Что такое платформа nis на лыжах. Система беговых креплений NIS. Регулировка без дополнительных инструментов

В 2005 году фирма Rottefella совместно с производителями лыж Madshus и Rossignol разработала принципиально новую для гоночных лыж систему фиксации крепления на лыже (NIS ). NIS-плата монтируется на лыже в процессе производства, с ней используется специально разработанные крепления системы NNN R4 NIS.

Система NIS подразумевает использование лыж специально разработанных для нее и имеющих пластину NIS. На сегодняшний момент лыжи с системой NIS выпускают фирмы Madshus и Rossignol , Fisсher .

Использование системы NIS.

Крепление заводится по наводящим NIS-платы и фиксируется "на щелчок". Основная часть крепления заводится по наводящим с носка лыжи, а подпятник со стороны пятки лыжи. Перемещение крепление по фиксаторам осуществляется с помощью специального приспособления, которое прилагается к каждой паре креплений. Положение крепления относительно центра тяжести лыжи дискретно регулируется с шагом 5мм.

Преимущества системы NIS:

  • Не требуется искать центр тяжести лыжи.
  • Не требуется сверлить отверстия в лыже.
  • Крепление легко и быстро устанавливается и снимается с лыжи.
  • Одну пару креплений можно использовать с несколькими парами лыж.
  • Лыжи можно транспортировать без креплений.
  • Регулировка положения крепления позволяет выбирать оптимальное положение для различных погодных условий.

Изначально система NIS использовалась на топ-моделях лыж гоночной серии, но с сезона 06/07 выпускается несколько типов NIS-плат которые используются на лыжах различного назначения.

  • NIS 5 - платы используемые на лыжах гоночной (Race) серии имеют 5 позиций установки крепления с длинной регулируемой зоны 2 см.
  • NIS 3 - платы используемые на лыжах для тренировок (Sport) и прогулочных лыжах (Touring) имеют 3 позиции установки крепления.
  • NIS 1 - платы для туристических и прогулочных лыж с единственной позицией фиксации.
  • NIS 1 junior - платы для юниорских лыж с 1 позицией фиксации, под ботики малых размеров.

Система NIS позволяет лучше использовать погодный диапазон использования лыжи. Для на жестких трассах рекомендуется сместить крепление вперед, при этом больше используется жесткость и весовой прогиб лыжи.

При свежем снеге лучше сместить крепление максимально назад и тем самым разгрузить носок лыжи. Но если снег слишком рыхлый, то крепление лучше установить в среднее положение, которой обеспечивает равномерное распределение давления на снег.

Для классических лыж использование системы NIS имеет еще большее значение - изменяя положение крепления, Вы изменяете высоту весового прогиба и жесткость лыжи при одинаковой массе лыжника. Если крепление смещено вперед, то лыжа становится более жесткой. При смещении крепления назад, ближе к пятке, лыжу легче задавить и избавится от "отдачи".

С выходом новинки появилась подошва Turnamic, но знакомая всем Xcelerator так же совместима с новыми креплениями. Качественных отличий никаких, та же подошва в другом дизайне.

Крепления Turnamic Race, Control и Tour выпускаются механизмом автоматическим встегивания Step-in. Race Pro только с полностью ручным механизмом. Внешне механизм Step-in обозначен стрелочками в области скобы ботинка.

Если крепления перевернуть, то в механизме можно увидеть пружину – она и отвечает за автоматическую работу.

Ранее механизм Step-in был только на любительских креплениях, их не ставили на гоночные крепления. О недостатках автоматических креплений мы уже говорили в статье . В турнамиках этого недостатка нет, они отстегиваются без проблем поворотным механизмом, а не кнопкой. Решение очень удобное, на наш взгляд. Крепления тяжелее на пару десятков грамм, на что они повлияют? Вряд ли ухудшат результат, а вот автоматической встегивание очень удобное.

