Что произойдет перепутать клеммы аккумулятора. Перепутал полярность клемм аккумулятора - что могло сломаться? Видео: Что будет если перепутать полярность на клеммах аккамулятора? Что произойдёт? Как устронить

Все мы считаем, что аккумулятор – это простое устройство и с ним все ясно, но в реальности могут возникнуть проблемы. Решение их напрямую зависит от ситуации, которые мы разберем в данной статье.

В том случае, если Вы заметили свою ошибку после полной зарядки батареи, то найти решение проблемы будет более сложно, так как у неправильно заряжаемого аккумулятора уже произошел внутренний процесс, который называется «переплюсовкой». Иными словами, плюсовой вывод Вашей батареи теперь стал «-», а минусовый - «+».

Чтобы решить данную проблему, нужно полностью посадить источник питания посредством подключения автолампочки (можно применять габариты или стоп-сигнал). Далее, полностью зарядите источник питания (естественно, верным образом подключив зарядку) и уже через некоторое время автомобильная батарея будет вновь готова к эксплуатации.

Отвечая на интересующий вопрос «что произойдет, если перепутать полярность на аккумуляторе при ее домашней зарядке», нужно отметить и вероятность поломки зарядного приспособления. В 95 процентах случаев на него оснащается специальный предохранитель, который может сгореть, тем самым предоставив защиту и «зарядке», и «аккумулятору». Все, что вам необходимо будет сделать в данном случае - это поменять сгоревший предохранитель и верно расположить провода при остальных зарядках.

Важный момент! Выдержать такую оплошность могут лишь качественные зарядные приспособления, а дешевые китайские варианты, вероятнее всего, полностью сгорят и Вам нужно будет покупать другое устройство.

ПЕРЕПУТАЛ КЛЕММЫ ВО ВРЕМЯ "ПРИКУРИВАНИЯ"

Что же произойдет, если соединить «+» и «-» источника питания в момент «прикуривании» одного транспортного средства от другой машины? Нужно сказать, что это наиболее сложный вариант из всех вышеописанных, так как итог подобных действий будет достаточно плачевным для обоих машин. На самом деле, каждый автомобиль будет испытывать 2-й удар: один на проводку, а другой на систему. К тому же, если подключение осуществлялось при заведенном силовом агрегате, то скорее всего, может пострадать еще и генератор. В результате получается такая себе адская совокупность, которое 100% проявится внешне в форме искр и пламени. Если не отсоединить провода в первые минуты, то они будут плавиться и постепенно загорятся.

При прикуривании, уникальные «крокодилы» с разными маркировками «плюса» и «минуса» никак не должны соприкасаться оголенными частями, потому что может произойти замыкание.

Известно ли Вам? Снижение температуры влияет на способность источник питания принимать заряд. Поэтому, кратковременная езда холодное время года (особенно с включенными фарами) может очень быстро вызвать полный разряд батареи даже при полностью исправном АкБ. В этом случае, перепутали Вы клеммы или нет, авто все равно не сможет завестись, по крайней мере, с разу.

Для современных автомобилей эта проблема неактуальна – пространство под капотом настолько тесное, что и правильным-то образом клеммы на аккумулятор надевать не удобно. Однако человек на то и человек, чтобы иногда совершать невозможные поступки непреднамеренно. Можно купить сам аккумулятор несоответствующей полярности и поставить его на место старого. При прикуривании риск неправильно подключить клеммы аккумулятора есть у всех машин, в темноте или при спешке бывает и не такое.

Последствия неправильного подключения аккумулятора

Сразу развеем миф о том, что «задом наперед» подключенный аккумулятор запускает двигатель в обратную сторону. Начнем со стартера: если статор с обмоткой, а не с постоянными магнитами, то при переполюсовке направление тока изменится одновременно и в статоре, и в роторе, стартер начнет вращаться в ту же сторону, что и раньше. Вспомните о коллекторных двигателях электродрелей, болгарок и другого инструмента – они работают на переменном токе, направление которого меняется постоянно.

С постоянными магнитами на статоре действительно начнет вращаться в другом направлении, но двигатель провернуть не сможет. Бендикс не даст передать усилие в «неправильную» сторону, для того он и предназначен.

