Кто звонил стопхам. Хорошо ли быть «правдорубом», или Как девушка из Кургана предложила бороться с хамством столичных водителей. Как все начиналось

Дать интервью сайт согласился руководитель пресс-службы петербургского отделения движения Александр Богловский.

- Перейдем сразу к делу. В Интернете гуляет множество статей, написанных кем-то по собственным догадкам. Пишут всевозможные теории заговоров, что "СтопХам" - это последователи Навального, друзья Путина и так далее. Мы хотели бы узнать все напрямую. Первый вопрос, интересующий, наверное, всех: откуда деньги?

Ну, касательно финансового вопроса, могу сразу сказать, что гранты, получаемые движением в Москве, до нас не доходят. Из столицы к нам приезжают только наклейки. Деньги на видеотехнику мы тратим частично из собственных карманов, частично из "бюджета" организации. У нас, как всем известно, есть канал на Youtube, который и приносит небольшой доход в "бюджет". В хороший месяц это может быть 40 тысяч рублей. Из этой суммы часть уходит на хостинг для нашего сайта, часть на оборудование: всевозможные крепления, объективы, замена разбитых во время рейда камер. Что-то выплачивается организаторам. Еще какая-то часть расходуется на рекламу в соцсетях. Само собой, такой суммы не хватает на все, так что приходится тратить и личные средства. Разговоры о том, что у нас есть инвесторы или что нас финансирует блок Навального, - дезинформация. Каких-либо инвесторов, кроме нас самих, мы не имеем. Ну и к Навальному мы отношения не имеем никакого.

- А что насчет людей? Как "вербуются" волонтеры? Кто все эти люди, которые ходят в рейды?

У нас имеется группа "ВКонтакте" и сайт, где мы публикуем объявления о проведении рейда, с указанием места и времени встречи. Главное требование к участникам - совершеннолетие. Туда отправляется несколько организаторов и операторов из основного костяка, сложившегося за несколько лет, плюс новые волонтеры, желающие принять участие. Основной состав в Питере насчитывает около 300 человек, занимающих активную гражданскую позицию. Естественно, все сразу на рейды не ездят. Туда отправляется несколько организованных человек плюс те, кто добровольно решили посетить акцию из числа новых волонтеров. Абсолютно все участвующие в акции - это обычные среднестатистические люди, которым надоело хамство на дорогах (парковках и тротуарах).

- Для чего, с Вашей точки зрения, проводится вся эта активность? Какова основная задача движения?

Мы преследуем две цели, одна из которых очень труднодостижима, вторая более простая. Трудная задача - это перевоспитание. Если взглянуть на европейские страны, неправильно запарковался - огромный штраф, проехал по тротуару - лишение прав и штраф, не пропустил пешехода на переходе - штраф. То есть отношение к хамскому поведению очень строгое.

У нас, конечно, штрафы тоже предусмотрены, однако часто ли Вы встречали, чтобы кого-то оштрафовали за то, что он не пропустил пешехода? Много ли сотрудников ГИБДД или камер видеофиксации встречается на тротуарах и парковках? Своими действиями мы пытаемся предупредить хамское отношение. Непосредственно в рейдах стараемся объяснять нарушителям, что они ведут себя неподобающе. А далее, выкладывая видео на всеобщий просмотр, мы надеемся, что увидевшие все происходящее люди не захотят совершать подобные противоправные и аморальные действия. То есть перевоспитаются, поменяют свое отношение.

Вторая цель несколько более реальная и осуществимая. Огромная часть нашей аудитории - молодежь, которая сейчас либо учится в автошколах, либо готовится к этому, либо уже отучилась, но еще не имеет законсервированного понимания правил дорожного движения. То есть их отношение ко всем "мелким" нарушениям еще не сложилось. И мы пытаемся повлиять на них, воспитать культуру вождения с "ранних лет автомобилиста". Надеюсь, что наши видео способны разбудить в людях уважение к окружающим.

- Как начиналось движение? С чего все пошло?

Основателем движения является Дмитрий Чугунов. В один прекрасный день ему окончательно надоело видеть хамство на улицах Москвы. Он придумал и распечатал несколько наклеек "Мне плевать на всех, паркуюсь где хочу", и в одиночку пошел "бороться". Он подходил к автомобилям, мешавшим проезду, говорил водителям что-то вроде: "Знаете ли вы, что мешаете движению других людей? Перепаркуйтесь, пожалуйста, так, чтобы не создавать помех, либо я приклею вам эту наклейку".

Часто люди переставляли свои автомобили, но не обходилось и без инцидентов. Все свои действия он снимал на видео и выкладывал в Интернет. Далее он нашел единомышленников, так и родилось движение "СтопХам" в Москве. Затем, увидев это движение в Сети, солидарные люди из других регионов решили следовать примеру, и появились региональные стопхамовские блоки, в том числе и у нас, в Санкт-Петербурге.