Особенности Turnamic:

Поворотный механизм отстегивания ботинка

Поворотный механизм Fischer turnamic

По заявлениям производителя такая система позволяет легко открывать и закрывать механизм даже в перчатках. Честно говоря, на старых креплениях особых сложностей не возникало.

Фиксация крепления на лыже в одной точке

Фиксация происходит при помощи двух металлических штырьков. Сделано это для того, чтобы не влиять на жесткость и работу лыж. Существует мнение, что лыжи становятся жестче после установки креплений. Разработчики Турнамик сделали фиксацию в одной точке. При “работе” лыж, крепление немного двигается на направляющих, не меняя упругость лыжи. Подробнее об этом эффекте смотрите на видео в конце этой статьи.

Насколько такая конструкция лучше? На наш взгляд, система НИС тоже не мешала лыже правильно работать.

Фиксатор креплений (два металлических штырька)

Платформа IFP

Регулировка без дополнительных инструментов

Крепления регулируются без специального ключа, в отличии от Rottefella. Но последние продукты от Rottefella тоже регулируются легким движением руки. Разработчики Turnamic подают бесключевую регулировку как преимущество, по факту изменили только форму, подали тот же механизм в другой обертке.

Регулировка креплений без дополнительных инструментов

Как установить крепления NIS на IFP?

Попытки поставить Rottefella NIS на направляющие IFP не приведут ни к чему. Платформы совершенно разные. Направляющие NIS немного шире, поэтому крепления просто физически не зайдут, не говоря уже о защелках.

Вариантов пока два:

  • снять (сточить, спилить и т.д.) с лыжи IFP и прикрутить NIS на шурупах
  • ждать появления какого-нибудь адаптера (по слухам, такой адаптер должны выпустить к сезону 18/19)

С другой стороны, обычно новые лыжи покупаются со своими креплениями. А в совместимости ботинок проблем нет, так что не стоит придумывать различные хитрости. Тем более, по цене IFP сопоставимы с креплениями NIS.

Как установить SNS на платформу IFP (Turnamic)?

Систему SNS можно просто засверлить. Да-да, как сверлили на платформу NIS. Дрели с шурупами не создадут преград никакие платформы!

Единственный неудобный момент – просвет между передней частью платформы и пяткой. Средний шуруп Pilot приходится как раз на это пустое место и находится в подвешенном состоянии. Мы поставили туда шайбу (просвет виден на фото ниже). Лучше прикладывать туда полоску пластмассы, чтобы не забивался снег. В общем, тут простор для фантазии, но поставить пилоты все же можно.



Появились интересные новости от компании Salomon. Вышел адаптер SNS-IFP plate. Пластина кладется сверху на платформу IFP, а на пластину устанавливаются любые крепления. Преимущество пластины в том, что она делает площадку для установки креплений ровной без зазоров.

Крепления Turnamic для NIS платформы

Не особо афишируя, Fischer выпустили крепления Turnamic, которые устанавливаются на старую добрую платформу NIS. Зачем это сделали, нам не совсем понятно. Турнамики не дают никаких преимуществ, разве что механизм крепления кому-то покажется более удобным. Сейчас покажем, что из себя представляют турнамики на nis.

Внешне мало чем отличаются от Turnamic на IFP. Основные отличия :

  • отдельно устанавливаемая пятка
  • защелка nis в задней части крепления
  • защелка через переходник в передней части

Передняя часть крепится так же, как турнамик на IFP, только через специальный переходник (на фото ниже).

Не пытайтесь найти этот переходник отдельно. Turnamic ifp и turnamic nis – совершенно разные крепления . Направляющие IFP платформы немного уже, чем NIS . Крепления сделанные для IFP и найдете для них переходник, они просто физически не налезут на NIS. Поэтому не тратьте на это силы и время. На платформу NIS ставьте крепления NIS, на IFP – turnamic и будет вам счастье.