Даже если бы Вы и умудрились раскрутить мотор в обратном направлении, четырехтактный мотор при этом начинает забирать воздух из выпускного коллектора, а выбрасывать отработавшие газы во впускной. Так что ни карбюраторный, ни инжекторный двигатель так не завести, разве что дизель с механическим ТНВД запустится.

Если водитель перепутал при установке, то одним из самых серьезных последствий будет то, что однозначно пострадает генератор. Посмотрите на схему его диодного моста (на примере простейшей «жигулевской» схемы):

Полупроводниковый диод – это элемент с односторонней проводимостью, не зря его символическое изображение похоже на стрелку. В направлении этой «стрелки» он проводит ток, в обратном – нет. Когда аккумулятор подключен правильно, то, пока не работает (напряжение на его обмотках меньше, чем напряжение аккумулятора), диоды заперты – для аккумулятора генератор нагрузка, потребляющая несколько миллиампер из-за наличия в диодах небольшого обратного тока.

Если перепутать клеммы на аккумуляторе, то диоды в мосте откроются, и аккумулятор окажется замкнут через них. Это приведет к перегреву диодного моста и выходу диодов из строя с характерным запахом и хлопком из-за разрушения их корпусов.

Cгоревший диодный мост генератора

А вот для бортовой электроники переполюсовка вредна не всегда. Любое электронное устройство, если его не собирали на уроках труда китайские дети, имеет защиту от переполюсовки. Реализуется она просто с помощью тех же диодов: тут они открыты при «правильном» подключении, а при «неправильном» отрезают нагрузку от бортовой сети. Однако диоды по цепи питания редко используются в мощных потребителях тока – магнитолах и . А в них есть крайне уязвимые для переполюсовки элементы – электролитические конденсаторы, устанавливаемые для сглаживания пульсаций напряжения как раз в цепях питания.

Электролитические конденсаторы имеют высокую удельную емкость, поэтому популярны в электронике. Но их слабое место – это работа только при определенной полярности напряжения на обкладках, при переполюсовке происходит нагрев, обильное газовыделение (конденсатор вздувается), затем – взрыв. Чем больше емкость и габариты конденсатора, тем все это сильнее – если конденсатор на несколько микрофарад слегка щелкнет, то «банки» на тысячи микрофарад, применяемые в усилителях, взрываются.

Вышедшие из строя конденсаторы

И множество реле в проводке может издать тот же звук, что и диоды в мосте генератора. Дело в том, что в обмотках электромагнитных реле при отключении напряжения возникает резкий выброс напряжения, имеющего обратную полярность относительно источника питания. Для устранения вредного влияния таких импульсов на работу чувствительной электроники принято использовать диоды, подключаемые в обратном направлении. Пока на обмотку подано напряжение из бортовой сети, диод заперт, а при размыкании обмотки он открывается импульсом индуктивного выброса и гасит его. При переполюсовке аккумулятора такие диоды перегорят.

Короткие замыкания в сети

Что будет, если замкнуть клеммы аккумулятора? Учитывая способность стартерных аккумуляторов кратковременно отдавать ток в сотни ампер, предмет, замыкающий клеммы (например, случайно попавший между «плюсом» и кузовом автомобиля ), расплавится. Более массивные металлические предметы способны намертво привариться к клеммам или кузову, высаживая батарею «в ноль». В группе риска – автомобили, где аккумулятор установлен в багажнике – не стоит небрежно бросать туда или буксировочные проушины, неизвестно, куда они попадут под действием тряски при езде.

Поскольку подобные замыкания происходят скрытно от владельца (случайно упавший при ремонте ключ можно хотя бы сразу увидеть), то они наиболее опасны – высока вероятность воспламенения в багажнике.

При подобных замыканиях возможны проблемы с бортовой электроникой. Штатные на немецких автомобилях после такого блокируются, и их работоспособность восстанавливается только после принудительной разблокировки с диагностического сканера.

Автомобили с CAN-проводкой чувствительны к скачкам напряжения питания. Есть риск появления спорадических ошибок в памяти контроллеров.

Неправильное прикуривание

Если водитель перепутал клеммы аккумулятора при прикуривании, то происходит следующее: мы получаем две последовательно соединенных батареи, выходы которых замкнуты накоротко. Получаем короткое замыкание уже под напряжением в 24 вольта. Подавляющее большинство продающихся в магазинах комплектов проводов, у которых сечение жил и так недостаточно, при этом моментально сгорит, оставив на руках незадачливого водителя ожоги. Если же провода с достаточным сечением, то перед перегоранием они успеют нагреться.