Как происходит координация движения и акций?

Места проведения акций определяют в основном жители. Нам присылают письма и фотографии нарушений, мы выбираем самые "злачные" места и отправляемся туда. Непосредственно на месте общение с нарушителями ведут организаторы. Подбор организаторов ведется очень строго, дабы не допускать неправомерных действий со стороны активистов движения. На протяжении нескольких рейдов мы следим за действиями волонтеров и, исходя из их поведения, мы можем предложить им стать организаторами.

Основные требования к организатору - сдержанность и культурность. Сдержанный нецензурный всплеск не допускается. Организатор также должен быть и активным. Сдержанный и культурный человек, безучастно стоящий на месте и занимающий лишь позицию наблюдателя, нам вряд ли поможет в качестве организатора. Такие, само собой, тоже нужны, ведь все волонтеры - это наша поддержка и подстраховка как активная, так и пассивная. Однако организатором стать можно, лишь занимая активную гражданскую позицию, а так же умея донести информацию до любого, оставаясь в рамках приличия, и закона, конечно.

- А что происходит после акции? Направляете ли вы отснятый материал в ГИБДД, платят ли ваши "клиенты" штрафы за свои правонарушения?

Нет, мы не имеем полномочий на взыскание штрафов, и видео в ГИБДД мы не отправляем. Наша задача не "карать" нарушителей, а предупреждать. Иногда, если с нами в рейд отправляется наряд ГИБДД, то штрафы выписываются на месте, однако такое случается нечасто. Сотрудники не могут выезжать на места, где ВЕРОЯТНО может произойти правонарушение без особого распоряжения (спецоперации). Ведь если правонарушение действительно где-то произошло, а наряд ГИБДД занят с нами, то ничего хорошего из этого не выйдет. Другой вопрос, если недобросовестные водители решат нанести какой-то материальный (разбивают камеры, рвут одежду) или, не дай бог, физический урон нашим активистам (случаются драки, иногда активистов "катают" на капоте). Естественно, такие действия безнаказанными мы не оставляем, а составляем заявления в полицию, после чего следуют процессуальные действия и судебные разбирательства.

- В случае если не все пошло "гладко", и активист получает травму в рейде, то оказываете ли вы поддержку? На лечение, на адвокатов в суде?

Конечно! По мере возможностей и сил. Были случаи, к сожалению, когда активисты получали побои и переломы. Мы помогаем с лечением, то есть, допустим, если нужно наложить гипс, то мы, и лично я, готовы оплатить легкий и удобный гипс. Тут работает принцип "с миру по нитке". Мы не принуждаем никого из активистов сдавать деньги на лечение, все добровольно. С судами дело обстоит несколько иначе. Мы, конечно, на юристов не учились, но в правовом поле подкованы хорошо и способны сами оказать юридическую помощь нашим сподвижникам, не прибегая к помощи дорогостоящих услуг адвокатов. Хотя сейчас я веду переговоры с одной юридической компанией, которая, возможно, в дальнейшем сможет оказать нам помощь в случае, если наших сил не хватит.

«Мне плевать на всех. Паркуюсь, где хочу» - многие москвичи уже видели такие наклейки на чужих, а то и своих машинах, припаркованных в неположенных местах. За три года существования движения, «СтопХам» приобрел определенную славу среди автомобилистов.

Но после того, как из-за скандала с активистами глава управы района Марьино Александр Сморяков был вынужден сложить полномочия, движением заинтересовались и пешеходы. Так кто же они, «стопхамовцы»? Корреспондент нашего издания пробралась в их ряды и выяснила это изнутри.

Как все начиналось

Первый рейд «СтопХама» прошел 26 мая 2010 года в Москве. Тогда Дмитрий Чугунов (руководитель движения – прим. автора) и двое его друзей вышли на Петровку и стали клеить наклейки на неправильно припаркованные машины, причем один из парней снимал происходящее на камеру, а второй успокаивал недовольных водителей. Движение, которое началось с компании из трех человек, сейчас борется с «хамами на дороге» в 28 регионах России и даже зарубежом (на Украине, например).

