Дополнительные суннат намазы. I. способ исполнения сунны и фарда утренней молитвы Дневные суннат намазы

Вопрос. Мы видим в мечетях некоторых молящихся, не исполняющих сунну после первого азана в пятницу, а большинство исполняют этот намаз до фарда, как и после фарда. Поэтому прошу разъяснить шариатскую законодательность суннат-намазов до и после пятничного фард- намаза, да вознаградит вас Аллах.

Ответ.
После хвалы Аллаху, Всеодаривающему, Ведущему к истине.
Намазы делятся на две категории:
1. Фард-намазы - обязательные для исполнения каждому половозрелому мусульманину и мусульманке в здравом уме. Исполняющий получает воздаяние, не исполняющий - наказание, отрицающий его - неверие. Это пятикратная молитва: утренняя, обеденная, предзакатная, вечерняя и ночная.
2. Суннат-намазы. Исполнение - вознаграждение, но оставляющим наказания не предусматривается. Есть усиленная сунна , исполняемая вместе с фардом (раватиб): два ракаата перед утренним, четыре ракаата до и два после обеденного, два после вечернего, два после ночного и витр-намаз три ракааата. Есть не усиленные сунны : четыре ракаата до предвечернего, два до вечернего, четыре до ночного. Также есть сунны, связанные со временем и местом : тахаджуд-намаз читается до утреннего намаза, время духа-намаза вступает с восхода Солнца и до зенита, таравих-намаз в месяц Рамадан, намаз испрашивания дождя, лунного и солнечного затмений, при принятии решений, проблемах, перед путешествием, после свадьбы, приветствие мечети, два ракаата перед ихрамом, после тавафа и омовения и другие. Нафль-намаз исполняется в любое время.

Что касается пятничного намаза, то он имеет свои особенности и свои далили, так как он заменяет обеденный намаз. Он состоит из двух ракаатов фарда, перед которыми две хутбы, и после и до него читается сунна.

Сунна после фарда составляет четыре ракаата, минимум два и в этом нет разногласий, так как это усиленная сунна, которую исполнял Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует). Как приводит Муслим от Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах), Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал: "Тот из вас, кто будет молиться после джумга, пусть исполнит четыре ракаата". Также приводит Бухари и Муслим от Ибн Умар (да будет доволен ими Аллах): "Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) после джумга исполнял два ракаата у себя дома".

Что же касается сунны, читаемой до джумга, то некоторые учёные не ограничивают её определённым количеством ракаатов, а говорят, что человек может исполнить до джумга столько ракаатов сколько считает нужным, как это делали сподвижники. Они старались пораньше прийти на джумга и тем самым заслужить больше воздаяний и читали столько ракаатов, сколько могли. Кто-то читал десять ракаатов, кто-то меньше, но когда выходил Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) из своего дома рядом с мечетью и поднимался на минбар, то сподвижники прекращали молиться дабы слушать хутбу, муедзин читал перед Ним азан и начиналась хутба. Как приводит Бухари от Салман Аль-Фариси (да будет доволен им Аллах), Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал: "Кто совершит полное омовение в пятницу, очистившись должным образом, умастится маслами или благовониями, а после отправится в мечеть, не шагая по головам, будет молиться, сколько пожелает до появления имама и затем будет молча слушать, получит прощение от этой и до следующей пятницы". И в "Сахих Муслим" от Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) приводится как Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал: "Кто совершит полное омовение и отправиться на пятничный намаз, будет молиться сколько пожелает, молча будет слушать пока имам не закончит хутбу, а затем исполнит намаз за ним, тот получит прощение от этой и до следующей пятницы с запасом трёх дней ". Так же приводит Абу Дауд в своём "Сахих": "Ибн Умар (да будет ими доволен Аллах) читал много ракаатов до джумга и два ракаата после джумга у себя дома и говорил, что так же поступал и Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует)". Так же Бухари приводит эти хадисы в разделе под заглавием "Молитвы до и после джумга", а учёные знают, что его заглавия это по сути его фикх. Приводится много других хадисов, указывающих на предписание суннат-намаза перед фардом джумга. Приводит Аль-Базар от Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах): "Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) исполнял два ракаата до и четыре после джумга". И "Табарани" в "Золотой середине": "Посланник Аллаха исполнял четыре ракаата до и четыре после джумга" . Передаёт Хаммад, что он слышал, как сказала София: "Я видела, как Сафия бинт Хайя исполняла четыре ракаата до выхода имама, затем два ракаата за имамом". Некоторые считают эти три хадиса слабыми, даже если это так, всё же при этом можно следовать слабым хадисам если они не противоречат более сильным, это правило известное всем учёным.

