По какой стороне дороги должен ехать велосипедист? По какой стороне дороги должны двигаться велосипедисты? Движение велосипедистов по проезжей

Катание на велосипеде неотъемлемо связано с участием в дорожном движении. То есть это не обычная езда, а езда по правилам, с непрерывным анализом намерений других участников движения и так далее.
Чем лучше мы к этому подготовлены - тем меньше шансов устроить себе настоящую головную боль.
Что нужно для безопасного катания(езды) на велосипеде по дорогам?

1) Фары/светоотражатели - по правилам, велосипедист должен обозначить свое присутствие красным задним фонарем и желтым(белым) передним;
2) Светоотражательные элементы на вашей одежде - вас, без велосипеда, тоже должно быть видно;
3) Зеркало(а) заднего вида - в потоке это облегчит жизнь, без лишних движений и рисков, однако это решение на любителя. Мы еще напишем об этом;
4) Необсуждаемо - наличие шлема;

Помимо этих условий обязательно выполнение Правил Дорожного Движения(ПДД). Почему это обязательно? Велосипедист - самый уязвимый участник движения.

Основные знаки всем известны - "главная дорога", "конец главной дороги", "примыкание", "круговое движение". Они везде, важно помнить, что мы, велосипедисты рискуем своим здоровьем даже если правы. Так что важно смотреть не только на знаки, но и на дорогу.

С этим мы сталкиваемся постоянно: будь то езда на автомобиле или передвижение пешком. Сейчас мы обсуждаем езду на велосипеде, и в нынешнем году, в связи с популяризацей велосипеда, в ПДД появились новые знаки, для велосипедистов. А именно:
1) Велопешеходная дорожка;


2) Появилась полоса для движения велосипедистов. По ней другой транспорт ехать не может (в реалиях нашей страны - не должен ехать, но едет/паркуется);

3) Выделенная полоса для велосипедистов;


4) Полоса для МТС (маршрутные транспортные средства) - велосипедистам разрешено двигаться по полосам для маршрутных транспортных средств (далее МТС), если полоса расположена справа;
5) При движении в колонне, велосипедисты должны разделиться на группы по 10 человек. Для облегчения обгона, расстояние между группами должно составлять 80-100 м;
6) При движении велосипедистов по правому краю проезжей части, велосипедисты должны двигаться только в один ряд. Допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м;
7) При движении по тротуарам, обочинам и пешеходным зонам, велосипедист не должен создавать помех другим лицам. В противном случае, он должен спешиться и продолжить движение пешком. При движении по тротуару, велосипедист может двигаться со скоростью пешехода;

Велосипедистам запрещено:
- управлять велосипедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
- перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз мешающий управлению;
- перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
- перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
- запрещается буксировка велосипедов, а также буксировка велосипедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом;

Теперь стоит обсудить основные аспекты езды по дорогам общего пользования.

Правила поведения велосипедиста на дороге:
1) Велосипедист должен двигаться по дороге возможно правее (в старой версии ПДД - в метре от обочины), по ходу движения, заблаговременно перестраиваясь в соответствующий ряд для выполнения поворота (в соответствии со знаками, разметкой и сигналами светофора);
2) При этом нужно двигаться как можно правее на выбранной полосе движения. После выполнения маневра (поворота), занять крайнее правое положение на дороге, чтобы не создавать помех другим участникам движения;
3) При левом повороте на регулируемом перекрестке, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся навстречу, так как у него возникает «помеха справа»;
4) При левом повороте на нерегулируемом перекрестке, при наличии знаков приоритета, преимущество имеет транспортное средство, находящееся на главной дороге. При выполнении правого поворота сложностей возникнуть не должно;
5) На дороге с круговым движением, транспортные средства, движущиеся по кругу, имеют преимущество перед теми, кто въезжает на круг, о чем информирует знак «Направление главной дороги».
Но бывает и наоборот: главной дорогой считаются въезды на круг (в любом случае, надо смотреть на знаки);
6) Бывают случаи, когда пересечь проезжую часть приходится по пешеходному переходу. Правила предписывают перевезти велосипед через него в руках, так как не всегда движущийся автомобиль может вовремя остановиться (за движение на велосипеде по пешеходному переходу – штраф 800 рублей);
7) При выезде с дворовых территорий на дорогу, водитель транспортного средства обязан уступить всем транспортным средствам, движущимся по ней;
При движении по дорогам общего пользования нужно быть всегда внимательным и осторожным, так как другие участники движения могут не всегда соблюдать правила дорожного движения и вас могут не пропустить, подрезать и т. д. и т. п. Если водители будут видеть, что вы знаете ПДД, к вам будут более уважительно относиться на дороге, что придаст вам больше уверенности в своих силах. А уверенность придет к вам с опытом – нужно некоторое время, чтобы научиться применять знания на практике. Дорожная ситуация изменяется ежесекундно и нужно быть всегда готовым к тому, что даже если вы будете ездить по правилам, но кто-то из участников движения, находящихся рядом с вами на дороге, их нарушит, или вынужден будет совершить непредсказуемое действие – вы будете готовы ко всему, а так же осторожными и внимательными на дороге.

Теперь, хотелось бы осветить еще один важный момент: СВЕТОФОРНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.

Круглые сигналы светофора имеют следующие значения:
При красном – движение запрещено!
Зеленый сигнал – разрешает движение.
Зеленый мигающий разрешает движение и информирует, что время действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал.
Желтый сигнал запрещает движение, кроме случаев, когда водители не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению, и предупреждает о предстоящей смене сигналов.
Желтый мигающий сигнал – разрешает движение и предупреждает о наличии нерегулируемого перекрестка, предупреждает об опасности.