Вся Москва в «СтопХаме»

В рейд может попасть любой желающий. В группе движения в социальной сети появляется статус, где указано место и время проведения рейда, а также возраст участников (как правило, 18+, но не всегда). Рейды отличаются по своей направленности. «У нас есть несколько форматов. – рассказывает Оксана Митрофанова, одна из руководителей проекта «СтопХам». - Пишут люди: "Мне не дали припарковаться, просят с меня, например, тысячу рублей". Соответственно, мы находим время, ребята, кто на машинах, приезжают, проверяют, так это или не так, и дальше уже мы приходим, нас оказывается не 2 человека, а 15. Говорим, здравствуйте, вот деньги просите – можно ваши документы… И через какое-то время данная парковка перестает быть платной. Иногда машина стоит на пешеходном переходе, ее невозможно обойти. Или она стоит на тротуаре так, что приходится выходить на оживленное движение. Для этого есть самая известная наша наклейка». Существуют и ночные рейды – они проходят возле клубов, которые устраивают нелегальную платную парковку первым и вторым рядом. Цена такого паркинга, по словам Оксаны, может доходить до 5-10 тысяч рублей за место, поэтому многие паркуются уже третьим и четвертым рядом, и водителям приходится проезжать по встречной полосе. Что в итоге грозит штрафом за нарушение правил.

В рейде участвует не меньше пяти человек. Рекорд же был установлен после появления в сети ролика «Чечня культурная» - у ТЦ «Европейский» собралось 380 человек. «У нас вся Москва была в "СтопХаме"», - смеется Оксана. Напомним, что в мае 2012 года в конфликт с активистами движения вступила жена заместителя полпреда Чечни Мадина Мингаева, что повлекло за собой отставку Тамерлана Мингаева.

Надо сказать, что в рейдах принимают участие в основном парни. «Наверно, во-первых, девочки боятся, все-таки это достаточно опасно: вчера у нас был инцидент, машина меня чуть не сбила, там была скорость 80, просто чудом я отбежала, отпрыгнула. Это опасное дело, это интересно больше мальчикам, это повышает адреналин и так далее. Но в то же время я всегда говорю девочкам, чтобы они приходили, потому что у нас реально очень хорошие парни. Мало того, что они красивые, умные, да, но они настолько достойные, они в таких ситуациях уже побывали и проверены, что я восхищаюсь мальчиками своими» - признается Оксана.

На логичный вопрос о том, как часто бьют камеры, активисты движения отвечают по-разному. Наташа, одна из немногих здешних девушек и постоянный оператор, рассказывает, что раньше часто разбивали, но потом водители поняли, что им же хуже будет. Тем не менее, инциденты случаются, поэтому, как замечает «стопхамовец» Николай, лучше брать несколько камер. «Я ношу телефон и пытаюсь показать людям, что можно снимать не только на камеру. Можно приходить с авторегистраторами, с мыльницами… Все камеры ведь не разобьют», - говорит он.

Бывают и случаи, когда автомобилисты просто неадекватно реагируют на просьбы «стопхамовцев». Николай и Дмитрий, опытные активисты, рассказывают, что на них и с битой бросались, и огнестрельным оружием угрожали. Но некоторые водители просто не останавливаются, даже видя перед собой толпу. По словам Николая, однажды машина на полной скорости метров 50 везла на капоте парня, который не мог слезть, чтобы не попасть под колеса.

«Он висит, и этот разгоняется и просто улетает. Стартует с человеком на капоте и уезжает под мост. Все наши ребята, кто были, побежали туда. Он уже слез, а машина скрылась», - вспоминает молодой человек.

Довольно часто «стопхамовцев» называют провокаторами – мол, они сами виноваты в том, что люди кричат и возмущаются, а то и лезут в драку. Однако, побывав на рейде, можно убедиться, что это не так. У ребят есть четкие правила работы. Ругаться матом запрещено, курить можно только в стороне. К машине подходят три человека: оператор, тот, кто объясняет ситуацию водителю, и тот, кто стоит перед машиной, остальные же перегораживают дорогу, но к водителю не лезут. Разговор ведется вежливо, без «наездов» и оскорблений. Другое дело, что себя ребятам явно не жалко – и под колеса в случае чего полезут, и на капоте проедут. Да, незаконно, но куда деваться? Даже шутят при виде очередной машины, мол, на такой я еще не катался…

Побед все-таки много

Сейчас «стопхамовцы» работают жестче. Они по-прежнему спокойны и вежливы, но решили делать более действенное внушение водителям. Поэтому они почти полностью заменили «добрые» наклейки, которые легко можно снять, на «злые», избавиться от которых гораздо труднее. «Раньше делали добрые наклейки, еще промежуточные и прям злые-злые, - поясняет Никита. - Но через несколько рейдов, вот когда все это снимают на видео и видят, что одну наклейку на него использовали, другую, пятую, десятую, а толку нет, решили, что это просто перевод денег и лучше злую и один раз, зато надолго». Все-таки именно наклейка на лобовое стекло «Мне плевать на всех» принесла в свое время известность проекту. Как говорит один из активистов, Борис, «все машины, как только видят, что ребята клеят наклейку, моментально уезжают».

