Периоды холодной войны. От «холодной войны» к разрядке и обратно к конфронтации Разрядка в холодной войне

На рубеже 60-70-х годов Москва начала мирное наступление. Весной 1971 года на XXIV съезде КПСС была принята программа борьбы за мир и международное сотрудничество. Программа призывала:

  • ? к ликвидации военных очагов в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке;
  • ? к окончательному признанию послевоенных границ в Европе;
  • ? к проведению общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству;
  • ? к созданию системы коллективной безопасности и ликвидации военных группировок на этом континенте; к запрещению ядерного, химического и бактериологического оружия;
  • ? к созданию безъядерных зон;
  • ? к активизации борьбы за прекращение гонки вооружений и т.п.

Тридцатого сентября 1971 года СССР и США подписали в Вашингтоне соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между сверхдержавами, а 12 октября было объявлено о намеченном на май 1972 года визите президента Р. Никсона в Москву, где предстояло подписать важные советско-американские соглашения.

Процесс разрядки был реакцией на агрессию США во Вьетнаме и связанную с ней гонку вооружений. К началу 70-х годов на Западе поняли, что СССР достиг примерного паритета в стратегических вооружениях с США и разговаривать с ним с позиции силы теперь уже невозможно. Многие лидеры Западной Европы убедились, что следование в фарватере политики Вашингтона опасно и не соответствует национальным интересам их стран. Так, президент Франции Ш. деГолль вывел свою страну из НАТО. А во время его визита в СССР 30 июня 1966 года состоялось подписание Советско-французской декларации, где обе стороны высказывались:

  • ? за установление атмосферы разрядки между всеми странами Запада и Востока;
  • ? за плодотворное сотрудничество между всеми европейскими странами;
  • ? за урегулирование во Вьетнаме на основе Женевских соглашений 1954 года.

Между Москвой и Парижем были достигнуты соглашения о научно- техническом и экономическом сотрудничестве: заключена консульская конвенция и принято решение об установлении прямой связи с Елисейским дворцом (резиденция французских президентов).

В декабре 1966 года в Париже с ответным визитом побывал А.Н. Косыгин. Сотрудничество СССР и Франции продолжалось и после ухода в 1969 году Ш. де Голля в отставку. Преемники Ш. де Голля- Жорж Помпиду и Валери Жискар д"Эстен продолжили его политику, посещая СССР. В октябре 1970 года во время визита Ж. Помпиду в СССР была подписана советско-французская декларация, содержавшая предложение созыва совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. С 1970 года Л.И. Брежнев лично возглавлял советско-французские переговоры, посетив Париж в 1971, 1973, 1974 и 1977 годах.

Другой страной, сыгравшей значительную роль в переходе от конфронтации к разрядке в Европе, стала ФРГ, где во второй половине 60-х годов к власти пришли социал-демократы. Сначала, в 1966 году, они входили в качестве партнера в правительство «большой коалиции» вместе с христианскими демократами (блок ХДС/ХСС), а в 1969 году возглавили правительство «малой коалиции», в которую вместе с СДПГ вошла небольшая Свободно-демократическая партия (СВДП). Канцлером ФРГ стал Вилли Брандт (1913-1992).

Следует отметить, что большую роль в создании атмосферы разрядки в Европе сыграли лидеры Социалистического интернационала, основанного в 1951 году. В конце 60-х - начале 70-х годов эти политики возглавляли правительства не только в ФРГ, но и в Австрии, Швеции, Англии и др. (Бруно Крайски, Улоф Пальме, Гарольд Вильсон и другие).

Роль В. Брандта была особенно велика. В 1976-1992 годах В. Брандт был председателем Социнтерна.

Послевоенная политика ФРГ вела к обострению международных отношений в Европе и поглощению ГДР. Яркий ее пример - так называемая «доктрина Хальштайна», согласно которой Бонн автоматически разрывал дипломатические отношения с любой страной, признавшей ГДР. Поняв опасность и бесперспективность такого пути, В. Брандт разработал «новую восточную политику». Консерваторы в ФРГ считали, что это увековечит раскол Германии. Наделе именно эта политика через 20 лет привела к воссоединению страны мирным путем еше при жизни В. Брандта.

В. Брандт резко изменил внешнеполитический курс ФРГ, перешел от конфронтации к разрядке и подписал в 1970-1973 годах Договоры с СССР, Польшей, ЧССР и ГДР, в которых признавалась нерушимость границ этих стран и провозглашался курс на нормализацию отношений с ними.

В период пребывания социал-демократов у власти в ФРГ между Москвой и Бонном укрепились экономические связи. Западная Германия стала главным торговым партнером среди всех западных стран.

Европейская разрядка благотворно отразилась и на советско-американских отношениях. Уже в 1968 году Президент США Р. Никсон высказал намерение улучшить отношения с СССР. В 1970 году начались долгие и трудные переговоры по ограничению стратегических вооружений (ОСВ). Эти переговоры свидетельствовали о готовности новой администрации США отказаться от прежнего курса на достижение решающего перевеса над СССР в области ядерного оружия. Динамика гонки вооружений складывалась следующим образом. В 1961 году США имели 1 746 стратегических носителей ядерного оружия, а СССР - около 300 носителей. К 1967 году США уже имели 2 323 носителя, а СССР - около 600. К 1972 году США, сохранив прежнее число носителей, увеличили число ядерных зарядов до 5 700, оснастив ракеты наземного и морского базирования разделяемыми боеголовками. За эти годы СССР увеличил число носителей до 2 320, что позволяло ему нанести уничтожающий ответный удар и при сохранении отставания от США по числу ядерных зарядов (2 500). Таким образом, с точки зрения гарантированного взаимного уничтожения при любых условиях, ядерный паритет между СССР и США был достигнут.

