Ночная молитва в рамадан. Классификация хадисов по месяцу Рамадану. О стоянии в месяце Рамадан Ночные стояния в рамадан

1. Передается от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал выстаивать ночи месяца рамадан в молитве, но не делал это обязательным. Потом он, мир ему и благословение, сказал: «Будут прощены предыдущие грехи того, кто выстоит (в молитве ночи) рамадана, веруя и надеясь на награду за это». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, умер, и положение этой молитвы оставалось таким же (то есть дополнительную молитву тарауих не совершали общиной). Так же обстояло дело и во время правления Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, и во время части правления ‘Умара, да будет доволен им Аллах.

Передается, что ‘Амру ибн Мурра аль-Джухани сказал: «К посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришел мужчина из племени Куда‘а и обратился к нему: „О посланник Аллаха! Что ты скажешь, если я засвидетельствовал, что нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что ты, Мухаммад, – посланник Аллаха, буду совершать пятикратную молитву, стану соблюдать пост в месяц рамадан и выстаивать его в молитве, и буду выплачивать закят?“ На что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: „Человек, умерший выполняя всё это, будет из числа правдивейших и павших (за веру)“».

Ночь Предопределения и ее установленное время.

2. Лучшая из ночей рамадана – это ночь Предопределения. Так как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тому, кто выстаивал (в молитве) ночь Предопределения, веруя и надеясь на награду Аллаха(, и застал эту ночь), будут прощены предыдущие грехи».

3. Согласно наиболее достоверному мнению она приходиться на двадцать седьмое число месяца рамадан. На это указывают большинство хадисов, среди которых хадис, что передал Зирр ибн Хубейш. Он сказал: «Я слышал, что когда Убайю ибн Ка‘бу сказали о том, что ‘Абдуллах ибн Мас‘уд сказал: „Человек, выстаивающий в ночных молитвах ежедневно на протяжении года, обязательно застанет ночь Предопределения!“, Убай, да будет доволен им Аллах, воскликнул: „Да помилует его Аллах, он желал, чтобы люди не становились пассивными! Клянусь Тем, кроме Которого нет иного бога, ночь Предопределения приходиться на рамадан (и он поклялся в этом без исключений – прим. передатчика хадиса), и клянусь Аллахом, я знаю, какая из ночей ночь Предопределения! Это ночь, выстаивать которую нам велел посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Это ночь на двадцать седьмое число месяца рамадан, ее признаком является то, что на утро по ее окончании солнце восходит белым и без лучей“ (в одном из преданий, эти слова приводятся, как слова пророка, мир ему и благословение). Хадис передали Муслим и другие.

Законность совершения молитвы тарауих коллективно (джама‘а).

4. Совершение молитвы тарауих совместно с другими узаконено по Шариату. И это лучше, чем совершать ее в одиночку. Так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал ее и указал на ее достоинство в своих словах, как предает их Абу Зарр, да будет доволен им Аллах: «Мы соблюдали пост в рамадан вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он не совершал с нами ни одну из дополнительных ночных молитв (тарауих), пока до конца месяца не осталось семь дней. Он совершал ее с нами на протяжении трети ночи, на шестую ночь он не молился с нами. На пятую ночь он вновь возглавлял молитву тарауих в течение половины ночи. Тогда я сказал: „О посланник Аллаха, что, если бы ты продолжил с нами стояние в молитве в эту ночь?“ Он ответил: „Если человек совершал молитву вместе с имамом, пока он не покинул (место молитвы), то ему засчитается это, как выстаивание полной ночи“. Когда до конца рамадана осталось четыре ночи, он не возглавлял дополнительную ночную молитву, а когда осталось три ночи, он собрал свою семью, своих жен и остальных людей и возглавлял молитву так долго, что мы стали опасаться, что пропустим фалях (успех)». Спросили: «Что такое фалях?» Передатчик хадиса ответил: «Это сухур (предрассветный завтрак), а оставшуюся часть месяца он не возглавлял ночное стояние в молитве» (достоверный хадис; передается Абу Дауд, ан-Насаи, ат-Тирмизи и Ибн Маджа).

Причина того, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не продолжил совершать молитву тарауих коллективно.

5. Он, да благословит его Аллах и приветствует, не возглавлял молитву в оставшиеся ночи месяца рамадан, так как опасался, что ночная молитва в рамадан станет для них обязательной, а они не смогут ее выполнять. Об этом упоминается в хадисе, что передала ‘Аиша, да будет доволен её Аллах, в двух сборниках «Сахих» и в других. После смерти посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, этого опасения уже не существовало, ведь Аллах завершил Шариат. Таким образом, пришел конец и результату этого опасения, то есть не совершению молитвы тарауих коллективно. А предыдущее положение этой молитвы, то есть законность совершения ее совместно с другими, сохранилось. Именно поэтому ‘Умар, да будет доволен им Аллах, стал вновь совершать ее коллективно, как об этом передается в «Сахих аль-Бухари» и других сборниках.

Законность участия женщин в совместной молитве (джама‘а).

6. Женщина может присутствовать и участвовать в ночной молитве месяца рамадан. Об этом утверждается в хадисе Абу Зарра, что был приведен ранее, и им даже разрешается выбрать предводителя в молитве, не являющегося предводителем молитвы для мужчин. Достоверно известно, что когда ‘Умар, да будет доволен им Аллах, собрал людей на молитву, он назначил предводителем молитвы для мужчин Убайа ибн Ка‘ба, а для женщин – Сулеймана ибн Абу Хасму. Передается, что ‘Арфаджа ас-Сакафи сказал: «‘Али ибн Аби Талиб велел людям выстаивать ночи рамадана в молитве и назначал предводителя молитвы для мужчин и предводителя молитвы для женщин. И я был имамом этой молитвы для женщин».

Количество рака‘атов в дополнительной молитве месяца рамадан (тарауих).

7. Количество рака‘атов этой молитвы – одиннадцать. Мы, следуя примеру посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, предпочитаем не добавлять к ним больше других рака‘атов. Он, мир ему и благословение, не совершал эту молитву более одиннадцати рака‘атов до самой смерти. ‘Аишу, да будет доволен её Аллах, спросили о его молитве в рамадан. Она ответила: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ни в рамадан, ни в любой другой месяц не совершал более одиннадцати рака‘атов. Он совершал четыре рака‘ата, и не спрашивайте меня об их красоте и долготе, затем он совершал еще четыре рака‘ата, и не спрашивайте меня об их красоте и долготе. А после он совершал три рака‘ата» (приводят аль-Бухари, Муслим и др.).

8. Молящийся может совершать ее короче, и даже обойтись только одним рака‘атом молитвы витр, так как существует доказательство, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поступал подобным образом и говорил об этом.

Что касается действия посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то на это указывают слова ‘Аиши, да будет доволен её Аллах. Ее спросили: «Сколько рака‘атов молитвы витр совершал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?» Она ответила: «Он совершал молитву витр в четыре и три рака‘ата, в шесть и три рака‘ата, в десять и три рака‘ата. Он не совершал молитву витр менее семи рака‘атов и более тринадцати рака‘атов» (приводится у Абу Дауда, Ахмада и др.).

Что касается его слов, то они таковы: «Витр – истина. Тот, кто желает, может совершать молитву витр в пять рака‘атов, кто желает – в три рака‘ата, а кто желает – в один рака‘ат».

Чтение Корана во время молитвенного стояния в рамадан.

9. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не ограничил чтение Корана в ночных молитвах в рамадан и в другие месяцы. Иногда он, мир ему и благословение, читал недолго, а иногда удлинял своё чтение. Иногда в каждом рака‘ате он читал столько же, сколько в суре «аль-Музаммиль» (двадцать аятов), а иногда он читал пятьдесят аятов. Он, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Человек, прочитавший сто аятов за ночь, не будет записан среди беспечных», в другом хадисе сказано: «Человек, прочитавший двести аятов, будет записан среди набожных и искренних».