Подводя итоги работы за 3 с лишним года, Оксана Митрофанова с гордостью говорит, что «СтопХам» узнают. Более того, ситуация на дорогах изменилась фактически. «Мы знаем в Москве более ста ресторанов, где нашей заслугой стало то, что там больше нет платной парковки и так называемой "парковки для клиентов"». Многие улицы, такие как Зеленодольская, перекрыты для въезда транспорта. Платная парковка – это также наше начинание, то, что сейчас центр города стал платным – наше начинание. Таких побед все-таки много, и частных в том числе», - говорит девушка.

Интересно, что многие активисты имеют водительские права, но предпочитают передвигаться на метро. Но они твердо убеждены: если ты за рулем, ты должен уважать пешехода. «На мой взгляд – не стоит ездить в пешеходной зоне, - уверенно заявляет Борис. - А вообще – чтобы изменить мир, нужно начать с себя, соответственно. Надо делать добрые поступки и не надо портить настроение другим людям». Проблема, видимо, в том, что сами «стопхамовцы» многим автомобилистом испортили настроение своими акциями.

Валерия Трофимова

Проект выступает против нарушений водителями транспортных средств правил дорожного движения. Появился он в 2010 году в Москве как одна из федеральных программ объединения «Наши». Сегодня его представители есть практически во всех крупных городах страны, и не только. У истоков стоят москвич Дмитрий Чугунов и курганская девушка Оксана Митрофанова. Сейчас она тоже живет в Москве, у нее достаточно плотный жизненный график. В минувшие выходные Оксана приехала погостить к родным в столицу Зауралья. Конечно, мы не могли не пригласить ее к себе в гости.

Наша землячка любит танцы, хорошие книги и утренние пробежки. Всегда была девочкой целеустремленной, бойкой и активной. Еще в детстве ее начали посещать мысли о большой политике, девушка даже говорила, что хочет стать президентом:

– Думала, что вот я сяду в кресло президента и буду говорить: «Так, здесь – чтобы было чисто. Здесь – чтобы красиво, а здесь – чтобы не ругались».

После окончания 47 гимназии Оксана, сдав на пятерки экзамены, отправилась покорять большие города. Первым делом – Москву. Близкие отговаривали, но она настояла на своем и поступила в Российский государственный социальный университет на направление «политология». Тут все и закрутилось.

– Был Год молодежи. Я начала заниматься этим направлением от своего вуза. Так попала на первый образовательный форум «Селигер». Поехала туда координатором. Там как раз познакомилась с движением «Наши», с интересными ребятами. Я сказала Владимиру Владимировичу Путину: «Мы в вашей команде. Я надеюсь, что и вы в нашей команде. И это замечательно». Многократно встречалась и с Дмитрием Анатольевичем Медведевым. Понимаю, что это те люди, которые стоят на страже интересов государства, они настоящие капитаны, движутся такими шагами, какие им позволяет делать экономическая ситуации, – рассуждает она.

Политическая и общественная жизнь буквально накрыла с головой, но это ничуть не испугало Оксану. Она начала заниматься молодежными проектами партии «Единая Россия» в Центральном совете сторонников, создала свое движение, связанное с экологией, а затем обстоятельно подошла к проблеме недобросовестных водителей. Подтолкнула ситуация с парковками.

– Я жила в центре столицы. Конечно, каждый день сталкивалась с машинами, которые припаркованы неправильно, заставляют людей переходить с тротуара на дорогу. Из подъезда выбираешься еле-еле, пачкаешь одежду об машины. Конечно, накипело. Вот мы в один момент собрались и подумали, а почему бы не начать с этим бороться? Придумали наклейки большие с надписью «Мне плевать на всех. Паркуюсь, где хочу». И вот он, первый рейд. Стоим на улице. Мы не знаем водителей, они не знают нас. Конечно, первая наклейка – первый конфликт. Как-то потихоньку, понемножку все пошло, появились люди, которые поддерживали это движение, стали выходить уже на большой медийный уровень, – объясняет девушка.

Как считает Оксана, люди нарушают правила, потому что им скучно жить, они ищут приключений.

– Раз попробовал нарушить, два… Вроде прокатило. И тут ты понимаешь, что ты бог. Ты можешь делать все. А если у тебя еще и корочка за плечами или муж богатый, сам вроде спортсмен, активист, все тебя знают, почему бы не стать выше других людей? И тут появляются какие-то студенты, а еще и без денег, без машины и говорят: « Ну-ка, давай-ка будь с нами человеком».

Приходится делать замечания и достаточно солидным, известным лицам. Как правило, такие случаи запоминаются, получают большую огласку. Один из примеров – случай 2012 года. Супруга заместителя полпреда Чечни при Президенте РФ Тамерлана Мингаева, неправильно припарковавшая машину, вызвала на помощь сына. Начались разборки. Операторов пытались принудить удалить видео, угрожали им. Запись попала в Интернет, набрала несколько миллионов просмотров. Было возбуждено уголовное дело.