В мае (22-30 мая) 1972 года Р. Никсон посетил с визитом СССР. Он пошел на этот шаг, поскольку осенью 1972 года должны были состояться очередные президентские выборы. При этом война во Вьетнаме еще не закончилась, а на избирателей необходимо было произвести соответствующее впечатление мирными инициативами. Подключение к процессу разрядки и улучшение отношений с Москвой стало тому примером.

В успехе переговоров были заинтересованы обе стороны, и поэтому они прошли весьма успешно. Двадцать шестого мая 1972 года были подписаны бессрочный Договор об ограничении системы противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах по ограничению стратегических наступательных вооружений. В соответствии с Договором по ПРО стороны согласились ограничить число районов размещения противоракетных систем двумя с каждой стороны: по одной - вокруг столиц и по одной - вокруг одного из мест нахождения шахтных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет (МБР). Стороны обязались также не создавать систем ПРО морского, воздушного, космического базирования, не передавать их другим государствам и не размешать эти системы за пределами США и СССР.

Временное соглашение по ограничению стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1) предусматривало: отказ с 1 июля 1972 года от строительства новых пусковых установок МБР наземного базирования, ограничение пусковых установок баллистических ракет на подводных лодках и вообще сокращения числа современных подлодок с баллистическими ракетами. Срок действия соглашения - 5 лет. При этом и СССР, и США выразили намерение продолжить переговоры о дальнейших, более существенных ограничениях стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2).

Так, впервые за время «холодной войны» СССР и США договорились о реальном ограничении гонки стратегических ядерных вооружений и сокращении расходов на МБР, а также системы ПРО, намереваясь продолжить работу в этом направлении. -Двадцать девятого мая 1972 года был подписан еще один документ - «Основы взаимоотношений между СССР и США», в котором высказывалось убеждение, что в ядерный век не существует иной основы для поддержания отношений между странами, кроме мирного сосуществования, несмотря на различия в идеологии и социальных системах.

Кроме этих документов, в Москве были подписаны соглашения о сотрудничестве в областях: охраны окружающей среды, здравоохранения, исследования космоса, науки и техники, предотвращения инцидентов в открытом море и воздухе. Была создана также совместная комиссия по вопросам торговли.

Визит Р. Никсона в Москву явился не только международной сенсацией, но и свидетельством того, что разрядка международной напряженности стала свершившимся фактом. Между Л.И. Брежневым и Р. Никсоном установились хорошие личные отношения. Л.И. Брежнев был приглашен посетить США с официальным визитом, который состоялся с 18 по 25 июня 1975 года. К этому времени Р. Никсон победил на очередных выборах и закончил войну в Индокитае.

Во время визита Л.И. Брежнева в США был обсужден широкий круг проблем и подписаны «Основные принципы переговоров о дальнейшем ограничении стратегических наступательных вооружений», «Соглашение о предотвращении ядерной войны» и некоторые другие документы, развивавшие дальше советско-американские соглашения 1972 года.

В октябре 1973 года советско-американские отношения выдержали испытание еще одной арабо-израильской войной и некоторыми другими событиями. Необходимо также упомянуть о третьей в течение двух лет советско-американской встрече на высшем уровне. Встреча состоялась в Москве 27 июня - 3 июля 1974 года. Р. Никсон прибыл в Москву с официальным визитом незадолго до своей вынужденной отставки, желая ее предотвратить с помощью внешнеполитических достижений. Советские лидеры стремились использовать благоприятную ситуацию и одновременно помочь Р. Никсону. Поэтому в коммюнике об итогах переговоров подчеркивались достижения лидеров СССР и США в улучшении советско- американских отношений и создании климата разрядки.

Во время визита были заключены важные соглашения. Третьего июля 1974 года был подписан «Договор между СССР и США об ограничении подземных испытаний ядерного оружия». Мощность подземных взрывов с 31 марта 1976 года не должна была превышать 150 килотонн. Рекомендовалось производить их как можно реже и вообще вести дело к постепенному полному запрету испытаний. Срок действия документа - пять лет, но с автоматическим продлением этого срока, если не будет заключено другое соглашение или одна из сторон не пожелает выйти из данного договора.

Третьего июля 1974 года был подписан протокол к договору по ПРО от 26 мая 1972 года. Теперь СССР и США согласились иметь лишь по одному району размещения систем ПРО вместо двух. Был также подписан ряд документов о сотрудничестве в области экономики, науки и техники. Вернувшись в США, Р. Никсон 9 августа 1974 года вынужден был уйти в отставку, не дожидаясь импичмента и суда («Уотергейт»). Президентом стал вице-президент Джералд Форд, который амнистировал Р. Никсона.

Вступив в должность, Д. Форд сообщил Л.И. Брежневу, что прежняя внешнеполитическая линия США будет продолжена. В ответ Л.И. Брежнев предложил встретиться до конца 1974 года. Такая встреча состоялась в районе Владивостока 23-24 ноября 1974 года. После трудной дискуссии удалось добиться важных договоренностей, которые, казалось, открывали путь к скорейшему подписанию договора ОСВ-2.

