Обследование речевой системы при подготовке к школе. Диагностика готовности к школьному обучению детей с речевой патологией. Почему так важна речевая готовность к школе

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РЕЧЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.

Нарушение речи, вместе со зрительной патологией у детей – являются одними из главных показателей их готовности к школьному обучению. Дети с нарушением зрения и недостатками в развитии речи (в основном диагноз наших детей ОНР + дизартрия) не в состоянии полноценно овладеть учебным материалом. У таких детей наблюдаются нарушения внимания, памяти, быстрая утомляемость. В работе с такими детьми очень важен многосторонний комплексный подход к коррекции развития детей и логопеда и тифлопедагога, и воспитателя, и других специалистов, что обеспечивает активизацию деятельности сохранных анализаторов. Все специалисты на своих занятиях с детьми, имеющими зрительные и речевые нарушения должны использовать свои знания не только в области офтальмологии, тифлопедагогики в подборе дидактического материала (учитывается его величина, интенсивность окраски, зрительная нагрузка, посадка детей), но и в области логопедии, так как речь является одним из основных средств приобретения знаний, развития психических функций, средством самовыражения и познания других, основным средством общения. Для детей, имеющих сочетанную патологию (речь и зрение), характерны двигательные расстройства. Их устранению содействует использование игр с речевым материалом и движениями (этим могут заниматься и на прогулке – воспитатели, на музыкальных занятиях – руководители муз воспитания, на занятиях по физкультуре – руководители физ воспитания). Вот такой комплексный подход дает возможность самой речи становиться мощным компенсаторным фактором. Речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком:

Развитие фонематического слуха и звукового анализа

Формирование и активизация словаря

Формирование грамматического строя речи

Развитие связной речи и коммуникативных умений

Развивающая среда.

Поэтому, если один из этих компонентов будет западать или развит недостаточно, говорить о хорошем речевом развитии ребенка невозможно.

Связная речь – это умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью; понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно, не торопясь; умение пользоваться монологической и диалогической речью; умение рассказать об увиденном, объяснить причинно-следственные отношения, умение составить рассказ описательного характера, составить рассказ по картине, серии картин, пересказать небольшой текст.

Базой для развития «связной речи» являются:

  1. Уровень сформированности лексико-грамматической и фонетико-фонематической сторон речи.
  2. Уровень сформированности психологических процессов (зрительного и особенно слухового внимания).

А все это является необходимым условием полноценного развития личности ребенка в целом. Данная диагностика включает в себя:

  1. Изучение уровня речевой коммуникации
  2. Изучение словаря ребенка
  3. Изучение грамматической стороны речи
  4. Состояние звуковой стороны речи
  5. Изучение уровня связной речи
  • Изучение уровня речевой коммуникации (наблюдение за детьми в повседневной жизни). Здесь нужно особое внимание обратить на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его последовательно, умение слушать собеседника и понимать его, умение ясно выражать свои мысли. Оценка коммуникативных умений может быть дана с учетом следующих критериев:

Высокий уровень (3 балла) – ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, легко входит в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражает свои мысли.

Средний уровень (2 балла) – ребенок умеет слушать и понимать обращенную речь, участвует в общении по инициативе других.

Низкий уровень (1 балл) – ребенок малоактивен, малоразговорчив в общении с детьми и взрослыми, невнимателен, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание.

  • Изучение словаря детей.

Здесь необходимо выявить способность детей находить, подбирать наиболее точное слово употреблять обобщающие слова. Могут быть предложены следующие задания:

  1. Классификация понятий. Материал – 30 картинок с изображением животных, одежды, игрушек, фруктов, овощей, транспорта. Педагог называет понятие, обозначающее группу картинок, просит ребенка дать подробное определение понятия, а затем отобрать соответствующие картинки (животных). Каждый верный выбор картинки оценивается в один балл. Если наряду с верным выбором сделаны неверные – задание оценивается в 0 баллов. Высшая оценка – 30 баллов.
  2. Подбор синонимов (проводится оно в форме игры «Скажи по-другому»). Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову слово, близкое по значению. Например: хмурый, веселый, старый, большой, красивый, бежать, разговаривать, плакать, - всего десять слов. Высшая оценка 10 баллов. 1 балл – подобранное слово является синонимом названного, 0 баллов – подобранное слово не является синонимом.
  3. Подбор определений. Форма – игра в слова. Ребенку предлагается к данному слову придумать как можно больше определений. Дается 5 слов: платье, береза, яблоко, лиса, девочка. Высшая оценка – 10 баллов: 2 балла – придумано больше 3 слов, 1 балл – меньше 3 слов, 0 баллов – не может придумать.

