним давал совет, других утешал, а иных - мог исцелить.
Молва об Амвросии Оптинском распространилась очень быстро. И простые крестьяне, и люди из интеллигенции говорили о старце, как об удивительно простом и светлом монахе, который излучает Любовь и мир.
У его была своя «особенность» - манера изъясняться. Его слова по форме были просты, если не сказать простонародны. А от того - легко понятны любому: и горожанину, и писателю, и сапожнику, и портному.
Он говорил:
«Грехи как грецкие орехи: скорлупу расколешь, а зерно выковырять трудно».
или:
«Мы должны жить так, как колесо вертится: чуть одной точкой касаться земли, а остальным стремиться вверх».
или:
«Жить - не тужить. Никого не осуждать, никому не досаждать, и всем - мое почтение».
Людей поражало, как он умел так просто говорить о сложных, казалось бы, вещах из духовной жизни.
«Я эту простототу у Бога всю жизнь вымаливал», отвечал преподобный Амвросий.
Или:
«Где просто, там ангелов по сто, а где мудрено, там ни одного».
Или:
«Где нет простоты, там одна пустота».
Амвросий оптинский Лев Николаевич Толстой
Лев Николаевич Толстой (1828–1910) - один из самых известных классиков русской литературы - был при жизни отлучен от Церкви. Случай из ряда вон выходящий, но был вызван не только и не столько взглядами самого писателя (в своих искания он фактически пошел по пути протестантизма), сколько его известностью и популярностью.
Свои размышления о духовной жизни, о Церкви и отрицание многих ее догматов и традиций - он либо перекладывал на страницы книг, которые читали тысячи, либо в любом случае увлекал за собой множество людей. «Великий Толстой, его философия - это же интересно!»
Лев Толстой.
Известно, что Лев Толстой трижды был в Оптине, а также встречался со старцем Амвросием Оптинским. Тот пытался образумить писателя. Известно также, что у святого о Толстом остались очень нехорошие впечатления. Он назвал его «воплощением гордыни».
Лев Толстой тоже - как будто бы восхитился красотой Оптины и духовной силе преподобного. Но с другой стороны, сохранились строки - в которых писатель отзывается о старце весьма высокомерно.
Известно, что прямо перед смертью Лев Толстой приезжал в Оптину (Амвросий Оптинский к тому времени уже умер), но не решился переступить порог обители - боясь, наверное, что не будет никем там принят.
Амвросий Оптинский: в чем помогает
День Амвросия Оптинского
Православная Церковь трижды в году празднует память преподобного Амвросия Оптинского.
- 23 октября - это день смерти святого
- 24 октября - это день памяти всех Оптинских святых
- 10 июля - в этот день были обретены мощи старца Амвросия
Кроме того, к преподобному Амвросию напрямую относятся еще два празднования:
- 10 августа - день памяти Тамбовских святых
- 23 сентября - день памяти Липецких святых
Преподобный отче Амвросие, моли Бога о нас!
Этот и другие посты читайте в нашей группе во
Память: 10 / 23 октября (Собор Оптинских старцев), 11 октября / 24 октября, 27 июня / 10 июля (обретение мощей)
В этот день 200 лет назад родился Александр Михайлович Гренков, известный всем православным христианам как преподобный Амвросий Оптинский. В возрасте 35 лет он становится фактически полным инвалидом. При этом прп. Амвросий - прозорливый старец и подвижник - отличался необычайно добродушным, веселым нравом.
В Древней Руси существовало особое представление о красоте - человек, наделенный духовными дарами, почти всегда обладал и красотой телесной. Связь между здоровым телом и сильным духом - идея очень давняя, восходящая еще к Ветхому Завету. В те времена болезнь считалась наказанием за грехи, и правоверный иудей в своих молитвах ежедневно благодарил Бога за то, что он не женщина, не ребенок и не прокаженный. Да и в наши дни часто можно встретить "богословские" рассуждения о том, что болезнь ребенка - непременно наказание за грехи родителей, а вид нездорового человека позволяет некоторым верующим поразмышлять на тему, кто согрешил - сам несчастный или его родители.
Между тем среди христианских святых всегда были люди, которых сегодня бы назвали инвалидами. 200 лет назад в 1812 году родился Александр Михайлович Гренков, известный всем православным христианам как преподобный Амвросий Оптинский.
При чтении жития и воспоминаний о нем сложно сразу понять, что образ старичка, ходящего с палочкой или лежащего в своей келье, на самом деле относится к молодому мужчине, еще не достигшему сорока лет. Именно тогда у святого появились первые признаки болезни, которая сопровождала его до самой смерти.
В декабре 1845 года отец Амвросий отправился из Оптиной Пустыни в Калугу для посвящения в иеромонахи. Было осень холодно, и во время поездки 33-летний мужчина сильно простудился и "почувствовал сильную боль в желудке". После этого у него стали неметь руки, и отец Амвросий не мог долго стоять с потиром, причащая верующих.
Преподобный Амвросий Оптинский. Фотографи
В возрасте 35 лет он становится полным инвалидом, неспособным к совершению богослужений, и остается в монастыре за штатом. Он выжил, но до конца своих дней страдал воспалением (катаром) слизистой оболочки желудка и кишечника, рвотой, кровотечениями и постоянной лихорадкой, сменявшейся ознобом.
При этом преподобный Амвросий был далек от того образа православного святого и неизлечимого больного, как мы представляем его себе, штудируя популярные жития святых.
