Каков реальный процент геев в России? «Десятки умирают только потому, что они геи Статистика лгбт в мире

Вступаю в дискуссию.

Ну, отчего же бред. Я отслеживаю всё это в динамике, и картина вырисовывается именно такая. За 40-50 лет (в эволюционных масштабах - мгновение) мы прошли путь от полного неприятия гомосексуализма до полной легализации и агрессивной (!) борьбы с неприятием гомосексуализма.

А разобраться в причинах этого вы пытались? Очень долгое время гомосексуальность в медицине была табуирована. Лишь с конца XIX века, гомосексуальность вошла в сферу внимания психиатрии и психологии. До этого исследования по изучении гомосексуальность попросту не проводились. Обвинять науку в догаматизации - это глупо. Известно множество случаев, когда мнение науки насчет чего-либо менялось на абсолютно противоположную точку зрения в результате получения новой информации. Долгое время считалось, что леворукость - это отрицательное (нежелательное) отклонение от нормы, так как большинство людей пользуются правой рукой и в повседневной жизни левшей будут возникать постоянные трудности, так как все механизмы, приборы и приспособления созданы для праворуких. Лишь после того, как все попытки насильно переучить человека пользоваться правой рукой вместо левой потерпели полную неудачу, общество признало, что леворукость не является отрицательным (нежелательным) отклонением от нормы. Более того, было обнаружено, что доминирующее полушарие мозга диктует, какой рукой будет пользоваться человек и что некоторые левши являются высокоталантливыми, одаренными людьми. В результате этого позитивного сдвига общепринятых границ нормы существование левшей в обществе было «узаконено», и стали создаваться универсальные устройства, пригодные для использования как правшами, так и левшами. Это яркий пример того, что границы нормы и степень приемлемого отклонения от нее не являются жестко заданными раз и навсегда. В случае с влечением к своему полу ситуация во многом аналогична леворукости. Попытки «вылечить» или «переучить» гомосексуалов разными способами, включая тюремное заключение, электрошок, химическую кастрацию, аверсивную терапию, даже лоботомию и т.п. продолжались в течение многих десятилетий. В конце концов, под влиянием имеющихся научных данных медики пришли к выводу, что гомосексуальная ориентация не является опасным отклонением в виде заболевания психики и не может быть искусственно изменена. Признавать такую индивидуальную особенность человека приемлемой, как леворукость, или нет - это вопрос понижения уровня ксенофобии, то есть «боязни непохожего», который в российском обществе на сегодняшний день очень высок.

На сегодняшний день существует международный консенсус психотерапевтов, который позиционирует гомосексуальность как разновидность нормы. Ни в России, ни на Западе, ни в авторитарном Китае гомосексуальность не считается заболеванием.

Я не говорил, что гомосексуализм появился в последние пол-века. В Др. Греции и Риме он был даже нормой жизни (потом эти великие империи прекратили своё существование. Нет ли связи?).

Возражая на это, можно порассуждать о политических и экономических предпосылках упадка Римской империи. Можно вспомнить о неостановимом напоре германцев, о разрушительных последствиях великого переселения народов, о кризисе налоговой системы из-за бесконечных войн, о религиозных распрях между язычниками и христианами, о конфликте монофизитов и «правоверных», об опустошающих набегах гуннов. Можно вспомнить популярную версию о свинцовом водопроводе, медленно, но верно пославшем всех римлян в царство Аида. Остановимся, однако, на той «фатальной толерантности к мужеложству», которая, как тяжёлый металл, пропитала некогда здоровое тело самой могущественной державы древности и стала её могилой. Вот небольшой срез законов Древнего Рима нашей эры, касающихся предмета: – Lex Romana Visigothorum, на дворе третий век: Обезглавливание за изнасилование юноши. – Дополнение Константина (того, который разрешил свободное вероисповедание христианам) в Lex Julia, начало 4 века: женоподобные(пассивные) мужчины приговариваются к смерти через меч. – Указ Феодосия I. (объявившего христианство госрелигией), 390 год: Сжигать на костре каждого, подставившего своё тело мужчине, как женщина. – Христианский император Юстиниан обвиняет мужеложников виновными в эпидемии чумы 542–544 годов, усиливает наказания для обоих участников акта и сам участвует в показательных казнях, кастрируя обвиняемых и оставляя их истекать кровью до наступления смерти.

Я говорил, что в Новейшей истории гомосексуализм ВЕЗДЕ (!) считался если не патологией, то теневой стороной жизни (покопайтесь в сети, отчего умер Чайковский?). Назовите мне страну, в которой в первой половине 20 века было лояльное отношение к содомии. А сейчас?!

С юридической точки зрения гомосексуальность к началу 20 века была нормой во Франции, Андорре, Монако, Нидерландах, Бразилии, Турции, Мексики, Японии, Баварии, Италии, Бельгии, Исландии, Швейцарии, Швеции, Польше, Дании и еще около 10 небольших стран. В коренных племенах Северной Америки геи вообще были возведены в культ, их почитали и воспевали,их считали любовниками богов. В таких обществах было деление на 4-5 гендеров. А сейчас многие американцы говорят, что на этой земле геи никогда не были нормой:/

А где же церковь. А как же христианские ценности? Ведь россияне неразрывно связывают себя с православием! А в Библии отношение к содомскому греху сформулировано четко и ясно.