Подсчитывается суммарная оценка за «словарь». Высокий уровень – 50 баллов, средний уровень – 32-49 баллов, низкий уровень – меньше 32 баллов.

  • Изучение грамматического строя речи. Здесь необходимо выявить уровень владения грамматическими конструкциями, умение самостоятельно образовывать слова. С этой целью предлагаются игровые грамматические задачи на конструирование слов и предложений.
  1. Образование форм имен существительных, обозначающих детей животных. Дается 10 картинок с изображениями животных и 10 с изображениями их детенышей. Игра «Кто у кого?»: необходимо подобрать соответствующие друг другу картинки и образовать форму множественного числа именительного и родительного падежей (у лисы лисята, много лисят). Высшая оценка – 20 баллов (безошибочное употребление обеих форм – 2 балла; незначительное отклонение от нормы – 1 балл; неверные ответы – 0 баллов).
  2. Понимание грамматических структур. Педагог произносит фразу и просит ребенка проиллюстрировать ее смысл с помощью игрушек: «уложи ребенка спать», «кошка поймана мальчиком», «собака кусает медведя, который схватил зайца», «собака позволяет мальчику погладить ее». Всего предлагается 10 предложений. Результат оценивается: 1 балл – верный показ, 0 баллов – неверный. Высшая оценка – 10 баллов.
  3. Конструирование предложения. Предлагается 3 слова (существительные в именительном падеже, глагол в инфинитиве), из которых нужно составить предложение. Всего 5 наборов слов. Пример: дети, гулять, парк; аквариум, рыбка, плавать и т.д. Высшая оценка – 10 баллов: 2 балла - предложение составлено верно, 1 балл – есть незначительное отклонение от нормы, 0 баллов – использованы не все слова.
  • Состояние звуковой стороны речи. Речь оценивается по 3-х бальной системе. Высокий уровень – 3 балла: правильное, отчетливое произношение всех звуков. Умение дифференцировать все звуки (различать на слух и при произношении). Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания.

Средний уровень – 2 балла: неустойчивость и недостаточная четкость произношения и дифференциация звуков.

Низкий уровень – 1 балл: дефекты в произношении звуков, отсутствие их дифференциации. Неумение регулировать темпы речи и дыхания.

  • Изучение уровня связной речи.

Используется методика «Пересказа текста». Детям предлагается прослушать незнакомый рассказ или сказку, небольшие по объему. Пересказы детей записываются и анализируются по следующим показателям:

  1. Понимание текста – правильно ли ребенок формулирует основную мысль.
  2. Структурирование текста - умение последовательно и точно построить пересказ.
  3. Грамматика – правильность построения предложений, умение использовать сложные предложения.
  4. Плавность речи – наличие или отсутствие длительных пауз.
  5. Самостоятельный пересказ – наличие или отсутствие подсказок педагога по ходу пересказа, необходимость повторного чтения текста.

Каждый пункт оценивается отдельно (по 2 балла).

Высокий уровень – 10баллов - правильное воспроизведение.

Средний уровень - 6 баллов – незначительное отклонение, отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое количество подсказок.

Низкий уровень - меньше 6 баллов - неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в подсказках.

  • Изучение уровня практического сознания элементов языка.

Задания:

  1. Скажи одно слово.
  2. А) скажи один звук

Б) сколько звуков в словах «дом», «липа»

В) назови звуки в этом слове: гласные, дай характеристику звукам «ль», «п»

3. Скажи одно предложение

А) сколько слов в этом предложении

Б) назови первое слово, второе, третье

В) назови предлог (если есть).

Ответы оцениваются: верные – 1 балл, неверные – 0 баллов. Высокий уровень – 8 баллов, средний уровень – 3-4 балла, низкий уровень – меньше 3 баллов.

Вывод об уровне речевой готовности детей к школьному обучению делается на основе суммарной оценки развития всех обследованных сторон речи. Совпадение качественных оценок указывает на общую оценку уровня речевого развития: высокий, средний, низкий. В случаях несовпадения учитывается преобладание определенных оценок и вводятся промежуточные уровни: выше среднего или ниже среднего. Например, если совпадают 4 высоких уровня и 2 средних уровня – итоговой оценкой будет – уровень выше среднего. Таким образом, при итоговой оценке ребенок может быть отнесен к одному из пяти уровней речевой готовности к школе: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий.

Список использованной литературы:

  1. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4-го вида. Программы детского сада коррекционной работы в детском саду». Плаксина Л.И.
  2. «Программа воспитания и обучения в детском саду». Васильева М.А.
  3. «Программы коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 7-го года жизни». Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.
  4. «Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушением речи». Миронова С.А.