Абу Хурайра и Абу Суфьян передают от Джабира (да будет доволен ими Аллах):

Вошёл в мечеть Сулейк Аль-Гатфани когда Посланник Аллаха читал хутбу и Пророк спросил его:

Исполнил ли ты два ракаата прежде чем прийти в мечеть?

Тот ответил:

Пророк сказал:

Исполни два ракаата и не затягивай их.

Приводится Абу Дауд.

Это указывает на то, что это два ракаата сунны джумга, а не приветствие мечети, потому что Пророк спросил: "...прежде чем прийти в мечеть...". Намаз приветствия мечети не исполняется дома. И войдя в мечеть Сулейк сел, тем самым пропустив приветствие мечети. "...и не затягивай их", то есть прочитать скорее, чтобы слушать хутбу.

Что касается факихов, то ханафиты, шафииты и ханбалиты (по одному из мнений) считают необходимым читать сунну перед джумга аргументируя это хадисом, приведённым Бухари и Муслим в их "Сахих" от Абдулла бин Мугаффаль: "Между каждыми двумя азанами намаз". Повторил Он это три раза, и на третий сказал: "Тому, кто пожелает". "между двумя азанами" здесь имеется в виду азан и икамат. Это один из литературных способов арабского языка удвоение существительного как, например, две луны - Солнце и Луна, два родителя - отец и мать. Под "каждыми" подразумеваются все намазы в том числе и джумга, в которых есть азан и икамат, следовательно, между ними надо читать сунну. Во времена Пророка (да благословит Его Аллах и приветствует) читался лишь один азан, а Усман бин Аффан (да будет доволен им Аллах) во время своего правления добавил ещё один азан и теперь следует исполнять эту сунну между первым и вторым азаном, до выхода имама на хутбу. Приводится другой хадис Аттирмизи что Ибн Мас"уд (да будет доволен им Аллах) исполнял четыре ракаата до и четыре после джумга. Опираясь на этот хадис, можно сказать, что подобное не является собственным иджтихадом Ибн Мас"уда, а только его следование Пророку (да благословит Его Аллах и приветствует).

Маликиты и ханбалиты (по другому мнению) отрицают сунны перед джумга, аргументируя это хадисом, приведённом в обоих сахихах от Ибн Умар (да будет доволен ими Аллах) о том, как Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) исполнял два ракаата до и после обеденного намаза, после вечернего намаза два ракаата у себя дома, после ночного намаза два ракаата и не читал сунну после пятничного намаза, а уйдя домой, исполнял там два ракаата. В этом хадисе Ибн Умар не упоминает о сунне перед пятничным намазом. На это я отвечаю так: Ибн Умар знал о том, что Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) исполнял перед джумга сунну и Ибн Умар не стал повторять сказанные многими доказательства.

От Абдулла бин Зубейр приводятся слова Пророка (да благословит Его Аллах и приветствует): "Перед каждым фард намазом - два ракаата". Приводит Ибн Хиббан в своём "Сахих" и это относится ко всем намазам, в том числе и к джумга.

Заключение.

После подробного изложения становится ясно, что намаз перед джумга - единое мнение учёных и все риваяты говорят об этом и все сподвижники следовали этому. Единственная разница в названиях, кто-то называет это сунной кто-то нафлем. Но аргументы в пользу первого мнения, тем более, что пятничный намаз заменяет обеденный, а перед ним и после читается сунна. И я считаю, (но лишь Аллах Всезнающий) что не надо оставлять этот намаз, как бы он не назывался, сунной или нафлем, дабы не упустить пророческую сунну, а следовать за сподвижниками (да будет доволен ими Аллах). К тому же, намаз этот исполняется в дозволенное время, так зачем же лишаться этого воздаяния?!