– Это и Никита Михалков, и журналисты Первого канала, и всевозможные представители госструктур. Конфликтов много, и, конечно же, люди считают, что их-то трогать нельзя, – рассказывает наша землячка.

Оксана не признает градации ни по чинам, ни по социальному статусу. Убеждена, что все равны и каждому дается по заслугам. Считает себя правдорубом, который периодически за свою правду и честность должен «отхватывать», но все же чаще ей удается отстоять свою позицию, это ведь интересно:

– Люди не хотят слышать правду, люди хотят слышать, что все мы молодцы, все мы хорошие. Но за этим должны стоять действия, а не корочки, регалии, дорогая одежда и машины.

Параллельно со «СтопХамом» с легкой руки Оксаны (а она занимается боксом) стартовал проект «СтопЖлоб». Здесь она была единственной представительницей прекрасного пола, нередко приходилось заступаться за парней.

– У нас в Москве и во многих других городах была введена платная парковка. Но люди решили, что опять же правила не для всех. Вот они приезжают, занимают общественное место, номер закрывают. Соответственно, я приезжаю на машине в центр. Я в принципе девушка. Мне и так парковаться сложно, а еще и все места заняты. Мы придумали наклейки «Позорюсь за 80 рублей в час». Клеили их водителям. И, конечно, когда человек стоит с машиной за 60 млн рублей, он вообще не понимает, кто посмел коснуться его дорогого автомобиля. Конечно же, выбегают эти лысые охранники. К сожалению, когда человек не может защитить свою позицию словами, он переходит на кулаки, и нужно понимать: не факт, что у тебя кулаки-то сильнее, чем у той вроде бы хрупкой девушки, – говорит она.

Продвижение проектов – сложный и трудоемкий процесс. Сегодня, в эпоху Интернета, можно пользоваться всевозможными сайтами и мобильными приложениями.

– Ты можешь делать много добрых дел, и все тебе будут благодарны, но о твоем проекте не будет знать никто. Если ты сделал хорошее дело, возьми в руки этот флаг хорошего дела и говори всем, и предлагай повторить, тогда хороших дел будет больше. Плохое легче повторить, а чтобы сделать хорошее, нужно иметь силу, – утверждает активистка.

Свою дальнейшую жизнь Оксана планирует посвятить управленческой деятельности в политической структуре. Она считает, что неплохо было бы омолодить все наши общественные палаты:

– Хотелось бы все-таки вовремя войти в эту структуру, понять ее, попытаться помочь сделать что-то полезное для страны, города. Я считаю, что Россия всегда была своевольная, своенравная страна, она никогда не падала на колени. Я уверена, что этого никогда не случится.

В Кургане девушка бывает редко, но очень любит его. Говорит, что здесь многое меняется, но не всё ее радует.

Для меня Курган всегда будет ассоциироваться с летним красивым городом, с моими родителями, дедушкой, бабушкой. Смотрю на жителей города, на своего дедушку и понимаю: сколько бы препятствий ни предоставляла им судьба, они будут по-прежнему любить свой дом, свою землю. И дай бог, чтобы в наших молодых людях любовь к семье, к земле, к стране была такой, как у моей бабушки и у моего дедушки. К сожалению, мне кажется, сейчас эта любовь чуть-чуть других принципов. Но есть к чему стремиться, пока у нас есть примеры для подражания, – с улыбкой заявила она.

По секрету Оксана призналась, что в ближайшее время планирует заняться проектом в помощь социально малозащищенным детям, и не исключено, что запускаться он будет в нашем городе.

Фото Александра Кадникова.

Дмитрий Чугунов: «Если это попытка найти черную овцу в стаде белых, то это странно, потому что тогда все овцы окажутся черными»

А годом раньше четверо активистов были жестоко избиты в Петербурге во время акции против езды по тротуарам. В марте 2016 года их обидчики получили условные сроки.

Бюджетные средства, по словам Дмитрия Чугунова, тратились на «развитие региональных подразделений». В частности, закупку видеокамер и расходных материалов для них. Немалая часть миллионов, уверяет глава «Стопхама», тратится на печать антихамских наклеек. Помимо этого организация оплачивает труд необходимых для функционирования сотрудников: от бухгалтера до видеомонтажера.

«Мы не в курсе, что это за претензии»,. - сказал «МК» председатель «Стопхама». О претензиях Минюста в «Стопхаме», по его словам, узнали только сегодня, несмотря на то, что процесс начался еще в октябре 2015 года. Ни о каких нарушениях Минюст организацию не уведомлял, в суд их тоже не вызывали.

В едином реестре юридических лиц напротив организации написано - прекратила деятельность по решению суда на основании ст. 29 федерального закона «Об общественных объединениях». Согласно статье, организация обязана информировать Минюст о продолжении своей деятельности, публиковать отчеты об использовании своего имущества, и, в случае получения средств от иностранных источников, отчитываться об их объемах. Непредставление этих документов может быть причиной для исключения из реестра.