Диагностика речевой готовности детей к обучению в школе.

Для определения уровня речевой готовности ребёнка к школе необходимо выявить степень сформированности всех компонентов речи: звукопроизношения, фонематического слуха, лексико-грамматического строя, связной речи, языкового анализа и синтеза.

Экспресс-метод оценки звукопроизношения (А. Н. Корнев).

Цель исследования: выявить дефектов звукопроизношения, сохранности слоговой структуры слов.

Процедура исследования: ребёнку предлагается повторить фразы, насыщенные сложными для произношения звуками.

Стимульный материал: фразы, включающие наиболее часто смешиваемые, артикуляционно сложные согласные.

Р-Л Рыбки плавают в аквариуме.

Ж-Ш Жужжит над жимолостью жук. Кукушка кукушонку купила капюшон.

С-З-Ц Стоит воз овса, возле воза - овца.

Оценка:

3 балла – звуки произносятся правильно, слоговая структура не нарушена.

2 балла – нарушено 2-3 звука, слоговая структура не нарушена.

1 балл - нарушено 3-5 звуков, искажена слоговая структура слова.

0 баллов - нарушено более 5 звуков, грубо искажена слоговая структура слова.

Последовательность событий (Н. И. Гуткина).

Цель исследования: выявить уровень сформированности связной речи, лексико-грамматического строя, логического мышления.

Процедура исследования: У меня есть картинки. Они все перепутаны. Разложи их по порядку и составь рассказ.

Стимульный материал: 4-6 картинок.

Оценка:

3 балла – самостоятельно, правильно и логично определяет последовательность картинок и составляет связный рассказ.

2 балла – ошибается в последовательности, но с помощью исправляет ошибки. Фрагментарность связного высказывания

1 балл - последовательность картинок нарушена, рассказ подменяет считыванием деталей с сюжетных картинок

0 баллов – последовательность картинок не устанавливает, рассказ не составляет.

Исследование номинативной функции речи (Т. А. Фотекова)

Цель исследования: выявить объём словарного запаса.

Процедура исследования: назвать по картинкам предметы и действия, подобрать антонимы, обобщающие слова.

Стимульный материал: предметные картинки с низкочастотными и среднечастотными словами: стрекоза, цапля, люстра, шприц, панцирь, лейка, зашивает, пришивает, вышивает, шьёт.

Оценка:

3 балла – точное название предметов и действий.

2 балла– поиск с нахождением правильного наименования или ответ словосочетанием.

1 балл - близкие вербальные замены (панцирь-спинка), искажение звуковой структуры слова

0 баллов – отказ, далёкие словесные парафазии (лейка-линейка), замена глагола существительным и наоборот.

Исследование фонематического восприятия (Т. А. Фотекова)

Цель исследования: выявить особенность фонематического восприятия и оценить организацию речевых движений.

Процедура исследования: ребёнку предлагается повторить цепочки слогов.

Стимульный материал: слоговые ряды с артикуляторно близкими согласными: ша-жа-жа, ща-ча-ща, ца-са-ца, кта-кто-кты, ча-тя-ча.

Оценка:

3 балла – правильное воспроизведение в темпе предъявления.

2 балла – напряжённое и замедленное воспроизведение.

1 балл – уподобление слогов с самокоррекцией.

0 баллов – уподобление, сокращение, искажение слогов или отказ.

Исследование звукового анализа и синтеза.

Цель исследования: выявить умение ориентироваться в звуковом составе слова.

Процедура исследования: ребёнку предлагается назвать (написать) первый, последний звук (букву) в словах (дым море кран клумба художник), определить последовательность и количество звуков (букв).

Стимульный материал: предметные картинки простой и сложной слоговой структуры.

Оценка:

3 балла – правильное выполнение всех заданий.

2 балла – допускает 2-3 ошибки, но исправляет их самостоятельно.

1 балл – задания выполняет только на словах лёгкой слоговой структуры.

0 баллов – все задания выполняются с ошибками, самостоятельно исправить их не может, только с помощью педагога.

Исследование языкового анализа и синтеза.

Цель исследования: выявить уровень практического осознания элементов языка.

Процедура исследования: ребёнку предлагается ответить на вопросы.

Стимульный материал: ребёнок отвечает на вопросы:

    Скажи одно слово.

    Скажи один звук.

Сколько звуков в слове «дом»?

Назови по порядку звуки в этом слове.

    Скажи одно предложение.

Сколько слов в предложении «Дети любят играть».