Если светофор оборудован дополнительной секцией со стрелками, то при включении ее движение разрешено в направлениях, указанных на стрелках.

Круглый бело-лунный сигнал на ЖД переездах разрешает движение.

Для регулирования движения велосипедистов может использоваться светофор с круглыми сигналами уменьшенного размера, дополненный прямоугольной табличкой белого цвета размером 200 х 200 мм с изображением велосипеда черного цвета.

Светофор указывает нам, как двигаться. Но как мы укажем, что хотим сделать?
Для этого существуют сигналы, подаваемые велосипедистами:
Поворот налево: Левая рука вытянута в сторону или правая поднята вверх, согнутая в локте.
Поворот направо: Левая рука согнута в локте, или правая рука, вытянутая в сторону.
Стоп (при движении в колонне): Поднятая вверх прямая рука.

Знак о предстоящем маневре (повороте, объезде препятствия, перестроении) велосипедист должен подавать по-возможности заблаговременно, чтобы это не было неожиданным для других участников движения.
Но бывают случаи, когда препятствие появляется внезапно (резко остановился впереди едущий автомобиль, открылась дверь в стоящем автомобиле и т. д.) и его необходимо объехать - подавайте сигнал рукой о маневре.

Вы все соблюдали, ехали аккуратно, но (не дай Бог!!!) случилось ДТП. Что делать, куда бежать? Об этом - ниже!

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВСЕ-ТАКИ ПОПАЛИ В ДТП.
1) Ничего не трогайте на месте ДТП;
2) Сфотографируйте место ДТП и дорожные знаки;
3) Вызовите ДПС;
4) Найдите свидетелей ДТП и запишите их координаты.
Теперь, немного подытожим:
0) Безопасность - превыше всего.

Выезжая на дорогу на велосипеде – будьте осторожны и внимательны!
1) Проезжая мимо стоящего автомобиля - помните, что в любой момент может открыться дверь, или он может тронуться без включенного сиг-нала поворота;
2) Никогда не опережайте длинномерные составы (грузовые автомобили с прицепами и полуприцепами или автобусы), не будучи уверенными, что водитель вас видит;
3) При движении в темное время суток – помните, что расстояние до предметов кажется бОльшим, чем есть на самом деле;
4) Совершайте только хорошо обдуманные маневры на дороге, чтобы это не стало неожиданным для других.
И вообще, лучше 3 минуты подождать и потом безопасно совершить маневр, чем спеша куда-то наделать глупостей на дороге. А дорога, как известно, ошибок не прощает.

Водители автомобилей очень не любят велосипедистов и мотоциклистов за их непредсказуемость на дороге. Соблюдение Правил Дорожного Движения при езде на велосипеде по дорогам общего пользования прекратит эти дорожные войны. Вы перестанете мешать прохожим на тротуаре, сможете быстрее доехать в нужное место, минуя пробки. Главное - помните золотое правило пилотов самолетов-истребителей времен Второй Мировой войны: "Крути головой на 360 градусов!" Ваша внимательность, знание правил и анализ ситуации - вот основные козыри велосипедиста на дороге. Не забывайте об этом, и хорошего вам катания на велосипеде!

В каком возрасте разрешено выезжать на велосипеде на проезжую часть. Как это осуществить, есть ли какие-то ограничения и требования. Законодательные нормы, при помощи которых происходит регулирование правоотношений.

Кто считается велосипедистом

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Велосипедист – полноправный участник транспортного движения. Согласно п. 1.2 ПДД РФ велосипедистом является лицо, которое эксплуатирует велосипед. Данный транспорт предстает как средство передвижения, имеющее как минимум два колеса и приходящее в движение при помощи мускульной энергии человека, управляющего данным ТС.

С 2014 года введена норма о том, что велосипед может обладать электродвигателем, мощность до 25 км/ч. Если превышено, то ТС считается мопедом.

Важно! Если гражданин идет рядом с велосипедом (ведет его), то он признается пешеходом и на него больше не распространяются нормы, предназначенные для водителей.

Можно ли им двигаться по автомобильной дороге

Передвигаться по дороге на велосипеде разрешено, поскольку он признается полноправным средством передвижения. Однако законодательством введены требования к возрасту велосипедистов, выезжающих на участок дороги.

Так, выделим следующие критерии, устанавливающие в каком возрасте можно выезжать на велосипеде на проезжую часть:

  1. До 7 лет разрешено передвигаться исключительно на тротуаре и на специальных пешеходных дорожках. Также они могут ездить в пешеходных зонах.
  2. Дети от 7 до 14 лет позволяется перемещаться по тротуару, на дорожках и в зонах для пешеходов, а также на велодорожках.
  3. Лицам, которые старше 14 лет, кроме вышеперечисленных вариантов, позволено ездить на участках автомобильной дороги (по краю проезжей части, а также по обочине). Однако с четким соблюдением ПДД.

Можно выделить следующие территории, где могут передвигаться на велосипедах лица, старше 14 лет:

  1. Специальная велосипедная дорожка.
  2. Край проезжей части.
  3. Обочина.
  4. Тротуар или, при наличии, пешеходная дорожка.

Все эти участки дороги указаны в порядке убывания. Иначе говоря, каждый последующий пункт предполагает, что предыдущий вариант отсутствует. Например, передвигаться по обочине можно только при отсутствии специальной велодорожки или же возможности ехать по краю дороги.