Поэтому всегда проверяйте правильность подсоединения проводов. Если у заводских комплектов хотя бы есть цветовая маркировка, то самодельные провода чаще нарезаются из одного куска и по цветам не отличаются. Пометить их можно цветной изолентой на «крокодилах» — это снизит риск неправильного подключения.

Первыми соединяются «плюсовые» клеммы – сначала «крокодил» крепится на прикуриваемом аккумуляторе, затем на прикуривающем. Масса подключается в обратном направлении – сначала на прикуривающем аккумуляторе. Таким образом цепь замыкается на последнем шаге на прикуриваемом автомобиле.

Так как правильно отсоединять клеммы аккумулятора не менее важно, порядок отключения тоже строго определен. Первой отключается масса, после этого любые манипуляции с проводами не будут давать риск короткого замыкания.

Помните, что прикуривание для бортовой электроники – это нештатная ситуация, создающая повышенную нагрузку на генератор, чрезмерные скачки напряжения в сети прикуриваемого автомобиля во время вращения стартера.

Видео: Что будет если перепутать полярность на клеммах аккамулятора? Что произойдёт? Как устронить?

При зарядке или установке аккумулятора некоторые автомобилисты, несмотря на отличающийся размер разнополярных клемм, могут перепутать полярность и подключить минус к плюсу и, соответственно, плюс к минусу. Если подобный случай произошел с вами, то эта статья для вас.

Перепутал клеммы при зарядке аккумулятора

Перепутать полярность аккумулятора во время зарядки намного проще, чем при установке АКБ на автомобиль, т.к. зарядные устройства не имеют клемм разного размера - у зарядка специальный клеммы-зажимы, которые называют просто "крокодилы". Если же Вы вовремя заметили, что перепутали полярность, то, как правило, ничего страшного не произошло. проверьте, работает ли зарядное устройство, смените полярность на аккумуляторе и продолжайте заряжать батарею. Если же Вы это обнаружили уже после того, как аккумулятор полностью заряжен, то тут придется повозиться.

Если Вы зарядили аккумулятор перепутав полярность, то у аккумулятора произошел процесс, который называется "переполюсовка". У переполюсованного аккумулятора плюсовой вывод является минусом, другой соответственно плюсом. Лечится переполюсовка следующим образом:

Полностью разрядите аккумулятор, подключив к нему автомобильную лампочку (габаритную или стоп-сигнала);

Полностью зарядите аккумулятор (на этот раз не забудьте подключить зарядное устройство корректно).

Все, ваш аккумулятор готов к эксплуатации.

Перепутал клеммы у автомобиля

Если Вы перепутали клеммы на автомобиле, то последствия могут быть значительно серьезнее.

Если Вы установили такой аккумулятор не той полярностью на заведенный автомобиль, то скорее всего у вашего генератора сгорел диодный мост. Если же Ваш автомобиль напичкан электроникой, то на приборной панели может появиться ошибка. На всякий случай, сделайте диагностику.

Если Вы установили аккумулятор, но не включали зажигание, то обычно ничего страшного не произошло не произойдет. В любом случае, Вам необходимо сделать диагностику, т.к. ущерб электронике автомобиля зависит от длительности такого подключения.

В случае, когда после ошибки с полярностью автомобиль больше не заводится и не реагирует электроника, то самостоятельно попробуйте провести следующие процедуры:

Проверьте целостность предохранителя на клемме (он есть не на всех автомобилях);

Проверьте все предохранители из блока предохранителей (желательно проверять мультиметром, т.к. визуально не всегда получается увидеть повреждение предохранителя от переполюсовки).

И еще один совет. Как только установите аккумулятор правильно .