Назови слова по порядку.

Оценка:

3 балла – ответилправильно на все вопросы.

2 балла – ответилправильно на 3-4 вопроса.

1 балл – ответилправильно меньше чем на 3 вопроса.

0 баллов – не ответил.

Выводы об уровне речевой готовности ребёнка к школьному обучению делаются на основе суммарной оценки исследования всех сторон речи. Итоговой оценкой может быть один из пяти уровней:

    Высокий – 18 баллов

    Выше среднего – 16-14 баллов

    Средний –13-10 баллов

    Ниже среднего – 9-6 баллов

    Низкий - 0-5 баллов

Речевая готовность ребенка к школе

Поступление ребенка в школу - важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребенка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развернутой речью, объемом знаний, умений, навыков, определенных программой подготовительной группы дошкольных учреждений общего типа. Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

Почему так важна речевая готовность к школе?

Низкий уровень развития устной речи ребенка приводит к значительным трудностям в овладении им в школьном возрасте письменной речью. Исследования доказывают, что не менее трети детей с трудностями в обучении чтению и письму в начальной школе имеют недостатки в развитии устной речи: нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, грамматические ошибки (неправильное согласование слов в предложении, искажения окончаний слов и т.д.), низкий уровень связности речи и др).

Критерии речевого развития ребенка семи лет

Ребенок, поступающий в школу, должен:

  • правильно произносить все звуки родного языка;
  • различать и называть слова с определенным звуком;
  • уметь определять место звука в слове (начало, середина, конец);
  • делить слова на слоги;
  • составлять слова из слогов;
  • иметь представление о предложении;
  • уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже;
  • подбирать синонимы и антонимы;
  • использовать разные способы образования слов;
  • пересказывать знакомые сказки и рассказы;
  • составлять рассказы и сказки по картинке (серии картинок)

Как улучшить речевую готовность ребёнка к школьному обучению?

Для формирования чистого звукопроизношения необходимо систематическое выполнение артикуляционной гимнастики; заучивание стихотворений, скороговорок.

Игры для развития звуко-слогового анализа и синтеза:

Игра «Посмотри и назови» . При рассмотрении иллюстраций, ребёнку предлагают найти и перечислить лишь те, в названии которых есть определённые звуки.

Игра «Собери слово» . Ребёнку предлагается на слух слово из нескольких звуков, причём звуки предъявляются по одному, с паузой. Прослушав, ребёнок произносит слово целиком. Начинать надо с простых слов из 3х букв, постепенно увеличивая их количество. Например: [к], [о], [т]- кот, [д],[о],[м]- дом; [р],[у],[к],[а]- рука;

Игра «Назови слова с нужным звуком». После заучивания небольших стихотворений, в которых часто встречаются определённые пары звуков , ребёнку предлагают назвать лишь те слова, в которых есть дифференцируемые звуки (Напр звуки С и Ш). Вымыли мышки миски для мишки. Назвать слова сначала только со звуком С, а потом только со звуком Ш.

Игра «Раздели на слоги слово» можно с помощью хлопков, ладони, поднесённой к подбородку при произношении, предметов (кубики, кирпичики, пуговицы, фасоль).

Для обогащения словарного запаса регулярно читайте детям книги, особенно, детские энциклопедии. Чем шире знания ребёнка об окружающем мире, тем богаче его словарь.

Игра «Назови одним словом». Молоток, пила, отвёртка – всё это…(инструменты). Берёза, ель, тополь – это…(деревья) и т. д.

Игра «Подбери действия» (что делает врач, что можно делать ножом); слов, называющих какой предмет (какое может быть яблоко, погода).

Игра «Скажи наоборот». Добро – зло, трусливый – храбрый, нашёл – потерял.

Игра «Помоги Незнайке» . Ребенок должен объяснить значения слов (что такое хлебница?)

Чтобы сформировать грамматический строй речи , всегда поправляйте грамматические ошибки в речи детей.

Игра «Назови детёнышей различных животных» (у лошади – жеребенок, два жеребенка, пять жеребят). Проверьте, как легко удается изменять фразу «варенье из клубники», какое варенье? – «Клубничное варенье». А если варенье из смородины?

Игра «Покажи стрелкой» «Чей хвост? – Лисий», «Чья грива? – Лошадиная» и т.д.

Игра «Прятки» и закрепить предлоги «под», «за», «перед», «между», «из-за», «из-под». Возьмите шкатулку, несколько игрушек и прячьте их.