«МК» не удалось найти ни одного финансового отчета «Cтопхама» с 2013 года ни на сайте Минюста, ни в базе данных «Контрфокус».

«У нас все отчеты есть, - заверил «МК» Дмитрий Чугунов. - Публиковались они или нет, я врать не буду, точно не знаю, но в случае необходимости, мы готовы их предоставить». Председатель «Стопхама» напомнил, что раз в квартал организация сдает подробный финансовый отчет грантооператору (их нет в публичном доступе, - авт.). «У грантооператора претензий нет, странно, что они возникают у Минюста», - сказал Чугунов. Единственное, что может быть засчитано как иностранное финансирование, по его словам, - доходы от рекламы на ютьюбе с роликов «СтопХама». «Если это попытка найти черную овцу в стаде белых, то это странно, потому что тогда все овцы окажутся черными. Очень многие блогеры монетизируют ютьюб», - сказал Чугунов.

Последний президенский грант - 8 миллионов, израсходован еще не полностью. «Деньги вернутся в казну, не можем же мы использовать средства с заблокированных счетов», - отметил Чугунов.

По словам Чугунова, «Стопхам» продолжит свои акции, кроме того он будет в суде отстаивать восстановление юридического лица, если не получится - будет создавать новое.

Евгений КОРЧАГО, адвокат: «Уведомления о судебном заседании должен посылать суд по адресу, по которому зарегистрировано юридическое лицо. Оно приходит на почту, а почтальон кладет в почтовый ящик уведомление, что за этим письмом нужно явиться на почту. Дело в том, что если в течение 7 суток юридическая организация не является за уведомлением, то юридическая обязанность суда все равно считается исполненной. В таком случае, если «СтопХам» не получает почтовые уведомления по своему юридическому адресу, то это его проблема, так же как и у любой другой организации».

Участвуйте в онлайн-опросе

Кто, зачем и на какие деньги лепит наклейки нарушителям ПДД.

Конфликт активистов «Стопхама» с четырехкратным олимпийским чемпионом по спортивной гимнастике Алексеем Немовым вызвал большой резонанс. В юридическую плоскость он пока не перешел, но повышенный интерес к движению свидетельствует о неоднозначном отношении к нему в обществе и актуальности проблемы хамства на дорогах. «Лента.ру» проанализировала «боевой путь» народных борцов за соблюдение правил и побеседовала с активистами и противниками «Стопхама».

Петровка и неправильная парковка

В феврале Алексею Немову дважды «посчастливилось» встретиться со «стопхамовцами» на улице Петровка. В первый раз олимпийский чемпион сидел с супругой в салоне своего автомобиля напротив входа в «Петровский пассаж». Машина была припаркована вторым рядом. На просьбу перепарковаться чета ответила, что встанут на место, которое вот-вот освободится. Но несколько минут спустя диспозиция не изменилась. Активист вновь подошел к автомобилю Немова. Сидевшие внутри сделали вид, что его не замечают. Тогда на лобовом стекле внедорожника появилась известная своей трудноснимаемостью наклейка «Мне плевать на всех, паркуюсь где хочу».

На другой день олимпиец вновь встал вторым рядом в пятидесяти метрах от того места, где стоял в прошлый раз. Прямо напротив здания Генпрокуратуры России. На этот раз в машине он находился один. Увидев в руках «стопхамовца» наклейку Немов нецензурно послал его подальше. В ответ активист молча приклеил стикер туда же, куда и днем ранее.

Чемпион содрал наклейку и ткнул ею парню в подбородок. Тот оттолкнул его от себя. Немов ринулся вперед и ударил «стопхамовца» основанием ладони в подбородок. В ответ активист повалил его на землю и попросил успокоиться. Встать не препятствовал. Олимпиец поднялся и вновь с силой толкнул молодого человека в грудь. Затем в ходе словесной перепалки еще раз ткнул в лицо. Действовал чемпион левой рукой, с которой в ходе баталии слетели часы.

Алексей Немов встречался со «стопхамовцами» два дня подряд Кадр: Сергей Яский / Youtube

Ситуация в итоге разрешилась согласием Немова перепарковаться. Теперь супруги Немовы пытаются понять, что же произошло на Петровке.

«Мы думаем, как поступить в этой ситуации, потому что такое может произойти с каждым, хочется как-то наказать этих людей, - рассказала Галина Немова«Русской службе новостей». - Это провокация настоящая. Они ведут себя так интеллигентно, при этом провоцируют, стучат в окно и спрашивают: «Что же вы делаете?» А что - ты даже не понимаешь в этой ситуации. Что это, Алексей тоже для себя хочет разобрать».