Во многих мечетях я видел, когда все встают чтобы исполнить этот намаз перед джумга, но некоторые остаются сидеть, кто-то из них или сидит молча, или делает дуа, читает зикр или играет с телефоном, даже не подозревая, что именно в этих действиях множество ошибок с точки зрения шариата. Во-первых, своим сидением они разрушают единство мусульман и отделяются от них, нарочито показывая, что только им одним ведома истина, а все остальные заблуждаются. Подобное может привести человека к разрушительному самообольщению и показухе, да убережёт нас Аллах от этого. Ибо именно в поклонении категорически запрещено отделяться от мусульман.
Кроме прочего, они отрицают всё то, что все мусульмане считали хорошим и передавали из поколения в поколение, исполняя этот намаз. Этим довольны Аллах и Его Посланник, ведь это поклонение, а не прегрешение. Приводится как Абдулла бин Мас"уд (да будет доволен им Аллах) сказал: "Воистину Аллах посмотрел в сердца людей и выбрал Мухаммада (да благословит Его Аллах и приветствует) и отправил Его со Своим Откровением, после ещё посмотрел в сердца людей и выбрал Ему сподвижников, и сделал их помощниками Его религии и везирами Его Пророка. То, что мусульмане считают благом, то и у Аллаха благо, а то, что считают скверным они, то и у Аллаха скверно".

Хадис сподвижника, хороший, приводится Ахмадом в "Муснад", Аль-Базар, Аттаялиси, Аттабарани, Абу Наим в "Украшение", и Аль-Байхаки.
Чтение же дуа или зикра во время молитвы причисляется к измышлению своего шариата, ибо нет на это ни сильного, ни слабого доказательства. Так и получается, что предписанное - отвергает, а не важное - ревностно исполняет.

Игра на мобильном телефоне во время чтения хутбы не только не принесёт воздаяния, но и является запрещённой.

Аллах Всезнающий и Мудрый, и не забудьте нас в своих молитвах к Нему.

Шейх Абдурраззак.

Вопрос: 1. Какие фарды есть в намазе?
2. Какие ваджибы есть в намазе?
3. Какие суннаты есть в намазе?
Мне нужен их список...
4. Расскажите про достоинства суннат-намазов. (Индонезия)

Ответ:

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

1. ФАРД - ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В НАМАЗЕ

В НАМАЗЕ - ШЕСТЬ ФАРДОВ

1) Такбир-тахрим (начиная намаз, сказать «Аллаху акбар»).
2) Кыйям (стояние).
3) Кираат (произнесение, как минимум, трех аятов или одного длинного аята Корана).
4) Руку" (поясной поклон).
5) Обе саджды (земные поклоны).
6) Ка"да-ахира (сидение в конце последнего ракаата на протяжении времени, достаточного для прочтения ташаххуда).

2. ВАДЖИБ - НЕОБХОДИМЫЕ ДЕЙСТВИЯ В НАМАЗЕ

Под ваджибами понимаются те действия, которые необходимы для исполнения намаза. Если молящийся невольно пропустит один из них, такую ошибку можно будет компенсировать исполнением саджды-сахв (саджды, совершаемой за неумышленные ошибки).

Если же он не совершит саджды-сахв или же если он умышленно пропустит ваджиб, необходимо будет заново повторить данный намаз.

В НАМАЗЕ - ЧЕТЫРНАДЦАТЬ ВАДЖИБОВ:

