Презентация на тему "древние греция и рим". Презентация на тему: Древние Греция и Рим Римская империя на пути к господству

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:

Эпоха Эллинизма

  • Пергамский алтарь. Фрагмент. Около 180 г. до н. э. Берлин.
  • В детских погребениях эпохи эллинизма встречаются подобные игрушки.
  • Ника Самофракийская(богиня победы). Мрамор. Конец 4 в. до н. э. Париж. Лувр.
  • Голова девушки с острова Хиоса. Мрамор. Бостон. Музей изящных искусств.
  • Девушка из Анцио. Голова. Мрамор. Рим. Музей Терм.
  • Статуя эллинистического правителя (так называемый Диадох). Рим. Музей Терм.
  • Голова Афродиты из Пергама. Мрамор. Начало 2 в. до н. э. Берлин.
Философия Платона, Аристотеля и Эпикура.
  • Философия Платона,
  • Аристотеля и Эпикура.
Платон. (427-347 гг. до н. э.) греческий философ. Древняя Греция «Апология Сократу»
  • «Апология Сократу»
  • Апология (от греч apologia) – восхваление, защита кого-либо или чего-либо.
Отношение к государству.
  • Главные сословия:
  • Философы, которые на основании созерцания идей управляют всем государством.
  • Воины, основная цель которых охранять государство от внутренних и внешних врагов.
  • Работники (крестьяне и ремесленники, которые поддерживают государство материально, предоставляя ему жизненные ресурсы).
  • Основные формы правления:
  • Монархия.
  • Аристократия.
  • Демократия.
Идеальное государство по Платону.
  • Основано на уничтожении частной собственности, общности жён и детей, государственной регулируемости браков, общественном воспитании детей (не должны знать своих родителей).
  • каждый человек находится на своем месте и делает то, к чему более всего способен.
Педагогическая деятельность.
  • Основная задача педагогической деятельности Платона - формирование гармонично развитого человека через каждодневные усилия и философский образ жизни.
  • Духовные упражнения: подготовка ко сну, в несчастьях сохранять спокойствие и не возмущаться.
  • 4 главные науки: математика, астрономия, музыка и диалектика.
Диалектика Платона.
  • диалектика - метод разделения единого на многое, сведения многого к единому и структурного представления целого как единораздельной множественности.
  • Всеобщей целью является благо.
  • диалектика у Платона является учением о неделимых целостностях; производя всевозможные логические разделения, она умеет всё сливать воедино.
Триада основных онтологических субстанций.
  • Единое - основа всякого бытия; лишено каких-либо признаков, не имеет частей, то есть ни начала, ни конца, не занимает какого-либо пространства, не может двигаться, поскольку для движения необходимо изменение.
  • Ум – является порождением «единого», имеет чистую и несмешанную природу.
  • Мировая душа - объединяет у Платона «ум» и телесный мир. Получая от «ума» законы своего движения, «душа» отличается от него своей вечной подвижностью (принцип самодвижения).
  • Смерть тела есть переход его в другое состояние.
Учение об идеях.
  • Мир идей (эйдосов) существует вне времени и пространства.
  • У человека роль идеи выполняет его бессмертная душа. Идеи (эйдосы) обладают качествами постоянства, единства и чистоты.
  • Душа человека представляется у Платона в образе колесницы с всадником и двумя лошадьми, белой и черной.
Судьба - путь от неведомого к неведомому.
  • Судьба - путь от неведомого к неведомому.
  • Человек - игрушка бога. Этому - то и надо следовать. Надо жить играя.
  • Чтобы речь вышла хорошей, прекрасной, разве разум оратора не должен постичь истину того, о чем он собирается говорить?
  • Человек, поглупевший от суеверия, есть презреннейший из людей.
  • Сократ - друг, но самый близкий друг - истина.
  • Самая великая победа - победить себя.
  • Речь истины проста.
  • Рассудительность - это умение обуздывать свои вожделения и страсти.
  • Победа над самим собой есть первая и наилучшая из побед.
  • Никто не знает, что такое смерть и не есть ли она величайшее для человека добро. И, однако, все ее страшатся как бы в сознании, что она - величайшее зло.
  • Бог в нас самих.
АРИСТОТЕЛЬ
  • (384 г. до н.э. – 322 г. до н.э.)
  • – древнегреческий философ и учёный
Аристотель Философия Аристотеля
  • Всё знание делится на три части:
  • - теоретическое(физика и
  • метафизика)
  • - практическое(этика и политика)
  • - поэтическое(творчество)
Теоретическое знание(онтология)
  • Физика - наука о движении, которое возможно благодаря онтологическому различию между силой и энергией.
  • Метафизика - учение о первопринципах бытия или первая философия.
  • => 4 первоначала: форма, материя, действующая причина(начало), цель.
Практическое знание(гносеология)
  • Этика - учение о нравственности.
  • Основная добродетель – найти середину между двух крайностей.
  • Политика - учение о государстве.
  • Государство - это общение ради общего блага.
Отношение к государству
  • 1) Аристотель выделил:
  • правильные формы правления – монархия, аристократия, полития
  • неправильные формы правления – тирания, олигархия, демократия
  • 2)Наилучшая форма правления – полития – правление большинства в интересах общей пользы.
  • Наихудшая – охлократия – вырожденная форма демократии, основанная на меняющихся прихотях толпы.
  • 3)Во главе всего стоит закон.
  • 4) Право олицетворяет собой политическую справедливость и служит нормой политических отношений между людьми(политическое право => естественное и условное).
  • 5) Государство состоит из семей и противопоставляется семьям - общениям ради частного блага.
Отношение к человеку и обществу
  • 1.Человек - политическое существо, т.е. социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству».
  • Человека отличает способность к интеллектуальной и нравственной жизни.
  • 2.Общество тождественно государству
  • Слои граждан(государственные элементы):
  • - очень зажиточные(-)
  • - средние – «золотая середина»(+)
  • - крайне неимущие(-)
  • 3.Совершенством человека предполагается совершенный гражданин , а совершенством гражданина - совершенность государства .
  • 4.Природа государства стоит «впереди» семьи и индивида.
Собственность
  • 1.Положение человека в обществе определяется собственностью.
  • 2.Частная собственность - единственно возможная и прогрессивная.
  • 3.При этом необходимы:
  • 1)«щедрость» - поддержание неимущих
  • 2)«дружба» - солидарность равных между собой
Категории по Аристотелю
  • 1. сущность – человек, лошадь
  • 2. «сколько» – длиною в два локтя
  • 3. «какое» – белое, умеющее читать и писать
  • 4. «по отношению к чему-то» – половинное, большее
  • 5. «где» – в Ликее, на площади
  • 6. «когда» – вчера, в прошлом году
  • 7. «находиться в каком-то положении» – лежит, сидит
  • 8. «обладать» – обут, вооружен