Крепления turnamic с маркировкой nis ставятся очень просто: на NIS устанавливается специальный переходник, а дальше все как на Xcellerator.

Сменные флексоры на Turnamic

Сменные флексоры в продаже будут, но все одинаковой жесткости. Деления на Soft, Medium и Hard пока не будет. Есть только 2 жесткости: skate и classic. Планируется выпуск флексоров разной жесткости к следующему сезону (18/19).

Какие ботинки подойдут на крепления Turnamic?

С новой системой полностью совместимы все ботинки на подошве NNN . Подошвы Xcellerator, Turnamic, Prolink и недорогие подошвы NNN. Например, ботинки Tisa или Spine без проблем устанавливаются в новые крепления.

Платфома IFP на шурупах

Для лыж Salomon и Atomic, в которых уже просверлены отверстия с завода, существуют платформы IFP на шурупах.

Крепления Turnamic на шурупах

Существует вариант на шурупах. В целом – все одно и то же, только крепятся без платформы IFP. Предназначены для роллеров, но при желании, можно и на лыжи прикрутить 🙂 Но с прикручиванием опять не все так просто – вместо обычных шурупов для крестовой отвертки, поставили шурупы-звездочки.

Статья описывает современный спортивный инвентарь. История его возникновения и развития описана в статье Лыжи .

Одна из ниш, в которую уходит производство деревянных лыж, - это производство эксклюзивных и сувенирных лыж (в основном ручной работы). Например финн Esko Vilminko изготавливает такие лыжи (на илл. ) в своей домашней мастерской в финском местечке Вуокатти . Лыжи эти дороги в производстве, эксклюзивны и в продаже стоят недёшево - около 500 евро. Их используют и по прямому назначению (для охоты), и в качестве украшения дома, и в качестве дорогого, памятного сувенира из Финляндии .

Пластиковые лыжи

Лыжи с насечкой

Пластиковые лыжи с насечкой представляют собой лыжи с зазубринами (зацепами, засечками) в средней части лыжи в области лыжного ботинка. Преимуществом лыж с насечкой является то обстоятельство, что эти лыжи не требуют смазки. Недостатком является тот факт, что на жёсткой, ледянистой лыжне такие лыжи будут держать не очень хорошо, будут слегка отдавать («стрелять», как говорят лыжники) - то есть проскальзывать назад. Тем не менее, такие лыжи чрезвычайно популярны в развитых странах Европы и Америки. [ ] Достаточно сказать, что приблизительно половина всех лыж, продающихся в западных странах до 2011 - это лыжи с насечкой. [ ] Все лыжи с насечкой предназначены только для классического хода. Более того, такие лыжи нельзя однозначно относить к беговым, так как большая часть таких продаваемых лыж относится к классу туристических или прогулочных. Среди спортсменов профессионалов достаточно редко попадаются те, кто использует лыжи с насечками. Хотя есть среди них даже и призеры международных соревнований.

Лыжи с гладкой колодкой

Для классического стиля

Такие лыжи имеют в средней части (под колодкой) гладкую поверхность, и для того, чтобы на таких лыжах можно было передвигаться, их смазывают в средней части лыжной мазью держания, которая при толчке не даёт лыжам проскальзывать назад. Существует огромное количество способов и вариантов смазки лыж в зависимости от погоды и амбиций лыжника, однако существует и несколько простейших способов смазки, ориентированных на начинающих лыжников. Как правило, начинающему лыжнику вполне достаточно иметь простейший набор из трёх баночек лыжной мази для снега различных температур, пластикового скребка и пробки, растирки.

Для конькового стиля

Коньковый стиль передвижения требует чуть более высокого уровня подготовки по сравнению с классическим стилем. Не случайно большинство гуляющих на лыжах по лесу людей используют именно классический стиль передвижения - он проще, демократичнее, менее требователен к качеству подготовки и ширине лыжной трассы. При этом коньковые лыжи короче классических обычно на 15-20 см. Также на этих лыжах, с нижней части, по краям лыжи делается кант 1-2 мм для более устойчивого хода лыжи, чтобы она не проскальзывала в сторону.