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, будучи больным, читал в ночной молитве семь длинных сур: «аль-Бакара», «Али ‘Имран», «ан-Ниса», «аль-Маида», «аль-Ан‘ам», «аль-А‘раф» и «ат-Тауба».

В предании от Хузейфы ибн аль-Йамана, что он совершал молитву за пророком, да благословит его Аллах и приветствует. Пророк прочел в одном рака‘ате суру «аль-Бакара», после «ан-Ниса», а после «Аль ‘Имран». И посланник Аллаха читал их спокойно и медленно.

Существует более достоверное по цепочке передатчиков предание, что когда ‘Умар, да будет доволен им Аллах, велел Убайю ибн Ка‘бу в рамадан совершать с людьми молитву в одиннадцать рака‘атов, Убай, да будет доволен им Аллах, читал по сотни аятов (читал суры, в которых было сто или чуть больше, или чуть меньше аятов – прим. пер.). Люди, молящиеся за ним, из-за долгого стояния были вынуждены опираться на трости. Но они не расходились, пока не начиналась появляться утренняя заря.

Также достоверно передается от ‘Умара, да будет доволен им Аллах, что он созвал в рамадан чтецов Корана и велел тому, кто читает быстро, читать (в молитве) по тридцать аятов, тому, кто читает, в среднем темпе, — по двадцать пять аятов, а тому, кто читает медленно, — по двадцать аятов.

Опираясь на вышесказанное, можно сказать, что если человек выстаивает молитву в одиночестве, то он может удлинять молитву настолько, насколько пожелает. Это касается и случая, если с ним молитву совершают люди, которые разделяют его мнение: чем длиннее, тем лучше. Пусть только он не переусердствует, выстаивая всю ночь полностью, оставляя для сна совсем немного, и следует пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Наилучшее руководство – руководство Мухаммада». Если же человек является предводителем в молитве, то он может удлинять молитву настолько, насколько не трудно выстоять молящимся позади него. Так как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-либо из вас возглавляет молитву людей, то пусть облегчает ее. Воистину, среди молящихся есть малые, пожилые, есть слабые и больные, и есть люди, которым необходимо восполнить нужды. Если же он совершает молитву в одиночестве, то пусть удлиняет ее насколько пожелает».

Время совершения ночного стояния в молитве.

10. Время ночной молитвы начинается после молитвы ‘Иша (послезакатной) и до молитвы Фаджр (утренней). Так как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Воистину, Аллах добавил вам молитву, и это молитва витр. Так совершайте же ее между молитвами ‘Иша и Фаджр».

11. Совершение молитвы в последнюю часть ночи лучше для того, кто в состоянии сделать это. Ведь пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-то боится, что не сможет проснуться в последнюю часть ночи, пусть совершает молитву витр в начале ночи. Если же кто-либо пожелает совершить ее в последнюю часть ночи, пусть совершает витр в последнюю часть ночи. Воистину, молитва в последнюю часть ночи засвидетельствована (ангелами), и это лучше».

12. Если предстоит выбор между молитвой в начале ночи, но коллективно (джама‘а), и молитву в конце ее, но в одиночку, то молитва, совершаемая совместно лучше, так как в этом случае человеку засчитывается выстаивание всей ночи.

В соответствии с этим мнением действовали сподвижники во время правления ‘Умара, да будет доволен им Аллах. ‘Абдуррахман ибн ‘Абд аль-Кари сказал: «Я вместе с ‘Умаром в одну из ночей рамадана вышел в мечеть. И мы обнаружили, что люди разделились. Один из них совершал молитву в одиночестве, другой же молился с небольшой группой людей. Тогда он (то есть ‘Умар) сказал: „Клянусь Аллахом, я считаю, что если бы все они собрались и молились с одним предводителем в молитве, было бы лучше“. После этого он утвердился в своем намерении и собрал всех их, а руководителем молитвы назначил Убайа ибн Ка‘ба. После этого я вышел с ним в другую ночь. Люди молились позади одного чтеца. Тогда ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: „Какое это прекрасное новшество. Но молитва, которую они пропускают из-за сна, лучше, чем та, что они выстаивают (то есть молитва, совершаемая в конце ночи лучше)“. Люди совершали молитву в начале ночи».

Зейд ибн Уахб сказал: «‘Абдуллах в месяц рамадан совершал с нами молитву, и покидал нас ночью».

13. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил совершать молитву витр, соединяя три рака‘ата между собой. Доказательством этому служат слова посланника, да благословит его Аллах и приветствует: «Не уподобляйте (молитву витр) молитве Магриб (закатной молитве)». Мусульманин должен избегать этого уподобления, совершая молитву витр одним из двух способов:

а) произнести приветствие (то есть разделить) четный и нечетный рака‘аты; это лучше и более достоверно;

б) не сидеть на ташаххуде между четным и нечетным рака‘атами; а Аллах знает лучше.

Чтение Корана в молитве витр в три рака‘ата.

14. Сунной при совершении трехрака‘атоного витра является чтение в первом рака‘ате суры «аль-А‘ля», во втором – суры «аль-Кафирун», а в третьем – суры «аль-Ихляс», добавляя иногда к этому суры «аль-Фаляк» и «ан-Нас».

Достоверно передается, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прочел в одном рака‘ате молитвы витр сто аятов из суры «ан-Ниса».

Мольба кунут.

15. … Далее молящийся произносит мольбу кунут, которой пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обучил своего внука аль-Хасана ибн ‘Али, да будет доволен ими Аллах: «О Аллах, выведи меня на правильный путь среди тех, кому Ты его указал, и избавь меня (от всего дурного) в числе тех, кого Ты избавил, и опекай меня среди тех, кого Ты опекал, и сделай для меня благословенным то, что Ты даровал мне, и защити меня от того, что Ты предрешил, ибо Ты решаешь, а относительно Тебя решений не принимают; поистине, не будет унижен тот, кого Ты поддержал, как не познает славы тот, с кем Ты враждуешь! Господь наш, Ты – Благословенный и Всевышний, и нет убежища от Тебя ни у кого, кроме Тебя! » (Аллахумма-хди-ни фи-ман хадайта, уа ‘афи-ни фи-ман ‘афайта, уа тауалла-ни фи-ман тауаллайта, уа барик ли фи-ма а‘тайта, уа кы-ни шарра ма кадайта. Фаинна-ка такды уа ля юкда ‘алейка, уа инна-ху ля йазиллу ман уалайта, уа ла йа‘иззу ман ‘адайта, табаракта Раббана уа та‘алайта, уа ла манджа мин-ка илля илейка). После молящийся, иногда, произносит благословения пророку, да благословит его Аллах и приветствует (об этом будет ниже). Нет ничего плохого в том, чтобы после этой мольбы добавить другую благую мольбу, что достоверно упоминается в шариатских текстах.

16. Нет ничего плохого в том, чтобы произнести мольбу кунут после поясного поклона, и добавить к ней проклятия на неверующих, благословение пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и мольбу за всех мусульман во второй половине месяца рамадан. Так как подобные действия приводятся от имамов во время правления ‘Умара, да будет доволен им Аллах. В конце хадиса от ‘Абдуррахмана ибн ‘Абд аль-Кари, что упоминался ранее, сказано: «Они проклинали неверующих во вторую половину месяца рамадан: „О Аллах! Разрази неверующих, что сбивают других с Твоего пути, что считают ложью Твоих посланников, не веруют в Твое обещание! Раздели их, всели страх в их сердца, нашли на них Свое наказание и мучения, о Истинный Бог!“ (Аллахумма катиль-ль-кафара аль-лазина йасуддуна ‘ан сабили-ка, уа йакзибуна русулу-ка, уа ла йуъминуна би-уа‘дака. Уа халиф байна калимати-хим, уа алькы фи кулуби-хим ар-ру‘ба, уа алькы ‘алейхим риджза-ка уа ‘азаба-ка, илаха-ль-хакк)». После этого имам произносил благословения пророку, да благословит его Аллах и приветствует, просил у Аллаха блага для мусульман, а после просил прощения для верующих.