1) Кираат в первом и втором ракаатах фард-намаза.
2) Произнесение суры «Фатиха» во всех ракаатах любого намаза. Однако в третьем и четвертом ракаате любого из фард- намазов, это действие является сунной, а не ваджибом.
3) Произнесение суры или длинного аята, или трех коротких аятов после суры «Фатиха» в первых двух ракаатах фард-намаза и во всех раккатах ваджиб-, сунна- и нафль- намазов.
4) Прочтение суры «Фатиха» перед любой другой сурой или аятом.
5) Сохранение порядка действий в совершении кираата, руку", саджды и кыйяма.
6) Каума (распрямление тела после руку").
7) Джальса (сидение между двумя садждами).
8) Тагдилуль-Аркан, т.е. исполнение таких положений, как руку", саджда и т.д., с умиротворенностью и хорошим образом.
9) Ка"да-уля или сидение на протяжении времени произнесения ташаххуда, после двух ракаатов 3- или 4-ракаатного намаза.
10) Прочтение ташаххуда в обеих ка"дах.
11) Чтение имамом кираата вслух в фаджр-, магриб-, иша-намазах, в пятничном и праздничных намазах и в исполняемом в Рамадан таравих-намазе. Только зухр- и аср-намазы читаются имамом тихо.
12) Завершение намаза произнесением «Ассаламу алейкум уа рахматуллах».
13) Произнесение такбира («Аллаху акбар») для кунута в витр-намазе, а также произнесение дуа в кунуте.
14) Произнесение шести дополнительных такбиров в обоих праздничных намазах (т.е. специальном намазе Ураза- и Курбан-байрамов).

3. СУННАТЫ

В НАМАЗЕ - 21 СУННАТ

1) Перед произнесением такбира-тахрима поднять руки до ушей.
2) Поднимая руки при произнесении такбира, держать пальцы обеих поднятых рук прямыми и обращенными в сторону Киблы.
3) Не наклонять голову при произнесении такбира.
4) Произнесение имамом такбира-тахрима и других такбиров вслух (в соответствии с необходимостью) при переходе из одного рукна (позы) в другой.
5) Схватить правой рукой левую, сложив их ниже пупка.
6) Произнести сану («Субханакаллахумма...»).
7) Произнести тагаввуз.
8) Произнести полностью «Бисмилляхир- Рахманир-Рахим».
9) В третьем и четвертом ракаатах фард-намаза произносить только суру «Фатиха».
10) Произносить «Аминь» (тихо).
11) Произносить сану, тагаввуз, тасмию и «Аминь» тихо.
12) Произносить в каждом фард-намазе кираат в количестве, соответствующем Сунне.
13) Произносить тасбих («Субханаллах»), как минимум, трижды в каждом руку" и каждой саджде.
14) В руку" держать голову и спину на одной линии, обхватив при этом пальцами обеих рук колени.
15) Поднимаясь из руку", имам произносит «Сами"аллаху Лиман Хамидах», после чего следующие за ним молящиеся говорят: «Раббана уа Лякаль Хамд». Читающему намаз в одиночку следует произнести и тасми" («Сами"аллаху Лиман Хамидах»), и тахмид («Раббана уа Лякаль Хамд»).
16) Переходя в саджду, сначала положить на землю (на пол) колени, затем руки и в последнюю очередь лоб.
17) В ка"де и джальсе положить левую ступню горизонтально на землю (на пол) и сесть на нее, при этом правая ступня находится в вертикальном положении, а ее пальцы обращены в сторону Киблы. Ладони при этом покоятся на бедрах.
18) Поднять указательный палец правой руки при произнесении «Ашхаду Алля Иляха Илляллах» в ташаххуде.
19) Произнести салават по Пророку в ка"да-ахира (последнем сидении) после ташаххуда.
20) Прочитать предписанное дуа после салавата по Пророку.
21) При произнесении салямов повернуть лицо сначала направо, а затем налево.

4. Как передавала саидатуна Аиша (радиаллаху анха), Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:

عن عائشة، قالت: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: " من ثابر على ثنتي عشرة ركعة من السنة بنى الله له بيتا في الجنة: أربع ركعات قبل الظهر، وركعتين بعدها، وركعتين بعد المغرب، وركعتين بعد العشاء، وركعتين قبل الفجر "

«Кто придерживается (исполнения) двенадцати ракаатов Сунны, для того Аллах построит дом в раю; четыре ракаата перед зухром, два ракаата после зухра, два ракаата после магриба, два ракаата после иша и два ракаата перед фаджром» (Тирмизи, хадис №414)

А Аллах знает лучше.

Уассалам.


Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Джамиат-уль Улама, Дар уль- Ифта

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто совершит 12 ракаатов суннат-намаза в день (не считая обязательного фард-намаза), тому будет построен дом в Раю» (Сахих Муслим, хадис 1691).