А я хотел бы продать дочь в рабство, как это указано в Исходе, глава 21, стих 7. По вашему мнению, какую цену я могу за нее запросить? В той же книге Левит, глава 25, стих 44, сказано, что если я хочу иметь рабов, то должен купить их у соседних народов. Вы случайно не в курсе, где они торгуются? Еще у меня есть сосед, который работает по субботам. Исход, глава 35, стих 2, ясно говорит, что такой человек должен быть предан смерти. Обязан ли я убить его собственноручно? Не могли бы вы избавить меня от этой щекотливой обязанности? Да, также: Левит, глава 21, стих 18, говорит, что нельзя приближаться к святилищу тому, у кого проблемы со зрением. Я же пользуюсь очками при чтении. Мое зрение должно быть обязательно стопроцентным? Можно ли занизить несколько это требование? Последний вопрос - мой знакомый совсем не уважает то, что сказано в Левите, главе 19, стих 19, высаживая на своем дворе два разных вида семян. Так же и его жена, которая одевается в одежды из разнородных нитей, а именно, из хлопка и нейлона. А еще случается им обоим сквернословить. Так скажите, должны ли мы выполнить всю эту трудоемкую процедуру целиком, а именно собрать всех жителей нашего городка и закидать камнями знакомого с его женой, как это cказано в Левите, главе 24, стих 14? Может, их просто могли бы сжечь живьем в тихом семейном кругу (Левит, главе 20, стих 14)? Жду с нетерпением вашего ответа. Еще раз спасибо, что напомнили нам, что слово Божие вечно и неизменно. Только так и не иначе.

Итак, почему такое избирательное отношение к грехам? А?

Ну, и в культурологической среде очевидно, что гомосексуализма патологичен для общества. Гендерные отношения базовые в нашей психике. Содомия разрушает основы общества. Основы общения между мужчинами и женщинами. Многотысячелетние основы...

То же самое люди говорили, когда по всему миру стали отменять рабство и давать права женщинам. Именно: рабство и низшее положение женщины в общество было этой самой "основой общества". Мы живем в обществе, которое улучшалось и развивалось, древнее и устаревшее типа женского и детского бесправия, рабства, фобии к евреям/левшам/рыжим и т.д. отбрасывалось.

Семья, традиции семьи в исконном смысле, многотысячелетние основы? Не смешите - образ традиционной семьи менялся постоянно. Сто лет назад это была патриархальная, многодетная, религиозная семья, все члены которой работают в сельхозе. Мало общего с нынешним образом традиционной семьи. Брак не по любви или когда 14-летнюю девочку за взрослого мужика выдавали - тоже вполне традиционно для того времени.

Все ваши слова касательно пропаганды цитировать не буду. Поймите одно: информирование и пропаганда - это разные вещи. Пропаганда имеет целью агрессивно навязать какой-либо стиль жизни или показать его желательность или предпочтительность перед всеми остальными для максимально большого числа людей, а также извлечь определенную выгоду из этого. Информирование о разных стилях жизни дает лишь информацию к размышлению, а также готовит человека адекватно, без иррациональных страхов воспринимать индивидуальность других, непохожих на него, людей. Заставить кого-либо «быть геем или лесбиянкой» невозможно в принципе: изменению поддается только сексуальное поведение, но не ориентация. Именно здесь и заключено очень важное, но упускаемое многими разграничение: информирование касается вопроса о существовании иной ориентации, а не о приемлемости или желательности однополого секса для абсолютно всех людей. Пропаганда по своей сути должна представлять какие-либо позитивные преимущества от пропагандируемого образа жизни. Однако сознательно и открыто «выбрав» жизнь гея или лесбиянки, человек тотчас же столкнется с многочисленными трудностями, начиная от косо смотрящих соседей и сослуживцев до невозможности зарегистрировать свои отношения с партнером или увольнения с работы ввиду «неправильной ориентации», которая «порочит всю организацию». Преимуществ и выгод такого образа жизни в бытовом плане никаких нет - одни проблемы, поэтому и предмета для пропаганды - тоже.

Подумайте сами, если вы утверждаете о существовании пропаганды гомосексуальности, то должна существовать и пропаганда гетеросексуальности. Наша мир - это одна сплошная пропаганда гетеросексуальности. Везде: на улице, по телевизору, в кино, в музыке, в культуре, в литературе, в семье в конце концов - мама и папа. Мужчина и женщина. Геи и лесбиянки это все видят с детства, тем не менее, они все равно любят свой пол. По такой логике геев вообще не должно существовать, ибо пропаганда гомо просто ничтожна в сравнении с пропагандой гетеро.