Он сказал: «После проклятия неверующих и благословения пророку, да благословит его Аллах и приветствует, просьбы о прощении за верующих мужчин и женщин он произносил следующую мольбу: „О Аллах, Тебе мы поклоняемся. Тебе молимся, пред Тобой совершаем земные поклоны, к Тебе устремляемся и спешим, о Твоём милосердии просим и Твоего серьезного наказания страшимся, поистине, наказание Твоё постигнет того, кому Ты объявил войну!“ (Аллахумма иййака на‘буду, уа лака нусалли уа насджуду, иййака нас‘а уа нахфид, уа нарджу рахмата-ка Раббана, уа нахафу ‘азаба-ка аль-джадд. Инна ‘азаба-ка лиман ‘адайта мулхак)», а после он возвеличивал Аллаха и склонялся в земном поклоне.

О том, что говорится в конце молитвы витр.

17. В конце витра (иногда после приветствия, а иногда до него) Сунной является произносить следующее: «О Аллах, поистине, я прибегаю к защите довольства Твоего от негодования Твоего, и к защите прощения Твоего от наказания Твоего, и я прибегаю к Твоей защите от Тебя! Не счесть мне славословий Тебе и не восславить Тебя так, как Сам Ты восславил Себя» (Аллахумма инни а‘узу би-рида-ка мин сахати-ка, уа би-му‘афати-ка мин ‘укубити-ка, уа а‘узу би-ка мин-ка, ла йухса санаъан ‘алайка, анта кама аснайта ‘аля нафси-ка).

18. После приветствия в конце молитвы витр молящийся трижды говорит: «Слава Пресвятому Царю, Господу ангелов и Духа!» (Субхана-ль-малика-ль-куддус), удлиняя при этом свое чтение и повысив голос во время третьего повторения.

19. Он также может совершить два рака‘ата дополнительной молитвы (после витра, если желает). Достоверно передается, что так поступал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он даже сказал: «Воистину, этот путь является трудом (борьбой) и бременем. И если кто-либо из вас совершил молитву витр, пусть совершит два рака‘ата, если проснется. Если же нет, то они будут записаны ему».

20. Чтение сур «аз-Зальзаля» и «аль-Кафирун» в этих двух рака‘атах является сунной.

Сайт «Ислам: вопрос и ответ» Islam Q&A, фатва № 3452

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

НАГРАДА ЗА СОВЕРШЕНИЕ НОЧНОГО НАМАЗА В МЕСЯЦЕ РАМАДАН

1. В двух хадисах, первый из которых рассказал Абу Хурейра, сообщается, что он сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) побуждал (их) совершать ночной намаз в месяце рамадан, не делая это обязательным. Затем он (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: “Если кто совершит ночной намаз в месяце рамадан с твёрдой верой и, надеясь быть вознаграждённым, его прошлые (маленькие) грехи будут прощены”». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) скончался и дело осталось в таком положении. Такое положение продолжалось в период правления Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) и часть периода правления Умара (да будет доволен им Аллах) .

Второй хадис рассказал ‘Амр бин Мурра аль-Джухани, который сказал: «К Посланнику Аллаха пришёл человек из Гуда’а и спросил его: “О Посланник Аллаха, что ты скажешь если я засвидетельствую, что нет божества достойного поклонения кроме Аллаха и ты – Посланник Аллаха, буду совершать пять ежедневных намазов и ночной намаз в месяце рамадан и давать закят?” Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Если кто-либо умрёт в таком положении, то он будет из числа сиддигин и шахидов ”».

НОЧЬ АЛЬ-ГАДАР И ЕЁ УСТАНОВЛЕННОЕ ВРЕМЯ

2. Самая лучшая ночь в месяце рамадан – это ночь аль-Гадр, основываясь на высказывании Пророка: «Если кто-либо совершит ночной намаз в ночь аль-Гадр (и это будет принято) с твёрдой верой и надеясь быть вознаграждённым, то его прошлые грехи будут прощены ».

3. По наиболее сильному мнению это приходится на двадцать седьмую ночь месяца рамадан. На это указывает большинство хадисов, включая хадис Зур бин Хубайша, который сказал: «Когда Убай бин Ка’абу (да будет доволен им Аллах) сказали, что Абдулла бин Масуд (да будет доволен им Аллах) сказал: “Если кто-либо будет совершать ночной намаз (каждую ночь) в течение всего года, то он достигнет ночь Аль-Гадр”, я слышал как он (Убай бин Ка’аб) сказал: “Да смилостивится над ним Аллах, его намерением было то, чтобы люди не (стали ленивыми) и зависели только (от одной ночи). Клянусь Тем, кроме Которого нет божества достойного поклонения, воистину это приходится на месяц рамадан. И клянусь Аллахом я знаю в какую ночь это бывает. Это бывает в ту ночь, когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приказал нам совершать ночной намаз. Это бывает в двадцать седьмую ночь. Её признаком является то, что на следующее утро солнце восходит ярко и без лучей” ». В одном сообщении это приводится как высказывание Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

ЗАКОННОСТЬ СОВЕРШЕНИЯ НОЧНОГО НАМАЗА С ДЖАМААТОМ

4. Совершение ночного намаза в джамаате узаконено в религии. На деле это лучше чем совершать этот намаз одному, потому что Пророк сам установил это и объяснил его пользу в своём высказывании в хадисе Абу Зарра (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Мы держали пост в месяце рамадан с Посланником Аллаха, но он не становился нашим имамом в (коллективном) ночном намазе в течение этого месяца пока не наступили последние семь дней. Тогда он стал нашим имамом в ночном намазе в течение одной трети ночи. Когда наступила шестая ночь он не возглавил ночной намаз. Затем в пятую ночь (т.е. 25-я ночь) он возглавил намаз в течение половины ночи. Я сказал: “О Посланник Аллаха! Можем ли мы завершить оставшуюся часть ночи в намазе?” Он ответил: “Воистину, когда человек совершает намаз с имамом до конца, ему это засчитывается, как если бы он совершал намаз всю ночь”. Затем в четвёртую ночь он не совершил ночной намаз (в джамаате). На третью ночь (т.е. 27-я ночь) он (да благословит его Аллах и приветствует) собрал свою семью, жён и людей и возглавил нас в ночном намазе до тех пор, пока мы не стали опасаться, что пропустим фалах (пользу)». Я спросил: «Что означает фалах?» Он (Абу Зарр) ответил: «Сухур (предрассветная еда). Затем он не возглавлял нас в ночном намазе в течение остальной части месяца» .

ПРИЧИНА, ПОЧЕМУ ПРОРОК НЕ ПРОДОЛЖАЛ СОВЕРШАТЬ НОЧНОЙ НАМАЗ В ДЖАМААТЕ

5. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) перестал совершать таравих в джамаате в течение остальной части месяца только из опасения, что ночной намаз станет обязательным для них в месяце рамадан и они не смогут его совершать. Это утверждено в хадисе Аишы, приведённом в обоих Сахихах и других сборниках. Но с его (да благословит его Аллах и приветствует) смертью, когда Аллах завершил ниспослание религии, этому опасению пришёл конец. Поэтому пришёл конец также и результату этого опасения, т.е. не совершению ночного намаза в джамаате во время рамадана. А его предыдущее положение, т.е. законность совершения этого намаза в джамаате сохранилось. Поэтому Умар (да будет доволен им Аллах) возродил это позднее, как это сообщается в «Сахих Аль-Бухари» и других сборниках.

ЗАКОННОСТЬ УЧАСТИЯ ЖЕНЩИН В НОЧНОМ НАМАЗЕ С ДЖАМААТОМ

6. Участие женщин в коллективном ночном намазе узаконено как это было указано в предыдущем хадисе Абу Зарра. На деле разрешено даже назначать имама для женщин отдельно от имама для мужчин. Доказательством является достоверное сообщение о том, что когда Умар (да будет доволен им Аллах) собрал людей для ночного намаза, он назначил Убай бин Ка’аба имамом для мужчин и Сулеймана бин Аби Хасма – имамом для женщин. Арфаджа ас-Сагафи сообщил: «Али бин Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) приказывал людям совершать ночной намаз в месяце рамадан. И он назначал одного имама для мужчин и другого для женщин. Я был имамом для женщин». Я думаю, что это может быть лишь в том случае, если мечеть достаточно просторна для того, чтобы одна группа не мешала другой.