Всё об аккумуляторах

Аккумулятор это химический источник тока, для исправной работы которого должны протекать определенные химические процессы. В процессе разряда аккумулятора, серная кислота "прилипает" к отрицательному электроду, образуя нерастворимый сульфат свинца, оставл

Очень часто от продавцов в автомагазинах можно услышать рекомендации о гибридных аккумуляторах. Так что же такое гибридный аккумулятор? Гибридный аккумулятор для автомобиля внешне не отличим от других кислотных аккумуляторов, не считая обозначения на этик

Каждый автомобилист рано или поздно начинает интересоваться устройством автомобильного аккумулятора и принципом его работы. Автомобильный аккумулятор служит сердцем любого современного автомобиля - благодаря ему мы запускаем двигатель, слушаем музыку в ма


Для современных автомобилей эта проблема неактуальна – пространство под капотом настолько тесное, что и правильным-то образом клеммы на аккумулятор надевать не удобно. Однако человек на то и человек, чтобы иногда совершать невозможные поступки непреднамеренно. Можно купить сам аккумулятор несоответствующей полярности и поставить его на место старого. При прикуривании риск неправильно подключить клеммы аккумулятора есть у всех машин, в темноте или при спешке бывает и не такое.

ПОСЛЕДСТВИЯ НЕПРАВИЛЬНОГО ПОДКЛЮЧЕНИЯ АККУМУЛЯТОРА

Сразу развеем миф о том, что «задом наперед» подключенный аккумулятор запускает двигатель в обратную сторону. Начнем со стартера: если статор с обмоткой, а не с постоянными магнитами, то при переполюсовке направление тока изменится одновременно и в статоре, и в роторе, стартер начнет вращаться в ту же сторону, что и раньше. Вспомните о коллекторных двигателях электродрелей, болгарок и другого инструмента – они работают на переменном токе, направление которого меняется постоянно.

Стартер с постоянными магнитами на статоре действительно начнет вращаться в другом направлении, но двигатель провернуть не сможет. Бендикс не даст передать усилие в «неправильную» сторону, для того он и предназначен.

Даже если бы Вы и умудрились раскрутить мотор в обратном направлении, четырехтактный мотор при этом начинает забирать воздух из выпускного коллектора, а выбрасывать отработавшие газы во впускной. Так что ни карбюраторный, ни инжекторный двигатель так не завести, разве что дизель с механическим ТНВД запустится.

Если водитель перепутал полярность аккумулятора при установке, то одним из самых серьезных последствий будет то, что однозначно пострадает генератор. Посмотрите на схему его диодного моста (на примере простейшей «жигулевской» схемы):

Полупроводниковый диод – это элемент с односторонней проводимостью, не зря его символическое изображение похоже на стрелку. В направлении этой «стрелки» он проводит ток, в обратном – нет. Когда аккумулятор подключен правильно, то, пока генератор не работает (напряжение на его обмотках меньше, чем напряжение аккумулятора), диоды заперты – для аккумулятора генератор нагрузка, потребляющая несколько миллиампер из-за наличия в диодах небольшого обратного тока. Если перепутать клеммы на аккумуляторе, то диоды в мосте откроются, и аккумулятор окажется замкнут через них. Это приведет к перегреву диодного моста и выходу диодов из строя с характерным запахом и хлопком из-за разрушения их корпусов.

Cгоревший диодный мост генератора

А вот для бортовой электроники переполюсовка вредна не всегда. Любое электронное устройство, если его не собирали на уроках труда китайские дети, имеет защиту от переполюсовки. Реализуется она просто с помощью тех же диодов: тут они открыты при «правильном» подключении, а при «неправильном» отрезают нагрузку от бортовой сети. Однако диоды по цепи питания редко используются в мощных потребителях тока – магнитолах и усилителях. А в них есть крайне уязвимые для переполюсовки элементы – электролитические конденсаторы, устанавливаемые для сглаживания пульсаций напряжения как раз в цепях питания. Электролитические конденсаторы имеют высокую удельную емкость, поэтому популярны в электронике. Но их слабое место – это работа только при определенной полярности напряжения на обкладках, при переполюсовке происходит нагрев, обильное газовыделение (конденсатор вздувается), затем – взрыв. Чем больше емкость и габариты конденсатора, тем все это сильнее – если конденсатор на несколько микрофарад слегка щелкнет, то «банки» на тысячи микрофарад, применяемые в усилителях, взрываются.

Вышедшие из строя конденсаторы

И множество реле в проводке может издать тот же звук, что и диоды в мосте генератора. Дело в том, что в обмотках электромагнитных реле при отключении напряжения возникает резкий выброс напряжения, имеющего обратную полярность относительно источника питания. Для устранения вредного влияния таких импульсов на работу чувствительной электроники принято использовать диоды, подключаемые в обратном направлении. Пока на обмотку подано напряжение из бортовой сети, диод заперт, а при размыкании обмотки он открывается импульсом индуктивного выброса и гасит его. При переполюсовке аккумулятора такие диоды перегорят.