  • 9. «действовать» – режет, жжет
  • 10. «претерпевать» – его режут, жгут
Сущность
  • 1.Существуют первичная и вторичная сущности.
  • - первичная - это та, которая не говорится ни о каком подлежащем и не находится ни в каком подлежащем(отдельный человек или отдельная лошадь)
  • - вторичная - те, к которым как к видам принадлежат сущности, называемые так в первичном смысле, и эти виды, и их роды («отдельный человек» - «человек» - «живое существо»)
  • 2.Вид в большей мере сущность, чем род.
  • 3.Общая черта всякой сущности - не находиться в подлежащем.
  • 4.Первые сущности обозначают определенное нечто.
  • 5. Сущностям свойственно то, что им ничего не противоположно.
  • 6. Сущность не допускает большей и меньшей степени.
  • 7. Сущность, будучи одной и тождественной по числу, способна принимать противоположности.
Количество
  • 1.Может быть раздельно(число, слово) и непрерывно(линия, время, место).
  • 2.Одни количества состоят из частей, имеющих определенное положение по отношению друг к другу, а другие - из частей, не имеющих такого положения.
  • 3.Количеству ничто не противоположно.
  • 4.Количество не допускает большей и меньшей степени.
  • 5.О количестве говорится как о равном и неравном
Соотнесенное («по отношению к чему-то»)
  • 1.Соотнесенное - это то, о чем говорят, что то, что оно есть, оно есть в связи с другим или находясь в каком-то ином отношении к другому.
  • 2. У соотнесенного бывает противоположность
  • 3. Соотнесенное допускает большую и меньшую степень.
  • 4. Все соотнесенные между собой [стороны] обоюдны.
  • 5. Соотнесенные между собой [стороны] по природе существуют вместе.
  • 6.Ни о первых сущностях, ни о их частях не говорят, что они соотнесенное.
  • 7. Воспринимаемое чувствами существует раньше, чем чувственное восприятие.
Качество(«какое»)
  • 1.Качество – благодаря чему сущности дается определение.
  • 2.Имеет много значений(видов):
  • - устойчивые и преходящие свойства
  • - врожденные способности/неспособности
  • - претерпеваемые свойства и состояния
  • 3. У качества бывает и противоположность.
  • 4. Не все качественно определенное допускает большую и меньшую степень.
  • 5. Такими-то и такими-то [вещи] называются в соответствии с перечисленными видами качества производными от них именами или именами, образованными от них как-то иначе.
Остальные категории
  • Действие и претерпевание допускают:
  • 1)противоположность себе
  • 2)большую или меньшую степень
  • «Где», «когда», «обладать»(чем?) –
  • не имеют никаких ключевых особенностей, используются в прямом смысле
Четыре вида противолежания
  • О противолежащих друг другу вещах говорится:
  • - или как о соотнесенных между собой
  • - или как о противоположностях
  • - или как о лишенности и обладании
  • - или как об утверждении и отрицании
Ещё некоторые понятия…
  • Противоположности
  • Предшествующее и последующее
  • Данное вместе
  • Обладание
      • Движение:
  • 1.возникновение
  • 2.уничтожение
  • 3.увеличение
  • 4.уменьшение
  • 5.превращение
  • 6.перемещение
Сочинения Аристотеля
  • Логические трактаты –
  • «Категории»,«Об истолковании», «Первые аналитики»,
  • «Вторые аналитики»
  • Физические трактаты –
  • «Физика», «О возникновении и уничтожении»,«О небе», «Метеорологика»
  • Биологические трактаты –
  • «История животных»,«О частях животных»,«О возникновении животных»,«О движении животных»,
  • «О душе»
  • Этические сочинения –
  • «Никомахова этика», «Эвдемова этика»
  • Социально-политические сочинения –
  • «Политика», «Афинская полития»
  • Сочинения об искусстве –
  • «Риторика», «Поэтика»
Афоризмы Аристотеля
  • «Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное бездействие».
  • «Если бы не было женщин, все деньги мира ничего бы не значили».
  • «Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз более».
  • «Счастье - это довольство собою».
  • «Меньшее из зол надо выбирать».
  • «Познание начинается с удивления».
  • «Платон мне друг, но истина дороже».
Эпикур(341–270 гг. до н.э.)
  • Главное препятствие на пути к счастью-страх.
  • Три главных страха:
  • 1. Страх перед судьбой
  • 2. Страх перед богами
  • 3. Страх перед смертью
Для обладания счастьем требуется выбирать удовольствия и избегать страданий:
  • Для обладания счастьем требуется выбирать удовольствия и избегать страданий:
  • 1)стремление к удовольствиям должно быть разумным
  • 2)важны только естественные и необходимые удовольствия
  • 3)отсутствие страданий- удовольствие
  • 4) счастье заключается не в том, что вне нас, а в нас самих
  • Эпикур был сторонником атомистического материализма.
  • вес атомов определяет их движение после первотолчка
  • бесконечно число и разнообразие спонтанно развивающихся миров, представляющих собой результат столкновения и разъединения атомов, помимо которых не существует ничего, кроме пустого пространства.
  • В пространстве между этими мирами-боги.
  • Душа-материальный объект,состоящий из атомов. Важнейшей частью души является ум, расположенный в сердце.
  • главный источник познания - ощущения, с помощью которых человек только и может получать какую-либо информацию об окружающем мире.
  • -Живи незаметно.
  • -Кому не довольно малого, тому всего мало.
  • -Величайший плод ограничения желаний - свобода
  • -Смерть для человека - ничто, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем.
  • -Жизнь не горька для того, кто твердо убежден, что вовсе не жить - не беда.
  • -Лучший Друг - это тот, кто незаметно для тебя подсыпает тебе в чашку яд и ты умираешь безмятежно, в неведение!
  • -Проживи незаметно!
  • -Если бы бог внимал молитвам людей, то скоро все люди погибли бы, постоянно желая зла друг другу.
  • -В философских спорах выигрывает побежденный, ибо приобретает новую мудрость.
  • -Поблагодарим мудрую природу за то, что нужное она сделала легким, а тяжелое ненужным.
  • -Лучше с разумом быть несчастным, чем без разума - счастливым.
  • -Мы ценим свой характер как свою собственность, хорош ли он и уважается ли людьми или нет; так должно ценить и характер других.
Определения
  • АСКЕТИЗМ (от греческого asketes - упражняющийся в чем-либо), ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т. п., присущие практике философских школ (например, киников) и особенно различных религий (монашество и т. п.). Целью аскетизма может быть достижение свободы от потребностей, сосредоточенности духа, подготовка к экстатическим состояниям, достижение "сверхъестественных способностей" (йога), в христианстве - соучастие в "страданиях" Христа.
Литература
  • Литература
  • Д.А.Гусев -“Введение в философию”
  • Хачатурян -“История мировых цивилизаций”
  • Сайты: 1.www.aphorism.ru
  • 2.wikipedia.org
  • 3.www.peoples.ru
  • 4.www.krugosvet.ru