Для развития связной речи и в дальнейшем овладения письмом, необходимо умение составлять из слов предложения и делить предложения на слова

Игра «Сосчитай, сколько всего слов в предложении» (Карандаш лежит на столе) Напишите его схемой. Одна клетка сверху вниз три по горизонтали клетки первое слово в предложении, далее слова писать, через клетку, одно слово (три клеточки). Составляйте разные по интонации предложения. Ребёнок должен ответить на вопрос сколько в предложении слов. Развита ли у ребёнка 6-7 лет связная речь, можно узнать, предложив ему пересказать любимый мультфильм, знакомую сказку или только что прочитанный рассказ. Составлять рассказ по картине или серии картинок. Обратите внимание, соблюдается ли логическая последовательность событий, связно ли ребёнок соединяет предложения или просто перечисляет действия.


Лариса Леонова
Диагностика школьной готовности детей с речевыми нарушениями

Консультация для воспитателей

Тема : «Диагностика школьной готовности детей с речевыми нарушениями »

Леонова Лариса Петровна

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 6»

Введение

Школьное обучение – один из серьёзнейших этапов в жизни ребёнка, поэтому вполне понятна та озабоченность, которые проявляют взрослые при приближении того времени, когда ребёнок пойдёт в школу . Перед взрослыми встаёт вопрос : А готов ли ребёнок к обучению в школе ?». Этот вопрос не лишён смысла, так как то, что ребёнок приобрёл в период дошкольного детства понадобится ему для обучения в школе . Поэтому важно заранее, ещё до начала школьного обучения , выяснить, насколько возможности ребёнка соответствуют требованиям школьного обучения .

Проблема готовности детей к школе - одна из важнейших в педагогике и психологии. Особую актуальность она приобретает по отношению к детям с речевыми нарушениями . Картина нарушений речи у детей не исчерпывается речевыми симптомами , она включает в себя отставание в формировании высших психических функций.

Большинство исследователей понимают под «готовностью к школе » наличие комплекса определённых качеств, которые можно диагностировать с помощью специальных методик, это :

Формирование определённых умений и навыков, необходимых для обучения в школе ;

Личностная готовность ;

Интеллектуальная готовность ;

Мотивационная готовность ;

Эмоционально - волевая готовность ;

Коммуникативная готовность .

Отражением интеллектуального и психического развития ребёнка является состояние его речи. В подготовительной группе окончательно определяется дальнейший образовательный «маршрут» ребёнка и большую значимость имеет речевая готовность ребёнка к обучению в школе , особенно у детей с речевыми нарушениями . С этой целью и проводится диагностика речевого развития ребёнка .

Диагностика устной речи детей с речевыми нарушениями .

Диагностика речевой готовности к школе предполагает обследование всех компонентов речи : умение слушать и слышать других, состояние словарного запаса, сформированность грамматического строя, умение пользоваться разными способами словообразования, правильность произношения звуков, умение различать звуки речи на слух, сформированность звукового и звукобуквенного анализа и синтеза, владение связной речью.

Основными методами диагностики речевого развития являются : наблюдение и беседа. Они дают возможность составить предварительное представление о развитии речи каждого ребёнка.

При диагностике экспрессивной речи необходимо оценить уровень моторной реализации, осуществить проверку сформированности словообразовательных навыков, проверить синтаксис или возможности грамматического структурирования, обследовать состояние связной речи, проверить номинативную функцию речи.

При диагностике импрессивной речи необходима проверка акустического анализа, слухо- речевой памяти , семантической дифференциации слов, понимания сложных логико – грамматических конструкций и обследование фонематического восприятия.

В методике использованы речевые пробы , предложенные Р. И. Лалаевой и Е. В. Мальцевой. Она включает в себя шесть серий, каждая из которых объединяет речевые пробы нарастающей трудности.

Первая серия- это исследование сенсомоторного уровня речи, она включает в себя четыре группы заданий.

Первая группа состоит из 15 проб, представляющих собой цепочки слогов с фонетически сходными звуками. В логопедической практике этот прием используется для проверки фонематического восприятия. Однако следует помнить, что на успешность выполнения такого рода заданий влияют и трудности переключения, которые проявляются в инертности, «застревании» на каком либо слоге. Таким образом, первое задание носит комплексный характер.

Вторая группа заданий направлена на исследование звукопроизношения через отраженное проговаривание специально подобранных слов. Окончательная оценка звукопроизношения производится на основе всего обследования, которое дает возможность проверить произношение различных звуков в разных речевых ситуациях .

Третья группа проб нацелена на исследование состояния артикуляционной моторики путем выполнения 10 движений по показу экспериментатора.