С 2015 года велосипедистам позволено передвигаться по полосе, предназначенной для автобусов и иных видов общественного транспорта. Важное условие – данная полоса должна находиться по правой стороне дороги, а также иметь соответствующие обозначения.

Правила движения для велосипедистов

На велосипедистов распространяются те же стандартные правила дорожного движения, что и на водителей, поскольку они являются равносильными субъектами ПДД.

Так, согласно п. 24.8 велосипедистам запрещено:

  1. Управлять ТС одной рукой.
  2. Совершать перевозки груза, выступающего более чем на 0,5м за габариты или же груз, который мешает управлению ТС.
  3. Заниматься перевозкой пассажиров, если это противоречит конструкции ТС.
  4. Перевозить малолетних детей без специальной поддержки.
  5. Переезжать на велосипеде по пешеходному переходу.
  6. Совершать поворот налево или разворот на дороге, где присутствует трамвайное движение, а также на дорогах, которые имеют больше чем одну полосу попутного движения. Единственный выход из данной ситуации: слезть с велосипеда, стать пешеходом и перейти на нужную сторону дороги.
  7. Запрещена буксировка велосипедов и мопедов.

Велосипедист в темное время суток должен надевать светоотражающую жилетку, а согласно п. 19.1 ПДД РФ, ночью или при недостаточной видимости на велосипеде должны быть установлены фонари или фары. Характеристика данных приборов не оговаривается.

Важно! Велосипедист это полноправный участник транспортного движения, как уже отмечалось выше, поэтому перед маневрированием он обязан подавать соответствующий сигнал. Поскольку на велосипедах отсутствуют повортники, то сигналы подаются рукой.

Следует отметить самые распространенные нарушения среди велосипедистов. Движение навстречу автомобилям по дороге или же езда на пешеходном переходе. Велосипед – такое же транспортное средство, им уделен определенный участок дороги. Вышеперечисленные ситуации – грубейшее нарушение ПДД.

Так как было сказано о запрещающих нормах, то следует упомянуть об ответственности, которую могут понести велосипедисты. В КоАП РФ велосипед не считается полноценным транспортным средством. Однако для подобных противоправных деяний выделена специальная норма – ст. 12.29 КоАП РФ.

Так, санкции в отношении велосипедиста наступают в следующих случаях:

  1. Нарушение любой нормы ПДД способно повлечь за собой штраф в размере 800 рублей.
  2. Управление велосипедом в нетрезвом состоянии может повлечь за собой повышенную сумму штрафа, размер которого составляет 1-1,5 тысячи рублей.

Также следует упомянуть о статье 12.30 КоАП РФ. Если гражданин на велосипеде своим маневром создает помехи для других автомобилей, то инспектор вправе назначить ему штраф размером в 1 тысячу рублей.

Если же гражданин нарушил ПДД по неосторожности, что повлекло за собой причинение вреда жизни и здоровью другому участнику ДТП (в норме рассматривается легкая или средняя тяжесть), то следует штраф размером в 1-1,5 тысячи рублей.

Сегодня продолжает действовать программа скидок при оплате штрафных взысканий. Условия следующие: в течение 20 дней после вынесения постановления вам предоставляется скидка в 50% настоящей суммы штрафа. Заплатить штраф можно на сайте госуслуг, в банкоматах ГИБДД или же в отделении любого банка.

Таким образом, передвижение на велосипеде на проезжей части разрешается уже с 14 лет. Однако велосипедист, являясь равноценным участником дорожного движения, должен соблюдать ПДД. Иначе он подлежит административной ответственности.

Многие велосипедисты задумываются использовать свой байк в качестве транспортного средства и передвигаться на нем на работу, дачу, в магазины, на природу…. По тротуарам среди пешеходов ездить довольно проблематично, специальных на город-миллионник найдется одна-две, и то не факт. Остается один вариант – автомобильные дороги и трассы, и движение по ним наравне с машинами.

Не все знают, что велосипед приравнивается к авто, а на дороге необходимо соблюдать общие правила передвижения на проезжей части. Выходить с байком неподготовленным нелепо и опасно, поэтому сейчас определим, где и как должен ехать водитель велосипеда и чем руководствоваться при этом.

Велосипедная безопасность в «железном царстве»

Для безопасной езды на велосипеде по проезжей части необходимо:

  • Исправное состояние транспорта.
  • Требуемое положение относительно других ТС.
  • Оптимальная скорость.
  • Выдержка дистанции, бокового интервала.
  • Внимательность, хорошая реакция.
  • Видимость со стороны.
  • Соблюдение требований дорожных знаков, разметки, светофоров.

При перемещении по проезжей части велосипед должен быть в исправном состоянии. В первую очередь это касается руля и тормозной системы. Также необходимо проверять крепления колес к раме, состояние трансмиссии и давление воздуха в шинах.

Определяемся, на какой стороне дороги нам нужно находиться. Довольно спорный вопрос среди велосипедистов: одни утверждают, что ехать надо по ходу движения, другие – «против шерсти», как пешеходы – по обочинам, третьим вообще все равно, хоть посередине. Так кто же прав?

ПДД ясно и четко определили положение велосипеда на дороге: попутно с другими ТС, двигаться возможно правее. Это может быть край дороги, правый ряд при многополосном движении. Ключевое слово «возможно» означает, что правила дорожного движения разрешают велосипедистам отклоняться влево и даже выходить на встречную полосу движения. К таким случаям относятся:

  • Объезд припаркованного автомобиля.
  • Плохое качество дорожного покрытия, при движении по которому можно упасть и создать аварийную ситуацию.
  • Проезд места аварии или оцепления.