Краткий отрывок из начала книги (машинное распознавание)

$PEKO-
^//атинский
Кабинет
USEUM
Iraeco-
^ATINUM
VI. KASHCHEYEV
THE HELLENISTIC
WORLD AND ROME
елэ
WAR, PEACE AND DIPLOMACY
220-146 B.C.
MUSEUM
GRECO-LATINUM
MOSCOW, 1993
В.И.КАЩЕЕВ
эллинистический
МИРИРИМ
ВОЙНА,МИР И ДИПЛОМАТИЯ
в 220-146 годах до н.э.
ГРЕКО-ЛАТИНСКИИ КАБИНЕТ
Ю.А. ШИЧАЛИНА
МОСКВА. 1993
ББК 63.3(0)322
К31
Кащеев В.И.
Эллинистический мир и Рим: Война, мир и
К31 дипломатия в 220 - 146 годах до н. э. - М.:
Греко-латинский кабинет, 1993 . - 374 с.
В книге рассматривается напряженный и драматический
период в истории Восточного Средиземноморья - завоевание
эллинистических государств Римом. Перед читателем предстает эпоха
грандиозных войн и интесивной дипломатической деятельности.
Показана специфика войны как основного средства
межгосударственных отношений, военная организация Рима и
эллинистических государств, различные средства и методы дипломатии,
элементы международного права, отдельные аспекты идеологии и
религии. Автор рассматривает дипломатические представления того
времени и тенденции развития римско-эллинистических
отношений в свете важнейших нравственных ценностей эллинов и римлян.
Рецензенты:
кафедра истории древней Греции и Рима
Санкт-Петербургского государственного университета (зав.
кафедрой - доктор исторических наук, профессор Э.Д.
Фролов);
доктор исторических наук, профессор А.И. Зайцев;
доктор исторических наук, профессор А.С. Шофман
Под редакцией доктора исторических наук,
профессора В.Г. Боруховича
тг 0503010000-004 г.
К С05(03)-93 Без объявл
ISBN 5^87245-007-9 О В.И. Кащеев, 1993
ПАМЯТИ ОТЦА
ИВАНА ГРИГОРЬЕВИЧА КАЩЕЕВА
... Где найти человека столь
легкомысленного или нерадивого, который не
пожелал бы уразуметь, каким образом и
при каком политическом устройстве почти
весь обитаемый мир оказался менее чем за
пятьдесят три года под единой властью
римлян? Никогда раньше не было ничего
подобного.
Полибий 1.1.5
Когда сильный с оружием охраняет
свой дом, тогда в безопасности его имение;
когда же сильнейший его нападет на него и
победит его, тогда возьмет все оружие его,
на которое он надеялся, и разделит
похищенное у него.
Евангелие от Луки. 11.21-22
Суд же состоит в том, что свет
пришел в мир; но люди более возлюбили тьму,
нежели свет, потому что дела их были злы;
ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет
и не идет к свету, чтобы не обличились дела
его, потому что они злы, а поступающий по
правде идет к свету, дабы явны были дела
его, потому что они в Боге соделаны.
Евангелие от Иоанна. 3.19-21
Щ&^^И^И
Конец III - первая половина II вв. до н. э. -
время великих перемен в истории античного мира: в
противоборстве сошлись эллинистический мир и Рим,
древнегреческая цивилизация и цивилизация римская,
встретились две во многом отличные одна от другой
культуры; результаты этого противоборства изумили не
только современников, к коим принадлежал Полибий,
но и историков последующих эпох. Многие из них
попытались дать свой ответ на тот вопрос, который был
поставлен Полибием: «Каким образом и при каком
политическом устройстве почти весь обитаемый мир
оказался менее чем за пятьдесят три года под единой
властью римлян?». Но проходило время, и к этому
вопросу исследователи возвращались вновь: не потому
ли, что в прошлом, как в зеркале, каждая эпоха
пытается увидеть свой облик?
Начальная временная граница исследования -
220 г. до н. э. В этот период произошли изменения в
политической жизни крупнейших эллинистических
государств (почти одновременно сменились правители в
Сирии, Египте и Македонии), и у римлян
складываются более регулярные и тесные отношения с
государствами эллинистического мира. Не случайно основное
свое повествование Полибий начинает именно с этой
даты. В качестве конечного временного рубежа можно
было бы избрать 168 г. до н. э. - год завершения
Персеевой войны, краха Македонской монархии и по-
8
ПРЕДИСЛОВИЕ
литического поражения Селевкидов1, ибо на этой дате
первоначально предполагал остановить свое
повествование древнегреческий историк. И все же вернее для
этой цели взять 146 г. до н. э. - год римских побед
над карфагенянами и Ахейским союзом, год
разрушения Карфагена и Коринфа, когда римлянами в
международных отношениях Средиземноморья была
поставлена точка над «i».
Таким образом, хронологические рамки этого
исследования (220 - 146 гг. до н. э.) совпадают с
временными границами, которые окончательно
выбрал Полибий для своей «Всеобщей истории» -
наиболее важного и ценного источника для реконструкции
взаимоотношений эллинистических государств в Риме.
Из множества проблем экономической,
политической, социальной и духовной жизни народов
Восточного Средиземноморья я избрал лишь одну -
межгосударственные отношения2. При этом сложный
спектр взаимоотношений эллинистических государств
и Рима в области идеологии и религии затрагивается
лишь постольку, поскольку они имеют
непосредственные связи с политической сферой: в войне и
дипломатии. Этим объясняется и то, что роль идеологии,
пропаганды и религии во взаимоотношениях государств
Восточного Средиземноморья не раскрывается здесь
глубоко и детально, но лишь намечена в общих
чертах. А значение экономических факторов3 или, к
примеру, Олимпийских игр2* в международных отношени-
1 Ср., например: Klose P. Die volkerrechtliche Ordnung der helle-
nistischen Staatenwelt in der Zeit von 280 bis 168 v. Chr. Miinchen,
1972.
Ср.: Жигунин В.Д. Международные отношения
эллинистических государств в 280 - 220 гг. до н. э. Казань, 1980.
3 См.: Larsen J.A. Roman Greece // An Economic Survey of
Ancient Rome. Baltimore, 1938. Vol. 4. P. 259-498.
4 См., например: Bengtson Η. Die Olympischen Spiele in der An-
tike. Zurich; Stuttgart, 1971. S. 83ff.
9
ПРЕДИСЛОВИЕ
ях эллинистического мира не затрагиваются вообще:
это хорошие сюжеты для специальных работ. Здесь же
прежде всего рассматриваются формы
межгосударственных отношений и дипломатии^, поэтому средства и
методы внешней политики эллинистических государств
и Рима исследуются не сами по себе, а в контексте
нравственных ценностей эллинов и римлян.
Период становления Римской
Средиземноморской державы - это время, когда возникло тесное
единство народов и государств всего
Средиземноморья: на Западе и Востоке. Это единство, замеченное
еще Полибием, стало предметом его историописания.
Однако я, работая над книгой, сознательно оставил в
стороне вопрос о роли Карфагена в международных
отношениях средиземноморского региона в конце III
- первой половине II вв. до н. э. как потому, что
римско-карфагенские связи - это тема
самостоятельного исследования6, так и потому, что
взаимоотношения Карфагена и эллинистических государств в
рассматриваемый период неудовлетворительно
представлены в наших источниках. Основной акцент в работе
сделан на межгосударственных отношениях в
Восточном Средиземноморье7.
^ Ср.: Gruen E.S. The Hellenictic World and the Coming of Rome.
Berkeley; Los Angeles; L., 1984. Vol. 1-2.
" Об основных трудах по этой проблеме см.: САН. 2nd ed. Vol. 8.
Cambridge а.о., 1989. P. 558-560.
" В книге я опираюсь на некоторые материалы и выводы ранее
опубликованных своих статей: 1) Первая римско-македонская
война в интерпретации английских и американских антиковедов //
ΑΜΑ. 1986. Вып. 6. С. 42-57; 2) Лозунг освобождения греков в
межгосударственных отношениях Восточного Средиземноморья
(III - II вв. до н. э.) // ΑΜΑ. 1990. Вып. 7. С. 41-50; 3)
Договор Филиппа V и Антиоха III в интерпретации античных и
современных авторов // ΑΜΑ. 1990. Вып. 8. С. 44-52; 4) Полибий и
внешняя политика Рима в конце III - первой половине II вв. до
н. э. // Из истории социально-этических и политико-правовых
идей. Саратов, 1990. С. 44-51; 5) Посредничество и арбитраж во
10
ПРЕДИСЛОВИЕ
Я сердечно благодарю профессора Ф.У. Уолбан-
ка (Кембридж), который не только отредактировал
английский текст резюме, помещенного в книге, но и
помог решить финансовые проблемы ее издания; без
его трудов, советов и личного участия эта монография
никогда не увидела бы свет.
Выражаю признательность рецензентам:
коллегам, работающим на кафедре истории древней Греции
и Рима Санкт-Петербургского университета, в первую
очередь заведующему кафедрой профессору Э.Д.
Фролову и доценту А.Б. Егорову, профессору Казанского
университета А.С. Шофману и, в особенности,
профессору А.И. Зайцеву (Санкт-Петербург), чьи
доброжелательные замечания и пожелания способствовали
улучшению книги. Моя благодарность - научному
редактору профессору Саратовского университета
В.Г. Боруховичу, а также доценту Т.П. Кац
(Саратов), давшей ценные советы при подготовке рукописи
к печати.
Кандидат исторических наук И.Х. Гарипзанов
(Казань) и доцент Л.Р. Ротермель (Омск)
предоставили мне возможность познакомиться с рукописями
их диссертаций, посвященных вопросам английской,
американской и германской историографии
античности. СВ. Васильев (Саратов) взял на себя решение
некоторых технических вопросов, связанных с изданием
книги, и (совместно с Д.Е. Лукониным) прочел
корректуру. Л.С. Образцова (Москва) и К. Траншел (Ча-
пел-Хилл, Сев. Каролина) внесли важные
исправления в корректуру резюме на английском языке.
М.Ю. Неборский (Москва) оказал мне помощь в
составлении указателей. Всем им я искренне благодарен.
Хочу выразить благодарность тем, кто мне
помогал: в Казанском университете - коллегам и друзьям
из научного семинара "Античный понедельник", в Са-
взаимоотношениях эллинистических государств и Рима // Из
истории античного общества. Нижн. Новгород, 1991. С. 38-49.
11
ПРЕДИСЛОВИЕ
ратовском университете - коллегам по кафедре
истории древнего мира, в Москве - работникам
редакционного отдела Греко-латинского кабинета. Я глубоко
признателен профессору Ю.А. Шичалину (Москва),
великодушно согласившемуся издать мою книгу.
В. Кащеев
Февраль 1993 г.
@X^fN©
ΦΦΦΓΓΊΦΦΦ
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИОГРАФИИ
1. Полибий: История и политика
Полибий - писатель, заслуживающий
величайшего доверия.
Тит Ливии. История Рима. 30.45.5
Победоносные войны и успешная
дипломатическая деятельность Рима в конце III - первой половине
II вв. до н. э. всего лишь за несколько десятилетий
существенно изменили характер международных
отношений во всем Средиземноморье, оказали сильное
влияние на судьбы многих государств и народов
античного мира. Будучи свидетелем побед римского
оружия, Полибий попытался понять и объяснить сложные
взаимосвязи различных государств в этот период и
создал принципиально новое по типу историческое
повествование, воплотившееся в его «Всеобщей
истории»1. Римские историки со времени Фабия Пиктора,
О формировании исторической и политической концепции По-
либия см.: Erbse Η. Zur Entstehung des polybianischen Geschichts-
werk // Rheinisches Museum. 1951. Bd. 94. S. 157-179; Fritz K.v.
The Theory of the Mixed Constitution in Antiquity: A Critical Ana-
13
ПОЛИБИЙ: ИСТОРИЯ И ПОЛИТИКА
преследуя свои политические и личные цели, каждый
по-своему освещали римскую внешнеполитическую
историю; по понятным причинам они имели доступ к
такой информации, которую нельзя найти у Полибия.
Критически проанализированный, этот материал
может быть использован современными исследователями
римской истории. И тем не менее, именно Полибиево
описание является базовым для реконструкции
внешней политики Рима в Восточном Средиземноморье.
Жизненный путь и сочинения. Полибий родился
в 208 г. до н. э.2 в Мегалополе в хорошо известной
семье (его отец Ликорта был даже стратегом А