Крепления беговых лыж

В настоящее время (2019 год) популярны три типа креплений беговых лыж: разработанная в Rottefella система NNN (новейшие крепления этой системы устанавливаются на платформу NIS), также компания Fisher производит свой стандарт креплений IFP (отлично от NNN только способом защёлки ботинка), система SNS (Salomon Nordic Syste) и Nordic Norm 75 мм, старейшая из систем, так же разработанная в Rottefella. Первые два типа креплений в основном предназначены для лыжников-спортсменов, однако в настоящее время применяются и любителями. В профессиональном спорте используются NNN и SNS Pilot. Системы крепления ботинок NNN и SNS внешне и по способу крепления весьма похожи - в обоих типах креплений ботинок закрепляется за скобу в носке, отличие в фиксирующем ботинок пазах. Также стоит добавить, что к сезону 2016-2017 гг. компания Salomon совместно с фирмой Atomic подготовила новые крепления prolink. По сути prolink является вариантом NNN от Salomon. Так все ботинки системы NNN подходят к креплениям prolink. В сезоне 2017-2018 гг. компании Fischer и Rossignol подготовили новые крепления системы turnamik. Эта система также является вариантом NNN от Fischer и Rossignol. Для будущего сезона 2018-2019 гг. компании Rottefella и Madshus анонсировали «интеллектуальные» крепления, которые благодаря электронному механизму смогут прямо на ходу менять положение крепления относительно центра тяжести лыжи, что, по заверениям производителя, позволит более точно настраивать лыжи относительно состояния трассы. Данная система пока анонсирована только для лыж с камусом.

Nordic Norm 75 mm

IFP (Integrated Fixation Plate) - в 2017 году Fischer совместно с Rossignol выпустили новый тип лыжных креплений Turnamic. Главной особенностью является то, что устанавливаются они на платформу IFP. То есть вместо уже ставшей привычной NIS, на лыжах Fischer и Rossignol будет стоять только новая платформа IFP. Кстати, на NIS останутся только лыжи Madshus.

Фиксация происходит при помощи двух металлических штырьков. Сделано это для того, чтобы не влиять на жесткость и работу лыж. Существует мнение, что лыжи становятся жестче после установки креплений. Разработчики Turnamic сделали фиксацию в одной точке. При работе лыж крепление немного двигается на направляющих, не меняя упругость лыжи. В этом принципиальных отличий от платформы NIS нет: всё так же работало без нареканий. Пластин NIS с 2017 года не будет ни на Rossignol, ни на Fischer. Сотрудничество с ROTTEFELLA обходилось слишком дорого, поэтому Rossignol и Fischer (которым принадлежит почти половина рынка) решили разработать свою пластину. Платформа IFP совместима с креплениями NNN. О практических преимуществах и недостатках IFP говорить ещё рано.

Salomon Nordic System

Лыжные палки

Этот раздел о современных палках для беговых лыж. Другие виды палок и история их возникновения описана в статье Лыжные палки .

Современные лыжные палки для беговых лыж изготавливаются, как правило, из стеклопластика (нижний ценовой уровень), карбона (наиболее дорогие модели) или из смеси этих материалов в разных пропорциях . Палки из чистого углеволокна отличаются лёгкостью, очень жёсткие . Чистые стекловолоконные менее жёстки, легче гнутся, менее прочны и при этом чуть больше весят . Такие палки подходят начинающим и детям, не обладающим сильным толчком . Цена композитных палок из стекловолокна и карбона сильно зависит от содержания последнего. Пластиковые палки с высоким содержанием стекловолокна иногда ломаются даже от сильного толчка, направленного в сторону от оси палки. Наиболее доступны по цене палки из алюминия, они не боятся боковых ударов и подходят для любителей, начинающих и обладающих большим весом (им подойдут и палки с повышенным содержанием карбона) . Дизайн современных алюминиевых палок не ниже, чем у композитных.