Четвёртая группа направлена на выявление нарушений звуко – слоговой структуры слова. Она включает в себя 10 слов с постепенным усложнением слоговой структуры.

2 серия –это исследование навыков языкового анализа – состоит из 10 заданий, выявляющих, в какой мере ребенок овладел понятиями «звук» , «слог» , «слово» , «предложение» и навыками выделения их из потока речи.

3 серия – Исследование сформированности грамматического строя речи – состоит из пяти групп заданий, по 10 проб в каждой.

Первая группа заданий предусматривает повторение предложений различной грамматической сложности. По мнению психолингвистов, способность к такому повторению есть показатель общего уровня языковой компетенции. Дети в состоянии воспроизвести предложения того уровня грамматической сложности. Которым они овладели в собственной речи. На успешность выполнения этих заданий влияет также объем вербального материала и качество слухоречевой памяти ребенка . При анализе выполнения проб на повторение следует обратить внимание не только на грамматические, но и на лексические ошибки, такие как пропуск слов, словесные замены (например, вместо предъявленного «над водой летали белые чайки» ребенок воспроизводит : «Над водой летали галки» ).

Во второй группе заданий испытуемому предлагается оценить правильность предложений, составленных как в соответствии с нормами языка. Так и с их нарушениями .

Третья группа проб предусматривает составление предложений из слов, данных в начальной форме. Выполнение таких заданий требует от ребенка построения внутренней программы высказывания, а также его правильного грамматического оформления, что вызывает большие трудности у детей с системной речевой патологией .

Четвертая группа заданий связана с необходимостью вставить в предложение пропущенный предлог.

В пробах пятой группы детям предлагается образовать формы существительных множественного числа в именительном и родительном падеже.

4 серия – Исследование словаря и словообразовательных процессов – состоит из трех групп заданий.

Первая группа включает 10 проб на проверку знания словоформ, обозначающих названия детенышей , и умения образовывать такие формы от названия взрослого животного.

Вторая группа состоит из пяти проб, связанных с образованием уменьшительно-ласкательной формы слова.

Третья группа заданий самая большая : в ней 35 проб, предусматривающих образование качественных, относительных и притяжательных прилагательных (по 15, 10 и 10 соответственно) от существительных. Имя прилагательное – одна из наиболее абстрактных частей речи. Оперирование ею требует высокого уровня анализа, синтеза и обобщения. Умение использовать в речи прилагательные требует более быстрого формирования мыслительных операций.

5 серия – Исследование понимания сложных логико-грамматических отношений – направлена на проверку понимания обращенной речи. Для этого использованы пробы, предложенные А. Р. Лурия. Понимание сложных логико-грамматических конструкций требует сложной аналитико-синтетической деятельности, способности одновременно схватывать информацию, включать кратковременную и долговременную память, сохраняя пространственное восприятие. Всего используется 10 проб, в том числе на понимание конструкций с предлогами. Отражающими на речевом уровне реальные пространственные отношения, сравнительные конструкции (Ваня выше Пети. Кто меньше ростом, обратимые и флективные инвертированные словосочетания (показать ключ карандашом) .

6 серия – Исследование сформированности связной речи. Детям предлагаются два задания : составление рассказа по серии сюжетных картинок и пересказ. Задания носят комплексный характер и выявляют дефекты всех сторон речи. Кроме того, пересказ требует достаточного уровня сформированности слухоречевой памяти , а такие характеристики связной речи, как логичность, умение передать причинно- следственные связи, опираются на мыслительную деятельность.

Для того, чтобы учесть как смысловую сторону, так и качество лексико-грамматического оформления связного высказывания, выполнение заданий оценивается по трем критериям, предложенным Р. и. Лалаевой.

Предлагаемая методика направлена на выявление актуального уровня речевого развития ребенка , поэтому большинство заданий не предусматривают оказания помощи. Исключения составляют пробы, в которых помощь, как показывает практика, действительно эффективна. Так, например, при обследовании словообразовательных процессов стимулирующая помощь (Неверно, подумай еще) не редко приводит к актуализации правильной формы слова.

Заключение.

Данная методика достаточно полно выявляет структуру дефекта сторон речи, таких как :

Фонематическое восприятие;

Артикуляционная моторика;

Звукопроизношение;

Слоговая структура слова;

Навыки языкового анализа;

Грамматический строй речи;

Словарь и словообразовательные процессы;

Понимание логико-грамматических отношений;

Связная речь.

Используя эту методику можно сразу вычленить как наиболее несформированные, так и наиболее благополучные компоненты речевой системы ребенка и , основываясь на этом, разработать коррекционную программу.

Список литературы.