Предмет : история.

Тема урока : Рим и эллинистические государства.

Класс : 5.

Цели урока :

Предметные : обеспечить усвоение материала о завоеваниях древних римлян; научить делать выводы об особенностях превращения Рима в великую средиземноморскую державу.

Метапредметные : продолжить формирование умений учащихся структурировать учебный материал, работать с различными источниками, сравнивать

Личностные : научить давать и объяснять нравственную оценку действиям римлян на покорённых ими территориях.

Данилов Д.Д. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, А.В. Кузнецов, С.С. Кузнецова, А.А. Николаева. – М.: Баласс, 2012. – 288 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»)

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания

I . Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

После победы над Карфагеном Рим начал борьбу за подчинение стран Восточного Средиземноморья.

Посмотрите на карту на стр. 222.

Какие государства являются самыми крупными?

Давайте с вами узнаем, какие мнения и факты высказывают историки о завоеваниях римлян.

Открываем с. 221, читаем разговор

Археолога и Источниковеда.

Какое мнение высказывает Археолог о римлянах-завоевателях?

Какое мнение высказывает Источниковед? Какими фактами он подтверждает свое мнение?

Какое возникает противоречие между мнениями Археолога и Источниковеда?

Давайте попробуем сформулировать проблему сегодняшнего урока и запишем ее в тетрадь.

Записывает сформулированный вместе с учениками вопрос на доску.

Читают диалог.

Работают с картой.

Македонское, Сирийское, Египетское.

Археолог считает, что римляне

были завоевателями, даже в своих

молитвах они просили у богов о расширении подвластных им земель.

В войнах они отстаивали независимость и честь своего народа. По сообщению Плутарха в 196 г. до н.э. грекам было объявлено «сенат римский и консул Тит Квинций Фламинин, разбив македонского царя Филиппа, дают независимость греческим городам, освобождают от гарнизонов и податей с правом самоуправления».

Вместе с учителем формулируют вопрос, записывают в тетрадь.

Регулятивные УУД

1. Определять проблему.

2. Выдвигать версии.

3. Владеть смысловым чтением.

4. Анализировать (выделять главное).

5. Сравнивать объекты по заданным критериям.

6. Делать выводы.

7. Составлять таблицы.

Коммуникативные УУД

1. Излагать своё мнение, аргументируя его.

2. Создавать устные и письменные тексты.

Личностные УУД

1. Оценивать действия римлян.

II . Планирование деятельности .

Чтобы ответить на главный вопрос урока, что нам надо сделать?

Высказывают точки зрения (нужно узнать цели, которые преследовали римляне в завоеваниях, какие государства были завоеваны).

III . Поиск решения проблемы. Открытие нового знания.

Прочитайте 1-й абзац из п. 1 на

с. 221–222 и запишите в тетрадь цели завоеваний.

Мы с вами выяснили, что новые завоевания давали римлянам власть,

богатство и земли.

А сейчас давайте проследим хронологию завоеваний римлянами Македонского царства.

Для этого вам необходимо сейчас при помощи учебника (с. 222-224) составить таблицу «Завоевание Римом Македонского царства».

Один из учеников рассказывает о событиях, опираясь на таблицу. Остальные – следят по карте на стр. 222.

Работают с учебником, записывают цели завоеваний в тетрадь.

Составляют таблицу.

Слушают, работают с картой.

IV. Выражение решения проблемы .

Какой ответ на вопрос к сегодняшнему уроку вы можете дать?

Примерный вывод по проблеме:

Римляне являлись завоевателями,

так как подчинили власти всё Средиземноморье, установив на этих землях свои порядки.

Записывают вывод в тетрадь.

V. Применение нового знания .

Почему Риму удалось овладеть Восточным Средиземноморьем?

Справедливо ли римляне поступили с Карфагеном, Коринфом?

Высказывают различные версии.

VI. Домашнее задание .

Параграф 36, пересказ.

Параграф 37, ответить устно на вопросы (вспоминаем то, что знаем).