Эти двенадцать ракаатов были перечислены в другом повествовании: два ракаата до фаджр-намаза, четыре ракаата до зухр-намаза и два ракаата после зухра, два ракаата после магриба и два ракаата после иша-намаза (Сунан Тирмизи, хадис 415).

В Судный день, если обязательные намазы человека будут иметь какой-то изъян, то компенсировать их можно будет именно из дополнительных намазов (Сунан Тирмизи, хадис 413).

Таким образом, все наше внимание должно быть устремлено на правильное выполнение и усовершенствование обязательных намазов, а также на выполнение вышеперечисленных суннат-намазов.

Два ракаата суннат-намаза перед фаджром являются самой предпочтительной сунной среди дневных намазов (Бухари, хадис 1169, Сахих Муслим, хадис 1683, Тахтави, с. 212).

Аиша (да будет доволен ей Аллах) сообщает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Эти два ракаата до фаджра лучше, чем весь мир и все, что в нем» (Сахих Муслим, хадис 1685).

Что касается четырех ракаатов до зухра, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) отметил, что врата небес открываются в это время (Сунан Тирмизи), и если человек совершает в это время четыре ракаата суннат-намаза перед зухром и два ракаата нафиль-намаза – после, Аллах защитит его от огня Ада (Сунан Тирмизи, хадис 427, Сахих ибн Хузейма, хадис 1190).

Если человек совершает четыре ракаата перед аср-намазом, он получит дом в Раю (Маджмуа-з-заваид, том 2, с. 222). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сделал специальное дуа о милости Аллаха для человека, который совершает этот суннат-намаз (Сунан Тирмизи, хадис 430, Сахих Ибн Хузейма, хадис 1193).

Также передается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Если человек выполнит два ракаата после магриба прежде, чем заговорит с кем-то, он будет поднят в самое верхнее небо» (Аль-Марасиль имама Абу Дауда, хадис 73).

Если человек выполнит четыре ракаата (два ракаата сунны и два нафиль-намаза) после намаза иша в мечети, он получит награду от выполнения этих намазов в Ночь предопределения. Об этом передавали различные сподвижники (см. Аль-Масаннаф имама Ибн Аби Шейба, хадисы 7347 – 7353).

О выполнении витр-намаза (который считается ваджибом по ханафитскому мазхабу) Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто не выполняет витр-намаз, не из нас» (Аль-Мустадрак, том 1, с. 305-306).

Принимая во внимания вышеупомянутые достоинства дополнительного поклонения, каждый мукалляф должен стремиться получить эти награды, постоянствуя в этих молитвах. К сожалению, люди в наши дни становятся все более небрежными в их выполнении и не обращают на них внимание. Соблюдение Сунны позволит приобрести любовь и получать помощь от Всевышнего.

Во времена пророка сподвижники старались повторять каждое его пророка. Трепетно относились к дополнительным молитвам, старались быть постоянными в них. Они в отличии от современных мусульман знали цену дополнительных молитв, и не оставляли их так как это только желательное действие.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Всеблагой и Всевышний Аллах сказал:


“Я объявлю войну враждующему с тем, кто близок ко Мне! Любимейшим из всего, что бы (ни делал) раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является для Меня то, что Я вменил ему в обязанность, и будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, посредством желательных поклонений (“навафиль” т.е. дополнительные молитвы, посты и прочие благие дела, совершаемые благочестивым человеком добровольно),
пока Я не полюблю его.

Когда же Я полюблю его, то стану его слухом, посредством которого он будет слышать, и его зрением, посредством которого он будет видеть, и его рукой, которой он будет хватать, и его ногой, с помощью которой он будет ходить. И если он попросит Меня (о чём-нибудь), Я обязательно дарую ему (это),

а если обратится ко Мне за защитой, я обязательно защищу его». (аль-Бухари, 6502).

В своей основе добровольные намазы можно читать в неограниченном количестве, в любое время, кроме пяти запретных времён:
1. После утреннего намаза вплоть до начала восхода.
2. Во время самого восхода.
3. Во время зенита.
4. После аср-намаза до заката солнца.
5. Во время заката.


Однако приведём ниже установленные добровольные намазы, которые совершал пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, и достоинство которых велико.