Движение группы велосипедистов осуществляется в один ряд, в крайнем правом положении, на расстоянии друг от друга. Езда параллельно по одному ряду, как это разрешают правила мотоциклам, для велосипедистов запрещена.

Велосипедисты – рыбы в воде на правой стороне дороги

Большое значение имеет скорость движения велосипеда в потоке. Согласно ПДД, ехать синхронно с потоком наиболее безопасно для каждого транспортного средства. На дороге необходимо развивать и удерживать достаточно высокую скорость, не менее 20 км/час. Слишком медленная езда создает помехи автомобилям, так как они вынуждены маневрировать, объезжая велосипедиста. Особенно это касается узких дорог, где разъезды с попутным и встречным транспортом затруднены. Однако высокая скорость безопасна лишь в случае, если весь транспорт движется быстро.

Дистанция для велосипедиста – это расстояние между ним и другими транспортными средствами по длине. Боковой интервал – расстояние по ширине. Для комфортной езды по дороге их необходимо выдерживать, чтобы в опасной ситуации можно было свернуть в сторону. Если дистанция за впереди идущей машиной сокращается, нужно сбавить темп. И, наоборот, ускориться, если она уменьшается с транспортом сзади. При параллельном передвижении не следует слишком близко прижиматься к попутным и припаркованным автомобилям, и вот почему:

  • Есть риск упасть на машину из-за неровности на дороге.
  • Может внезапно открыться дверь стоящего авто.
  • Машина может задеть велосипедиста.

Внимательность – залог успешного движения на велосипеде на правах водителя. Тщательно следует следить за происходящим впереди и по бокам. Дорога – это движение, и обстановка меняется каждую секунду. Полезно будет приобрести зеркало заднего вида и установить его на руль: так можно будет следить за дорогой и сзади.

Неотъемлемым атрибутом внимательности является реакция: чем она выше, тем больше возможностей избежать неприятной ситуации. Скорость реакции снижается при усталости, приеме лекарств и в состоянии опьянения. В этих случаях правила запрещают садиться за руль, в том числе и велосипедный.

Спокойствие велосипедисту даст уверенность в том, что его видят. Рекомендуется иметь светоотражатели на раме, световые приборы (фара спереди и мигающий красный фонарь сзади) при движении в сумерках, яркую одежду, желательно тоже со светоотражающими полосками.


Стал видимым – избежал проблем и сохранил жизнь

Правила дорожного движения обязывают, наравне с водителями авто, соблюдать требования дорожных знаков, разметки и сигналов светофора. Актуальные дорожные знаки для велосипеда:

  • Знаки приоритета.
  • Пешеходный переход.
  • Въезд запрещен.
  • Запрещающие повороты.
  • Предписывающие направления.
  • Знаки особых предписаний: одностороннее движение, движение маршрутного транспорта.
  • Знаки «Движение по полосам».

Обращаем внимание на знаки

Разметка для велосипедиста:

  • Сплошная линия (переезжать нельзя).
  • Прерывистая линия (можно пересекать).
  • Пешеходная «зебра».
  • Островки безопасности.
  • Желтая разметка, запрещающая остановку и/или стоянку.

Что касается светофоров, то все просто: красный, желтый – стой, зеленый – дорога свободная. Горящая дополнительная секция светофора движение разрешает после проезда других ТС на основной зеленый. Для велосипедиста будет актуальна стрелка «направо».

Безопасный полет при маневрировании

Маневрирование на дороге – это отклонение от прямой траектории. Согласно ПДД, водитель в этой ситуации должен уступать дорогу транспорту, движущемуся прямо. Маневры на проезжей части – это начало движения, перестроение и повороты. Последнюю категорию рассмотрим в отдельном разделе, а сейчас поговорим о том, как правильно начинать движение и перестраиваться.

В начале движения необходимо уступить дорогу всем, кто едет попутно: автомобили, мотоциклы, другие велосипеды. Как только образовался безопасный промежуток и другие попутки еще далеко, отклоняемся влево, выравниваем руль и набираем скорость. При повороте на дорогу из прилегающей территории (дворы, проезды, площадки) также необходимо всех пропустить.

Перестроение необходимо при объезде препятствий или движении в разрешенном направлении. К примеру, правый ряд предназначен только для правого поворота, а проехать надо прямо. Траектория при перестроении должна быть максимально спрямлена, поэтому начинать отклоняться влево нужно заранее. Попутному транспорту уступаем дорогу, снижаем скорость. При объезде препятствий на узких дорогах с выездом на левую сторону необходимо остановиться и пропустить встречный транспорт. Если же препятствие на стороне встречки, то на своей территории велосипедист имеет преимущество проезда.


Схема разъезда со встречкой на узкой дороге

Проезд перекрестков и пересечение дороги

Проехать пересечение дорог в общем случае можно четырьмя способами: продолжить движение прямо, повернуть направо или налево, развернуться. Правый поворот велосипедисту разрешен на всех обычных перекрестках, так как делается с крайнего правого положения – законного места велосипедиста.

Прямо велосипедист может также свободно проехать со своего ряда, при этом он будет иметь преимущество перед поворачивающими направо. Если правая полоса идет только на поворот, то для проезда прямо нужно перестроиться в соседний ряд, предварительно уступив дорогу всем, кто не собирается перестраиваться.

Поворачивать налево и менять направление водителю велосипеда разрешено только с дорог, на которых по одной полосе в каждую сторону и отсутствуют трамвайные пути. Кстати, о трамваях: на перекрестках они имеют преимущество перед велосипедом, если для него не горит красный, он не выезжает со второстепенной дороги или из депо.