Записывают в дневник.

Примерно на рубеже III и II вв. до н.э. эллинистический мир вступает в эпоху упадка. Кризис в первую очередь охватил крупные эллинистические державы и особенно самую богатую и могущественную из них Царство Птолемеев. Восстания и волнения местного населения совпали с династическими распрями и разладом в верхах и привели к длительному экономическому и политическому коллапсу. Птолемеи оказались не в состоянии отстаивать свои внешнеполитические интересы и даже защищать внеегипетские владения.

Установившийся ранее в эллинистическом мире баланс сил был теперь разрушен, и малые эллинистические государства, сохранявшие независимость благодаря противоречиям между могучими сверхдержавами, оказались в уязвимом положении. Многие из них стали возлагать свои надежды на Рим.

Вторая Македонская война (200 197 гг. до н.э.). В конце III в. до н.э. правитель Селевкидского царства Антиох III и царь Македонии Филипп V приступили по взаимной договоренности к разделу внеегипетских владений Птолемеев и захвату небольших эллинистических государств. Антиох III отвоевал у Египта Южную Сирию и Палестину, а Филипп V напал на греческие полисы в районе Причерноморских проливов.

Это угрожало интересам небольших, но богатых и процветающих эллинистических государств Пергамского царства и Родоса, объявивших Македонии войну. После того как несколько лет боевых действий не дали перевеса ни одной из сторон, в 200 г. до н.э. Пергам и Родос обратились за помощью к Риму.

Римляне опасались, что победа враждебной им Македонии приведет к опасному росту ее могущества. Союз с Пергамом и Родосом, а в перспективе и с другими противниками Македонии позволял помешать этому ценою сравнительно небольших усилий и затрат. Римляне провозгласили себя защитниками свободы всех утесняемых греческих государств и потребовали от Филиппа очистить захваченные территории, а после его отказа объявили ему войну.

Во второй Македонской войне (200 197 гг. до н.э.) римляне использовали небольшие военные силы и на первых порах не стремились к решительным действиям. Зато их дипломатия была очень активной. Благодаря ей к антимакедонской коалиции примкнули Этолийский и Ахейский союзы и племена иллирийцев и дарданов.

Когда наметился явный перевес сил противников Македонии, римляне перешли в решительное наступление. В 197 г. до н.э. в Фессалии под Киноскефалами римский полководец Тит Квинкций Фламинин, командующий войсками союзников, наголову разгромил македонскую армию. Филиппу пришлось капитулировать.



Согласно условиям навязанного ему мира, он должен был освободить все захваченные им за пределами Македонии владения и вывести войска из Греции, выплатить Риму 1000 талантов серебра в качестве контрибуции, выдать флот и сократить армию до пяти тысяч человек. Фактически Македония не только утратила статус великой державы, но и попала в зависимость от Рима.

Сирийская (Антиохова) война (192 188 гг. до н.э.). Завоевав владения Птолемеев в Сирии, Палестине и Малой Азии, Антиох III переправился в 196 г. до н.э. в Европу и начал захватывать расположенные в районе Причерноморских проливов греческие города, только что освобожденные Римом из-под власти Македонии.

Римляне, занятые подавлением восстаний в Испании и Цизальпинской Галлии, не стали предъявлять ему ультиматум, но им было ясно, что их ожидает новая большая война и надо начинать дипломатическую подготовку к ней.

В том же самом 196 г. до н.э. на Истмийских играх, проводившихся около Коринфа, в присутствии делегаций всех греческих государств Тит Квинкций Фламинин объявил, что римляне выводят свои гарнизоны из всех греческих городов и крепостей и возвращают греческим полисам свободу и право пользоваться собственными законами. Поскольку ни один из освободителей Греции до сих пор никогда так не поступал, греки не поверили своим ушам. Когда глашатай, по их требованию, повторил это объявление, над стадионом пронесся такой вопль восторга, что пролетавшие птицы падали на землю и умирали от разрыва сердца. У выхода со стадиона греки бросились обнимать и целовать Фламинина и едва не задушили его. Два года спустя римские войска были действительно выведены из Греции.

Теперь Антиох III не мог претендовать на роль освободителя Греции и рассчитывать на сколько-нибудь значительную поддержку греческих государств. Однако и после эвакуации войск римляне вели в Греции активную политику, вмешиваясь в отношения между полисами, и поддерживая городскую знать в них самих. Их главным лозунгом было сохранение стабильности и в межгосударственных отношениях, и в каждом из государств.



Все, кто был недоволен существующим положением вещей, и прежде всего безземельная беднота тяготились римским вмешательством и возлагали свои надежды на Антиоха III.

В 192 г. до н.э. этолийцы, считавшие себя несправедливо обделенными условиями мира с Македонией и недовольные римской политикой в Греции, объявили Антиоха своим верховным стратегом и призвали освободить Элладу, обещая ему поддержку всех греков. После этого Антиох высадился в Греции с небольшой армией. Началась так называемая Сирийская война (192 188 гг. до н.э.).

Ожидания Антиоха не оправдались. Кроме этолийцев, к нему присоединились лишь несколько небольших греческих полисов. Римлян же поддерживали Ахейский союз, Македония, Пергамское царство и Родос. Благодаря союзникам они по-прежнему могли позволить себе вести боевые действия одновременно в Испании, Цизальпинской Галлии и Греции.

В 191 г. до н.э. армия Антиоха была разбита при Фермопилах и ее пришлось эвакуировать обратно в Азию. Вслед за этим все греческие союзники Антиоха, кроме этолийцев, капитулировали перед римлянами. Позднее римляне заключили с этолийцами перемирие на полгода, чтобы всеми силами обрушиться на Антиоха.

В 191 190 гг. до н.э. союзный флот разгромил флот Антиоха в нескольких сражениях и захватил господство на Эгейском море. Затем римская армия переправилась в Малую Азию и в 190 г. до н.э. с помощью пергамской кавалерии разбила громадное разноплеменное войско Антиоха в битве при Магнезии. Римляне были приятно поражены как богатством захваченной добычи, так и поразительно малыми потерями. Долгое время после этой кампании в Риме не было отбоя от желающих повоевать на Востоке.

В 188 г. до н.э. в городе Апамея был заключен мир, в соответствии с которым Антиох должен был отказаться от своих владений в Европе и в Малой Азии, выдать римлянам флот и выплатить громадную контрибуцию в 15 тысяч талантов.

От этого поражения держава Селевкидов уже никогда не смогла полностью оправиться. В ответ на него начались восстания, восточные области царства Селевкидов вышли из-под их власти. Через год после Апамейского мира Антиох III погиб при подавлении одного из восстаний. Никто из его преемников не смог снова сделать царство Селевкидов великой державой.

Рим щедро наградил своих главных союзников: Пергам и Родос. Пергамское царство значительно расширило свои пределы за счет бывших владений Антиоха. Оно превратилось в самое крупное и богатое государство Малой Азии.

После разгрома Антиоха римляне окончательно разбили этолийцев и отобрали у них часть их владений. Впоследствии Этолийский союз уже никогда не играл самостоятельной политической роли.

Сами римляне в результате Сирийской войны не получили никакого приращения своих владений, зато приобрели громадную власть и влияние, устранив последнюю великую державу эллинистического мира. Отныне ни о каком балансе сил в Восточном Средиземноморье и речи быть не могло. Даже самые богатые и сильные союзники Рима фактически превращаются в зависимые от него вассальные государства.

Третья Македонская война (171 167 гг. до н.э.). В награду за помощь в Сирийской войне Филипп V получил земли, отнятые у Этолийского союза. Римляне разрешили ему оставить за собой несколько городов, захваченных во время войны в Фессалии и во Фракии.