Установленные добровольные молитвы:
1. Суннат-намазы (раватиб), два раката до утреннего намаза, четыре раката до обеденного (зухр) намаза и два после него, два раката после магриб-намаза, два раката после иша-намаза, всего двенадцать ракатов. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто прочитает двенадцать ракатов в течение дня и ночи, тому будет построен дом в Раю» (Муслим, 728).


2. Тахаджуд-намаз или ночное выстаивание и витр. Сказал пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует: «С наступлением последней трети каждой ночи Всеблагой и Всевышний Господь наш нисходит к нижнему небу, говоря: “Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), чтобы Я даровал ему (это)? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?”» (аль-Бухари, 1145).

3. Духа-намаз (намаз, читаемый после восхода солнца до начала зенита). Сказал Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах: «Тот, кого любил я больше всех (пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует), дал мне наказ поститься по три дня ежемесячно, совершать по утрам духа-намаз в два раката и совершать витр перед сном». (аль-Бухари, Муслим).


4. Два раката намаза после омовения. Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Билялу: «О Билял, скажи мне, какое из дел, совершённых тобой в Исламе, внушает больше всего надежд (на получение награды), ибо, поистине, я слышал стук твоих сандалий, раздававшийся передо мной в Раю?» На что Билял ответил: «Ничто из сделанного мною не внушает мне столько надежд, как то, что в какое бы время ночи или дня ни совершал я омовение, после этого я обязательно совершал из молитвы то, что было предписано мне совершить (т.е. столько, сколько мог).» (аль-Бухари: 1149).

5. Четыре раката до аср-намаза . Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Да помилует Аллах человека, совершающего молитву в четыре раката перед послеполуденной молитвой» (Абу Дауд, ат-Тирмизи).


6. Два раката до магриб-намаза . Сказал пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, повторив трижды: «Молитесь перед магрибом, добавив на третий раз: «Это для тех, кто пожелает» (аль-Бухари, 1183).


7. Два раката между азаном (первым призывом) и икамой (вторым призывом). Передают со слов ‘Абдуллаха бин Мугаффаля аль-Музани, да будет доволен им Аллах, что (как-то раз) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, трижды сказал: «Между каждыми двумя призывами – молитва», (а потом добавил): «Для того, кто (этого) пожелает». (аль-Бухари,624, Муслим).


Также существуют: намаз-истихара (при спрашивании у Аллаха совершения правильного выбора), а так же намаз-приветствия при входе в мечеть, а так же два раката после тавафа (семикратного обхода Каабы), истиска-намаз (намаз испрашивания дождя при засухе), кусуф-намаз (при затмении солнца или луны), два праздничных намаза (на Ураза-байрам и Курбан-байрам). Далилей (доказательств), указывающих на эти намазы, очень много. Можете подробнее прочитать в сборниках достоверных хадисов.

СУННЫ НАМАЗА

1. Читать азан и икамат в пятикратных фард намазах и намазах аль-джум`а (для женщин это не является сунной). Сказал Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям): «Если наступило время намаза, пусть один из вас прочтет вам азан, а самый достойный будет вашим имамом».219
«Если бы знали люди, насколько много вознаграждения (заключено) в чтении азана и в стоянии в первом ряду во время намаза и не нашли бы (они) иной возможности предоставления этого права кому-то из них не иначе, как только посредством жребия, то прибегнули бы к этому».220
«Когда читается азан для намаза, шайтан, чтобы не слышать его, поворачивается и, испуская газы, убегает. Когда заканчивается азан, он возвращается. Когда читается икамат для намаза, он опять поворачивается и убегает. Как только заканчивается икамат, он опять возвращается и располагается между человеком и его нафсом и говорит ему: «Вспомни о том-то, вспомни о другом…». Он нашептывает человеку то, что у него не было и в мыслях до намаза, в результате человек забывает, сколько ракаатов он прочитал в намазе».221
Слушать азан – мустахаб, а повторять слова азана за муадзином (чтецом азана) — это ваджиб. Сказал Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям): «Когда услышите голос муадзина, повторяйте то, что он говорит, а затем прочитайте для меня Салават. Читающему для меня Салават Аллах пошлет за это десять салаватов (милостей). Затем просите у Аллаха для меня Василя. Поистине, это особое место в Раю, предназначенное только для одного раба из рабов Аллаха. Надеюсь, что им стану я. Кто попросит для меня Василя, будет удостоен моего заступничества».222
Когда читаются слова (Хаййя ‘аля-с-салях) и (Хаййя ‘аляль-фалях), слушающий произносит (Ля хауля уа ля куввата илля биллях). А когда произносят (Ас-Саляту хайрун минан наум) слушающий произносит (Садакта ва барарта). Во время произношения (Кад камати салях) присудствующие произносят (АкамАллаху ва адамаха).