ЧИСЛО РАКАТОВ В НОЧНОМ НАМАЗЕ

7. Число ракатов в ночном намазе составляет одиннадцать, и мы, следуя примеру Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), предпочитаем, чтобы это число не увеличивалось. Воистину он не увеличивал это число, пока не покинул этот мир. Аишу (да будет доволен ею Аллах) спросили о ночном намазе Пророка во время месяца рамадан. Она ответила: «Посланник Аллаха не совершал более одиннадцати ракатов (в ночном намазе) во время рамадана или после него. Он совершал четыре раката, но не спрашивайте какими прекрасными и длинными они были. Затем он совершал другие четыре раката, но не спрашивайте какими прекрасными и длинными они были. Затем он совершал три раката ».

8. Можно сократить это число вплоть до одного раката для молитвы витр . Это основано на действии и высказывании Пророка. Что касается действия, Аишу спросили о том, сколько ракатов Посланник Аллаха совершал в молитве витр . Она ответила: «Он совершал витр с четырьмя ракатами, а затем – тремя, с шестью ракатами, а затем – тремя, и с десятью ракатами, а затем с тремя. Он не совершал витр с менее чем семью и более чем тринадцатью ракатами». Что касается его (да благословит его Аллах и приветствует) высказывания, то это следующее: «Витр – это правда. Если кто-то желает, пусть совершает витр с пятью ракатами. Если кто-то желает, пусть совершает витр с тремя ракатами. И если кто-то желает, пусть совершает витр с одним ракатам» .

ЧТЕНИЕ ГУР’АНА В НОЧНОМ НАМАЗЕ

9. Что касается чтения Гур’ана в ночном намазе в месяце рамадан или после него, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не устанавливал никаких ограничений по этому поводу. В ночном намазе он читал как длинные, так и короткие суры. Иногда он читал суру Муззаммиль, которая содержит двадцать аятов, в каждом ракате, а иногда он читал пятьдесят аятов. И он говорил: «Если кто-то совершит ночной намаз, читая сто аятов, то он не будет записан как небрежный». А в другом хадисе говорится: «Если кто-то совершит ночной намаз, читая двести аятов, то он будет записан как праведный и искренний» . Одну ночь, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был болен, он прочитал семь длинных сур: Аль-Багара, Аали ‘Имран, Ан-Ниса, Аль-Маида, Аль-Ан’ам, Аль-А’раф и Ат-Тауба. Хузейфа бин аль-Яман рассказал, что он совершал ночной намаз позади Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и он (да благословит его Аллах и приветствует) прочитал в одном ракате суры Аль-Багара, Аали ‘Имран и Ан-Ниса. И он читал их медленным и спокойным тоном. По самому достоверному иснаду сообщается, что, когда Умар приказывал Убай бин Ка’абу возглавить людей в ночном намазе в месяце рамадан, Убай читал сотни аятов и стоящие за ним прислонялись к опорам от продолжительного стояния. И они не заканчивали пока не появлялись первые признаки рассвета. От Умара также достоверно сообщается, что он собирал чтецов во время рамадана и приказывал тому, кто читал быстрее читать тридцать аятов, тому, кто читал умеренно – читать двадцать пять аятов и тому, кто читал медленно – читать двадцать аятов. Таким образом, на основе вышесказанного можно утверждать, что если кто-либо совершает ночной намаз, то он может удлинять намаз насколько ему угодно. То же самое имеет место в случае, если к нему присоединяется кто-либо другой. Конечно в удлинении намаза больше награды, но нельзя переусердствовать в этом, например, не засыпая всю ночь, за исключением особых случаев, следуя пути Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который сказал: «Наилучшее руководство – это руководство Мухаммада ».

Когда имам возглавляет намаз, он не должен удлинять намаз до такой степени, чтобы это вызвало затруднение для тех, кто стоит позади него. Это основано на высказывании Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Если кто-либо из вас возглавляет людей в намазе, ему следует облегчить (т.е. укоротить) намаз, так как среди них есть [молодые] и старшие, а также слабые, [больные] [и те, кому надо восполнить нужды]. А если он один совершает намаз, то он может удлинять его настолько насколько ему угодно» .

ВРЕМЯ НОЧНОГО НАМАЗА

10. Время ночного намаза – это время после молитвы ‘Иша до начала молитвы Фаджр. Это основано на высказывании Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Воистину Аллах добавил для вас намаз, и это Витр. Так совершайте этот намаз между намазом ‘Иша и Фаджр» .

11. Совершение намаза в последней части ночи лучше для каждого, кто способен это сделать, основываясь на высказывании Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Если кто-то опасается, что не сможет встать на намаз в последней части ночи, пусть совершает намаз в первой части ночи. А если кто-то желает совершить намаз в последней части ночи, пусть совершает Витр в последней части ночи, потому что воистину совершение намаза в последней части ночи засвидетельствовано (ангелами), и это лучше ».

12. Если перед кем-либо стоит выбор совершить намаз в первой части ночи с джамаатом или совершить намаз одному в последней части ночи, то совершение намаза с джамаатом лучше. Потому, что в этом случае ему запишется, как если бы он совершил намаз всю ночь, как мы указали в пункте 4 в хадисе, дошедшего до уровня высказывания Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). При Умаре (да будет доволен им Аллах) сподвижники продолжили следовать этому. ‘Абдур-Рахман бин ‘Абдин аль-Гари рассказал: «одну ночь во время рамадана я пошёл в мечеть с Умаром Ибн Аль-Хаттабом и когда мы пришли, то увидели разъединенную толпу людей. Кто-то самостоятельно совершал намаз, а кто-то возглавлял маленькую группу людей в намазе. Он (Умар) сказал: “Клянусь Аллахом, я думаю, что было бы намного лучше, если я объединю этих людей позади одного чтеца”. Затем он последовал этому и объединил людей позади Убай бин Ка’аба. Затем в другую ночь я пошёл с ним и люди совершали намаз позади одного чтеца. И Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: “Какое это прекрасное новшество. Но время, когда они спят, лучше времени, когда они совершают намаз сейчас”, – имея в виду последнюю часть ночи. И люди совершали ночной намаз в первой части ночи» .

Зейд бин Вахб сказал: «Абдулла возглавлял нас в намазе в месяце рамадан, а затем прекращал ночью» .

ВИДЫ СОВЕРШЕНИЯ НОЧНОГО НАМАЗА

13. Я написал об этом детально в моей книге «Салат-ут-Таравих» (стр. 101-115) поэтому я счёл нужным вкратце обсудить этот вопрос, чтобы облегчить его для читателя и напомнить ему следующее:

Первый вид: состоит из тринадцати ракатов, которые начинаются с двух коротких ракатов. Согласно самому правильному мнению, это два раката сунны, совершаемые после намаза ‘Иша, либо – это два специальных раката, с которых начинается ночной намаз, как было указано ранее. После этого совершаются два очень длинных раката. Затем совершаются два других раката, затем ещё два раката. Затем ещё два раката и ещё два раката. Затем одним ракатом совершается Витр .

Второй вид: состоит из тринадцати ракатов. Совершаются восемь ракатов с таслимом после каждых двух ракатов. Затем совершается Витр пятью ракатами и при этом таслим говорится только в пятом ракате.

Третий вид: состоит из одиннадцати ракатов, в которых таслим говорится после каждых двух ракатов, а затем в конце совершается Витр одним ракатом.

Четвёртый вид: состоит из одиннадцати ракатов, в которых совершаются четыре раката и таслим говорится в четвёртом ракате. Затем в том же виде совершаются ещё четыре раката и завершается с тремя ракатами (для Витра ).

Оставался ли Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в сидящем положении после каждого второго раката при совершении намаза из четырёх или трёх ракатов? Мы не находим ясного ответа на это, но оставаться в сидящем положении (для ташаххуда ) при совершении намаза из трёх ракатов не узаконено (в религии)!