На прошлой неделе агентство Bloomberg опубликовало рейтинг стран по степени порочности их жителей. Склонность граждан к аморальному образу жизни определялась на основе совокупности данных о количестве потребляемого алкоголя, сигарет, различных наркотиков и о потерях от азартных игр в процентах от ВВП. Самой невинной страной в мире оказалась Замбия, а вот Россия вошла в десятку самых порочных. Узнать, какие страны составили ей компанию в этом списке можно из нашей подборки.

(Всего 10 фото)

Самой порочной страной мира оказалась Чехия. Причем «подвела» ее любовь населения не столько к пиву и абсенту (по потреблению алкоголя Чехия всего лишь на 4-м месте), сколько к наркотикам – здесь чехи оказались на втором месте после благополучно избежавших попадания в десятку США. Как ни странно, именно Чехия занимает 1-е место в мире по потреблению каннабиса. При этом Голландия не вошла даже в десятку лидеров по этому показателю.

2. Словения

Словения, кажется, оказалась в этом списке совершенно случайно. Эта страна не лидирует (и даже не входит в тройку лидеров) ни по одному из показателей. Видимо, жители Словении придерживаются принципа «всего понемногу», благодаря которому и оказались на втором месте самых порочных стран мира.

3. Австралия

Австралийцы больше всех в мире неравнодушны к экстази. Также Австралия – 3-я в мире по потерям от азартных игр и употреблению амфетаминов.

4. Армения

Армения попала в этот список, в основном, из-за азартности своих жителей. По объемам потерь от азартных игр в процентах от ВВП страна находится на втором месте и уступает только Филиппинам.

5. Болгария

Болгария оказалась самой курящей страной в мире. Это в среднем 2.822 сигареты в год на одного взрослого жителя страны.

6. Испания

Эту прекрасную страну, известную на весь мир своим вином, порочит пристрастие жителей вовсе не к нему, а к кокаину – здесь у испанцев максимальный показатель. Подозреваем, что не последнюю роль в этой истории играет остров Ибица, знаменитый своими ночными клубами. Что примечательно, Колумбия, известная как один из главных производителей и поставщиков кокаина в мире, по данным Bloomberg сама его практически не употребляет.

7. Босния и Герцеговина

Жители Боснии и Герцеговины употребляют меньше всего алкоголя из всех стран в этом списке. А меньше всего в мире, по данным Bloomberg, пьют в Ливане. Место в этом списке Боснии и Герцеговине обеспечило, в основном, пристрастие жителей к курению и азартным играм.

Вы думали, что в глазах аналитиков Bloomberg опорочило пристрастие к водке? – вовсе нет! Наша страна занимает скромное 6-е место в мире по потреблению алкоголя, 3-е по потреблению сигарет и 2-е после США по употреблению опиоидов. Зато в России, по данным Bloomberg, теперь практически совсем нет потерь от азартных игр – здесь у нас, наряду с Сальвадором и Гватемалой, самый низкий показатель в мире.

Принятый в России закон о запрете гей-пропаганды привел к взрывному росту убийств и насилия в отношении лиц нетрадиционной сексуальной ориентации. К такому выводу пришел кандидат социологических наук, сотрудник Европейского университета в Санкт-Петербурге и Центра независимых социологических исследований . Недавно он опубликовал монографию «Преступление ненависти против ЛГБТ в России», в основу которой лег анализ судебных дел, где так или иначе упоминается сексуальная ориентация фигурантов. Исследователь рассказал о том, где опасно демонстрировать нетрадиционную сексуальность, почему судьи сочувствуют геям, а российская наука считает тему ЛГБТ маргинальной.

«Лента.ру»: У вас в работе сказано, что за год в среднем совершается 20-35 преступлений против лесбиянок и гомосексуалистов. В масштабах страны цифры не шокирующие.

Кондаков : Мы не говорим, что в нашем исследовании представлена полная картина. Статистика неполная, но она дает представление о тенденциях. Сегодня для полиции преступлений по мотивам ненависти к ЛГБТ не существует. К тому же в своей работе мы опирались на данные самого достоверного, но и самого консервативного источника - суда. Статистика, которую мы собрали, - официальная, но в процессе научной работы неофициально обобщенная. А по поводу того, что цифры воображение не поражают... Даже когда один человек погибает - это трагедия. А тут десятки умирают только потому, что они геи и лесбиянки.

Что значит: «сведения неофициально обобщены»?

Поскольку официально дел по фактам ненависти к сексуальной ориентации жертвы практически не регистрируется - за все время встретились только два случая - приходилось их искать. Мы составили список ключевых слов, которыми обычно пользуются судьи и прокуроры для обозначения нетрадиционной сексуальной ориентации. Их много: гомосексуальность, гей, мужеложество, ЛГБТ и т.д. А затем вводили эти синонимы в общедоступные системы поиска судебных решений «Правосудие» и «Росправосудие». У нас собраны данные с 2010 по 2015 годы.

Какую тенденцию вы обнаружили?