Однако после окончания войны с Антиохом они постепенно возвращаются к своей старой антимакедонской политике. В ответ на жалобы соседей Македонии они заставили Филиппа освободить захваченные в Фессалии и во Фракии территории. Отношения между Римом и Македонией снова обострились. Филипп начал тайную подготовку к войне с Римом.

Поскольку в отличие от многих других эллинистических государств Македония в это время находилась на подъеме и ее хозяйство быстро развивалось, Филиппу удалось восстановить экономический потенциал страны и собрать достаточные средства и запасы для будущей войны.

Он сумел создать большие резервы обученных воинов, не нарушая договора с Римом: каждый год он демобилизовывал четыре тысячи воинов из своей пятитысячной армии, набирал на их место новобранцев, обучал их и через год снова отпускал по домам. Он также добился заключения военного союза со многими иллирийскими племенами.

После смерти Филиппа подготовку к войне продолжал его старший сын и наследник Персей. Он резко изменил политику Македонии по отношению к Греции, объявив себя защитником греческой свободы. Всем политическим изгнанникам и неоплатным должникам в греческих полисах он обещал убежище и помощь в возвращении потерянных прав и имущества.

Поскольку Греция в это время находилась в состоянии тяжелого экономического и политического кризиса, его обещания встретили очень широкий отклик. Массы обездоленных видели в нем заступника против своей знати и стоящего за ее спиной Рима.

В свою очередь правители многих греческих государств и Пергама обратились в римский сенат с жалобами на Персея. В 171 г. до н.э. римляне объявили Персею войну. Так началась третья Македонская война (171 167 гг. до н.э.).

Персея поддержали многие племена Иллирии и города Эпира, но его надежда на помощь греческих полисов не оправдалась. Страх перед римским могуществом, власть и влияние местной проримски настроенной знати были слишком сильны. В то же самое время римские союзники вели себя очень вяло, стараясь всячески ограничить свое участие в военных действиях. В этой войне Риму приходилось рассчитывать главным образом на собственные силы.

На первых порах перевес в войне был у Персея. Римская армия, высадившаяся на Балканском полуострове и вторгнувшаяся в Македонию, потерпела поражение и вынуждена была отступить обратно к побережью. Персей не сумел воспользоваться плодами своей победы. Война затянулась.

Всеобщее недовольство всевластием Рима становилось все более ощутимым. Резко активизировались все антиримски настроенные деятели и социальные слои в греческих полисах. Родос, традиционный римский союзник, выступил с предложением мирного посредничества между Римом и Македонией, угрожая войной той стороне, которая откажется от переговоров. Селевкидский правитель Антиох IV, воспользовавшись моментом, напал на союзный Риму Египет и осадил Александрию. Захват Египта снова сделал бы царство Селевкидов великой державой.

В этих условиях новое поражение Рима могло изменить расстановку политических сил, вызвать создание могучей коалиции его противников. Римлянам необходима была быстрая и решительная победа. Они отправили в Македонию своего самого опытного и одаренного полководца Луция Эмилия Павла с большими подкреплениями.

В 168 г. до н.э. в битве у города Пидна в Македонии армия Персея была наголову разбита, сам он бежал, но позднее сдался римлянам вместе со всеми своими сокровищами. Захваченная в этой войне добыча была столь велика, что римских граждан навеки освободили от выплаты трибута. Теперь римляне руководствовались принципом, что война сама должна себя кормить.

Армии в награду за победу разрешили разграбить города Эпира, союзника Македонии. 150 тысяч эпиротов были проданы в рабство. Многие вожди антиримских движений в Греции были казнены или изгнаны из своих полисов. Тысячу самых влиятельных граждан Ахейского союза, который римляне подозревали в тайных симпатиях к Персею, были высланы в города Италии под надзор местных властей.

Родос был лишен своих владений в Малой Азии, полученных им после Сирийской войны. На острове Делос недалеко от Родоса римляне создали беспошлинный порт под своей охраной, который оттянул на себя родосскую торговлю. Уже через год доходы Родоса от торговых пошлин снизились в семь раз. Родос был разорен и потерял былое значение.

Сразу же после битвы при Пидне в лагерь Антиоха IV под Александрией явилось римское посольство. Глава посольства Попилий Ленат передал вышедшему навстречу Антиоху приказ сената немедленно покинуть Египет вместе со своей армией. Когда тот ответил, что должен подумать, Попилий своей тростью обвел на песке ноги царя и заявил, что тот должен дать ответ, не выходя из этого круга. После недолгого молчания разгневанный и униженный царь ответил согласием на все требования римлян.

Разбитую Македонию римляне решили не превращать в свою провинцию, поскольку с севера она граничила с воинственными племенами и в ней пришлось бы постоянно держать несколько легионов, что могло стать тяжелым бременем для римской казны и римского народа. Вместо этого она была разделена на четыре самоуправляющихся округа, которым были запрещены любые контакты друг с другом, разработка месторождений драгоценных металлов, а также торговля лесом и солью с соседними странами. Они должны были сами заботиться о защите от воинственных соседей и платить Риму в качестве дани половину того, что они отдавали раньше в царскую казну.

После гибели Македонского царства римляне уже не нуждались в сильных союзниках на Востоке. Они изменили свою политику по отношению к Пергамскому царству. Если раньше во всех его конфликтах с соседями, они выступали на стороне Пергама, то теперь на стороне его противников. Они стали разжигать рознь между царем и его родней, добиваться особых привилегий для римских и италийских торговцев и ростовщиков в Пергаме. Когда пергамский царь Эвмен приехал в Италию, чтобы объясниться с римскими властями, сенат запретил ему появляться в Риме. Пергамское царство постепенно стало клониться к упадку.

Разгром Македонии привел к тому, что у римлян не осталось в Средиземноморье ни одного достойного противника. В течение многих десятилетий после этого им приходилось не столько воевать, сколько подавлять восстания и учинять расправу с неугодными.

Вскоре после войны с Персеем на заседании римского сената разбирался вопрос о тревожном положении дел в римском государстве: уже в течение нескольких лет оно ни с кем не воевало. Сенаторы пришли к выводу, что это может повредить здоровью римского народа, и решили, что надо объявить войну племенам Далмации, которые недостаточно уважительно отнеслись к римским послам.

Подавление восстаний на Балканах. Порядки, установленные римлянами после ликвидации Македонского царства, оказались непрочными. Лишенные крепкой власти, военной защиты, традиционных хозяйственных связей, замученные бедностью и бесконечными междоусобицами, македоняне с тоской вспоминали времена Филиппа и Персея. И когда во Фракии в 149 г. до н.э. появился авантюрист и самозванец Андриск, выдававший себя за сына царя Персея Филиппа, который на самом деле умер в римском плену, они восстали и провозгласили его своим царем.

Им удалось разбить небольшое войско, посланное римлянами для подавления восстания. После этого в Греции снова возродились надежды на освобождение от римской власти. Некоторые греческие полисы заключили союз с Лже-Филиппом.

В 148 г. до н.э. сильная римская армия, вновь посланная в Македонию, разбила ополчение повстанцев и их союзников. Андриск был взят в плен и казнен. Всех участников восстания сурово наказали. Македония с присоединенными к ней соседними областями была сделана римской провинцией первым римским владением в Восточном Средиземноморье.

В том же самом году ахейцы, воодушевленные первыми успехами македонских повстанцев, без разрешения Рима пошли войной на Спарту, входившую в Ахейский союз, но не желавшую подчиняться его властям. Римляне в наказание расчленили союзное государство, приказав вывести из него Спарту, Коринф и некоторые другие города.