Основные составляющие части лыжной палки (сверху вниз))- ручка, петля для руки, древко, лапка и наконечник .

Ручки изготавливаются из самых различных нескользящих материалов - пластик, кожа, древесина и пробка, наиболее часто применяемая в лыжных гонках. Ручки часто имеют пальцевые выемки, немного загнуты вперёд. Для поддержки руки внизу ручки делается уступ. Иногда верх ручки, для опоры сверху, изготавливают большего размера .

Древко, как правило, цилиндрической формы, для спортсменов также выпускаются зауженные книзу древки с поднятым гораздо выше центром тяжести и со сложной диаграммой упругости .

Петли для рук (темляки) изготавливаются из прочной синтетической ткани. Петля обычно делается регулируемой длины, для подгонки по руке, так как при катании рука при толчке должна давить на петлю, а не на ручку. Широкие петли для спортсменов (капканы) делают обычно из натуральной кожи .

Опорные кольца (лапки) - закрепляются в нижней части древка, в нескольких сантиметрах от наконечника. На современных палках лапки как правило пластмассовые. Диаметр лапок варьируется в зависимости от твёрдости снега - 40-50 мм для жёсткого снега и уплотнённой лыжни, 60-80 мм (стандартный диаметр в магазинах) - для средней твёрдости, 100-120 мм для рыхлого снега и для движения по глубокому снегу (например в лесу) .

Наконечники палок изготавливают из стали или твёрдых сплавов. Наконечники бывают разных форм - конические (выпускались ранее), обратный конус (самые распространённые) и зубчатая коронка (для движения по льду и на склонах). Наконечники палок для детей, для предотвращения травм, изготавливают из неметаллических материалов .

Лыжные палки подбираются по росту лыжника, обычная формула - для классического стиля длина палки составляет рост минус 25-30 см, для конькового - рост минус 15-20 см. Ниже приведены стандартные таблицы подбора палок .

Таблица подбора лыжных палок для взрослого человека

Рост
лыжника
(см)
Длина палок (см)
Классический
ход
(см)
Коньковый
ход
(см)
150 120 130
155 125 135
160 130 140
165 135 145
170 140 150
175 145 155
180 150 160
185 155 165
190 160 170
195 165 175

Таблица подбора лыжных палок для ребёнка

Мировой рынок беговых лыж

Согласно статистике, приведённой компанией Fischer , и опубликованной в журнале «Лыжный спорт», мировой рынок беговых лыж колеблется в диапазоне приблизительно около 2 миллионов пар в год. Страны, на которые приходятся наибольшие продажи:

Страна пар/год
Россия 819000
Норвегия 305000
Финляндия 174600
США 140000
Швеция 55900
Германия 46000
Чехия 42400
Канада 40100
Австрия 31000
Италия 28000
Франция 24100
Япония 16500
Швейцария 13000
Другие 20550
Общий объём 1756850

Эти цифры актуальны для сезона 2006-07 годов (период кризиса лыжной индустрии, возникшего из-за двух бесснежных зим). Многие ведущие российские эксперты лыжной индустрии считают цифру в 819 000 пар для России заниженной, они считают, что российский рынок измеряется цифрой приблизительно в один миллион пар в год.

Самый популярный зимний вид спорта - это бег на лыжах. Но чтобы занятия на свежем воздухе приносили только положительные эмоции, необходимо позаботиться о спортивном оборудовании. В статье речь пойдет о лыжных креплениях. NNN и SNS - это самые современные системы крепежа, и спор о том, какие же из них лучше, уже давно идет среди спортсменов-профессионалов и любителей.