КОРОТКИЕ ЗАМЫКАНИЯ В СЕТИ

Что будет, если замкнуть клеммы аккумулятора? Учитывая способность стартерных аккумуляторов кратковременно отдавать ток в сотни ампер, предмет, замыкающий клеммы (например, случайно попавший между «плюсом» и кузовом автомобиля гаечный ключ), расплавится. Более массивные металлические предметы способны намертво привариться к клеммам или кузову, высаживая батарею «в ноль». В группе риска – автомобили, где аккумулятор установлен в багажнике – не стоит небрежно бросать туда ключи или буксировочные проушины, неизвестно, куда они попадут под действием тряски при езде.

Замыкание аккумулятора при попадание постороннего предмета

Поскольку подобные замыкания происходят скрытно от владельца (случайно упавший при ремонте ключ можно хотя бы сразу увидеть), то они наиболее опасны – высока вероятность воспламенения в багажнике.

При подобных замыканиях возможны проблемы с бортовой электроникой. Штатные предпусковые обогреватели на немецких автомобилях после такого блокируются, и их работоспособность восстанавливается только после принудительной разблокировки с диагностического сканера.

Автомобили с CAN-проводкой чувствительны к скачкам напряжения питания. Есть риск появления спорадических ошибок в памяти контроллеров.

НЕПРАВИЛЬНОЕ ПРИКУРИВАНИЕ

Если водитель перепутал клеммы аккумулятора при прикуривании, то происходит следующее: мы получаем две последовательно соединенных батареи, выходы которых замкнуты накоротко. Получаем короткое замыкание уже под напряжением в 24 вольта. Подавляющее большинство продающихся в магазинах комплектов проводов, у которых сечение жил и так недостаточно, при этом моментально сгорит, оставив на руках незадачливого водителя ожоги. Если же провода с достаточным сечением, то перед перегоранием они успеют нагреться.

Поэтому всегда проверяйте правильность подсоединения проводов. Если у заводских комплектов хотя бы есть цветовая маркировка, то самодельные провода чаще нарезаются из одного куска и по цветам не отличаются. Пометить их можно цветной изолентой на «крокодилах» - это снизит риск неправильного подключения.

Первыми соединяются «плюсовые» клеммы – сначала «крокодил» крепится на прикуриваемом аккумуляторе, затем на прикуривающем. Масса подключается в обратном направлении – сначала на прикуривающем аккумуляторе. Таким образом цепь замыкается на последнем шаге на прикуриваемом автомобиле.

Так как правильно отсоединять клеммы аккумулятора не менее важно, порядок отключения тоже строго определен. Первой отключается масса, после этого любые манипуляции с проводами не будут давать риск короткого замыкания.

Помните, что прикуривание для бортовой электроники – это нештатная ситуация, создающая повышенную нагрузку на генератор, чрезмерные скачки напряжения в сети прикуриваемого автомобиля во время вращения стартера.

ВИДЕО: ЧТО БУДЕТ ЕСЛИ ПЕРЕПУТАТЬ ПОЛЯРНОСТЬ НА КЛЕММАХ АККАМУЛЯТОРА? ЧТО ПРОИЗОЙДЁТ? КАК УСТРОНИТЬ?

Перепутаная полярность АКБ при подключении - одна из самых плохих вещей, которые могут произойти с автомобилем . По последствиям, переполюсовка в списке несчастий находится после возгорания и гидроудара. Машина не заводится, не ездит - ей требуется хороший электрик и возможно уйма денег на ремонт.

Ток в цепи "аккумулятор-включатель-электроприбор" идет от плюса к минусу. Электропроводка в машине в основном это "плюсовые" провода, подключенные от прибора через предохранитель, выключатель или реле к плюсу аккумулятора и диодного моста генератора. К минусу же все электроприборы (ЭБУ, генератор, лампочки, магнитола, датчики) подключены через корпус машины. Весь корпус и есть минусовый провод, и он в свою очередь подключен к минусу аккумулятора / генератора.

Например, для обычных лампочек совершенно все равно, в какую сторону через нить накаливания пойдет ток, ведь эта нить всегда будет являться сопротивлением в цепи, ограничивающим потребляемый ток. Например через лампочку 50 Ватт, как ее не включай в цепь - по цепи будет идти ток силой 4 Ампера.