Главная трудность, которую должны были преодолеть военные эксперты и политики, - это, во-первых , невозможность вести переговоры с американцами относительно стратегических ядерных ракет англичан и французов, которые Москва хотела бы учитывать как представляющие угрозу для СССР. Эти силы выносились как бы за скобки договоренностей.

Во-вторых , ввиду разного геополитического положения СССР и США ракеты среднего радиуса действия, благодаря их размещению на территории союзников США в Европе, были в отношении Советского Союза стратегическими, так как могли поражать цели на территории СССР. Кроме того, сложность представляли ядерные ракеты, размещенные на подлодках и бомбардировщиках. Благодаря усилиям, главным образом, Г. Киссинджера, ставшего уже госсекретарем, и А.А. Громыко удалось достичь компромисса:

  • 1) в новом соглашении ограничению подлежали не только МБР наземного базирования и баллистические ракеты атомных подлодок, но и тяжелые бомбардировщики;
  • 2) каждая из сторон могла иметь в сумме не более 2 400 единиц носителей стратегического оружия;
  • 3) каждая из сторон обязывалась иметь не более 1 320 баллистических ракет наземного и морского базирования с разделяющимися боеголовками.

Таким образом, вне будущего договора оставались англо-французские ракеты и американские средства передового базирования. Это была уступка со стороны СССР. Со своей стороны, США отказались от требований на ограничение советских тяжелых МБР и на их оснащение разделяющимися головными частями (РГЧ). Участники переговоров во Владивостоке полагали, что в ближайшее время будет подписан договор ОСВ-2.

Апогеем разрядки явился третий, завершающий этап Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе на высшем уровне в Хельсинки 30 июля- 1 августа 1975 года. Ему предшествовали два общеевропейских (с участием США и Канады) совещания министров иностранных дел - в Хельсинки (июль 1973 г.) и в Женеве (с сентября 1973 по июнь 1975 г. с перерывами).

Лидеры 33-х европейских и 2-х североамериканских стран подписали 1 августа 1975 года Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Документ подписали президенты, премьеры, генсеки: У.К. Кекконен (Финляндия), Д. Форд, Л.И. Брежнев, Г. Шмидт (ФРГ), Э. Хонеккер (ГДР), В. Ж. д"Эстен, А. Моро (Италия), Г. Вильсон (Англия) и другие.

Соблюдение пунктов соглашения позволило бы навсегда покончить с «холодной войной». Заключительный акт предусматривал периодические встречи стран - участниц СБСЕ с целью контроля за исполнением принятых решений. В документе были сформулированы 10 принципов взаимоотношений 35 стран:

  • ? суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету, неприменение силы или угрозы силой;
  • ? нерушимость границ;
  • ? территориальная целостность государства;
  • ? мирное урегулирование споров;
  • ? невмешательство во внутренние дела;
  • ? уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений;
  • ? равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой;
  • ? сотрудничество между государствами;
  • ? добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

Для СССР был важен пункт, где признавалась нерушимость послевоенных границ в Европе.

Однако постепенно на Западе стала нарастать критика политики разрядки, которую называли «улицей с односторонним движением», то есть политикой односторонних уступок в пользу СССР. Наибольшее недовольство вызывала поддержка, которую оказывал Советский Союз антиимпериалистической политике стран «третьего мира» и национально- освободительному движению. В 1973 году в ходе 4-й арабо-израильской войны СССР вновь помогал Египту и Сирии. Используя советский фактор, впервые были применены экономические санкции против западных стран, поддерживавших Израиль, а также национализированы активы ряда западных нефтяных компаний. На фоне санкций цены на нефть в 1973-1974 годах выросли в 3-4 раза, что привело к развитию экономического кризиса в США и Европе в 1974-1975 годах.

В 1974-1975 годах рухнула последняя крупная колониальная империя: Португалия после нескольких лет войны была вынуждена признать независимость Гвинеи-Бисау, Мозамбика и Анголы. В 1974 году в Лиссабоне произошла «революция алых гвоздик», покончившая с фашистским режимом в Португалии. К власти пришли социалисты и другие левые. Выше названным африканским колониям Португалии СССР предоставлял оружие и иную помощь. Развитие национально-освободительного движения серьезно задевало экономические и политические позиции Запада. Страны «третьего мира» стали требовать установления «нового экономического порядка», который предусматривал бы более эквивалентный экономический обмен с развитыми капиталистическими странами.

В 1974 году в Греции пал антинародный режим «черных полковников» и к власти пришли левые силы. В 1975 году в Испании скончался Ф. Франко и тут же рухнул в стране фашистский режим. Испания стала конституционной монархией. Главную роль в стране играла социалистическая партия. Социалисты Испании и Португалии получали помощь от Социнтерна и СДПГ, находившейся у власти в ФРГ.

Многие страны Африки, получившие независимость, объявляли о «социалистической ориентации» своей политики и получали в этой связи всестороннюю поддержку со стороны СССР. Особенно тяжелым испытанием для разрядки стали события в Анголе, где возникла борьба между тремя группировками:

МПЛА - Народное движение за освобождение Анголы (лидер Нето);

ФНЛА - Национальный фронт освобождения Анголы (лидер Роберто);

УНИТА - Национальный союз за полную независимость Анголы (возглавлял Савимби).

Если МПЛА поддерживали СССР и Куба, то ФНЛА - США и КНР и, наконец, УНИТА - ЮАР.