NNN

Норвежская компания Rottofella разработала специальную систему крепления ботинок к лыжам - NNN. Оригинальность состоит в присутствии двух резиновых флексоров, соединяющих ботинок с креплением, и двух продольных направляющих, не позволяющих смещаться ботинкам в стороны. В эти пружинящие манжеты упирается носок ботинка, и после толчка они возвращают ногу в горизонтальное положение.

Конструкция NIS, используемая в креплениях NNN, позволяет установить крепеж на встроенную в лыжи платформу. Это очень удобно, так как не требуется вкручивать крепление в лыжу, и его можно сместить для настройки положения ботинка по отношению к центру тяжести. Многие лыжники используют эту возможность для настройки лыж под разные характеристики снега. Эта система также позволяет поставить спортсмену свое крепление.

SNS

Французская компания Salomon представила свою систему крепления - SNS. Отличие этой конструкции заключается в наличии центрального резинового флексора с одним в который упирается ботинок. Специальная подошва обуви позволяет спортсмену контролировать лыжи и ездить любым стилем.

Установка крепежа не предусматривает специальной платформы на лыжах, как у крепления NNN, но ботинки требуются оригинальные, подходящие только для конструкции SNS. Обычный крепеж SNS имеет только одну скобу перед подошвой ботинка, но существует еще модификация SNS Pilot, где используются две металлические оси, которые закрепляются в два разных паза, находящихся на расстоянии в 2,5 см друг от друга. Это позволяет ограничить поднятие ступни в воздух и тем самым повысить контроль над лыжами.

Различия систем

В общем, различия между креплениями NNN и SNS незначительные и будут незаметны для обычного любителя, но есть нюансы, на которые обратит внимание профессионал. Например, крепежи SNS Pilot многие хвалят за двойное зацепление ботинок к лыжам, от этого улучшается маневренность, но в то же время при не очень холодной погоде снег набивается под вторую скобу и спрессовывается в ледяной комок, препятствующий нормальной постановке ботинка на крепление. Также случается отцепление второй скобы при толчке. Но в холодную погоду эти крепления работают отлично.

Многие профессионалы ценят крепление NNN за то, что благодаря платформе на лыжах и конструкции NIS под крепежом, ботинок приподнимается, и нога как бы становится длиннее. Это увеличивает силу толчка за счет удлинения рычага. В то же время этот эффект снижает устойчивость лыжника, что исключено в креплениях SNS. Что выбрать: крепление NNN или SNS, решать самому лыжнику, в каких ботинках и на каких крепежах ему удобнее кататься. Это индивидуальный подход, и однозначного ответа нет.

Установка креплений

После выбора и покупки крепления, нужно его установить на лыжи. Делать это нужно в следующем порядке:

  1. Определяется центр тяжести лыж. Делается это так: лыжа кладется плашмя на ребро линейки и смещается до тех пор, пока не уравновесится, подобно весам (параллельно полу). Если крепление тяжелое, то находить центр тяжести нужно, приложив крепеж к лыжам, и сдвигать до тех пор, пока линия баланса не совпадет с фиксирующим пазом ботинка.
  2. Отмечаются места сверления отверстий. Для этой цели существуют бумажные шаблоны, прилагающиеся к креплению. Если шаблона под рукой не оказалось, можно нанести разметку шилом, приложив крепления к лыжам, соответственно центру тяжести.
  3. Сверлятся отверстия на глубину 10 мм. Предварительно подбирается сверло: для NNN - диаметр 3,4 мм; для SNS - 3,6 мм. Сверление производится аккуратно, слегка надавливая на дрель, чтобы не пройти лыжу насквозь. Желательно поставить ограничитель на сверло. Затем выдуваются опилки, и отверстия заливаются клеем для более надежной фиксации.
  4. Собирается конструкция. Для этого крепления прикладываются соответственно отверстиям и закручиваются шурупами. После этого требуется просушить лыжи 10 часов перед эксплуатацией.

Все готово, теперь можно идти кататься. Судя по всему, ничего сложного в выборе и установке креплений нет.