Трамвай всегда главный

Предупреждающие указания о повороте: «направо» – вытянутая рука в правую сторону, «налево» и «разворот» – вытянутая рука влево. Показывать направление поворота нужно заранее, перед маневром.


Подача сигналов при повороте – хороший тон, серьезный подход

Перекрестки разделяются не несколько типов:

  • Нерегулируемые, равнозначных дорог.
  • Бессветофорные, с определенным приоритетом.
  • Регулируемые.

Первые тип перекрестков проезжается по правилу «помеха справа». Смотрим направо и все, что движется оттуда, – пропускаем. При повороте налево на таких перекрестках необходимо пропустить всю встречку, если у нее нет своей помехи справа (слева от велосипеда).


Схема проезда «помеха справа»

Перекрестки с приоритетом – это пересечения дорог, где по правилам одни проезжают «не глядя», другие уступают. Первые движутся по главной дороге, вторые находятся на второстепенной. На главной дороге велосипед имеет преимущество, как и автомобиль. Однако нужно соблюдать осторожность, немного снизить скорость и проехать, только если, действительно, дают это сделать.

Самый неприятный маневр на главной дороге – съезд налево. Здесь нужно будет предварительно пропустить всех попутных, а затем и встречных. Иногда главная дорога может менять направление: под знаком есть информационная табличка. Если такая дорога поворачивает налево, то никого пропускать не нужно. На второстепенной дороге велосипед уступает всем, кто едет по главной, если намерен проехать прямо или налево, и только будущим попутным ТС – при повороте направо.


Перекресток с приоритетом проезда

Регулируемые перекрестки – это обычно пересечение крупных улиц, где поворот налево будет запрещен. Повернуть можно двумя способами:

  • Слезть с велика и пересечь дороги по зебрам.
  • Проехать «уголком»: прямо на зеленый, повернуться на 90 градусов и снова на зеленый проехать прямо. Сделать это можно там, где нет пешеходных переходов, и если у края дороги не стоят машины. А вообще, безопаснее первый вариант.


Поворот налево с многополосной дороги «уголком» (зеленые линии)

Прямо и направо разрешено ехать на зеленый сигнал, в том числе и мигающий. Завершать проезд перекрестка можно на желтый и даже красный. Если светофор мигает желтым или выключен, то смотрим на знаки приоритета или слезаем и переходим дорогу пешком.

Есть еще Т-образные регулируемые перекрестки. Они интересны тем, что с дороги без прямого проезда можно свернуть налево, даже если количество полос больше одной. Для этого заранее надо перейти в левый ряд и на зеленый спокойно повернуть: велосипед окажется справа от всех и не создаст помех. Не забываем подавать сигналы поворота при перестроении и перед поворотом.

Внимание! При повороте направо или налево пересекать пешеходный переход можно только при отсутствии на нем людей. То есть действуем как в машине: на поворотах пропускаем всех пешеходов, также даем завершить им переход.

Переходить дорогу с велосипедом нужно своими ногами, по пешеходному переходу. К сожалению, многие пренебрегают этим и переезжают прямо на седле. Этого делать нельзя по следующим причинам:

  • Можно сбить пешехода на зебре.
  • Есть опасность врезаться в бордюр и слететь с велосипеда.
  • Водитель машины с поворота может не заметить велосипедиста и сбить его.

То же касается регулируемых переходов (без перекрестка): в правилах четко указано, что пересекать проезжую часть велосипедист обязан на правах пешехода. Уважающий себя водитель велосипеда всегда помнит, где он может, а где не должен ехать.


Это неправильный велосипедист

Где ездить желательно, не стоит, запрещено

Можно, но не стоит ездить по слишком широким улицам с интенсивным движением. Конечно, опытный велосипедист-дорожник проедет везде, однако, если есть более приемлемые варианты, лучше выбрать их. Также не стоит злоупотреблять ездой по трассе и дорогам с большим количеством большегрузного транспорта. Нужно помнить, что фура и велосипед – вещи несопоставимые.

Запрещено двигаться на велосипеде по скоростным магистралям с бессветофорным движением. Скорость автомобилей на таких дорогах обычно близка к 90 км/час даже в правом ряду, и скромные 25-30 км/час велика тут совершенно не к месту. Также запрещено ехать на двух колесах в тоннелях.

При четком и своевременном соблюдении правил езда на велосипеде по дорогам будет относительно безопасной и комфортной. К ним следует добавить негласный принцип «трех Д», а также быть уважительным и терпеливым по отношению к другим участникам. Вежливости много не бывает, но она обязательно вернется. 

Было время, когда молодые люди начинали курить, чтобы казаться крутыми. Сейчас, спустя 20-30 лет, это смешно. К счастью, все стало с головы на ноги, и сегодня девушки предпочитают здоровых парней, у которых все в порядке с приоритетами. Велосипед, ролики, скейтборд, гироскутер - на чем бы ты ни катался, ты однозначно в тренде. Если, конечно, ездишь безопасно для себя и окружающих.

Правила для велосипедистов

Поговорим кратко о езде на велосипеде: она безопасна лишь при соблюдении определенных условий, и игнорировать их никак нельзя.

Итак, прежде чем выехать из дома, стоит убедиться, что с твоим транспортом действительно все в порядке.

Когда на велосипед садиться нельзя:

  • если ты не убедился в его исправности. Внимательно проверь, в порядке ли руль и сигнал, работает ли тормозная система;
  • если нет зеркала заднего вида;
  • если отсутствуют катафоты (световозвращатели). Белые должны стоять спереди, красные сзади, а по бокам оранжевые.