В августе 1975 года войска ЮАР вторглись в Анголу с юга, а отряды Савимби начали наступление на столицу Луанду, бывшую оплотом сил МПЛА. По этому поводу США не выразили протеста. Более того, в войсках ЮАР находились офицеры связи ЦРУ. Спустя три недели, не проинформировав Москву, Ф. Кастро перебросил в Анголу десант для помощи МПЛА. В результате таких действий Ф. Кастро был вынужден послать туда свою военную помощь и СССР. От США последовало заявление, что СССР нарушил «правила разрядки».

В это же время в США набирала обороты предвыборная президентская гонка. Д. Форд был вынужден учитывать настроения среди влиятельных кругов США, противящихся разрядке. Подписание ОСВ-2 было отложено. Выборы 1976 года Д. Форд проиграл, и победу одержал губернатор штата Джорджия Джеймс Картер. Вступив в должность, Д. Картер внес предложения по ОСВ-2, которые перечеркнули договоренности во Владивостоке. Д. Картер предлагал еще больше сократить вооружения При этом СССР был шокирован отказом Д. Картера от договоренностей во Владивостоке и не смог найти с ним общего языка. Только в 1979 году в Вене Д. Картер и Л.И. Брежнев подписали Договор ОСВ-2 на условиях, близких к договоренностям во Владивостоке. Но ратификация его не состоялась, так как именно в этом году произошли революции в Иране и Афганистане, обострился конфликт между НАТО и ОВД в связи с размещением советских ракет «СС-20» в Центральной Европе и решением НАТО о стационировании американских ракет «Першинг-2» и «крылатых ракет» в Западной Европе.

Таким образом, начался новый тур гонки вооружений в рамках ОСВ-1. С1975 года произошло увеличение военных расходов СССР и США. К 1980 году число ядерных боеголовок на стратегических носителях у США выросло до 10 тыс., а у СССР -до 7 тыс. Подписанный в 1979 году договор ОСВ-2, хотя и вносил качественные ограничения, тем не менее оставлял возможность для дальнейшей гонки вооружений. Размещение в Европе советских ракет «СС-20» позволило США получить разрешение на развертывание в 1983 году в Западной Европе новых американских ракет средней дальности. В результате СССР оказался в проигрыше и с политической, и с военной точки зрения.

Конец разрядки и возврат к «холодной войне» сопровождался приходом к власти в конце 70-х - начале 80-х годов консерваторов, сменивших либералов и социал-демократов. Консерваторы ввели режим строгой экономии, сохранялась безработица (10-12%), сокращались расходы на социальные нужды. В 1979 году главой английского правительства стала М. Тэтчер, в январе 1981 года президентом США - Р. Рейган, в 1982 году канцлером ФРГ - Г. Коль и только во Франции в 1981 году к власти пришел социалист Ф. Миттеран, но и его правительство стало вскоре осуществлять политику жесткой экономии.

После ввода в 1979 году советских войск в Афганистан мировая общественность осудила СССР за этот шаг. Р. Рейган ввел экономические санкции против СССР, отказался от ратификации ОСВ-2, добился принятия программы милитаризации космоса (СОИ), что означало новый виток гонки вооружений. В этих осложнившихся международных отношениях СССР действовал негибко и консервативно, что укрепило на

Западе тезис о «советской военной угрозе». К середине 80-х годов сложилась ситуация, которая требовала от СССР нового внешнеполитического мышления и новых инициатив, способных переломить неблагоприятные внешнеполитические тенденции.

Формирование новых военно-политических союзов

Из Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. СССР вышел с возросшим международным авторитетом, базировавшимся на военной мощи советского государства и признательности европейских народов за освобождение от фашизма. Внешняя политика СССР предусматривала распространение советского влияния путем создания в Восточной Европе коммунистических режимов. Эта политика наталкивалась на противодействие бывших союзников по антигитлеровской коалиции, прежде всего США. После войны США контролировали до 80 % золотого запаса капиталистического мира и сосредоточивали у себя до 60 % мирового промышленного производства. Экономическая мощь позволяла США проводить активную внешнюю политику и выступать несомненным лидером западного мира.

Сложилась двухполюсная система международных отношений. Был сформирован блок стран, ориентирующихся на СССР (социалистический лагерь), и противостоявший им блок западных стран (капиталистический лагерь).

В 1945-1948 гг. в Албании, Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Чехословакии, Югославии при активном участии СССР были сформированы сначала коалиционные (с участием коммунистов), а затем — полностью коммунистические правительства. Коммунисты пришли к власти в Северном Вьетнаме, Северной Корее и Китае.

СССР заключил с этими государствами договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Эти договоры позволили СССР контролировать их политический курс и при этом оказывать экономическую помощь через учрежденный в 1949 г. Совет экономической взаимопомощи (СЭВ).

Советское партийно-государственное руководство осуществляло жесткий диктат в отношениях со странами Восточной Европы, требуя проведения политических и социально-экономических преобразований по советскому образцу. Стремление И. Броз Тито отстоять самостоятельность Югославии вызвало недовольство И. В. Сталина. Это привело к разрыву в 1949 г. дипломатических отношений между СССР и Югославией и экономической блокаде Югославии восточноевропейскими соседями.