Если до 2013 года было в среднем 32 дела по мотивам ненависти к ЛГБТ, в 2015-м - уже 65. Идет резкий рост преступлений в этом сегменте. И другой момент - убивать стали больше.

Почему вы считаете, что растет агрессия по отношению к ЛГБТ, а не преступность в целом?

Если посмотреть статистику обычных убийств в России за этот период, то показатели действительно выросли. Но не такими темпами. Тут же двукратный скачок. Тенденция видна не только по официальным судебным решениям. Параллельно мы с командой анализировали сообщения в СМИ. Там также наблюдается серьезное увеличение случаев насилия в отношении ЛГБТ. В 2011 году в прессе рассказывалось о 51 эпизоде. В 2015-м - о 67-ми, в 2016-м - о 85-ти.

Можно ли назвать города, где такие преступления совершаются чаще всего?

Конкретные регионы я бы не стал называть. Например, на Кавказе таких преступлений практически не регистрируется. Но не потому, что их нет. Просто ответственные лица скрывают информацию, стыдятся говорить о преступлениях, основанных на сексуальности. Опираясь на данные из СМИ, мы проводили сравнение разных типов поселений на предмет безопасности для ЛГБТ. Самые безопасные в этом плане мегаполисы. Чем меньше населенный пункт, тем выше риск для представителя ЛГБТ стать жертвой насилия. Интуитивно это понятно: большие города терпимее к разнообразию, в том числе и сексуальному.

Пожарил сердце и съел

16 февраля 2014 года в ночное время, находясь на, он [обвиняемый] дождался, когда К.А.С. выйдет из домовладения З., где ранее они совместно употребляли спиртное. Ввиду личной неприязни к указанному лицу, возникшей в результате предложения последнего совершить акт мужеложства, обвиняемый нанес тому гвоздодером около 4 ударов по голове, затем ножом вырезал и вынул сердце последнего, которое у себя дома пожарил и съел. Данный процесс он зафиксировал на видеокамеру своего телефона, сопровождая своими комментариями».
(Приговор по делу 2–4/2015, г. Волгоград ).

***
«На бачке унитаза стоял небольшой металлический утюжок, он [обвиняемый] схватил его и стал замахиваться на мужчину. Мужчина стал кричать и звать на помощь, при этом побежал в сторону коридора. В коридоре он догнал мужчину и ударил утюжком сзади по спине, мужчина нагнулся, и он ударил его еще раз по голове. Мужчина упал и ударился головой о гантель, которая находилась на полу. Утюжок он бросил на пол, а сам пошел помыть руки. Когда помыл руки, то увидел, что мужчина поднялся и направился к двери. Он схватил со столика пепельницу и стал наносить мужчине удары по голове. Сколько ударов он нанес, не помнит, но много, бил, пока тот не стал хрипеть».
(Приговор по делу 1–122/2013, Москва ).

В суде ненависть к сексуальной ориентации является отягчающим обстоятельством?

Ненависть к определенной социальной группе лиц в российском законодательстве действительно наказывается более сурово. Но когда речь идет о сексуальной ориентации, судьям неудобно применять это положение. Поэтому в судебных решениях часто не упоминается это обстоятельство. Однако можно наблюдать неформальное принятие этого мотива через вынесение более строгого приговора. Сроки по таким убийствам в среднем на год выше, чем по аналогичным.

Аналогичным - это каким?

Когда убивают гея, но ненависть не служит мотивом. Например, убийства в ходе ссоры. Преступления ненависти к ЛГБТ отличаются жестокостью. Я приводил в докладе случаи, когда поедают части тела своей жертвы, душат пакетами, насилуют расческами. То есть делают что-то из ряда вон выходящее.

Нелюбовь к представителям ЛГБТ становится сегодня одной из скреп российского общества - православие, патриотизм, традиционные ценности (читай традиционная сексуальная ориентация). Неужели судьи готовы по-тихому шатать генеральную линию?

Судьи все же не механические проводники политики государства. Естественно, у них есть собственные практики неформального сопротивления. Самый распространенный случай - условные наказания. В российских судах редко выносятся оправдательные приговоры - так принято. Но есть и неформальная практика: наказать, признать уголовное преступление состоявшимся, однако не отправить человека в тюрьму, дать условное наказание. Это можно назвать сопротивлением судей системе не очень справедливого правосудия. И неформальное признание мотива ненависти через более строгие приговоры можно назвать таким сопротивлением сегодняшней политической повестке.

Кто чаще подвергается насилию: геи, лесбиянки, трансгендеры?

Сложно сказать. Большая часть дел в нашей базе оперирует общим понятием: «лица с нетрадиционной сексуальной ориентацией». Так их называют судьи. Но что они подразумевают - не ясно. В основном речь идет о мужчинах-геях, но это могут быть и мужчины-бисексуалы, и трансгендеры. Узнать, что текст судебного решения касается именно лесбиянки, очень трудно. Судьи крайне редко используют слово с корнем «лесби», называют их «и прочие действия сексуального характера». А под такое определение попадает все, что не соответствует гетеросексуальному генитальному контакту.