Традиция доброй шутки и афористичности, к которой прибегал преподобный Амвросий (достаточно вспомнить его присказки "Терпел Моисей, терпел Еслисей, терпел Илия, потерплю и я" или "Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там не одного"), восходит к новозаветной проповеди и Средневековью. Сергей Аверинцев в своих работах неоднократно писал о том, что большая часть человеческой культуры - это культура устная. Книгопечатание было изобретено лишь в XV веке, а до этого большинство людей было неграмотными и воспринимали информацию либо через картинку, либо на слух. Перед проповедником стояла задача построить проповедь или поучение так, чтобы она мгновенно запоминалась даже очень простым человеком. Если мы возьмем Нагорную проповедь - самый известный отрывок из Евангелия, в котором Христос беседует с массой народа (ситуация, в которой часто оказывался и преподобный Амвросий), то даже в русском переводе мы увидим, что проповедь построена с использованием сходных синтаксических конструкций - "Блаженны..., ибо...". Сергей Аверинцев писал, что Новый Завет в оригинале дает более яркое представление об особенностях проповеди Христа, Который часто использовал игру слов, созвучие окончаний и четкий ритм проповеди, что позволяло слушателям достаточно легко запоминать то, что сказал им Господь.
На подобной игре звучащего слова построена вся культура поздней Античности и Средневековья - поучения святых отцов, например, Иоанна Златоуста даже в переводе доносят до нас темперамент и ритм поучений святого. Его огласительное слово на Пасху, которое до сих пор читается в православных храмах, - это чудесный пример ритмизированной прозы.
Параллельные синтаксические конструкции и почти стихотворный ритм можно встретить и в текстах преподобного Амвросия. 5 декабря 1871 года старец отвечает на письмо одного инока, жалующегося на слабое здоровье. Несмотря на серьезную тему письма, святой в начале почти стихами пересказывает послания своего корреспондента: "В письме от 21 ноября ты пишешь, что у тебя из погреба украли кадку с яблоками.
Из этого видно, что N. Воры - лакомые воры, да и не слабы и не хворы, лазят не только через заборы, но как мыши пробираются и сквозь крыши".
Преподобный Амвросий настолько привык обращаться к людям с краткими получениями, что даже в письме сохраняются сказовые особенности. Нетрудно догадаться, что святой прибегает к такой манере письма для того, чтобы подбодрить собеседника.
Тонкий юмор поучений знаменитого насельника Оптиной пустыни также дает положительный ответ на знаменитый вопрос Средневековья, которому Умберто Эко посвятил целый роман: может ли христианин шутить и смеяться. Многие православные христиане до сих пор вслед за слепым библиотекарем Хорхе из "Имени Розы" считают, что Христос много плакал, но никогда не смеялся. В сознании многих сложился образправославного святого или монаха, как человека, который только и делает, что рыдает о своих грехах и никогда не улыбается. Между тем, знаменитый проповедник ХХ века - митрополит Сурожский Антоний, отличавшийся чрезвычайной сосредоточенностью во время богослужений и запрещавший произносить хоть слово в алтаре во время литургии, говорил о том, что популярный православный образ подвижника является скорее пародией на святого. В качестве примера он рассказывал чудесную историю из одного патерика.
В эпоху гонений на христиан в монастыре у старца был послушник, "послушный, внимательный, но еще не до конца прошколенный". Услышав о гонениях, он пришел к старцу и попросил благословения на мученический подвиг. Подвижник же понимая, что его ученик не готов к этому, отправил его на три дня молиться в хижине: "Юноша пошел в хижину, огляделся и подумал: какой же тут подвиг? Тут удобно, пол застлан шкурами, мне будет тут слишком уютно. Но кроме как на шкурах, сидеть было не на чем. Он сел, и через две минуты почувствовал укус, потому что шкуры кишели и блохами, и клопами, и прочими кусачими тварями, которые, вероятно, изголодались, а тут им достался живой монах!. Он поймал одну блоху.. но тем временем его уже кусали еще... Через короткое время он выбежал из хижины, пошел к своему духовному наставнику и говорит: "Отче, я не могу сосредоточиться, не могу молиться. Меня заели блохи!" И старец сказал ему: "А ты думаешь, львы и тигры меньше кусаются?". Очевидно, что такой способ воспитания куда более эффективен, чем пространные рассуждения о том, что юноша не готов к мученическому подвигу. Наука легче усваивается на собственной шкуре.
Точно также поступал и преподобный Амвросий. Все его поучения - это краткие изречения или небольшие письма, в которых он старается обличать грешника и утешать людей скорее своими действиями, чем пространными высказываниями. Одним из современников старца был пожилой послушник с большой лысиной. Этот мужчина очень страдал от того, что иеросхимонах был болен, поскольку хотел взять у него благословение. Подойдя к кровати, на которой лежал изможденный от болезни человек, послушник опустился на колени, принял благословение и вдруг услышал: "Эх ты, лысый игумен". Способность отца Амвросия шутить, даже находясь при смерти, поддерживала иноков и мирян, спешивших к нему за утешением.
С помощью доброго юмора иногда старец находил ключи к сердцу даже неверующих людей. Один из последователей Льва Толстого находился в сильном смятении. Узнав о старце, он приехал в Оптину с ним познакомиться. Мужчину пригласили в келию, и он увидел старичка, лежащего на кровати. Когда на вопрос преподобного Амвросия, неверующий ответил, что приехал его "посмотреть", святой улыбнулся, встал на койке и сказал: "Смотрите". Такая кротость и ясный взгляд подвижника покорили сердце неверующего.