Галина подчеркнула, что во второй день она всего на несколько минут отошла в туалет. По ее мнению, муж не нарушил правил дорожного движения, так как в том месте «все стоят».

Улица Петровка - одна из известных столичным водителям вотчин «Стопхама». Еще пять лет назад участники движения проводили здесь регулярные рейды. До введения зоны платных парковок они, казалось, были единственной силой, способной очистить пешеходные переходы и зоны выездов со дворов от припаркованного транспорта. Примечательно, что наклейки не лепили всем подряд под знаками «остановка запрещена», а лишь тем, кто пренебрегал правами пешеходов и других водителей с особым цинизмом.

Сотрудники ГИБДД автохамов с Петровки как бы не замечали. Видимо, из-за чрезмерного количества водителей с непростым статусом. В непосредственной близости находятся здания столичного главка МВД, Мосгордумы, Генпрокуратуры, ЦУМа, тут много дорогих клубов, бутиков и ресторанов. К слову, платная парковка и принудительная эвакуация заметно улучшили ситуацию.

Место, где «стопхамовцы» схлестнулись с олимпийским чемпионом, хорошо известно московским водителям как «бутылочное горло». В пробку там можно угодить даже ночью. С одной стороны в два ряда паркуются гости отеля Marriott, фитнесс-центра и бутиков в Столешниковом переулке. С другой - также в несколько рядов - стоят машины посетителей «Петровского пассажа».

Как рассказал «Ленте.ру» создатель «Стопхама» Дмитрий Чугунов, идея бороться с потерявшими стыд и совесть водителями пришла ему в голову как раз в этой пробке.

Образовательный проект

По словам Чугунова, «Стопхам» не следует воспринимать как способ «классовой борьбы» или молодежного протеста, направленного на то, чтобы показать бессилие властей и навести порядок на улицах. Дмитрий считает свой проект образовательным, направленным на изменение общественного сознания, избавления от клише «все так делают».

Организация не ставит целью подменить собой госавтоинспекцию и ориентируется на борьбу с вопиющими проявлениями пренебрежения к нормам городского общежития.

По обилию региональных отделений проект можно назвать федеральным и даже международным (Белоруссия, Украина, Молдавия), но не везде работа проходит гладко.

«Нам пришлось закрыть отделение в Карелии. Там им руководил несовершеннолетний молодой человек, который подходил к делу формально и преследовал любых нарушителей ПДД, независимо от того, мешает их машина кому-то или нет», - подчеркнул Чугунов.

Первые рейды провели в Москве в 2010-м в рамках проекта «Наши 2.0». В том же году летом Чугунов представил концепцию борьбы с автохамами на форуме «Селигер».

Через полгода после создания «Стопхам» обрел организационную и финансовую самостоятельность, обеспечив организаторов заработком.

«В начале я занимался фандрайзингом, вкладывал свои деньги. Но сейчас у нас партнерские соглашения с YouTube, и за размещение рекламы мы получаем порядка 150-200 тысяч рублей в месяц», - рассказывал Чугунов в 2013-м. Из этих денег он платил зарплату себе и трем активистам, которые участвовали во всех рейдах. Остальные работали в проекте как волонтеры.

Сейчас Чугунов в основном занят в Общественной палате, но оставил за собой общее кураторство проекта.

«Он помогает нам. Просматривает смонтированные ролики перед их публикацией. Дает рекомендации: где добавить, где сократить», - рассказал «Ленте.ру» один из лидеров «Стопхама» Кирилл Бунин.

Движение разделено на отдельные проекты. Бунин занимается акциями против любителей ездить по тротуарам. Другая группа, с которой столкнулся Немов, проводит рейды против неправильной парковки. Еще одна группа занимается проблемой незаконной организации частных парковок на городской земле.

Нынешние случаи потасовок с автолюбителями Кирилл объясняет участившимися рейдами.

«Мы теперь проводим по четыре акции в неделю, - рассказал он. - В костяк московского «Стопхама» входит около 40 человек. Еще примерно 60 человек - те, кто участвует в разовых акциях».

Все - совершеннолетние. Это обязательное требование. С каждым проводится инструктаж по безопасности. Новички занимают лишь наблюдательные позиции. В контакт с водителями вступают те, кто способны сохранять выдержку и спокойствие, умеют вести дискуссию и юридически подкованы.

Уличные бои

Проект «Стопхам» широко известен благодаря своим видеороликам. Их агрессивное содержание в основном и определяет общественное мнение о движении. Критики считают, что в эфир не попадают эпизоды, когда активисты получают «по шеям».

Однако до 90 процентов работы, по словам самих активистов, остается за кадром, потому как в большинстве случаев у них не возникает вообще никаких проблем с нарушителями. Чаще всего водители выполняют просьбу переставить автомобиль, не вступая в дискуссии.