Сексуальная толерантность россиян как-то выделятся на фоне других стран?

Мы сравнивали только с Северной Америкой, смотрели убийства по мотивам сексуальной ненависти. Если брать индекс убийств (количество преступлений в расчете на 100 тысяч населения - прим. «Ленты.ру» ), в России до 2012 года уровень был примерно одинаков с США. А после мы резко пошли в рост. В США же количество таких преступлений не изменилось. Можно сказать, что сейчас в России ситуация примерно в 2,5 раза хуже, чем в Америке, хотя и там далеко не все хорошо. В центре Нью-Йорка, возможно, безопасно. А в каком-нибудь техасском захолустье вполне могут побить или выгнать из ресторана. Но даже там дела лучше, чем у нас.

Вы связываете рост преступлений с принятием закона о запрете гей-пропаганды?

Да. Пока что я других причин не вижу. Закон вступил в силу в 2013 году. Возможно, усиление негатива вызвало его обсуждение в СМИ. Если помните, то на главных каналах страны тогда показывали псевдодокументальные фильмы, новостные сюжеты, которые были наполнены неприязнью к ЛГБТ. Там прямым текстом говорилось, что гомосексуалисты - неполноценные. Поэтому некоторые россияне решили, что нужно действовать - очищать страну от содомитов. Появились даже целые группы граждан, которые специально объединяются для поиска геев в различных социальных сетях, преследуют их, шантажируют.

Есть теория, что количество людей с нетрадиционной ориентацией всегда стабильно - всего 1-2 процента. Вы согласны?

Это риторические конструкции. Сейчас наука не может сказать, откуда берется гомосексуальность. На этот счет есть разные теории. В зависимости от того, какую вы хотите применить, можно указать то или иное количество людей, которые бы соответствовали нужной версии. То есть я бы не стал принимать на веру какие-то цифры.

Но можно ли сказать, что ЛГБТ-сообщество сегодня расширяется?

Еще раз повторюсь - как считать. Допустим, позиционирующих себя геями и лесбиянками становится даже меньше. Потому что возникают новые способы идентификации себя в обществе: панромантики, постгей, интерсекс и т.д. Спектр сексуальности велик и все время вводит новые термины.

Ряды гетеросексуалов также неоднородны. Есть, например, любители БДСМ (они могут быть любой сексуальной ориентации), свингеры, сапиосексуалы и т.д. То есть люди начинают себя распознавать с большими нюансами. Но когда задают вопросы о росте сообщества ЛГБТ, то обычно имеют в виду - можно ли увеличить популяцию этих людей с помощью пропаганды? Наука дает на это однозначный ответ: нет.

Когда государство оказывает давление на ЛГБТ посредством законов и информационных ресурсов - это запрос общества?

Скорее, государство придумывает, что действует по запросу общества. Если посмотреть опросы общественного мнения, то можно увидеть, что враждебность к ЛГБТ растет. Но о каком общественном мнении мы говорим: об ожидаемых ответах или о четкой сформированной позиции? Скорее о первом. Посмотрите, как сформулированы сами вопросы в анкете. Дается четыре варианта ответов об отношении к ЛГБТ. При этом три из них - негативные. Разве можно в этом случае ждать адекватного результата?

Так что вопрос о сплошной гомофобности российского общества не такой простой. Есть стыдливость в отношении любых проблем сексуальности. Но необязательно враждебность.

Одна из теорий заговора - голубое лобби, которое сформировано среди крупных чиновников и политиков. Судя по ситуации в стране, это миф?

Вопрос достоин изучения. Я по этому поводу ничего не знаю. Очень может быть, что представители какой-то одной социальной группы, люди, которые видят общность друг с другом по какому-то признаку, будут друг другу помогать. Возможно это в теории? Да. Есть ли люди гомосексуальной ориентации в сегодняшнем правительстве - наверняка. Значит, все может быть.

В российском научном мире тема ЛГБТ считается маргинальной?

Монографий, диссертаций по этому вопросу практически нет. Есть отдельные ученые, интересующиеся этой темой. Но работы в основном касаются психологии. Исследований по антропологии, социологии, политике в отношении ЛГБТ мало. Научные гранты специально по этой проблематике не выделялись. Если подавать заявки на финансирование по какой-то социальной проблеме, завязанной на ЛГБТ, велика вероятность, что не одобрят, так как тематика считается непроходной.

Одна коллега мне заявила, что тема ЛГБТ не фундаментальная, то есть это частный, маленький вопрос. Хотя странно. Государство по этой проблеме принимает закон, об этом постоянно говорят в СМИ. Но общество на самом деле ничего не знает о гомосексуальности в России: как, где, с кем, кто. Эти вопросы полностью игнорируются. Либо к проблеме применяется идеологический подход. Появляются публикации в научных (!!!) журналах, где приводятся следующие тезисы: гомосексуализм - грех, однополые браки разрушают Россию и т.д. Никакой доказательной научной аргументации не приводится.