Стремление СССР к расширению своего влияния в Европе вызвало тревогу на Западе. В марте 1946 г. в Фултоне (штат Миссури, США) У. Черчилль в присутствии президента США Г. Трумэна произнес речь о необходимости опустить через всю Европу «железный занавес», который препятствовал бы распространению советского влияния. У. Черчилль призвал объединить усилия США и Великобритании для борьбы с коммунизмом. В марте 1947 г. Конгрессу была представлена доктрина Трумэна — внешнеполитическая концепция США, предусматривавшая противодействие коммунизму. Экономической основой для формирования блока противостоящих СССР западноевропейских государств стал план Маршалла (руководителя госдепартамента в администрации Г. Трумэна), намечавший предоставление Европе американской помощи на сумму более 12 млрд долларов. Оказание помощи обусловливалось требованиями не допустить к власти коммунистов. Коммунисты потеряли свои позиции в правительствах. Западноевропейские государства выделили у себя территории для размещения американских военных баз. Американские инвестиции в западноевропейскую экономику укрепили экономические позиции США в регионе.

Военно-политическим итогом противостояния между СССР и Западной Европой было подписание в апреле 1949 г. десятью европейскими странами, США и Канадой Североатлантического договора. Действуя в рамках Устава ООН, данные государства договорились о совместной обороне от нападения противника и создали для этих целей Организацию Североатлантического договора (НАТО). Были созданы объединенные вооруженные силы НАТО во главе с американским генералом Д. Эйзенхауэром.

Противостояние двух блоков государств проявилось в ряде кризисных ситуаций. Особенно острой была конфронтация по германскому вопросу. В 1949 г. произошел раскол Германии. США, Великобритания и Франция объединили свои зоны оккупации Германии. В мае 1949 г. в зоне оккупации США, Великобритании и Франции была провозглашена Федеративная Республика Германия (ФРГ). В октябре 1949 г. на территории советской зоны оккупации было провозглашено образование Германской Демократической Республики (ГДР).

«Холодная война»

Частью «холодной войны» были локальные военные конфликты, наиболее крупным стала война в Корее (1950-1953 гг.). В августе 1945 г. Советская Армия освободила от японцев Северную Корею. Южную Корею в сентябре 1945 г. освободили американские войска. По решению Потсдамской конференции по территории Кореи (по 38-й параллели) была проведена разграничительная линия между СССР и США. В августе 1948 г. при содействии США было провозглашено создание Республики Корея, а в сентябре 1948 г. при содействии СССР — Корейской Народной Демократической Республики (КНДР).

В июне 1950 г. войска КНДР при поддержке СССР и Китая перешли демаркационную линию и начали стремительно продвигаться на юг. Началась война. Совет Безопасности ООН признал КНДР агрессором и направил туда войска ООН. Под флагом войск ООН действовали войска США. Мир оказался на грани мировой войны, так как в Корее происходило столкновение СССР и США. Советское и американское правительства, опасаясь непредсказуемых последствий, отказались от боевых действий. Война завершилась перемирием. По 38-й параллели возвели железобетонную стену.

Данные события положили начало холодной войне.

«Холодная война» — политическая, экономическая, идеологическая конфронтация между государствами и системами.

Холодная война длилась с 12 марта 1947 г. (утверждение Конгрессом США доктрины Трумэна) до 21 декабря 1991 г. (распад СССР) и расколола мир на две военно-политические и экономические группировки.

Важным элементом «холодной войны» была гонка вооружений, которая началась в 1949 г. после создания в СССР атомного оружия, что ликвидировало монополию США в этой области. В 1952 г. США испытали первую водородную бомбу. Через девять месяцев подобное оружие было испытано в СССР. В обеих странах началась работа над созданием новых носителей оружия, в результате были созданы межконтинентальные баллистические ракеты.

В первой половине срока нахождения у власти Н. С. Хрущева во внешней политике СССР происходили прогрессивные изменения. В 1955 г. были нормализованы отношения с Югославией, налажены отношения с Индией, советские и американские войска были выведены из Австрии. Новая внешнеполитическая концепция была сформулирована XX съездом КПСС. Она предусматривала право социалистических стран выбирать свой путь построения социализма, не следуя советской модели. На первый план в отношениях с капиталистическими государствами выдвигался принцип мирного сосуществования.

В этот период была провозглашена идея строительства «европейского дома», реализацией ее стало подписание в 1957 г. договора между ФРГ, Италией, Нидерландами, Францией, Бельгией, Люксембургом об образовании Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Его целью было создание единого внутреннего рынка, позволяющего постепенно устранить ограничения в торговле между странами-участницами и обеспечить свободное передвижение людей, капиталов, товаров, услуг.

Во взаимоотношениях СССР с социалистическими странами произошло несколько кризисов. Наиболее серьезный из них был вызван начавшимся в СССР процессом десталинизации и охватил в 1956 г. Польшу и Венгрию. В Польше советское руководство пошло на уступки, согласившись с программой реформ. В Венгрии в 1956 г. вспыхнуло антикоммунистическое и антисоветское восстание. После согласования со странами-участницами ОВД венгерское восстание было подавлено советскими войсками.

Десталинизация вызвала кризис в мировом коммунистическом движении. Авторитет западноевропейских компартий пошатнулся. Большое сокращение численности произошло в Итальянской коммунистической партии. Компартии Албании и Китая, напротив, не разделяли позицию критики и не поддержали разоблачение культа Сталина. Началась изоляция этих стран от мирового социалистического сообщества, формировались культы Мао Цзэдуна (Китай) и Э. Ходжи (Албания). В начале 60-х гг. советские специалисты были отозваны из Китая. СССР прекратил оказывать ему экономическую помощь и выслал китайских дипломатов из Москвы.