Для магнитолы, усилителя, и большинства электроприборов и датчиков, которые устроены посложнее чем лампочка накаливания, губительно неправильное подключение. Схемотехника этих устройств предполагает их работу лишь при правильном подключении. Например, при правильном подключении ЭБУ потребляет ток 2 А, а при неправильном через него пойдет ток короткого замыкания в 1000 Ампер. При неправильном подключении в течении микросекунд сгорают некоторые детали, уменьшается до нуля сопротивление и через прибор идет ток короткого замыкания аккумулятора. Если в цепи есть плавкий предохранитель он перегорит, но к сожалению после повреждения самого электроприбора.

Автомобильный аккумулятор способен подавать ток КЗ силой в 1000 А -1500 Ампер!

В интернете описаны разные варианты последствий от переполюсовки. Водители перепутавшие полярность при подключении аккумулятора "попадали" на замену: предохранителей, диодного моста, генератора, печки, магнитолы, усилителя, ЭБУ и целого ряда датчиков. Нет какого-то особого списка: это сгорит, а это нет. Ток пойдет по самому короткому пути и наименьшему сопротивлению. Ток силой до 1500 Ампер! Какие электроприборы в конкретном автомобиле станут на его пути может показать только практический "эксперимент".

Логично, что хорошо заряженный аккумулятор емкостью в 100Ач способен при неправильном подключении подать через/в электроприборы мощнейший ток короткого замыкания. В теории меньше проблем доставит неправильное подключение разряженной старенькой АКБ емкостью 50Ач.

Наверно меньше неприятностей будет у автомобилей в которых плюс от аккумулятора идет к приборам по раздельным проводам через отдельные предохранители и у которых от минуса батареи на корпус идет больше одного-двух проводов. В теории такая продвинутая схема подключения АКБ, должна уменьшить силу тока КЗ в отдельно взятом приборе и при неправильном подключении батареи. Повышается вероятность выживания электроприборов.

В автомобильных электроприборах нет на 100% надежной защиты от переполюсовки, из-за невозможности создания такой эффективной системы защиты!

Также при организации защиты от переполюсовки сложность в том, что минус в автомобиле - это железо автомобиля (его корпус). Соответственно при перепутанной полярности на практически все электроприборы: магнитолу, ЭБУ, печку, лампочки, ток придет напрямую - через корпус. То есть, в обход включателей или реле, которые до этого момента размыкали или ограничивали силу тока правильной полярности. И при переполюсовке аккумулятора....

Из практики сервис-центров давно известно, что некоторые клиенты так могут переполюсовать аккумулятор, что никакая защита тут не поможет.

Клеммы в автомобиле и терминалы токовыводов стартерных батарей делают разной толщины и диаметров (защита от дурака). Минусовую клемму невозможно надеть на плюс аккумулятора - плюс толще, чем диаметр клеммы. Также плюсовую клемму обозначают пластмассовой накладкой красного цвета. На плюсовой терминал аккумулятора одевается колпачок красного цвета. Полярность токовыводов аккумулятора обозначается на корпусе рядом с терминалами значками "+" и "-". Конструкторы, чтобы не дать владельцу автомобиля перепутать полярность аккумулятора при подключении усложняют процесс самостоятельной замены: крышки, защелки, воздуховоды, закрывающие батарею от "посягательств". Спокойнее и проще произвести замену аккумулятора на сервисе.

Соблюдать полярность при установке аккумулятора жизненно важно для вашего автомобиля!

Самый занимательный случай c перепутанной полярностью нашелся на YouTube. Владелец автомобиля обратился в сервис с просьбой разобраться: почему после установки аккумулятора, который он снимал для подзарядки, сгорела электроника, предохранители и перестала заводиться машина? Полярность аккумулятора при установке не была перепутана. Плюсовая клемма надевалась на плюс АКБ, а минусовая на минус. Но... как выяснили автоэлектрики переполюсован был сам аккумулятор при зарядке)

Будьте внимательны при обслуживание замене и даже зарядке своего АКБ, не повторяйте чужих ошибок!

Уважаемые посетители! При желании, в форме ниже Вы можете оставить свой комментарий. Внимание! Рекламный спам, сообщения не относящиеся к теме статьи, оскорбительного или угрожающего характера, призывающие и/или расжигающие межнациональную вражду будут удалены без объяснений