Почему вы взялись за этот вопрос? Не боитесь, что на вас как на ученого также упадет какая-то тень?

В научной сфере как исследователь я не чувствую стигмы. Я уже почти десять лет занимаюсь этими вопросами. Другое дело, что есть какие-то группы, которые обратили на меня внимание, пишут гадости в соцсетях. Но мне интересна эта проблематика, потому что в России ЛГБТ серьезно никто не занимается, значит, первопроходцам предстоит много открытий.

За рубежом научное сообщество тоже долго не воспринимало вопросы нетрадиционных сексуальных отношений. Как они это преодолели?

Конечно, там также это долго игнорировали. Изменения произошли в 1960-80-е годы. В США во многих ведущих университетах появились кафедры по изучению истории и социологии ЛГБТ. Поскольку в Америке многие известные учебные заведения - частные, все это финансировалось меценатами. В странах Европы эти темы начали изучать с подачи государства. Там постепенно приходило понимание, что вопросы ЛГБТ могут выводить и на более общую проблематику: что такое сексуальность, сексуальные отношения внутри общества.

А в российской науке, как когда-то в СССР, секса нет?

В России другая ситуация. У нас есть наследие советской эпохи, в которой социальные и гуманитарные науки должны были соответствовать единому методологическому, теоретическому и политическому стандарту, то есть линии партии и марксизму-ленинизму. Сегодня ленинизма нет, но линия партии осталась. И по привычке деятели науки до сих пор воспринимаются как проводники этой линии и слуги государства. Но это не так. Самая главная функция науки - критическое переосмысление окружающей действительности, а не поиск доказательств того, что правительство делает правильные шаги. Но, к сожалению, по-новому осмыслить отношения между государством и учеными нам так и не удалось.

Рост бисексуальности привел к резкому увеличению количества однополых отношений в США, говорится в новом исследовании, и американцы проявляют все большую терпимость к ним. Опираясь на данные GSS (General Social Survey — общего социального обследования), национального репрезентативного опроса, проводившегося начиная с 1972 г. среди взрослых американцев и включавшего 33 728 участников, социологи пришли к выводу, что процент мужчин, заявлявших о наличии сексуального опыта с партнерами мужского пола, увеличился почти вдвое в период с 1990 по 2014 гг., в то время как процент женщин, заявлявших о наличии сексуального опыта с женщинами, увеличился более чем вдвое за тот же период. Исследование, опубликованное в среду в журнале Archives of Sexual Behavior («Архивы сексуального поведения»), также показывает резкое увеличение процента американцев, которые считают такие сексуальные взаимоотношения приемлемыми.

«Принятие геев и лесбиянок действительно было острой в последние несколько десятилетий проблемой в области защиты гражданских прав», — говорит один из авторов исследования Джин Твенге, профессор психологии в Университете Сан-Диего, автор книги «Поколение я» («Generation me»). Твенге, изучающая исторические перемены в социальном поведении, считает принятие членов ЛГБТ-сообщества примером одной из таких перемен в новейшей истории. «Эти перемены произошли в обществе относительно быстро», — отмечает она.

С 1973 по 1990 гг. процент взрослых людей, считавших «сексуальные отношения между двумя взрослыми одного пола совершенно не предосудительными» вырос от 11 до 13. А к 2014 г. уже 49% всех взрослых и 63% людей, рожденных в период с 1981 по 2000 гг. (представителей «поколения Y»), выразили терпимость к подобным отношениям.

Контекст

Гей, натурал, бисексуал?

The Guardian 28.08.2015

О чем не говорят «социальные гей-эксперименты»

Open Democracy 27.08.2015

Единственный в России гей-мотоклуб

VICE 01.08.2015

Гей-парад или социальный терроризм

Boulevard Voltaire 30.06.2015

Геям в Крыму не место

Time 17.10.2014 «Представители "поколения Y" заметно более терпимы к однополым отношениям, чем представители поколения X в аналогичном возрасте — но то же самое относится и к большинству взрослых людей», — заявляет один из авторов исследования Райн Шерман из Атлантического университета Флориды. «Эти перемены в первую очередь обусловлены определенной эпохой, когда все взрослые люди изменили свое отношение к данному вопросу».

Рост толерантности, вероятно, способствовал переменам в сексуальном поведении (и желанию заявить о них). Процент мужчин, занимавшихся сексом как минимум с одним мужчиной, вырос с 4,5 до 8,2 в период с 1990 по 2014 гг. Количество женщин, заявивших о как минимум одном сексуальном партнере-женщине, увеличилось с 3,6% до 8,7% населения в тот же период времени. Однако Твенге и ее коллеги считают, что эти перемены спровоцировало бисексуальное поведение: процент участников опроса, поддерживавших только однополые отношения, за этот период существенно не изменился, зато процент взрослых, имевших отношения с представителями обоих полов, вырос с 3,1 до 7,7.

«Вот, что меня удивило, — рассказывает Твенге Washington Post, — При более внимательном рассмотрении мы заметили, что эти перемены связаны с людьми, которые занимаются сексом с партнерами обоих полов».