1. Т. А. Фотекова «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников »

М.: АРКТИ, 2000

2. Т. А. Фотекова, Т. В. Ахутина «Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов»

М. ; АРКТИ, 2002

3. Филичева Т. Б. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста »

М. ; Айрис- пресс, 2007

На чтение 7 мин. Просмотров 3.8k.

Характеристика особенности речи старших дошкольников

В старших группах дет.сада в процессе речевого развития у детей старшего дошкольного возраста основное внимание уделяется развитию речи монологической и диалогической, формированию у детей рече-творчества. Занятия нацеливают на формирование у дошкольников выразительной речи.

В целом речевая готовность к обучению в школе охватывает все виды речевой деятельности старшего дошкольника.

Сейчас очень много различных пособий и другой информативной базы по развитию речи у старших дошкольников.

Повсюду можно встретить различные сценарии и конспекты занятий по данной тематике. Казалось бы, о чем еще говорить? Но с каждым годом убеждаешься, что рече-грамотных первоклассников становится все меньше и меньше.

Всему виной средства массовой информации, компьютеризация детских умов. Это не только не обогащает речь ребенка дошкольного возраста, но наоборот портит полезные «речевые нормы этикета».

Характеристика нарушений речи детей

В речевой деятельности большинству детей старшего дошкольного возраста свойственны неуверенность в себе, детям трудно выразить свои мысли в правильной форме. Улюлюканье родителей способствует тому, что дети начинают коверкать слова, заменяя одни звуки другими, более ласкательными слух.

У 60% старших дошкольников, согласно наблюдениям, часты нарушения грамматики и выразительности речи. К этому относим неправильное согласование слов при составлении предложений. Даже несложные предложения бывают очень искажены. Словарный запас беден или наполнен лексикой из популярных теле- и компьютерных программ и игр.

Хотя овладевать основами грамоты детки будут лишь в период обучения в школе, тем не менее в детском саду уже необходимо проводить специальные речевые занятия. Тогда в школе детям будет легче усваивать нормы языка.
Важными направлениями в речевой деятельности — фонетика, лексика, грамматическая, умения связно говорить при построении небольших диалогов и кратких монологов.

Речевая подготовка старшего дошкольника к обучению в школе

Цель речевой подготовки старших дошкольников заключается в формировании у детей правильной устной речи. Это значит, что дети этого возраста должны правильно произносить все звуки и слова. Уметь составлять словосочетания и предложения.

Речевая готовность должна быть сформирована как можно раньше, а речь детей дошкольного возраста должна быть лексически обогащенной, точной и выразительной. Овладев хорошей речью, дети будут коммуникативно компетентны.

Характеристика детей с развитой речью

У детей с развитой речью обычно наблюдается высокий уровень интеллектуального и социального развития.

Рассмотрим основные направления речевой готовности дошкольников к школе.

Звуковая речевая культура должна быть достаточно сформирована. Дети старшего дошкольного возраста должны иметь четкую дикцию, хорошее звукопроизношение.

Словарь старших дошкольников должен быть обогащен и активизирован различными словами и оборотами. Это поможет детям в общении с окружающими.

Грамматический строй и особенности выразительности речи старших дошкольников осваиваются и используются через образование новых слов, когда ребенок дошкольного возраста учится изменять слова морфологически, изменять падеж слов, сравнивать прилагательные. Использовать все степени сравнения прилагательного и наречия.

Связная детская речь, к которой относят диалогические высказывания и монологи, предполагает формирование у детей умений строить самостоятельно правильные высказывания. Это должны быть разные предложения: рассуждение, повествование, описание. Такие умения успешно формируются, когда ребенок слушает внимательно высказывания других, затем повторяет предложения. Хорошо, когда собеседник грамотен, тогда ребенку будут представлены правильные образцы речи.

К шестому году жизни дошкольник совершенствует все стороны речевой деятельности. Обладает связной и выразительной речью. В общении старший дошкольник понятно отвечает на вопросы, имеет большой запас слов. Это в идеале. Если же этого нет, то нужно бить тревогу. И в кратчайшие сроки, пока ребенок не пошел в школу, нужно вести целенаправленную речевую коррекцию.

Коррекция нарушений речи старших дошкольников

Для коррекции речевых нарушений нужно знать, что именно необходимо исправить в речи дошкольника. Всегда полезна коррекция речи по программе, для чего важно составить программу или план занятий по данной проблеме.
Во время любого занятия можно успешно решить много проблем. Обогатить словарь, отработать грамматику, учить связному составлению предложений, поправить звукопроизношение и т.д.

Какие средства использовать в процессе речевой коррекции?