Публикацию роликов, на которых запечатлены конфликты и потасовки, многие рассматривают как пиар. Однако это прежде всего способ защиты активистов от надуманных обвинений. Ну и заработок, в том числе для изготовления тех же наклеек.

Продукция «стопхам продакшен» пользуется большим успехом у зрителей. Так, более семи миллионов просмотров набрал сюжет о столкновении борцов за правильную парковку с семьей полпреда Чечни при президенте РФ Тамерлана Мингаева. Инцидент произошел в апреле 2012-го у ТЦ «Европейский» в Москве. Ролик «Стопхама» в итоге повлиял на решение об увольнении Мингаева и возбуждении уголовного дела о хулиганстве в отношении тех, кто напал на ребят.

Через год за неадекватное поведение сотрудницы Центризбиркома РФ Маргарет Аракелян принес извинения глава комиссии Владимир Чуров. Девушка на полном серьезе заявила на камеру, что статус госслужащей позволяет ей парковать машину на пешеходном переходе.

Дмитрий Чугунов (слева) Фото: Дмитрий Лекай / «Коммерсантъ»

Летом 2013-го исполняющий обязанности главы управы Марьино Александр Сморяков подал в отставку после того, как его супруга на Range Rover сбила двух активистов «Стопхама» на тротуаре. При этом женщина демонстративно выложила на приборную панель пропуск префектуры.

По словам Кирилла Бунина, им не раз предлагали выкупить ролик или заплатить, чтобы его не публиковали, но активисты на такие предложения не соглашаются.

Эффективность и эффектность работы «стопхамовцев» привела к активному разрастанию движения по регионам. Причем инициатива шла снизу. Попутно поднималась и волна недовольства. Однако никаких организационных форм противники «Стопхама» так и не создали, сохраняя активность на уровне тематических групп в соцсетях.

Наиболее заметное выступление против борцов с ездой по тротуарам произошло 10 февраля 2015 года в Санкт-Петербурге, когда были избиты и ограблены семь «стопхамовцев». Троих госпитализировали с серьезными травмами.

А две недели назад в Москве активистов атаковал водитель, вооруженный бейсбольной битой. Его внедорожник остановили на тротуаре. Примечательно, что агрессивного мужчину уложили на землю не сами «стопхамовцы», а проходившие мимо люди.

«Хамством хамство не победить»

Согласно опросу 2014 года, около 52 процентов россиян в возрасте от 20 до 60 лет поддерживают «Стопхам». 17 процентов относятся к движению негативно. Остальные о проекте либо не знают, либо не интересуются им вовсе.

Однако среди противников движения немало известных людей, общественных деятелей и правозащитников.

Так, против «Стопхама» выступает спортсмен, создатель русской школы карате Кои Но Такинобори Рю, писатель Андрей Кочергин.

«Хамством хамство не победить. Людям с активной гражданской позицией нужно заниматься развитием существующей правоохранительной системы. Добиваться своего легальным, цивилизованным путем», - сообщил «Ленте.ру» Кочергин.

По его словам, следует создать систему, при которой неравнодушные люди смогут удобным способом передавать информацию о нарушителях правил парковки и других злоумышленниках в полицию.

«Президент выделяет им по три миллиона грантами, - говорит Кочергин. - Зачем? Получается какая-то деструктивная деятельность, в обход МВД. У некоторых есть специальный пропуск, позволяющий ехать где угодно. Это порой необходимо для обеспечения безопасности государства. И что они должны перед каждым сопляком отчитываться: зачем и куда едут?»

Кстати, в свое время активный интерес к движению проявлял бывший министр внутренних дел Рашид Нургалиев. Он приводил «Стопхам» в пример сотрудникам ведомства. Однако дальше этого дело не пошло.

В настоящее время, по словам Чугунова, отношение к «стопхамовцам» со стороны ГИБДД скорее негативное. Никакого организованного взаимодействия между ними не происходит.

Кирилл Бунин говорит, что отношения с гаишниками можно охарактеризовать как «50 на 50». «На личном уровне многие сотрудники нас уважают, здороваются за руку. Знают по именам», - отметил он.

Проблемы с органами правопорядка у «стопхамовцев» возникают редко. В пятилетней истории движения нет судебных процессов. Наклейки на лобовых стеклах, несмотря на возражения многих юристов, не признаются на практике «повреждением чужого имущества». Не карается и видеосъемка правонарушителей без их согласия.

Сами «стопхамовцы» также не стремятся заявлять в суд на своих обидчиков, если стычки не заканчиваются травмами. Вот и в случае с Алексеем Немовым - Чугунов говорит, что претензий к нему у активистов нет.

«Если Алексей или его супруга захотят этот конфликт развить, я буду вынужден защищаться. У меня есть исходные материалы, и сказать, что она отошла на пять минут или в машине был ребенок, не получится», - предупредил он.

Сергей Лютых