Но все эти факторы — рост терпимости, поведения и тенденция к сексуальной флюидности — наводят Твенге на мысли о реальной движущей силе этих культурных изменений: мы больше думаем о самих себе. Она считает, это происходит от развития индивидуализма.

«Некоторые мыслители утверждали, что индивидуализм развивался в западной культуре со времен Возрождения, но набрали скорость эти перемены около 1965 — 1970 гг.», — объясняет она. Когда общество достигло удовлетворительного уровня обеспеченности, человеку не нужно беспокоиться о том, чтобы соответствовать правилам и ожиданиям более многочисленной группы.

«Представьте себе, какое групповое усилие требовалось, чтобы приготовить пищу. Теперь вам достаточно лишь пары долларов и микроволновки», — говорит Твенге. Эта надежность снижает мотивацию следовать культурным «правилам», которые не соответствуют личным желаниям индивидуума. И этот индивидуализм тоже мог сделать нас более толерантными.

«Индивидуализм в сущности означает, что ты делаешь то, что хочешь, и позволяешь другим делать то, что хотят они», — отмечает она. «Люди с большей готовностью принимают действия, к которым они не испытывают тяги. Здесь действует принцип: я занимаюсь тем, что мне подходит».

Исследователи пытались выяснить, насколько эти перемены связаны с отдельными поколениями, но это сложно — даже при использовании самых современных методов статистики.

Сегодняшний мир таков лишь потому, что «поколение Y» вступает в эру толерантности и свободной любви? Становятся ли люди с возрастом более или менее открытыми или непримиримыми? Меняемся ли мы в целом как общество с течением времени?

«Очень трудно разграничить эти вопросы, потому что в любой период возраст человека обусловлен и текущим годом, и годом его рождения», — говорит Твенге. Есть и другие минусы: сложно отследить возможности изменений, происходящих с индивидуумом с возрастом, потому что поколению бэби-бумеров не задавали вопроса о партнерах, когда им было по 20 и мы не можем промотать время вперед и увидеть, какими будут представители «поколения Y» в 60 лет.

Некоторые данные позволяют предположить, что молодые женщины более склонны к вступлению в отношения с более старшими женщинами. Это, как отмечают Твенге и ее соавторы, может подтверждать гипотезу о том, что многие женщины «гомосексуальны до окончания вуза». Но это довольно противоречивый вывод: как с готовностью признают Твенге и другие исследователи, трудно отличить этот рост гомосексуального поведения среди молодых женщин от тенденций, свойственных их поколению. Как минимум одно из проводившихся ранее исследований доказывало, что этот феномен — миф. Опрос исследовательского центра Пью (Pew Survey) о сексуальности показал, что бисексуалы склонны вступать в брак с представителями противоположного пола, но это может быть истолковано и как результат (падающего) давления общества, а не происходящего с возрастом снижения сексуальной флюидности.

Твенге рассчитывает проанализировать данные через несколько лет. Она не сомневается, что уровень толерантности продолжит расти — в конце концов, более молодые поколения значительно более терпимы, а самые старшие респонденты постепенно удаляются из базы данных, — но насколько вырастет гомосексуальное поведение, остается только предполагать.

Мы не уверены, какое значение для страны будет иметь уровень толерантности, допускающий, что все лица с сексуальной флюидностью действуют в соответствии со своими гомосексуальными предпочтениями, — потому что мы не знаем, какой процент населения испытывает природное влечение к более чем одному полу. Некоторые исследователи оспаривают существование бисексуальности, которая, по их мнению, нужна исключительно как замещение идентичности для тех, кто не желает признать, что их влечет исключительно к представителям своего пола. Увеличение финансирования от Американского института бисексуальности (American Institute of Bisexuality) помогло поддержать более исчерпывающее исследование сексуального влечения, и многие результаты, включая выводы ученых, утверждавших, что ориентация — это надуманный ярлык, показали, что бисексуальные люди действительно сексуально флюидны. А бисексуальное поведение обнаруживается также и за пределами нашего вида, включая нашего ближайшего родственника, раскрепощенного шимпанзе бонобо. Пока мы можем с полной уверенностью утверждать, что многие люди флюидны в своих сексуальных предпочтениях, но насколько их много, сказать сложно.

«Мы не знаем, что такое естественное ограничение бисексуального влечения», — говорит Твенге. «Поэтому вопрос о том, насколько оно может распространиться, остается открытым».

Россия и Молдавия – две европейские страны, где положение лиц ЛГБТ наиболее плохое. Причём с 2013-го по 2014-й рейтинг России упал на две единицы до отметки -4 ½. Непонятно, зачем РФ, к которой в развитом мире и так отношение скептическое, по собственной инициативе ещё больше ухудшает свой имидж, хотя нам это не надо.

Исследование по правам ЛГБТ было сделано в мае 2012 года общественной организацией ILGA-Europe. Россия в её рейтинге – на последнем месте. Даже в мусульманских Турции и Азербайджане положение сексуальных меньшинств лучше, чем в нашей стране.

