Шейх солих аль-мунаджид - покаяние. Аллах Всевышний сбивает (с правильного пути), кого пожелает, и ведёт (по правильному пути), кого пожелает Аллах увеличивает награду, кому пожелает

Параметры Прослушать Оригинал Оригинал текст مَثَلُ الَّذِينَ حُمِّلُوا التَّوْرَاةَ ثُمَّ لَمْ يَحْمِلُوهَا كَمَثَلِ الْحِمَارِ يَحْمِلُ أَسْفَارًا بِئْسَ مَثَلُ الْقَوْمِ الَّذِينَ كَذَّبُوا بِآيَاتِ اللَّهِ وَاللَّهُ لَا يَهْدِي الْقَوْمَ الظَّالِمِينَ Транслит Math alu A l-Ladh ī na Ĥumm ilū A t-Tawrāata Th umm a Lam Yaĥmilūhā Kamath ali A l-Ĥimā r i Yaĥmilu "Asfārāan ۚ Bi"sa Math alu A l-Qawmi A l-Ladh ī na Kadh dh abū Bi"ā yā ti A l-Lahi Wa ۚ A ll ā hu Lā Yahdī A l-Qawma A ž-Žālimī na Те, кому было поручено придерживаться Таурата (Торы) и которые не придерживались его, подобны ослу, который везет на себе много книг. Как же скверно сравнение с людьми, которые считают ложью знамения Аллаха! Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей. По примеру, те, на которых было возложено (исполнение) Торы [иудеи], и они не понесли ее [не стали исполнять ее], подобны ослу, который везет (на себе) книги. Как плох пример тех людей, которые отвергли знамения Аллаха! И Аллах не ведет (верным путем) людей, которые являются злодеями [тех, которые нарушили установленные Аллахом границы]! Те, кому было поручено придерживаться Таурата (Торы) и которые не придерживались его, подобны ослу, который везет на себе много книг. Как же скверно сравнение с людьми, которые считают ложью знамения Аллаха! Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей. [[Люди Писания не выполнили возложенной на них миссии и в результате этого лишились всякой чести и похвалы. Они подобны ослу, навьюченному мудрыми книгами. Но разве осел может извлечь пользу из тех книг, что он несет на своей спине? Разве это делает ему честь? Разве не является его уделом лишь тащить на себе тяжелый груз? То же самое можно сказать об ученых иудеях и христианах, которые не выполняют предписаний Торы, величайшим из которых является повеление последовать за Пророком Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, и уверовать в принесенный им Священный Коран. Подобное пренебрежение Торой и ее заветами не принесет им ничего, кроме урона и разочарования, ибо они будут лишены всякого оправдания своему неверию. Воистину, образ навьюченного книгами осла полностью подходит им. Как же скверны сравнения людей, которые отвергают знамения Аллаха, каждое из которых свидетельствует об искренности посланника и правдивости его учения. Воистину, Аллах не ведет прямым путем нечестивцев, не направляет их к тому, что принесет им настоящую пользу, до тех пор, пока они сами не отрекутся от несправедливости и не перестанут упорствовать в неверии.]] Ибн Касир

Всевышний Аллах порицает иудеев, которым в руководство была дана Тора, но они не придерживались ее. Он сказал, что они: «подобны ослу, который везет на себе много книг» - т.е. уподобил их ослу, который везет на себе множество книг, но не ведает о том, что в них написано, как и те, которым было дано Писание, - они читают его, но не понимают и не придерживаются его. Более того, они отвернулись от него, исказили и поменяли местами его аяты. Они даже хуже ослов, так как ослы существа неразумные, в отличие от тех, кто не придерживается (истины) обладая при этом разумом.

Поэтому в другом аяте Аллах сказал: (أُوْلَـٰئِكَ كَٱلأَنْعَـٰمِ بَلْ هُمْ أَضَلُّ أُوْلَـٰئِكَ هُمُ ٱلْغَـٰفِلُونَ ) «Они подобны скотине, но являются еще более заблудшими. Именно они являются беспечными невеждами» (7:179) . Здесь Аллах говорит: (بِئْسَ مَثَلُ ٱلْقَوْمِ ٱلَّذِينَ كَذَّبُواْ بِـآيَـٰتِ ٱللَّهِ وَٱللَّهُ لاَ يَهْدِى ٱلْقَوْمَ ٱلظَّـٰلِمِينَ ) «Скверен пример людей, опровергающих знамения Аллаха. Аллах же не ведет прямым путем людей несправедливых».