В отношениях с капиталистическими странами СССР сделал ряд инициативных предложений:

— объявил мораторий на ядерные испытания;

— в одностороннем порядке провел сокращение вооруженных сил;

— сократил и ликвидировал отдельные виды вооружений.

Активная внешнеполитическая деятельность Н. С. Хрущева, его многочисленные личные контакты с руководителями западного мира создавали возможность для поиска взаимопонимания. Особые надежды вселял визит Н. С. Хрущева в США в 1959 г. и намечавшийся на следующий год ответный визит президента Д. Эйзенхауэра в СССР.

Обострение экономических трудностей в СССР требовало отвлечения внимания народа на «внешнего врага». Весной 1960 г. над территорией СССР был сбит американский разведывательный самолет. Дипломатическая игра с расчетом подорвать престиж США и президента Д. Эйзенхауэра сорвала его ответный визит в СССР, а также встречу лидеров СССР, США, Великобритании и Франции в Париже. Начался новый виток конфронтации Востока и Запада.

Весной — летом 1961 г. в ГДР наступил политический кризис. Значительная часть населения начала открыто выступать за изменение политического строя страны. Через Западный Берлин оказывалась значительная финансовая помощь недовольным. В связи с этим правительство ГДР приняло решение возвести вокруг Западного Берлина стену; ее строительство только обострило международные противоречия.

Кульминации холодная война достигла осенью 1962 г., когда разразился карибский кризис. В 1959 г. на Кубе победила революция, к власти пришли антиамериканские силы во главе с Ф. Кастро. В 1962 г. СССР принял решение разместить на острове ракеты с ядерными боеголовками. США потребовали убрать ракеты с Кубы, в противном случае угрожали нанести по ракетам ядерный удар. В последний момент 22-27 октября 1962 г. благодаря прямым телефонным переговорам между президентом США Дж. Кеннеди и главой Правительства СССР Н. С. Хрущевым удалось предотвратить ядерную войну. В результате СССР вывез ядерные ракеты с Кубы. США обещали не предпринимать вторжения на остров и вывезли из Турции ракеты, нацеленные на СССР. После этой кульминации напряженности были достигнуты и позитивные сдвиги в международных отношениях. Был заключен московский договор 1963 г. о запрещении испытаний ядерного оружия в космосе, под водой и в атмосфере.

Последствия «холодной войны»

  1. Колоссальные затраты на вооружение.
  2. Поощрение научных исследований в области ядерной физики, космоса, электроники.
  3. Истощение советской экономики и снижение конкурентоспособности американской экономики.
  4. Восстановление экономических и политических позиций Западной Германии и Японии.

СССР в мировых и региональных кризисах

Внешняя политика СССР в брежневский период носила противоречивый характер. В 1969-1979 гг. произошла некоторая разрядка в международных отношениях. Разрядка характеризовалась отказом от политики соперничества и напряженности, от угрозы применения силы или накопления вооружений как средства воздействия на другие государства, а также укреплением взаимного доверия и взаимопонимания, разрешением споров и конфликтов мирными средствами, невмешательством во внутренние дела государств, развитием контактов в политической, экономической, культурной и научно-технической областях.

Важным событием мировой политики было Хельсинское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), проходившее 30 июля — 1 августа 1975 г. Руководители 33 европейских государств, США и Канады подписали заключительный акт, в котором зафиксированы принципы стран — участниц совещания: суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод, включающих свободу мысли, совести, религии и убеждений; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

Однако во второй половине 70-х гг. процесс разрядки затормозился. В 1979- 1985 гг. произошло новое обострение международных отношений, связанное с введением советских войск в Афганистан. Участие в Афганской войне привело к значительным жертвам и падению авторитета СССР в мире.

Афганская война позволила Западу усилить давление на СССР. В январе 1981 г. в США президентом был избран Р. Рейган, который выпустил тезисы о «советской военной угрозе». В марте 1983 г. Р. Рейган выступил со «стратегической оборонной инициативой» (СОИ) — долгосрочной программой создания широкомасштабной противоракетной обороны с элементами космического базирования. Военно-политическое положение СССР ухудшилось, напряженность в мире возросла.

В период перестройки произошли изменения в области внешней политики. Новая внешнеполитическая концепция СССР получила название «новое политическое мышление».

М. С. Горбачев был главным инициатором нового политического курса. Он завоевал личный авторитет на международной арене, получил Нобелевскую премию мира.

Цели внешней политики СССР периода перестройки: снизить уровень конфронтации с капиталистическими странами; сократить расходы на гонку вооружений, ставшие для СССР непосильными.

Заключив соглашения о ракетах средней и малой дальности, СССР пошел на большие уступки, чем США. Были урегулированы региональные конфликты, выведены советские войска из Афганистана. Война в Афганистане стоила СССР 15 тыс. убитыми и 37 тыс. ранеными, была крайне непопулярна в народе, подрывала доверие к СССР в мире. В феврале 1988 г. М. С. Горбачев объявил о выводе войск, который продолжался с 15 мая 1988 г. по 15 февраля 1989 г.

После 1985 г. улучшились отношения с Китаем. В мае 1989 г. состоялся первый за 30 лет визит главы СССР в КНР.

Увеличилось также число контактов между СССР и странами Запада, расширились торговые связи, гуманитарные контакты между частными лицами. Отношения СССР с социалистическими странами в 1985-1988 гг. строились на тех же основах, что и ранее, однако в этих странах начались массовые антисоциалистические движения, приведшие к свержению социализма. Политические, экономические и военные связи между социалистическими странами нарушились, начался выход государств из Организации Варшавского Договора (ОВД). В марте 1991 г. ОВД была официально ликвидирована. В Европе остался только один военный блок — НАТО.