Рейтинг был составлен после очередного ужесточения законодательства в России в отношении лиц нетрадиционной ориентации (т.н. «запрет на пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних»). Нет никаких сомнений, что по итогам 2013 года рейтинг России снова обвалится, до величин, свойственных фундаменталистским странам на полуострове Аравии.

Прямая дискриминация лиц ЛГБТ в России запрещена, но европейские общественники выделяют множество косвенных факторов ущемления прав этих людей. Вот лишь один пример. Возраст согласия одинаков как для однополых, так и для разнополых контактов (16 лет). Но в начале 2012 года в Уголовный кодекс России были введены дискриминационные нормы иного характера. Все они касаются ответственности за сексуальные отношения с лицами, не достигшими 16 лет.

Во-первых, за такие деяния устанавливается ответственность в том числе в виде лишения свободы на срок до 4 лет, если лица разного пола, и до 6 лет, если лица одного пола. Во-вторых, если разница в возрасте между лицами, вступившими в сексуальные контакты, составляет менее четырёх лет, то в случае разнополых контактов наказание в виде лишения свободы не может применяться. На однополые сексуальные контакты аналогичное ограничение ответственности не распространяется. В-третьих, если после сексуальных контактов лица вступили в брак, совершеннолетнее лицо освобождается от наказания. Поскольку в России не заключаются однополые браки, в случае гомосексуальных отношений аналогичное положение не может быть применимо.

В Европе основные нарекания «радужных общественников» вызывает дискриминация транссексуалов (лиц, сменивших пол). Их права часто нарушают при приёме на работу, в медицинских учреждениях, и т.д. Это нередко приводит к нарушению психосоматического состояния таких лиц.

К примеру, в Ирландии 26% трансгендеров по крайней мере один раз пытались покончить жизнь самоубийством. Половина опрошенных трансгендеров в Швеции в какой-то момент своей жизни думала о самоубийстве, а 21% это попытались сделать в реальности.

Россия отличается от подавляющего числа европейских стран постепенным, год от года ухудшением прав ЛГБТ. Для чего это делают правящие круги – неясно. Имидж России как светского, европейского государства и так не самый лучший, а власти сами старательно ещё более ухудшают его.

На карте ниже видно, что в 2011 году Россия в рейтинге была не на последнем месте – хуже нас дело обстояло ещё и на на Украине и в Белоруссии (в этом рейтинге максимальная положительная величина была не 30, а 17 единиц, отрицательная – минус 7 единиц). За год положение с правами ЛГБТ на Украине и в Белоруссии улучшилось.

Казаться хуже, чем ты есть на самом деле – это новая стратегия Кремля на внешней и внутренней арене. Она похожа на подростка-гопника в тёмном переулке, который старательно подделывает ломающийся голос под хриплую феню бывалого урки – авось, в темноте не различат.

Представления большинства граждан и большинства депутатов о пропаганде гомосексуализма в 2013 году полностью совпадают, выяснили социологи «Левада-центра». 61% респондентов боится, что их дети и внуки могут стать жертвой такой пропаганды, а 67% приветствуют её запрет. Причем трактуют это понятие чрезвычайно широко: половина опрошенных считает пропагандой даже личное общение с гомосексуалистами. За последние 5 лет отношение россиян к гомосексуализму заметно ухудшилось.

Единственная позиция, по которой россияне стали более толерантны – это желание ликвидировать гомосексуалистов. Если в 1989 это предложение поддерживали 35% респондентов, то в 2008 году – только 19%. Сегодня россияне более склонны изолировать или лечить таких людей (в общей сложности 38%).

В России закладывается и теоретическая база под объяснение «феномена» гомосексуализма – как социокультурного явления. Причём – даже в академических кругах. Заведующий кафедрой социологии семьи социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор философских наук, профессор Анатолий Антонов приводит такие аргументы:

«Однодетность является весьма негативным фактором. Во всех этих семьях доминирует, как правило, женщина. А в тех семьях, где единственный ребенок – сын, образовывается союз, коалиция, как говорят психологи, между матерью и сыном. Нормальная коалиция, которая наблюдается в семьях с несколькими детьми – отец-мать, муж-жена и контакты между собой братьев и сестёр. Это нарушается в однодетной семье, где идёт борьба за ребенка между отцом и матерью, но побеждает чаще всего мать.

Есть основания считать, что влияние, доминирование матери над сыном создает ситуацию, когда мать перекрывает образ матери, символ матери, фигура доминирующей матери перекрывают единственному сыну все контакты с другими женщинами. И общаясь с другими женщинами, он всё время видит перед собою мать. Слава Богу, в нашей культуре инцест с матерью табуирован. И поэтому в социокультурном плане у многих таких сыновей возникает табу не только на сексуальные контакты с матерью, но и вообще с женщинами. Именно этот социокультурный социально-психологический механизм при однодетности способствует развитию гомосексуализма