В ответ на это Ахейский союз объявил войну Риму. На Истмийском перешейке ополчение ахейцев в 146 г. до н.э. было разгромлено, их вожди убиты в бою или казнены. Для острастки всем грекам римляне разграбили и сравняли с землей Коринф, главный центр сопротивления и самый крупный и богатый город Балканской Греции. Земля, на которой он стоял, была проклята и посвящена подземным богам.

Римляне распустили союзы полисов Балканской Греции, ввели в большинстве из них олигархический строй, обложили их данью и подчинили административной и судебной власти наместника Македонии. Фактически они стали частью этой провинции. Только Афины, Спарта и города Фессалии сохранили свои старые права и статус союзных Риму государств. Всего лишь через полвека после того как римляне объявили себя защитниками греческой свободы, Греция утратила ее последние остатки.

Третья Пуническая война (149 146 гг. до н.э.). К середине II в. до н.э. Карфаген был богатым и процветающим городом-государством. Посредническая торговля, ремесло и особенно рабовладельческие поместья, расположенные на плодородной земле и организованные по последнему слову тогдашней науки, приносили немалые доходы. Сам Карфаген с его многоэтажными домами и богато украшенными золотом и слоновой костью храмами считался одним из крупнейших и красивейших городов Средиземноморья.

Римлян не радовали успехи поверженного и неопасного, но все еще ненавистного врага. После Ганнибаловой войны страх перед пунийцами долго не оставлял римлян. Своего вассального царя Масиниссу они использовали для присмотра за Карфагеном и сведения с ним счетов.

Он нередко нападал на карфагенские владения и захватывал пограничные области. Карфаген, не имевший права вести войну без согласия Рима, обращался к его властям за защитой. Они всегда решали дело в пользу Масиниссы, передавая ему одну спорную область за другой. Оставленная Карфагену небольшая округа становилась все меньше и меньше, его цветущие хозяйства приходили в упадок от постоянных набегов нумидийской конницы.

В 150 г. до н.э. после очередного набега Масиниссы карфагеняне не выдержали и вступили с ним в войну. Карфагенская армия была разгромлена нумидийцами, но римляне все равно использовали этот инцидент как предлог для вмешательства.

В 149 г. до н.э. в Карфаген направили римскую армию, а от его властей потребовали полного разоружения и выдачи заложников. Когда карфагеняне выполнили эти требования, им объявили, что их навсегда изгоняют из родного города, а сам он будет разрушен. Гнев и отчаяние охватили карфагенян. Чтобы дать им успокоиться, римляне не торопились вводить войска в Карфаген, но когда наконец они подступили к стенам города, то увидели на них граждан, вооруженных только что выкованными мечами и копьями и готовых сражаться до последней капли крови.

Несмотря на громадный перевес в силах, война оказалась для римлян более тяжелой, чем они рассчитывали. Осада непокорного города затянулась. Только тогда, когда армию возглавил лучший римский полководец Сципион Эмилиан, родной сын Луция Эмилия Павла, победителя Персея и приемный внук Сципиона Африканского, победителя Ганнибала, римляне стали одерживать победы.

В 146 г. до н.э. римская армия пошла на штурм измученного голодом города. После того как через проломы в стенах солдаты со всех сторон ворвались в Карфаген, там еще шесть дней и ночей шли упорные уличные бои. Римлянам приходилось с боями захватывать каждый дом и даже каждый этаж, сносить квартал за кварталом и лишь затем продвигаться вперед. Они захватили Карфаген лишь тогда, когда убили в бою почти всех его жителей и защитников. Даже суровый римский полководец не смог удержать слез при виде погибающего на его глазах города.

По приказу сената Карфаген был полностью разрушен, место, на котором он стоял, проклято и посвящено подземным богам. Поселяться на нем снова было строго запрещено. На захваченной у Карфагена территории была образована римская провинция Африка.

В представлении многих римлян, гибель Карфагена стала концом эпохи великих завоеваний и гражданского единства и началом новой эпохи великих потрясений и бедствий.

Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс Селунская Надежда Андреевна

§ 45. Рим и эллинистический мир

Рим и эллинистический мир

Вся римская история представляется нам подчас беспрерывной чередой войн. Причины каждой последующей войны были как бы заключены в результатах предыдущей. Неуклонное расширение римских пределов неизбежно вело к столкновению Рима с государствами, к границам которых подходили его владения.

Вспомните, какие государства называют эллинистическими.

Победив Карфаген, Рим сделался хозяином на западе Средиземноморья. Теперь взгляды римлян обратились к востоку. Там лежали богатые земли. Важнейшими из них были Египет, Сирия и Македония. Расклад сил между этими государствами долгое время решал все в эллинистическом мире. Был период, когда существовало всеми признанное равновесие: в одиночку ни одна из стран не смела выступить против Египта, но Египту невозможно было бы одолеть одновременно два других сильнейших государства. Затем властолюбивые правители Сирии и Македонии начали борьбу против влияния Египта в соседних землях. Египет не смог остановить их и стал сдавать свои позиции. Зато возмутились небольшие государства, свободы которых попирались под натиском воинственных соседей. Так, жители греческих городов стали оглядываться сначала на Карфаген, а затем и на победоносный Рим в поисках противовеса влиянию Македонии. Этим и воспользовался Рим, вмешавшись в борьбу под предлогом защиты слабых от порабощения.

Знатные сирийцы. Древняя мозаика

Войны Рима с Македонией и Сирией

Ближайшим к Риму государством эллинистического мира было Македонское царство, которым в конце III – начале II века до н. э. правил царь Филипп V. Это был талантливый полководец и деятельный правитель, пытавшийся расширить пределы своего царства на весь Балканский полуостров. Рим всей своей мощью обрушился на Македонское царство. В ходе двух Македонских войн римляне сумели вытеснить Филиппа из Греции. Чтобы надежно закрепиться на Балканском полуострове, они заключили союз с греками, враждовавшими с македонским царем.

Монета Сирийского царства

Союза с греками домогался и сирийский царь Антиох III, рассчитывавший на их помощь в борьбе с Римом. Он переправился с войском на Балканы, но греки не поддержали его, а в битве с римлянами сирийская армия была разбита. После этого римляне перенесли войну в Малую Азию. Их легионы возглавлял брат знаменитого Сципиона, выбранный в тот год консулом. Сам победитель Ганнибала, бывший его советником, фактически руководил войсками. В 190 году до н. э. Антиох был разбит и по заключенному миру лишился всех владений в Малой Азии.

Силы некогда великих государств – Македонского и Сирийского царств – были истощены. После битвы при Пидне в 168 году до н. э. римляне полностью подчинили себе Македонию. Через двадцать лет было подавлено восстание греков, недовольных вмешательством Рима в их дела. В назидание побежденным римляне полностью разрушили Коринф – один из древних городов Греции.

Вспомните, на какое время пришелся период наивысшего могущества Македонского государства.

«Карфаген должен быть разрушен!»

Пока римляне не вспоминали о Карфагене, занятые делами на Востоке, тот понемногу оправлялся от поражения, богатея на морской торговле. Однако Рим не мог примириться с возрождением своего старинного противника. Каждая речь одного из авторитетнейших римских сенаторов Марка Порция Катона заканчивалась словами: «И все-таки, я полагаю, что Карфаген должен быть разрушен!» Наконец сенат вынес приговор: Карфаген подлежал уничтожению, а его жители – переселению подальше от моря, которое веками кормило их и обеспечивало процветание городу.