В 1985-1991 гг. произошли кардинальные изменения в международной обстановке: исчезла конфронтация Восток-Запад, перестал существовать социалистический лагерь, окончилась холодная война.

В конце 1990 — начале 1991 гг. СССР заключил соглашения со всеми восточноевропейскими странами о выводе из них советских войск. В октябре 1990 г. произошло объединение Германии.

В основе Холодной войны лежал идеологический фактор, те геополитическая, экономич и идеологич противостояние двух сверхдержав США и СССР. В основе хол войн лежал идеологич фактор: противостояние систем социализма и капитализма.

Х.в начали страны Запада, Х.В начинается с выступление Черчилля в Фултоне в марте 1946 г, в котором Черчилль обрушился с критикой на СССР и на стремление СССР распространить систему социализма. Черчилль возвратился к своим довоенным антисоввестским настроениям и согласовал свою речь с президентом США Гарри Трумэном и новым премьер министром англии Клементом Э…

Ч. пытался представить свое выступление как речь частного лица, выражающ частное мнение. Однако отеч историки и академик Трухановский убедительно доказали, что речь Ч были согласованы с политич элитами Англии и США, и была произнесена в присутствии президента США Гарри Трумэна. Впервые Черчилль употребляет понятие «Железный занавес, который закрыл расстояние от Штейтина до Адриатики».

Холодная война, начавшаяся в 1946 г развивалась по принципу «разрядка-напряженность». Можно выделить след периоды в истории Хол Войны:
- отличалась отсутствием прямого военного столкновения СССР и США (однако в ней присутствовало много горячих точек)

1) Период напряженности 1946 – 1956 гг

Речь Черчилля в Фултоне;
образование Альянса НАТО в 1949 гг направленно против СССР, а сейчас против России.
Корейская война 50-53 гг (СССР поддерживал Сев. Корею, страны Запада – Южную Корею. Участвовала Советская и Американская авиация, но без опознавательных знаков)
Венгерские события 56 г (после прихода к власти в Венгрии антикоммунистов, после многочисленных жертв среди населения?, Хрущев был вынужден ввести войска в Венгрии). Образование военно-политического блока, Варшавский договор.

2) Период «разрядки» 56-59

Был связан с выступление Хрущева на 20 съезде КПСС 1956 г – разоблачение Культа личности Сталина

3) Этап напряженности 60-63. Берлинский кризис

Карибский 62 г. В ответ на размещение Американских ядерных ракет в Турции, Хрущев приня решение разместить советские ядерные установки на Кубе). Кеннеди объявляет морскую блокаду Кубы 1962 г, однако отказывается от сухопутной военной операции по вторжению американских войск на Кубу (Операция «Чернобурые леса»).

Кэннеди не поддался давлению пентагоновского генералитета и не начал операцию «Чернобурые леса». Хрущев в свою очередь не поддался давлению Фиделя Кастро, кот предлагал нанести ядерный удар по США с Кубы. В ходе переговоров Кеннеди и Хрущева была достигнута договоренность, кот была очень быстро выполнена.: Хрущев удалил советские ядерные ракеты с кубы, затем американцы удалили Америк ядерные ракеты из Турции. В 1963 г и Кеннеди Хрущев признали, что ядерная война бессмыслена и в ней никогда не будет победителей.

1963 г последовало убийство Джона Кеннеди в 1968 г убийство его брата Роберта Кеннеди. Оба убийства до сих пор не расследованы, однако есть тчк зрения, что за ними стоят «пентагоновские ястребы», те генералитет пентагона, кот в той или иной степени нужен военный конфликт в целях обогащения.

4) Период разрядки 1963-1965 гг

5) Период напряженности 66-73. Война во Вьетнаме.

Для противостояния СССР с коммунистич Китаем. , американцы вводят войска во Вьетнам в 1966 г. Введение войск было инициативой президента США Линдона Джонсона, хотя американский конгресс официального разрешения на введение войск так и не дал. С самого нач было очевидно, что война во Вьетнаме была авантюрной. Посколюкцу в Европе не поддержали агрессию США в Вьетнаме
СССр оказывал военно-техническую помощь Вьетнаму, однако напрямую в конфликт не вмешивался. Под давлением мировой общественности и прежде всего огромных пацифистский демонстраций США обязаны были вывести войска из Вьетнама. Никсон выводит их в 1973 г.

6) Период разрядки с 1973-1978 г.

были заключены соглашения в Хельсинки в 1973-75 о запрете ядерных испытаний, в атмосфере, на земле, под землей и тп. Советское руководство и прежде всего Брежнев предприняли много усилий для потепления междунар отношений и отведения ядерной угрозы. Брежнев несколько раз встречался с Никсоном.

Напряженности 79-84гг

введение совестких войск в афганистан. По причине этого – разного рода напряжения. 83 год советский ПВО сбил Южно-корейский самоелт-разведчик, вторгшийся в воздушное пространство СССР.

Одновременно президент США Рейган в 1982 году объявляет СССР «Империей зла», объявляет «Крестовый поход против коммунизма» и призывает к нанесению ядерного удара по СССР из космоса – так называемая программа СОИ.
Начало 80х годов обострение международных отношений (можно сравнить с началом 60х и Карибским кризисом).