Пятый вид: состоит из одиннадцати ракатов, в которых совершаются восемь ракатов с приседанием лишь в восьмом ракате. Во время сидящего положения (в восьмом ракате) говорится ташаххуд и салават Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), а затем человек встаёт без таслима . Затем совершается Витр одним ракатом и после завершения говорится таслим . Это составляет девять ракатов. После этого совершаются два раката в сидящем положении.

Шестой вид: Совершаются девять ракатов при этом человек садится лишь после шестого раката. Затем читается ташаххуд и салават Пророку(да благословит его Аллах и приветствует), после человек встаёт опять без таслима . Затем совершается Витр тремя ракатами и по завершении говорится таслим , и т.д. (остальное совершается в том же виде, как указано в предыдущем виде).

Это виды, которыми как дошло до нас Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал ночной намаз. Можно изменить виды, посредством сокращения вплоть до одного раката, основываясь на уже приведённом хадисе Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Если кто-то желает, пусть совершает витр с пятью ракатами. Если кто-то желает, пусть совершает витр с тремя ракатами. И если кто-то желает, пусть совершает витр с одним ракатом». Таким образом, если кто-то хочет, то он может совершить эти пять ракатов или три раката без остановки с одним таслимом как указано во второй манере. И если кто-то хочет, то может говорить таслим после каждого второго раката как указано в третьем виде и это предпочтительней.

Что касается совершения пяти или трёх ракатов с сидением после каждого второго раката, но без таслима , то мы не нашли никакого достоверного сообщения, о том, чтобы Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал это. На самом же деле это разрешено, однако Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил нам совершать витр с тремя ракатами, указав причину в своём высказывании: «И не уподобляйте это намазу Магриб ». Следовательно, если кто-либо совершает витр с тремя ракатами, то он не должен уподоблять это намазу Магриб . Это можно сделать двумя способами:

  • 1. Произнести таслим между чётным и нечётным числом ракатов (т.е. между вторым и третьим ракатами). Это более достоверно и предпочтительней.
  • 2. Не сидеть между чётным и нечётным числом ракатов (т.е. совершить три раката без остановки с одним таслимом) и Аллах знает лучше.

ЧТЕНИЕ ГУР’АНА В ТРЁХ РАКАТАХ ВИТРА

14. Что касается трёх ракатов витра сунной является чтение суры Аль-А’ля в первом ракате, суры Аль-Кяфирун во втором ракате и суры Аль-Ихлас в третьем ракате. Иногда он (да благословит его Аллах и приветствует) добавлял к третьему ракату суры Аль-Фаляг и Ан-Нас. Достоверно сообщается, что однажды он (да благословит его Аллах и приветствует) прочёл сто аятов из суры Ан-Ниса в витре .

МОЛИТВА ГУНУТ И ЕЁ МЕСТО

15. После чтения (из Гур’ана) и перед совершением руку можно иногда читать дуа гунут , чему Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) научил своего внука Хасана бин Али (да будет доволен им Аллах): «О Аллах, веди меня с теми, кого Ты повёл по прямому пути, и защити меня с теми, кого Ты защитил, и помоги мне с теми, кому Ты помог. Благослови мне то, чем Ты меня одарил, и защити меня от зла того, что Ты предписал. Воистину Ты приказываешь, и никто не может приказывать Тебе. Никогда не будет унижен тот, чьим другом Ты являешься, и никогда не удостоится чести тот, кто является Твоим врагом. Преславен Ты, наш Господь и Всевышний. Нет убежища от Тебя кроме как к Тебе ». И иногда следует говорить салават Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) как будет указано далее.

16. Нет вреда в совершении гунута после руку , добавляя к этому проклятие неверующих, салават Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и молитвы за мусульман во второй половине рамадана, основываясь на том, что это делали имамы в период правления Умара (да будет доволен им Аллах). В последней части вышеприведённого хадиса Абдур-Рахмана бин Абдин аль-Гари указано: «и они проклинали неверующих во второй части (рамадана), говоря: “О Аллах! Прокляни неверующих, которые сводят (людей) с Твоего пути, не веруют в Твоих посланников и не верят в Твое обещание. Помести в их сердцах страх. И пошли им Своё наказание и муку, Господь Правды! ”. Затем он (т.е. имам) говорил салават Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), просил для мусульман всё хорошее и молил Аллаха простить мусульман» . Затем он (Абдур-Рахман) сказал: «После проклинания неверующих, салавата Пророку, мольбы о прощении верующих мужчин и женщин и дуа Аллаху, он говорил: “О Аллах! Тебе мы поклоняемся и Тебе мы молимся и преклоняемся. И мы надеемся на Твою милость, наш Господь. И мы страшимся Твоего сурового наказания. Воистину Твоё наказание постигнет Твоих врагов”. Затем он говорил такбир и делал саджда (земной поклон) ».

ЧТО НУЖНО ГОВОРИТЬ В ПОСЛЕДНЕЙ ЧАСТИ ВИТРА

17. Сунна состоит в произнесении в конце витра (или перед саламом, или после этого): «О Аллах! Я прибегаю к Твоему довольству от Твоего недовольства и к Твоему прощению от Твоего наказания. И я прибегаю к Тебе от Тебя. Никто не может сосчитать хвалу, высказанную Тебе, и Ты Такой, Каким Ты Себя восхвалил» .

18. И после салама для завершения витра нужно сказать: «Субхан аль-Малик аль-Гуддуус, Субхан аль-Малик аль-Гуддуус, Субхан аль-Малик аль-Гуддуус » (т.е. три раза), удлинняя слоги и повышая голос в третий раз.

ДВА РАКАТА ПОСЛЕ ЭТОГО

19 . После этого можно совершить два раката так, как достоверно сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) делал это. На деле он даже приказал своей умме совершать эти два раката: «Воистину этот путь является борьбой и бременем и когда кто-либо из вас совершает витр пусть совершает два раката (после этого). Если он проснётся (то он должен совершить их), а если нет, то они записываются для него».

20. Чтение суры аз-Зилзял и аль-Кяфирун в этих двух ракатах является сунной.

Этот хадис привёл Муслим и другие, а также Аль-Бухари в форме марфу от Пророка. Этот хадис со всеми сообщениями приведён в «Ирва-уль-Галил» (4/14/906) и в «Сахих Абу Давуд» (1241). Да облегчит мне Аллах завершить и опубликовать эту книгу. Брат Зухайр в своих комментариях к моей книге «Два праздничных намаза» (стр. 32), которая была опубликована в 1404 г.х., сказал: «Аллах облегчил опубликование первого тома книги нашего учителя Аль-Албани “Сахих Абу Давуд”». Но клянусь Аллахом, я не знаю, как это может быть, когда первый том всё ещё находиться у меня и я никому ещё не разрешал сделать её копию, не говоря уже об её опубликовании и распространении. Наподобие этого он сказал также и в четвёртом издании моей книги «Ат-Тавассуль» (стр. 22), изданная в 1403 г.х., будто третий том «Силсилят-уль-Ахадис ад-Даифа» был опубликован, тогда как до сегодняшнего дня (раджаб 1406 г.х.) она ещё не опубликована.

Прим. перев.: Сиддигами называют тех, которые первыми уверовали в пророков и засвидетельствовали правду в трудные времена.

Этот хадис привели Ибн Хузейма и Ибн Хиббан в своих «Сахихах», а также другие с достоверным иснадом. См. мой комментарий к Ибн Хузейме (3/340/2262) и «Сахих ат-Таргиб» (1/419/993).