Заседание сената в Риме. Современный рисунок

В 149 году до н. э. римляне осадили Карфаген, началась Третья Пуническая война. Сначала казалось, что эта война будет легким делом. Но перед лицом неотвратимой гибели жители Карфагена обнаружили удивительное мужество и стойкость, обороняясь от своего давнего врага. Мужчины и женщины, стар и млад укрепляли стены и ворота, днем и ночью без отдыха ковали оружие. Осада продолжалась около трех лет. Штурмом города руководил Публий Сципион Эмилиан – родной внук отважного консула, погибшего при Каннах, усыновленный семьей Сципиона – победителя Ганнибала. Когда Карфаген был взят и разграблен, через весь город провели плугом борозду в знак того, что на этом месте запрещается селиться во веки веков.

Развалины Карфагена

Митридатовы войны

Последним могущественным противником Рима на эллинистическом Востоке был понтийский царь Митридат VI Евпатор (120– 63 годы до н. э.). Его царство располагалось на северном побережье Черного моря. Митридат VI был замечательной личностью, добился власти и славы наперекор многим невзгодам. Он отличался огромным ростом, не знал равных себе в искусстве верховой езды и стрельбы из лука. Но Митридат был искушен не только в военном деле, но и в искусстве правителя. Обладая умением заключать выгодные союзы, он смог объединить вокруг себя всех противников Рима. Его союзниками стали и армянский царь, и морские пираты Средиземноморья, и греческие города.

В 88 году до н. э. огромное войско понтийского царя напало на римские владения в Малой Азии. Митридат сумел завоевать симпатии местных жителей, недовольных римлянами. Вторжение понтийцев на первых порах казалось им избавлением от гнета. Римляне были изгнаны из многих городов Малой Азии. Затем войско понтийского царя высадилось в Македонии, и вскоре весь Балканский полуостров поднялся против власти римлян.

Митридат VI. Изображение на монете

Войны с Митридатом затянулись на долгие двадцать лет. Первая из них закончилась изгнанием понтийцев из Греции, вторая привела к окончательному крушению господства Митридата в Азии. Содержание большой армии вынудило царя потребовать деньги у греческих городов, которым он сам обещал свободу от налогов. Греки перестали поддерживать Митридата. В конце концов понтийский царь растерял всех своих союзников и покончил с собой. В Риме смерть грозного врага праздновали как величайшую победу. Войны с Митридатом фактически завершили борьбу Рима за господство над эллинистическим миром. Последним из великих эллинистических государств римскую власть признал над собой Египет в 30 году до н. э.

Пользуясь картой и текстом, расскажите о войнах Рима с Понтийским царством.

Подведем итоги

В ходе длительных войн Рим подчинил себе крупнейшие эллинистические государства – Македонию, Сирию, Боспорское царство, Египет.

146 год до н. э. Разрушение Карфагена.

II–I века до н. э. Победы Рима над эллинистическими государствами.

Вопросы и задания

1. С какими эллинистическими правителями и государствами пришлось воевать римлянам?

2. Кто в эллинистическом мире был последним опасным для Рима противником?

3. Попробуйте объяснить, почему римляне предпочли разрушить дотла богатые торговые города Коринф и Карфаген.

Из книги Сексуальная жизнь в Древней Греции автора Лихт Ганс

Из книги История Европы с древнейших времён до конца XV века автора Девлетов Олег Усманович

Вопрос 4. Эллинистический период (конец IV– I вв. до н. э.) Молодой правитель был верен клятве, данной отцом, и вскоре начал войну против Персии.Персидская держава, в то время уже довольно слабая, охватывала огромную территорию: нагорье Ирана, большую часть Средней Азии, всю

Из книги История Древнего мира [с иллюстрациями] автора Нефедов Сергей Александрович

Глава V. Эллинистический мир

Из книги История Древней Греции автора Андреев Юрий Викторович

Глава XXIII. Эллинистический Египет 1. Территория Одним из крупнейших и типичных эллинистических государств был Египет, управляемый династией Птолемеев, потомков одного из ближайших военачальников Александра Македонского, представителя знатной македонской семьи

Из книги Греция и Рим [Эволюция военного искусства на протяжении 12 веков] автора Коннолли Питер

Эллинистический период После смерти Александра, когда его военачальники принялись бороться за власть, изготовление осадных машин достигло небывалых высот. Когда Де-метрий Полиоркет («Осаждатель городов») осадил Саламин на Кипре, он выстроил девятиэтажную башню высотой

Из книги Греция и Рим, энциклопедия военной истории автора Коннолли Питер

Эллинистический период После смерти Александра, когда его военачальники принялись бороться за власть, изготовление осадных машин достигло небывалых высот. Когда Де-метрий Полиоркет («Осаждатель городов») осадил Саламин на Кипре, он выстроил девятиэтажную башню

Из книги Цивилизация Этрусков автора Тюийе Жан-Поль

КЛАССИЧЕСКИЙ И ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОДЫ (475-27 гг. до н. э.) Кумы (474 г. до н. э.): роковой удар?Объединяя эти два периода, которые в совокупности составляют четыре с половиной века, со второй четверти V в. до н. э. и вплоть до начала эпохи Римской империи, мы охватим большую

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

ГЛАВА 22 Эллинистический мир ГОСУДАРСТВО СЕЛЕВКИДОВ Общий облик эпохи эллинизма в первую очередь определяли несколько крупнейших монархических государств. Самым большим по территории из этих царств было так называемое государство Селевкидов – по имени правившей

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ЕГИПЕТ Египет находился под властью династии Птолемеев (все без исключения цари этой династии носили имя Птолемей в память о своем родоначальнике Птолемее І, одном из активнейших участников войн диадохов). Царство Птолемеев по размерам было второй, а по

Из книги Очерк о золоте автора Максимов Михаил Маркович

Эллинистический Восток Египет После смерти Александра Македонского на совете «диадохов»- наследников, которыми стали шесть его военачальников,- держава была поделена. Образовались так называемые эллинистические государства. Начался новый период античной истории.

Из книги История культуры древней Греции и Рима автора Куманецкий Казимеж

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ЕГИПЕТ Положение греческой культуры в царстве Птолемеев определялось тем, что греков там насчитывалось самое большее несколько сотен тысяч, в то время как общая численность населения страны составляла приблизительно 10–12 млн. человек. Высшая власть в

Из книги Искусство Древнего Мира автора Любимов Лев Дмитриевич

Греция и эллинистический мир.

Из книги Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс автора Селунская Надежда Андреевна

§ 45. Рим и эллинистический мир Рим и эллинистический мирВся римская история представляется нам подчас беспрерывной чередой войн. Причины каждой последующей войны были как бы заключены в результатах предыдущей. Неуклонное расширение римских пределов неизбежно вело к

Из книги История Древнего мира. Том 2. Расцвет древних обществ автора Свенцицкая Ирина Сергеевна

Лекция 16: Эллинистический Египет. Особенности эллинизма.В период ожесточенной борьбы полководцев за раздел державы Александра в Восточном Средиземноморье складывались элементы новых экономических и политических отношений. Массы македонян и греков - купцов,

Из книги Царь Ирод Великий. Воплощение невозможного (Рим, Иудея, эллины) автора Вихнович Всеволод Львович

Глава 18. ИРОД И ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ МИР Конец эпохи гражданских войн в римской державе. Придворный быт Ирода как эллинистического царя, многонациональный состав его советников и придворных. Покровительстве эллинистическим искусствам и наукам. Николай Дамасский и другие.

Из книги История западной философии автора Рассел Бертран