85-91гг этап разрядки

Связан со встречей Горбачева и Рейгана в Рейкьявике, с выведением советского контингента из Афганистана в 1989 г, с объединением ГДР и ФРГ в 1990 г, с разрушением берлинской стены осенью 1989 г., с распадом СССР в 1991 г.
Доктор историч наук Гаджиев «СССР проиграл Холодную войну заочно» (потому что он, по сути, развалил себя сам).

Почти вся вторая половина ХХ века прошла под знаком противостояния США и СССР. Пять периодов холодной войны охватили четыре десятилетия и завершились развалом СССР и крушением блока социалистических государств.

В годы холодной войны времена ожесточённого противостояния между двумя враждовавшими лагерями сменялись периодами относительного затишья. Представленная ниже таблица периодов холодной войны поможет увидеть эти изменения наглядно.

Название периода Рамки периода Основные события
1 Начало противостояния 1946–1949 Фултонская речь, иранский кризис война в Греции, провозглашение ГДР и ФРГ, волна репрессий в СССР, маккартизм в США, ядерные испытания в СССР, создание НАТО.
2 Ядерная гонка 1949–1962 Создание ОВД, наращивание стратегических вооружений, Карибский кризис.
3 Разрядка 1962–1979 Сокращение стратегических вооружений, события в Чехословакии, соглашения в Хельсинки, взаимное признание ГДР и ФРГ, окончание войны во Вьетнаме, введение советских войск в Афганистан.
4 Эскалация холодной войны 1979–1987 Война в Афганистане, санкции против СССР, наращивание стратегических вооружений, производство нейтронной бомбы и космических вооружений в США.
5 Ослабление и поражение СССР 1987–1991 Демонтаж соцлагеря, рыночные реформы в КНР, падение Берлинской стены, демократические выборы в Восточной Европе, распад СССР.

Теперь рассмотрим эти периоды подробнее.

1. Начало противостояния

Сразу после победы над Германией вчерашние союзники стали требовать друг от друга уступок в вопросах послевоенного устройства мира. СССР стремился утвердить своё влияние в странах Восточной Европы, в Турции, Иране и на Дальнем Востоке. В свою очередь США стремились вывести из-под советского контроля как можно больше территорий. Фултонская речь Черчилля в марте 1946 года ознаменовала перерождение скрытого противостояния между Западом и СССР в открытое. Через неделю Сталин в «Правде» сравнил Черчилля с Гитлером.

Открытая конфронтация летом 1946 года едва не переросла в вооружённый конфликт, когда СССР отказался вывести войска из Ирана и подвёл части Красной армии к турецкой границе. Параллельно нарастали американо-советские противоречия в Германии и в Корее. В 1949 году союзники вопреки договорённостям с СССР провозгласили западногерманское государство, а Советский Союз в ответ провозгласил ГДР.

В том же 1949 году СССР провёл успешные ядерные испытания, а западные союзники создали блок НАТО, направленный на сдерживание советской экспансии в Европе. Начался второй период холодной войны.

2. Ядерная гонка

К моменту смерти Сталина многие региональные конфликты угасали. Однако их заморозка не означала примирения между двумя сверхдержавами. Их противостояние нашло новые формы: между противниками началась гонка ядерных вооружений. Противники стремились достигнуть паритета по количеству ядерных боеголовок, стратегических ракет и самолётов. В то же время у США оставалось важное преимущество: их базы в Турции и Греции находились в непосредственной близости от советских границ. В 1959 году коммунистическое правительство было установлено на Кубе, а через два года СССР разместил там своё ядерное оружие. Однако это решение не помогло достигнуть паритета, а лишь вывело конфликт на новый уровень. Карибский кризис превратил ядерную войну между СССР и США из антиутопии в реальную перспективу. В 1962 году правительства Москвы и Вашингтона достигли договорённости об отводе взаимном стратегических вооружений от границ друг друга.

3. Разрядка

Угроза ядерной войны заставила две сверхдержавы задуматься о взаимных уступках. Наступила разрядка. Снижению напряжённости способствовала смена власти в Кремле: в 1964 году жёсткого Н. Хрущёва сменил уравновешенный Л. Брежнев. Именно он подписал с США три договора о сокращении вооружений (ОСВ, ОСВ-2 и ПРО-1). Во время разрядки СССР принял ряд документов, защищающих права человека и неприкосновенность границ. Проявлениями разрядки стали создание Совета по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1973 году и завершение войны во Вьетнаме в 1975 году.

В 1979 году СССР ввёл войска в Афганистан. Период разрядки был прерван.

4. Новая эскалация

В ответ на вторжение в Афганистан США ввели экономические санкции против СССР. При президенте Рейгане возобновилась гонка вооружений. Противники снова стали размещать стратегические ракеты без согласования друг с другом. СССР снова стремился найти новых союзников в Африке, а США – в Латинской Америке. Эскалация холодной войны замедлилась с приходом к власти в СССР Горбачёва и провозглашением политики перестройки.

5. Ослабление и поражение СССР

К 1987 году гонка вооружений между СССР и США прекратилась. СССР пошёл на ряд внешнеполитических уступок США, а в 1989 советские войска покинули Афганистан. В том же году в нескольких странах Варшавского блока прошли альтернативные выборы, а в Германии рухнула Берлинская стена – самый известный символ холодной войны. К началу 1991 года блок социалистических стран перестал существовать, а к концу тоже года с карты мира исчез и сам СССР. Завершился последний период холодной войны.