Этот хадис привели Аль-Бухари, Муслим и другие из рассказа Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах) и Ахмад (5/318) из рассказа Убады бин Ас-Самита (да будет доволен им Аллах). Добавление в скобках к хадису принадлежит ему и Муслиму от Абу Хурейры. Важное примечание: В первом издании этой книги я привёл другое дополнение к последней части этого хадиса – «и его будущие грехи», – основываясь на выводах Аль-Мунзири и Аль-Аскалани по поводу достоверности этого хадиса. Затем Аллах дал мне возможность более основательно проверить иснад этого хадиса и его сообщения от Абу Хурейры и Убады, что насколько я знаю до меня это никто не делал. В результате я выяснил, что это дополнение – «и его будущие грехи» – является шаз (нерегулярный, т.е. слабый) от Абу Хурейры и мункар (отвергнутый) от Убады. Я пришёл к выводу, что те, кто объявил сообщение Абу Хурейры хасан , а сообщение Убады – сахих , основывались на их позиции относительно первых передатчиков иснада, не проверив другие сообщения. Я подтвердил это в более расширнной форме в «Силсилят-уль-Ахадис ад-Даифа» (№ 5083). Поэтому в отличие от первого издания «Ат-Таргиб» я не упомянул это дополнение к хадису Абу Хурейры, когда привёл этот хадис в «Сахих ат-Таргиб ват-Таргиб» (982). То же относится и к хадису Убады. И только Аллах дарует успех.

Ночная молитва — честь верующего. Об этом сообщил доверенный на небесах Джибриль (мир ему) доверенному на земле Мухаммаду. Однажды Джибриль пришел к Посланнику Аллаха и сказал:

«О Мухаммад! Живи, сколько хочешь — все равно ты умрешь. Люби, кого хочешь — все равно ты расстанешься с ними. Делай, что хочешь — все равно тебе воздастся за это... И знай, что честь верующего — простаивание им ночи в молитве, а его величие — умение обходиться без людей». А ночная молитва в Рамадан это честь и почет, увеличенные во много раз...

Посланник Аллаха уделял огромное внимание Корану в ночи Рамадана, равно как и Джибриль (мир ему): он приходил к Пророку и повторял с ним Коран. В хадисе сказано: «Посланник Аллаха был щедрейшим из людей, и особенно щедрым он был в Рамадан, когда Джибриль приходил к нему и повторял с ним Коран». А в конце хадиса сказано: «И это происходило каждую ночь».

Наши праведные предшественники также уделяли Корану много внимания в ночи Рамадана, и в эти ночи они делали то, чего не делали в другие. Некоторые прочитывали Коран полностью в течение месяца, другие делали это каждые десять дней, третьи — каждые семь, четвертые — каждые три...

Ночная молитва в Рамадан имеет свои особенности и отличается от молитвы в другие ночи года. Пророк сказал:
«Кто выстаивал Рамадан с верой и надеждой на награду Аллаха, тому простятся его прошлые грехи».

Иными словами, грехи простятся тому, кто проводил ночи Рамадана в поклонении и молитве, искренне желая получить награду Всевышнего и стремясь приблизиться к Аллаху.

Пророк провел несколько ночей Рамадана в молитве вместе со своими сподвижниками, а потом отказался от этого из жалости к ним. Он сказал:

«Я побоялся, что это будет вменено вам в обязанность».

А после кончины Пророка и прекращения Откровения, когда уже ничего не могло быть вменено им в обязанность, ‘Умар ибн аль-Хаттаб велел Убеййу ибн Ка‘бу и Тамиму ад-Дари совершать в Рамадан ночные молитвы с людьми. Причем имам читал в каждом рак‘ате около ста аятов, так что люди опирались на свои посохи, уставая от долгого стояния, а расходились они только к утренней заре.

Это, конечно же, подходит выносливым и сильным в своей вере людям, каковых в наше время осталось немного. Все зависит от человеческих сил. Когда имама Ахмада (да помилует его Аллах) спросили о том, следует ли растягивать ночную молитву на всю ночь, он сказал: «В этом — затруднение для людей, особенно в короткие ночи. Следует делать то, что людям по силам».

Имам Ахмад сказал одному из своих товарищей, который совершал молитву с остальными: «Это — слабые люди». То есть он жалел их и имел в виду, что не стоит затягивать молитву. И он дочитал им Коран до конца в двадцать седьмую ночь.

Это указывает на то, что слабые люди вполне могут прочитать Коран полностью за двадцать семь или тридцать ночей.

Однако в наше время люди стали еще слабее, и дошло до того, что они требуют от имама не читать больше нескольких аятов в каждом рак‘ате, и даже если он читает эти несколько аятов, многие, совершив два или четыре рак‘ата, покидают мечеть, стремясь к мирским делам и преходящим благам и украшениям мира этого. А если бы они потерпели и дождались, когда имам завершит молитву, им записалась бы награда за выстаивание всей этой ночи, как сказал Посланник.

Однажды он совершал молитву со своими сподвижниками в течение первой трети ночи, а в другой раз — половину ночи, и они сказали: «Почему бы тебе не совершать с нами молитву и в оставшуюся часть ночи?». Он ответил:

«Поистине, если человек молился с имамом до тех пор, пока тот не ушел, ему запишется и остаток ночи».

Однако этого удостаивается только тот, кто совершал молитву с имамом до самого его ухода. Ибн Раджаб сказал, комментируя этот хадис: «Он указывает на то, что за совершение молитвы в течение трети или половины ночи записывается простаивание ночи в молитве, однако при условии, что молитва совершается вместе с имамом. Имам Ахмад руководствовался этим хадисом и не покидал место молитвы до тех пор, пока его не покидал имам».

Простаивание ночей Рамадана в молитве также относится к духу поста. И хотя имамы указывали на то, что необходимо жалеть людей, они в то же время не упрекали тех, кто подолгу молился в одиночестве или с людьми, которые следовали за ними, были согласны с их действиями и стояли столько, сколько стояли они. Ибн Раджаб сказал: «Кто желает прочитать в своей молитве больше аятов и сделать ее дольше, и при этом он молится в одиночестве, он может совершать молитву столько, сколько ему угодно, и точно так же если он молится с общиной, которая довольна тем, как он делает это».

У ночной молитвы в Рамадан так же, как и у поста, есть дух, и этот дух — смирение, богобоязненность и покорность Всевышнему. Пророк, совершая ночную молитву, обязательно останавливался на аяте, содержащем грозное обещание, и просил защиты у Аллаха, и обязательно останавливался на аяте, где говорилось о милости Божьей, и просил у Аллаха Его милости45. А сегодня многие имамы совершают молитву—таравих небрежно и рассеянно, и в их поясных и земных поклонах отсутствует неторопливость, спокойствие и плавность движений, хотя это является необходимым условием (рукн) этой молитвы, и ее следует совершать сосредоточенно и с должным смирением, а когда человек спешит, добиться этого невозможно. Лучше читать мало аятов, однако при этом плавно и неторопливо совершать поясной и земной поклоны, чем читать долго, а потом спешно проделывать все остальные движения. И лучше совершить десять рак‘атов с долгим чтением и должным спокойствием, чем двадцать, но в спешке, потому что суть молитвы и дух ее — устремление к Всевышнему всем сердцем... Иногда малое лучше, чем большое. Точно так же читать Коран лучше размеренно, выговаривая каждую букву.

Коран дозволено читать с быстротой, которая не приводит к «выпадению» букв. Если же это происходит, то с данной скоростью читать Коран нельзя — это запрещено. Если же человек читает быстро, но отчетливо, так что молящиеся за ним получают пользу от его чтения, тогда это дозволено.

Дорогой брат, соблюдающий пост и совершающий ночную молитву! Вставая на молитву, помните о том, что делая это, вы исполняете веление Всевышнего:

«И стойте перед Аллахом смиренно» (2:238).

Недостаточно просто стоять и совершать молитву — сердце молящегося обязательно должно быть преисполнено смирения перед Всевышним. Во время молитвы вспомните о том, что люди будут стоять в Судный день пятьдесят тысяч лет, и что для вас они будут тем короче и легче, чем больше времени простаивали вы в молитве в этом мире.

В хадисе сказано:
«С наступлением последней трети каждой ночи Всевышний Господь нисходит к нижнему небу, говоря: „Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня о чём-нибудь, чтобы Я даровал ему это? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?“ — и так продолжается до рассвета».