Если хоть один пункт не соблюден — ехать на этом велосипеде опасно.

Где можно ездить?

По велодорожке, а если ее нет — по обочине дороги, по тротуару или пешеходной дорожке, но аккуратно, не мешая пешеходам безопасно двигаться.

Если же и этих дорожек нет, то можно ехать по проезжей части, но не отъезжая дальше 1 метра от правого края. Выехать дальше 1 метра от правого края дороги можно, только если нужно объехать препятствие. А также если разворачиваешься или поворачиваешь налево.

Если тебе еще нет 14 лет, то выезжать на проезжую часть ты можешь лишь в сопровождении взрослых.

Как можно ехать на велосипеде?

Если велосипедистов несколько, они должны двигаться друг за другом, в один ряд. При этом большие группы разделяются на подгруппы, в каждой из которых не более 10 человек.

Двигаться нужно на расстоянии минимум 100 метров от предыдущей подгруппы.

Если едешь по дороге, то не пересекай горизонтальную белую линию вдоль проезжей части - она должна быть слева от тебя. Таким образом, ты в безопасности рулишь по обочине.

Если едешь по велодорожке, и она пересекается с проезжей частью, а светофоров нет, то ты должен уступить дорогу автомобилям.

Ну, и еще одно святое правило, о котором все знают, но мало кто исполняет, создавая кучу проблем: пересекать проезжую часть по пешеходному переходу нужно спешившись.

И напоследок - пять золотых правил:

  1. Велошлем - это не только круто, это еще и реальное средство защиты. Можно упасть и сломать руку - она со временем срастется. А можно упасть и проломить череп - и вот тут будет совсем другой финал.
  2. Фликеры никогда не лишние. Конечно, велосипед оснащен катафотами, но если ты добавишь несколько световозвращателей на рюкзак и куртку, то будешь виден в темноте уже не с 20-25 метров, а с 200-400 метров (в зависимости от ближнего или дальнего света фар автомобиля).
  3. Телефон всегда с тобой? Используй Bluetooth-гарнитуру , а если такой нет, просто не отвечай на звонки во время езды.
  4. Если любишь в дороге слушать музыку, то делай это через один наушник , второе ухо должно слышать, что происходит вокруг. Особенно внимателен будь в людных местах - громкая музыка отвлекает.
  5. В городах велосипедисты зачастую делят одну дорожку с пешеходами, разделенную линией. Не разгоняйся в таких местах, даже если едешь по своей половине - под колеса может выбежать ребенок, или собака, или взрослый проигнорирует разделительную полосу…

Подробнее о правах и обязанностях велосипедистов можно почитать в Правилах дорожного движения (глава 20).

Выдержки из Главы 20:

Движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии - по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов.

Таким образом, Правила дорожного движения прямо запрещают создавать велосипедистам препятствия для безопасного движения пешеходов в случае, если движение на велосипеде осуществляется по элементам дороги, используемым пешеходами.

Лишь при отсутствии велосипедной дорожки, обочины, тротуара или пешеходной дорожки или невозможности движения по ним допускается движение велосипедистов по проезжей части дороги в один ряд не далее 1 метра от ее правого края.

Лицам моложе четырнадцати лет запрещается управлять на дороге велосипедом без сопровождения совершеннолетнего лица (кроме пешеходных и жилых зон, тротуаров, велосипедных и пешеходных дорожек).

Важно помнить о следующих важных требованиях, Правилах дорожного движения для велосипедиста:

  • выезд далее 1 метра от правого края проезжей части дороги допускается лишь для объезда препятствия и в разрешенных случаях для поворота налево или разворота;
  • колонны велосипедистов при движении по проезжей части дороги должны быть разделены на группы не более чем по 10 велосипедистов. Расстояние между группами должно составлять не менее 100 метров;
  • при наличии на проезжей части дороги линии горизонтальной дорожной разметки 1.2, обозначающей ее край, эта линия должна располагаться слева от велосипедиста (то есть велосипедист не должен выезжать на проезжую часть, а двигаться по обочине).

Вне перекрестков на нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой велосипедист обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.

Справочно:
В частности, необходимо убедиться, что выход на проезжую часть дороги безопасен.

Кроме того, запрещается:

  • задерживаться и останавливаться на проезжей части дороги, в том числе на линии горизонтальной дорожной разметки, разделяющей встречные и попутные потоки транспортных средств, за исключением остановки на островках безопасности;
  • выходить на проезжую часть дороги из-за стоящего транспортного средства или иного объекта, ограничивающего обзорность дороги, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

При приближении транспортного средства с включенными маячками синего или синего и красного цветов запрещается переходить (пересекать) проезжую часть дороги, а пешеход, находящийся на проезжей части дороги, должен покинуть ее, соблюдая меры предосторожности.

При движении в темное время суток и (или) при недостаточной видимости дороги независимо от ее освещенности на велосипеде должны быть включены: спереди - фара (фонарь), излучающая белый свет, сзади - фонарь, излучающий красный свет.

Справочно:
Следует помнить, что темное время суток - промежуток времени, который начинается после захода солнца и заканчивается с восходом солнца.
Недостаточная видимость дороги - видимость дороги в направлении движения менее 300 метров, обусловленная погодными (метеорологическими) условиями (дождь, снег и иные атмосферные осадки) и другими факторами, снижающими прозрачность атмосферы (пыль, дым, туман, смог).