Речевая готовность детей достигается часто через игры. В том числе коррекция через дидактические игры, упражнения.

Беседам следует также уделять большое внимание. Во время беседы со взрослым ребенок рассматриваемого нами возраста будет стараться говорить выразительнее. В таких беседах можно использовать разные обороты тренировочного характера. Например, начать с одного слова, затем попросить ребенка повторить словосочетание из двух слов, затем из трех. Постепенно дойти до предложения, от простого к сложному.

На занятиях по развитию речи очень важно индивидуально подходить к каждому ребенку, ведь рече-нарушения у каждого дошкольника разные.

Качество коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста зависит от того, насколько дети заинтересованы в результате формирования у них правильной и выразительной речи. Искренне ли дети данного возраста заинтересованы в том, что научиться красиво и выразительно высказываться.

Эффективности коррекции детской речи способствуют самостоятельные детские игры, во время которых дети разглядывают картинки, книги. После этого можно спросить дошкольников, чем они занимались, что рассматривали, что изображено в книжках.

Такой подход поможет приучить детей обсуждать с воспитателем и другими детьми то, что они видели, чем занимались.

Когда нарушения слишком серьезные, например, проблемы с артикуляционным аппаратом ребенка, то полезно будет заниматься с ребенком перед зеркалом, учить его правильно пользоваться артикуляцией. Объяснять, как устроен язычок, как нужно располагать его при произнесении того или иного звука.

Как сформировать у старшего дошкольника выразительную речь

Выразительная детская речь — очень редкое явление. Но такая речь является признаком интеллектуально развитого ребенка. Дети с выразительностью речи в дальнейшем хорошо учатся, у них хорошие взаимоотношения с учителями.
Для формирования такой речи опять же важно заинтересовать ребенка. А что, как ни игра, поможет в данном процессе.
Формированию выразительности помогут театрализованные игры или драматизация. Дети берут на себя различные роли. При этом они не говорят своим голосом, а пытаются подражать героям истории. Тут и интонация, и тембр речи изменяется в лучшую сторону. Дошкольники в роли театрализованного спектакля пытаются как можно четче и выразительнее произносить слова и предложения. Они чувствуют себя настоящими артистами, а артисты должны говорить красиво.

Речевая готовность детей старшего дошкольного возраста к школе

Речевая подготовка старших дошкольников осуществляется в несколько этапов.

Коротко остановимся на них.

Первым этапом предварительным начинается обучение детей задавать вопросы, различать интонацию.

Можно предложить детям сначала прослушать интересный рассказ или историю.

Рассказ для прослушивания может быть такого характера:

Утром я шла на работу мимо фруктового ларька. Там столько разных фруктов.
Дети, а почему вы мне не ответили?
Дети: Анна Ивановна, Вы же нас не спрашивали ни о чем.
Рассказываю дальше. Среди фруктов я увидела большой зеленый и полосатый мячик. Что это, дети?
Дети: это арбуз!
Правильно, дети. А почему вы мне ответили?
Дети: потому что вы нас спросили.
А как вы догадались, что я задала вопрос?

В ходе беседы с детьми мы приходим к выводу, что при вопросе наш голос меняется, и в нем слышится понижение и понижение.

Таким образом идет работа с дошкольниками над интонацией предложения.

Следующим этапом работаем над составлением предложений.

С детьми составляется ну очень длинное предложение, которое начинается из одного слова. Постепенно каждый ребенок добавляет по своему слову, и получается предложение.

Приведем пример.

Воспитатель задает слово Колобок.
Наташа добавляет свое слово: Колобок катится.
Андрей: румяный Колобок катится.
Сергей: румяный Колобок катится медленно.
Лена: румяный Колобок катится медленно по лесу.

Чтобы обогащать словарь детей, тоже можно использовать речевые игры.

Воспитатель называет сказочного героя, например, зайка.
А дети должны придумать для него как можно больше прилагательных. Зайка маленький, хороший, добрый и т.п.

Так можно обыгрывать лексикой различные части речи.
Воспитатель: что мы делаем в детском саду? И дети начинают называть разные глаголы, обозначающие деятельность в саду — играем, поем, танцуем, рисуем и далее.
Во время таких игр обращаем внимание на выразительности детских высказываний.

Итог

Перед поступлением в школу речевая готовность детей должна быть на должном уровне.

Если у детей старшего дошкольного возраста во время развивать устную речь, то потом не будет проблем с развитием письменной речи.

Все стороны речевого развития нужно развивать уже в дошкольном возрасте. Недоразвитие одной из сторон речи будет показателем неполноценной речи в целом.