للهُ اَكْبَرُ اَللهُ اَكْبَرُ

أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهُ
أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللهِ
حَيِ عَلَى الصَّلاَةِ
حَيِ عَلَى الْفَلاَحِ
اَللهُ اَكْبَرُ اَللهُ اَكْبَرُ
لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهِ
(اَلصَّلاَةُ خَيْرٌ مِنَ النَّوْمِ)
Аллаху Акбару Аллаху Акбар
Аллаху Акбару Аллаху Акбар
Ашхаду алля иляха илляллах (2 раза).
Ашхаду анна Мухаммадар расулюллах
(2 раза).
Хаййа ‘аля ссалях (2 раза).
Хаййа ‘аляль фалях (2 раза).
Аллаху Aкбару Aллаху Aкбар.
Ля иляха илляаллах.
(асСаляту хайрумминаннаум — произноси-
тся 2 раза при призыве к утренней моливе
после слов «хайя аляль фалях»)
Значение: «Аллах превыше всего. Я свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха. Я свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха. Спешите на молитву. Спешите к спасению. Аллах превыше всего. Нет божества, кроме Аллаха. (Намаз лучше, чем сон)».
После азана читают следующее дуа:

اَلَّلهُمَّ رَبَّ هَذِهِ الدَّعْوَةِ

التَّامَّةِ وَالصَّلَوةِ الْقَائِمَةِ

اَتِ مُحَمَّدًااَلْوَسِيلَةَ

وَالْفَضِيلَةَ والدَّرَجَةَ

الرَّفيعَةَ وَأبْعَثْهُ مَقَامًا

مَحْمُودًااَلَّذِى وَعَدْتَهُ

وَ ارْزُقْنَا شَفَاعَتَهُ يَوْمَ

الْقِيَامَةِ

إنَّكَ لاَتُخْلِفُ الْمِيعِادَ

Аллахумма рабба хазихид-да’ватит-
таммати вас-Салятиль-каимах.
Ати Мухаммадаль-василята
Валь фадылята вад- даражатар-
Рафии’ата Ваб’асху макамам-
махмудаль-лязи ва ‘адтах
варзукна шафа’атаху яумаль Кыйама
Иннакя ля тухлифуль-ми’ад
Значение: «О Аллах, Господь этой мольбы и этого намаза! Даруй Мухаммаду самое почетное место в Раю, даруй Ему высочайшую степень и даруй Ему место, которое Ты Ему обещал. В Судный День даруй нам Его заступничество. Поистине, Ты не нарушаешь Своих обещаний».

Сказал Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям): «Тот, кто прочитает это дуа после азана, заслужит мое заступничество в Судный День».223
«Мольба, высказанная между азаном и икаматом не будет отвергну­та». Спросили у Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям): «С чем же нам обращаться к Господу?» Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Просите у Всевышнего прощения и благополучия в обоих мирах».224
Икама:
اَللهُ اَكْبَرُ اَللهُ

اَكْبَرُ

أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهُ

أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ
اللهِ

حَيِّ عَلَى الصَّلاَةِ

حَيِّ عَلَى الْفَلاَحِ

قَدْ قَامَةِ الصَّلاَةُ

اَللهُ اَكْبَرُ اَللهُ اَكْبَرُ

لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهُ

Аллаху Акбару Аллаху Акбар (2 раза).
Ашхаду алля иляхa илля Ллах (2 раза).
Ашхаду анна Мухаммадар-Расулюллах
(2 раза).
Хаййа аля ссалях (2 раза).
Хаййа аляль фалях (2 раза).
Кад каматисСаляту. Кад каматиссалях
Аллаху Акбар Аллаху Акбар
Ля иляха илля Ллах

Значение: «Аллах превыше всего. Я свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха. Я свидетельствую, что Мухаммад Посланник Аллаха. Спешите на молитву. Спешите к спасению. Намаз начался. Аллах превыше всего. Нет божества, кроме Аллаха».