Велосипедисту запрещается:

  • использовать технически неисправные велосипеды, а также оборудованные с нарушением требований технических нормативных правовых актов;
  • двигаться, не держась за руль и (или) не держа ноги на педалях (подножках);
  • поворачивать налево или разворачиваться на дороге, имеющей трамвайный путь, и на дороге, имеющей более одной полосы для движения в данном направлении;
  • двигаться по дороге в условиях снегопада и (или) гололедицы;
  • перевозить пассажиров, за исключением случаев перевозки на велосипеде детей в возрасте до семи лет на дополнительном специально оборудованном сиденье;
  • перевозить грузы, которые выступают более чем на 0,5 метра по длине или ширине за габариты транспортного средства, а также грузы, мешающие управлению этим транспортным средством.
  • запрещается буксировка велосипеда и велосипедом, за исключением велосипедного прицепа промышленного производства.

Нужно помнить, что все перечисленные нарушения влекут административную ответственность.

Подписывайся на наш профиль

Любой велосипедист, без разницы вышел он просто покататься на велосипеде и пересекает улицу только, чтобы доехать до парка, или же сел на велосипед, чтобы отправиться в долгое путешествие, должен знать и соблюдать правила дорожного движения. Особое внимание велосипедисты должны обратить на требования правил, относящихся непосредственно к ним. Знание ПДД поможет не только избежать неприятностей на дороге, но и суметь объяснить какое правило нарушил виновник, если всё-таки неприятности произойдут.

Правило определяющее велосипед

Пункт 1.2 правил дорожного движения даёт формулировку понятия велосипед:

"Велосипед" - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

Из этой формулировки видно, что велосипед в первую очередь "транспортное средство". От сюда следует, что к велосипеду применяются все пункты ПДД относящиеся к транспортным средствам.

Также, с апреля 2014 года, велосипеды могут быть оснащены электродвигателем (до 0,25 кВт), автоматически отключающимся на скорости более 25 км/ч.

Второй пункт который нам будет интересен гласит:

"Пешеход" - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или вело-пешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

Тут стоит обратить внимание, что велосипедист движущийся на велосипеде не является пешеходом. Но когда он слезает с велосипеда и ведёт его рядом, он становится пешеходом. Соответственно велосипедист в любой момент может стать пешеходом и руководствоваться правилами, предназначенными для пешеходов. Например: переходить дорогу по пешеходному переходу.

Правила дорожного движения для велосипедистов

Может показаться, что основные правила дорожного движения для велосипедистов перечислены в пункте 24 "Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов" , но это не так.

В ПДД указанны несколько участников дорожного движения. Каждый пункт правил может относиться к конкретному участнику движения. В числе прочих участников перечислены: механическое транспортное средство , транспортное средство , водитель . К велосипеду относятся все пункты правил касающиеся водителей и транспортных средств. А когда велосипедист слезает с велосипеда и ведёт его рядом к нему относятся правила касающиеся пешеходов.

Следовательно большая часть правил дорожного движения касается велосипедистов и они должны их соблюдать . Все правила разбирать и объяснять я не буду, перечислю только те, которые чаще всего нарушают велосипедисты.

Исправность велосипеда

2.3. Водитель транспортного средства обязан:

2.3.1. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (в дальнейшем - Основные положения).

Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), не горящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

Из данного пункта следует, что запрещено выезжать на велосипеде у которого есть неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления . Соответственно люди, которые уменьшают вес своего велосипеда путём снятия тормозов являются нарушителями правил дорожного движения.

Алкогольное опьянение велосипедиста

В пункте 2.7 ПДД запрещается управление велосипедами лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения. Также запрещается передавать управление велосипедом лицам находящимся в состоянии алкогольного опьянения. От сюда следует, что если вы дадите своему нетрезвому другу велосипед, доехать до магазина, вы автоматически становитесь нарушителем.

Сигналы поворотов

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны –рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.

Так как у велосипедов нет световых сигналов поворота, водитель велосипеда обязан подавать сигналы руками перед началом движения, перестроением, поворотом и остановкой.

Лучше подавать сигналы вытянутой в сторону рукой, этот сигнал понимают все водители, а сигнал согнутой рукой в локте может ввести некоторых в заблуждение.

Сигнализировать следует заблаговременно до начала поворота, а возвращать руку на руль непосредственно перед поворотом.

Подавать сигналы следует аккуратно. Лучше сперва потренироваться на ровной поверхности Не следует во время подачи сигнала нажимать на ручку тормоза и избегайте попадания колеса в ямы, и то и другое может привести к падению.

Где ездить на велосипеде

Последние изменения ПДД действующие с апреля 2014 года отводят движению велосипедистов сразу 6 пунктов 24 раздела правил дорожного движения (24.1-24.6).

Велосипедистам старше 14 лет разрешено двигаться:

  • По велосипедным, вело-пешеходным дорожкам или полосе для велосипедистов.
  • По правому краю проезжей части.
  • По обочине.
  • По тротуару или пешеходной дорожке.

Учтите, что каждый последующий пункт допускает движение только при условии, что предыдущий пункт отсутствует. Например по обочине можно ехать только при отсутствии велосипедной дорожке или полосы, а также при невозможности езды по краю проезжей части.

Существуют и исключения:

  • По проезжей части можно ехать, если ширина велосипеда или груза превышает 1 метр.
  • По проезжей части можно ехать, если движение осуществляется в колоннах.
  • По тротуару или пешеходной дорожке можно ехать, если Вы сопровождаете велосипедиста возрастом до 7 лет или перевозите ребенка в возрасте до 7 лет.