А сегодня, к сожалению, ночь мусульман превратилась в день, и часть ее проводится с пользой, однако большая ее часть приносит только вред и разрушение. Не упускайте же в ночи Рамадана эти драгоценные часы, когда Всевышний нисходит к нижнему небу, подобно тому, как вы упускаете их в другие ночи года. Спросите себя, брат мой: где вы будете в последнюю треть сегодняшней ночи? В молитве, на свидании со Всевышним? Или же вместо этого вы будете спать? Или же вы будете бодрствовать, но при этом будете заняты ослушанием Аллаха?! При Пророке упомянули о человеке, который проспал всю ночь, пропустив утреннюю молитву, и он сказал:

"Шайтан помочился в уши этого человека!«48.
Если Шайтан делает это с теми, кто просыпает молитву, то что он делает с теми, кто не спит по ночам ради совершения грехов и ослушания Аллаха?! Некоторым тяжело отказаться от сна ради поклонения Аллаху, зато они с удовольствием бодрствуют ради занятий, отвлекающих их от поминания Аллаха...

Однажды сказали: «Мы не можем совершать ночную молитву!». Он ответил: «Это ваши грехи мешают вам делать это!». А аль-Фудейль ибн ‘Ийад сказал: "Если ты не можешь молиться ночью и поститься днем, знай, что ты лишен этого — тебя удерживают твои грехи«.Ибн Мас‘уду

«О Аллах, помоги нам стоять пред Тобою в этом мире должным образом и облегчи нам посредством этого стояние в Судный день в мире вечном, и убереги нас от позора в этом мире и от наказания в мире вечном... Амин!».

    «О вы, уверовавшие! Вкушайте добрую пищу, которую Мы дали вам в удел, и возблагодарите Аллаха, если вы Ему поклоняетесь». (2/172)

    «О люди! Вкушайте на этой земле то, что дозволено и чисто, и не следуйте по стопам шайтана, ибо, воистину, он для вас - явный враг. Воистину, он повелевает вам только зло и мерзость и учит возводить на Аллаха то, чего вы не знаете». (2/168,169)

    «Среди людей есть такие, которые приравнивают к Аллаху [идолов] и любят их так же, как любят Аллаха. Но Аллаха сильнее любят те, кто уверовал. О, если бы нечестивцы могли знать - а они это узнают, когда их постигнет наказание в Судный день,- что могущество принадлежит только Аллаху, что Аллах суров в наказании». (2/165)

    «Воистину, в сотворении небес и земли, в смене ночи и дня, в [сотворении] корабля, который плавает по морю с полезными для людей товарами, в дожде, который Аллах заставил литься с неба, а потом оживил [влагою] его иссохшую землю и расселил на ней всяких животных, в смене ветров, в облаках, покорных [воле Аллаха] между небом и землей,- во всем этом знамения для разумных людей». (2/164)

    «Совершайте салят, раздавайте закят - и то доброе, что вы совершите заблаговременно, обретайте у Аллаха. Воистину, Аллах видит ваши деяния». (2/110)

    «…Не будь же неверующим…»(2/104)

    «…Держитесь крепко за то, что Мы вам даровали, и слушайте!...» (2/93)

    «…«Уверуйте в то, что ниспослал Аллах…»(2/91)

    «…Не проливайте крови друг друга без права и не изгоняйте друг друга из жилищ!..» (2/84)

    «…Ваш бог-Бог единый, нет божества, кроме Него, милостивого, милосердного». (2/163)

    «…Не поклоняйтесь никому, кроме Аллаха, относитесь достойно к родителям, а также к родичам, сиротам, беднякам. Говорите людям приятное, совершайте молитву, раздавайте закат…» (2/83)

    «…Следуйте тому, что ниспослал Аллах…»(2/170)

    «…Держитесь крепко за то, что даровали вам, помните то, что содержится в дарованном, и тогда, быть может, вы станете богобоязненными…»(2/63)

    «…Вкушайте то, что даровал вам Аллах в удел, и не творите на земле нечестия…»(2/60)

    «…Взывайте:"[Прости нам наши] грехи…»(2/58)

    «…Вкусите от благ, которые Мы даровали вам в удел…» (2/57)

    «Неужели вы станете призывать людей к добродетели, предав забвению свои [деяния], ведь вы же [сами] умеете читать Писание? Неужели вы не хотите призадуматься? Ищите помощь в уповании на Аллаха и молитвенном обряде. Воистину, салят(намаз) - тяжкое бремя [для всех], кроме смиренных…» (2/44,45)

    «Не путайте истины с ложью, не скрывайте истины, если вы знаете ее. Совершайте салат, давайте закат и преклоняйте колени вместе с преклоняющими». (2/42,43)

    «Помните милость, которую Я оказал Вам. Будьте верны завету, который [вы] Мне дали, и Я буду верен завету, данному вам. И только Меня страшитесь. Уверуйте в то, что ниспослал Я в подтверждение тому, что есть у вас, и не спешите отвергнуть это раньше всех. Не продавайте Мои знамения за ничтожную цену и только Меня бойтесь». (2/40,41)

    …«Страшитесь адского огня, в котором горят люди и камни и который уготован неверным. Обрадуй (о Мухаммад) тех, которые уверовали и вершили добрые дела: ведь им уготованы райские сады, где текут ручьи». (2/24,25)

    «[Поклоняйтесь Господу], который сделал землю ложем вашим, а небо - кровом вашим, который низвел с неба воду дождей и взрастил на земле плоды для вашего пропитания. Не равняйте [идолов] с Аллахом, ведь вам ведомо, [что они не равны]».(2/22)

    «…(О люди!) Раскайтесь же перед Творцом…»(2/54)

    «О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, который создал вас и тех, кто жил до вас: и тогда вы станете богобоязненными». (2/21)

    «Уверуйте, подобно тому как уверовали [другие] люди»….. (2/13)

    …«Не творите нечестия на земле!»….. (2/11)

    «Господи наш! Воистину, мы уверовали. Так прости же нам наши грехи и спаси нас от мук адского пламени",которые терпеливы, правдивы, смиренны, тратят на подаяние и просят прощения [Аллаха] на заре». (3/16,17)

    «Господи наш! Ты объемлешь все сущее милостью и знанием. Прости же тех, которые раскаялись и ступили на Твой путь, и охрани их от наказания адом. Господи наш! Введи их в сады рая, которые Ты обещал им, а также праведным из числа их отцов, супруг и потомков. Воистину, Ты - великий, мудрый. Охрани их от напасти, а тех, кого Ты охранил в тот День от напасти, Ты и помиловал. Это и есть великая удача». (40/7-9)

    «Господи! Прости меня и моих родителей и тех, кто вошел в мой дом верующим, а также верующих мужчин и женщин. Грешникам же приумножь только гибель!» (71/28)

    «Господи! Воистину, меня постигла напасть, а ведь Ты - милостивейший из милостивых». (21/83)

    «Господи! Включи меня и часть моего потомства в число тех, кто совершает молитву. Господи наш! Внемли моей мольбе. Господи наш! Прости меня, моих родителей и верующих в день расплаты». (14/40,41)

    «Господи наш! Воистину, Тебе ведомо и то, что мы таим, и то, что мы вершим явно. Ничто не скроется от Аллаха ни на земле, ни на небесах». (14/38)

    «Господи наш! Я поселил часть моего потомства в долине, где не растут злаки, у Твоего заповедного храма. Господи наш! Пусть они творят молитву. Склони сердца людей к ним, надели их плодами,- быть может, они возблагодарят [Тебя]». (14/37)

    «О Господи! Даруй моему городу безопасность и убереги меня и моих сыновей от поклонения идолам. Господи! Воистину, они сбили с пути многих людей. Тот, кто последует за мной [из моих потомков],- мой [по вере], а если кто ослушается меня, то ведь Ты - прощающий, милосердный».(14/35,36)

    «Господи наш! Мы наказали сами себя, и, если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, мы обязательно окажемся в числе потерпевших урон». (7/23)

    «Господи наш! Даруй нам то, что Ты обещал устами посланников, и не посрами нас в День воскресения. Ты ведь не нарушаешь обещаний».(3/194)