2. Поднимать руки во время такбира «Ифтитах» (при вступлении в любой намаз), также при такбире «Кунут» в намазе аль-витр и при дополнительных такбирах праздничных намазов. Мужчины поднимают руки так, чтобы большие пальцы находились на уровне мочек ушей. А женщины – так, чтобы кончики пальцев были на уровне плеч.
3.Читать дуа «Субханака».

سُبْحَانَكَ اللهُمَّ وَ بِحَمْدِكَ

وَ تَبَارَكَ اسْمُكَ وَ تَعَالَى

جَدُّكَ وَ لاَ اِلَهَ غَيْرُكَ

Субханакя Аллахумма ва бихамдикя
Ва табаракяс-мукя ва та‘аля
джаддукя ва ля иляха гайрук
Значение: «Аллах! Ты превыше всех недостатков, вся хвала Тебе, бесконечно присутствие Имени Твоего во всем, высоко Величие Твое, и кроме Тебя мы никому не поклоняемся».
4. Произносить «А‘узу225 -Бисмиллях226», в первом рака`ате после дуа «Субханака». Произносить«Бисмиллях» в последующих рака`атах перед чтением «Аль-Фатихи» .

أَعُوذُ بِاللهِ مِنَ الشَّيْطَانِ

الرَّجِيمِ

А’узу билляхи минаш-шайтанир-раджим.
بِسْمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحيِمِ

Бисмилляхир-Рахманир-Рахим.
Значение: «Прибегаю к защите Аллаха от шайтана, далекого от Его Милости. Во Имя Аллаха Милостивого для всех на этом свете и Милостивого лишь для верующих в Конце Света».
5. Читать шепотом дуа «Субханака» и «А‘узу-Бисмиллях».
6. После чтения суры «Аль-Фатиха» имамом, ма`мум227 произносит «Аминь» про себя.
7. Мужчинам следует положить правую руку поверх левой и держать на животе чуть ниже пупка. (См. главу «Порядок выполнения намазов» п. 4 кыям).
8. Произносить такбир (сказать «Аллаху Акбар») при переходе из одного рукна-действия в другой.
9. Выпрямляясь из положения руку‘у произносить «Сами‘Аллаху лиман хамидах», выпрямившись из положения руку‘у произнести «Раббана лякаль хамд».
10. Во время руку‘у произносить «Субхана Раббия-ль-‘азым», во время суджуда произносить «Субхана Раббия-ль-а‘ля».
11. Во время Кыйама (положение «стоя» при чтении сур) расстояние между стопами ног – 4 пальца.
12. Во время руку‘у мужчины держат руки на коленях, пальцы при этом разведены. Женщины кладут руки на колени, при этом пальцы сомкнуты.
13. Во время руку‘у у мужчин спина должна быть прямой, руки и колени не согнуты. У женщин колени и спина чуть согнуты.
14. Совершая саджда предпочтительно сначала касаться пола коленями, затем руками, а потом лбом; поднимаясь из саджда сначала следует оторвать от пола лоб, потом руки, затем встать, оперевшись руками на бедра.
15. Во время сидения класть руки на колени.
16. Мужчины садятся на левую ногу, а правая нога остается в том же положении, что и при саджда, при этом ее пальцы направлены в сторону Кыблы. Женщины садятся на левое бедро, подобрав ноги под себя и направив их в правую сторону.
17. В последнем сидении читать «Салават» и дуа «Раббана атина».
18. Выполнить Ас-салям, повернув сначала голову направо, затем – налево.
19. Во время Ас-саляма читать «Ассаляму ‘аляйкум ва Рахматуллах».
20. До начала намаза поставить какую-либо преграду перед собой, ограничивающую место моления.
Культура намаза (Мандуб)