Двигаясь по проезжей части нужно помнить о следующих пунктах правил:

24.5. При движении велосипедистов по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, велосипедисты должны двигаться только в один ряд.

Допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м.

Колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 - 100 м.

Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет возможно по тротуарам, пешеходным, велосипедным, вело-пешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон. Но им запрещено ездить по велосипедным полосам, проезжей части и обочине.

Движение велосипедистов по тротуарам и обочинам возможно, но надо помнить о дополнительных требованиях:

24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.

При движении по тротуарам, обочинам и пешеходным зонам велосипедисты не должны создавать помех другим лицам. В противном случае он должен спешиться с велосипеда и продолжить движение пешком.

Например: по тротуару едет автомобиль (в некоторых случаях это разрешено) и велосипедист, при столкновении виноватыми будут признанны оба водителя, а если велосипедист будет везти велосипед рядом, тогда виновным будет водитель автомобиля, соответственно велосипедисту не нужно будет оплачивать ремонт автомобиля.

Пункт 24.6 указывает, что при ДТП на тротуаре велосипедист будет, в любом случае, признан одним из виновников.

Велосипедисты и пешеходы на переходах

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу (понятия регулируемого и нерегулируемого пешеходного перехода аналогичны понятиям регулируемого и нерегулируемого перекрестка, установленным в пункте 13.3. Правил), обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода.

Велосипеды обязаны попускать пешеходов на переходах, как и все другие транспортные средства.

Светооборудование велосипедов

В темное время на велосипеде должны гореть фары и габаритные огни, а в светлое время ближний свет фар:

19.1. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:

на всех механических транспортных средствах и мопедах - фары дальнего или ближнего света, на велосипедах - фары или фонари, на гужевых повозках - фонари (при их наличии);

19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.

Непонятное правило, я не видел ни одного велосипедиста с включёнными фарами днём. Следовательно инспектор ГИБДД может оштрафовать любого велосипедиста.

Возраст велосипедиста

С апреля 2014 года управлять велосипедом можно в любом возрасте. Но в зависимости от возраста меняются правила движения на велосипеде (см. выше)

Двигаться по проезжей части дорог можно только с 14 лет.

Велосипедистам запрещено

24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:

управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;

перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;

перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;

перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;

поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;

двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов).

24.9. Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также буксировка велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.

Из этих правил следует:

  1. Если на дороге более одной полосы для движения в данном направлении, велосипедисту запрещено на ней разворачиваться и поворачивать на лево. Получается, что в городе велосипедисту запрещено поворачивать на лево практически на всех крупных улицах. Но водитель велосипеда всегда может слезть с велосипеда и стать пешеходом, перейти улицу по переходу и поехать дальше.
  2. Запрещается буксировать велосипеды и мопеды, а также велосипедами и мопедами. Это правило также часто нарушается.
  3. Водителю велосипеда на обязательно ездить в шлеме. Но я считаю, что шлем нужно обязательно надевать, потому, что в любой, даже самой безобидной, ситуации могут произойти неприятности и защита может спасти ваше здоровье.

Велосипедисты чаще всего нарушают

Чаще всего велосипедисты нарушают правила, запрещающие движение навстречу транспортным средствам и движение по пешеходным переходам. Надо помнить, что велосипеды быстрее пешеходов и водители автомобилей не всегда успевают заметить появление велосипедиста на переходе, что ведёт к ДТП. Причём водитель автомобиля виновным в данном случае не будет, так как он обязан пропускать только пешеходов. Так что при любом исходе столкновения велосипедисту придётся оплатить ремонт автомобиля.

Штрафы за нарушение правил дорожного движения велосипедистами

Следует заметить, что в отличии от правил дорожного движения, в кодексе об административных правонарушениях велосипед не является транспортным средством (примечание 1 к статье 12.1)

1. Под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, другие самоходные дорожно-строительные и иные машины, трамваи, троллейбусы.

Соответственно положения статьи 12 не могут быть применены к велосипедам.

Для велосипедистов предназначена отдельная статья КоАП, предусматривающая следующие штрафы за нарушение правил:

Статья 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения

2. Нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим мопедом, велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, а также водителя механического транспортного средства), -

восьмисот рублей .

3. Нарушение Правил дорожного движения лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, совершенное в состоянии опьянения, -

.

Следовательно, практически любое нарушение правил дорожного движения велосипедистом, наказывается штрафом в размере 800 рублей. Но, если оно допущено в состоянии алкогольного опьянения, наказывается штрафом от 1000 до 1500 рублей .

Помимо этой статьи в КоАП есть ещё одна статья применимая к велосипедистам:

Статья 12.30. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным участником дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего

1. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее создание помех в движении транспортных средств, -

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей .

2. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей .

Соответственно если велосипедист нарушит ПДД и создаст помехи для движения, он должен быть наказан штрафом 1000 рублей .

А если велосипедист допустит нарушение повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью другого участника движения, тогда на него должны наложить штраф 1000 - 1500 рублей .

Каждый велосипедист должен знать и соблюдать правила дорожного движения. Помимо обеспечения своей безопасности, соблюдение ПДД меняет отношение других людей к велосипедистам. На велосипедистов должны смотреть не как на оголтелых хулиганов, а как на полноценных членов общества. А это зависит от того как они ведут себя на дорогах.

И повторюсь, что в этой статье рассмотрены не все статьи правил дорожного движения, но большинство из них относится к велосипедистам. Настоятельно рекомендую хоть раз прочитать их каждому велосипедисту.