    «Господи наш! Кого ты введешь в адский огонь, тот будет посрамлен. И нет у нечестивцев заступников! Господи наш! Мы слышали глашатая, который призывал к вере словами: «Уверуйте в Господа вашего", - и мы уверовали. Прости нам грехи наши и отпусти нам наши прегрешения и упокой нас [вместе] с благочестивыми2. (3/192-193)

    «Воистину, в сотворении небес и земли, в смене дня и ночи истинные знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха и стоя, и сидя, и [лежа] на боку и размышляют о сотворении небес и земли [и говорят]: "Господи наш! Ты сотворил все это не напрасно. Славен Ты! Охрани нас от мук огня». (3/190-191)

    «Господи наш! После того как Ты направил наши сердца на прямой путь, не отклоняй их [с него]. Даруй нам от Тебя милость, ибо, воистину, Ты – дарующий». (3/8)

    «Господи наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись. Господи наш! Не возлагай на нас бремя, которое возложил на прежние поколения. Господи наш! Не возлагай на нас то, что нам не под силу. Сжалься, прости нас и помилуй, Ты - властелин наш. Так помоги нам против люда неверующего». (2/286)

    «Господи наш! Даруй нам добро в этом мире и в будущем и спаси нас от мук огня». (2/201)

    «Господи наш! Пошли нашим потомкам посланника из их числа, который сообщит им Твои знамения, научит их Писанию и [божественной] мудрости и очистит их [от скверны], ибо Ты - великий, мудрый». (2/129)

    «Господи наш! Сделай нас предавшимися Тебе, а из нашего потомства - общину, предавшуюся тебе, и укажи нам обряды поклонения. Прими наше покаяние, ибо, воистину, Ты - прощающий и милосердный». (2/128)

    «Господи наш! Прими от нас [праведные дела и мольбы], ибо Ты, воистину, - слышащий, знающий». (2/127)

    ... «Господи! Сделай эту страну безопасной и даруй удел плодами тем из ее жителей, которые уверовали в Аллаха и в Судный день».(2/126)

1371. Нам передали Аль-Хасан Ибн Али и Мухаммад Ибн Аль-Мутаваккиль. Оба сказали: «Нам передал Абдур- раззак: «Нам сообщил Муаммар...» Аль-Хасан сказал в своём хадисе: «.. .а также Малик Ибн Анас от Аль-Зухрия, от Абу Салямы, от Абу Хурайры, сказавшего: «Посол Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, побуждал (верующих исполнять) кыям в Рамадане, при этом не приказывая им о нем решительно. Затем он говорил так: «Кто простоял (в молебнах весь) Рамадан, верою и не теряя самообладания, то­му будут прощены предшествующие грехи». Когда Посол Аллаха, мир ему и благословение Ал­лаха, скончался, это повеление оставалось в силе, затем это же продолжалось и при халифате Абу Бакра, которым был доволен Аллах, а также в начале халифата Умара, которым был доволен Аллах». Абу Дауд сказал: «Точно так же это пересказал Акыль, Юнус и Абу Увайс: «Кто простоял Рамадан...» Акыль же пе­ресказал так: «Кто провёл в сыяме Рамадан и простоял его...»

1372. Нам передал Михляд Ибн Халид и Ибн Абу Халяф Аль-Маний. Оба сказали: «Нам передал Суфьян от Аль- Зухрия, от Абу Салямы, от Абу Хурайры, передававшего это от Пророка, мир ему и благословение Ал­лаха: «Проведшему Рамадан в сыяме, с верою и не теряя самообладания, будут прощены преды­дущие грехи. Проведшему в кыяме ночь Аль-Кадр верою и не теряя самообладания, будут про­щены предыдущие грехи». Абу Дауд сказал: «Так же его пересказал Яхья Ибн Абу Кясир от Абу Салямы и Мухаммада Ибн Амра, от Абу Салямы».

1373. Нам передал Аль-Канабий от Малика Ибн Анаса, от Ибн Шихаба, от Урвы Ибн Аль-Зубайра, от Аиши, супру­ги Пророка, мир ему и благословение Аллаха, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, молился в мече­ти, а по его молитве стали молиться и люди. Затем он молился также и следующей (ночью) и людей стало много. Затем они собрались на третью ночь, но Посол Аллаха, мир ему и благословение Алла­ха, не вышел к ним. А на утро он сказал: «Я видел, как вы поступили. Я не смог выйти к вам лишь по­тому, что испугался, что это будет вменено вам в обязанность». Он сказал: «Это было в Рамадане».

1374. Нам передал Ханнад Ибн Аль-Суррий: «Нам передал Абда от Мухаммада Ибн Амра, от Мухаммада Ибн Ибрахима, от Абу Салямы Ибн Абдуррахмана, от Аиши, сказавшей: «Люди МОЛИЛИСЬ группами в мечети в Рамадане. Тогда мне приказал Посол Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и я разбила для него циновку, на которой он стал совершать молитву...» С таким же рассказом, в котором она сказала, подразумевая Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «О, люди! Клянусь Аллахом, эту ночь, хвала Аллаху, я не провёл в небрежении и от меня не скрылось то, что вы были здесь».

1375. Нам передал Мусаддад: «Нам передал Язид Ибн Зари: «Нам сообщил Дауд Ибн Абу Хинд от Аль-Валида Ибн Абдуррахмана, от Джубайра Ибн Нуфайра, от Абу Зэрра, сказавшего: «Мы ИСПОЛНЯЛИ саум Рамадана вместе с Послом Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Но Пророк, мир ему и благословение Атлаха, так и не начинал вместе с нами ночного стояния. И вот, когда осталось всего семь дней от месяца, он, наконец, отстоял вместе с нами приблизительно треть ночи. На шестой день (24-я ночь Рамадана) он не стал совершать с нами ночного стояния. Но на пятый день (25-я ночь Ра­мадана), он отстоял с нами приблизительно половину ночи. Мы сказали: «Посол Аллаха, сделай нам этот подарок, стой в молитве вместе с нами всю эту ночь!» Он ответил: «Если мужчина от­молится вместе с имамом до тех пор, пока тот не уйдёт, ему это будет засчитано как стояние всей ночи». Он сказал: «Затем наступила четвёртая (ночь) и он не стал проводить ночного стояния. И вот, когда наступила третья, он собрал свою семью, женщин и людей и простоял с нами так дол­го, что мы стали опасаться, что пропустим успех». Я спросил: «Что такое «успех»?» Он ответил: «Сухур. (Утренний приём пищи в Рамадане - п.п.) После чего, он уже не исполнял стояния вмес­те с нами в оставшиеся дни этого месяца».

1376. Нам передали Наср Ибн Али и Дауд Ибн Умаййа, что Суфьян сообщил им от Абу Яфура. Дауд же здесь выра­зился так: «.. .от Ибн Убайда Ибн Настаса, от Абу Аль-Духи, от Масрука, от Аиши, что Пророк, мир ему и благосло-

вение Аллаха, когда наступала десятка (последних дней Рамадана), оживлял ночь, потуже затягивал изар и будил семью свою». Абу Дауд сказал: «Имя Абу Яфура - Абдуррахман Ибн Убайд Ибн Настас».

1377. Нам передал Ахмад Ибн Саид Аль-Хамданий: «Нам передал Абдулла Ибн Вахб: «Мне сообщил Муслим Ибн Халид от Аль-Алли Ибн Абдуррахмана, от отца его, от Абу Хурайры, сказавшего: «Однажды, Посол Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, вышел и вдруг обнаружил, что группа людей в Рамадане испол­няет молитву в крыле мечети. Тогда он спросил: «Кто это такие?» Ему сказали: «Люди, у которых нет Читания. (Т.е. они новички в Исламе и ещё не знают Корана наизусть - п.п.) Убай Ибн Кяб молится, а они молятся по его молитве». И Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Они поступили правильно. Как прекрасно то, что они сделали!» Абу Дауд сказал: «Этот хадис не силён - Муслим Ибн Халид слабый».