Параметры Прослушать Оригинал Оригинал текст أَفَمَن زُيِّنَ لَهُ سُوءُ عَمَلِهِ فَرَآهُ حَسَنًا فَإِنَّ اللَّهَ يُضِلُّ مَن يَشَاءُ وَيَهْدِي مَن يَشَاءُ فَلَا تَذْهَبْ نَفْسُكَ عَلَيْهِمْ حَسَرَاتٍ إِنَّ اللَّهَ عَلِيمٌ بِمَا يَصْنَعُونَ Транслит "Afaman Zuyyina Lahu Sū "u `Amalihi Fara"ā hu Ĥasanāan ۖ Fa"inn a A l-Laha Yuđillu Man Yash ā "u Wa Yahdī Man Yash ā "u ۖ Falā Tadh /hab Nafsuka `Alayhim Ĥasarā tin ۚ "Inn a A l-Laha `Alī mun Bimā Yaşna`ū na Разве тот, кому его злодеяние представлено прекрасным и кто считает его благом, равен тому, кто следует прямым путем? Воистину, Аллах вводит в заблуждение того, кого пожелает, и ведет прямым путем того, кого пожелает. Не изводи себя скорбью по ним. Воистину, Аллах знает о том, что они творят. Разве тот, кому (сатаной) было представлено прекрасным его злодеяние [неверие, многобожие и другие грехи], и он увидел его прекрасным, (подобен тому, кому Аллах даровал Веру и наставил на Истинный Путь и он видит хорошее хорошим, а плохое плохим) ? Поистине же, Аллах вводит в заблуждение, кого пожелает (оставляя его без Своего содействия) , и ведет (к истинному пути) , кого пожелает. Пусть же не исходит твоя душа скорбью по ним [по неверующим] (из-за их неверия) . Поистине, Аллах знает, что они делают (и воздаст им за это) ! Разве тот, кому его злодеяние представлено прекрасным и кто считает его благом, равен тому, кто следует прямым путем? Воистину, Аллах вводит в заблуждение того, кого пожелает, и ведет прямым путем того, кого пожелает. Не изводи себя скорбью по ним. Воистину, Аллах знает о том, что они творят. [[Всевышний поведал о том, что сатана представляет людям их скверные деяния в приукрашенном виде, в результате чего грешники начинают верить в то, что поступают справедливо и правильно. Но разве они равны с теми, кого Аллах наставил на прямой путь и научил истинной религии? Конечно же, они не равны, ибо одни из них совершают скверные поступки и считают истину ложью, а ложь - истиной, в то время как другие творят добро и умеют правильно отличать истину ото лжи. Но как бы сильно не отличался прямой путь от заблуждения, только Всевышний Аллах может помочь Своим рабам найти прямой путь либо ввергнуть их в глубокое заблуждение. О Мухаммад! Аллах сводит с пути того, кого пожелает, и ведет прямым путем, кого пожелает. Посему не печалься о заблудших грешниках, которых сатана сбил с прямого пути и обольстил их собственными отвратительными деяниями. Помни, что ты должен только увещевать людей и не в силах наставить их на прямой путь. Только Аллах будет судить их за совершенные ими деяния. Воистину, Аллаху ведомо то, что они вершат. Благодаря своему совершенному знанию Он воздаст каждому человеку за все, что тот совершил на земле.]] Ибн Касир

﴾ أَفَمَن زُيِّنَ لَهُ سُوءَ عَمَلِهِ فَرَءَاهُ حَسَناً ﴿ - «Разве тот, кому его злодеяние представлено прекрасным» - а именно неверующие и грешники, которые совершали дурные дела, считая при этом, что творят добро. Это те, кого Аллах ввел в заблуждение и с ними уже ничего не поделать: ﴾ فَإِنَّ ٱللَّهَ يُضِلُّ مَن يَشَآءُ وَيَهْدِي مَن يَشَآءُ ﴿ - «Воистину, Аллах вводит в заблуждение того, кого пожелает, и ведет прямым путем того, кого пожелает» - согласно Его предопределению;

﴾ فَلاَ تَذْهَبْ نَفْسُكَ عَلَيْهِمْ حَسَرَٰتٍ ﴿ - «Не изводи себя скорбью по ним» - т.е. не печалься из этого, ибо все решения Аллаха преисполнены мудростью; ﴾ إِنَّ ٱللَّهَ عَلِيمٌ بِمَا يَصْنَعُونَ ﴿ - «Воистину, Аллах знает о том, что они творят»

Ибн Абу Хатим передал со слов Абдулы Ибн Дайлимы, который сказал: «Я пришел к Абдуле ибн ‘Амру, когда она находился в своем саду в Таифе. И он сказал: ‘‘Я слышал как посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: ’’Поистине, Всевышний Аллах создал творения во тьме и бросил на них Свой свет. Тот, в кого Он попал из этого света, пошел по верному пути, в кого нет - заблудился. Поэтому говорю я вам: чернила высохли в Знание Всевышнего Аллаха!’’»

Поистине вся хвала принадлежит Аллаху, его мы восхваляем и к Нему мы направляем наши мольбы о помощи. Кого Аллах ведет прямым путем, того никто не собьет с этого пути, и кого Аллах сбил с прямого пути, того никто не наставит на прямой путь. Я свидетельствую, что нет божества достойного поклонения кроме Аллаха, и я свидетельствую, что Мухаммад Его раб и посланник.

Поистине Аллах приказал всем верующим каяться за свои грехи:
«Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, - быть может, вы преуспеете» /сура «ан-Нур» 31/

Аллах разделил своих рабов на две категории: кающиеся рабы и беззаконники. Сказал Всевышний Аллах: «А те, которые не раскаются, окажутся беззаконниками» /сура «аль-Худжират» 11/ В это время, когда люди отдаляются от религии Аллаха, когда грехи стали чем-то обычным, а нечестие распространилось по всей земле, только один сохранит чистоту - тот, кто держ ится за вервь Аллаха.


Люди начинают замечать, что нарушают права Аллаха, сожалея о совершенных ими грехах и упущениях. Осознав все это, они направляются к месту света - покаянию. А другие устают от страданий и сложностей этой жизни. И вот они приходят к этому же пути - к выходу из тьмы к свету.

Я написал это послание, надеясь на то, что оно станет разъяснением и раскрытием сомнений в этом вопросе и нанесением поражения шайтану.

Прошу Аллаха, чтобы он принес мне и моим братьям мусульманам пользу посредством этих слов, сделал это послание праведным призывом и правдивым наставлением, чтобы Аллах принял все наши покаяния.

Знай, да помилует как меня, так и тебя Аллах, что Могучий и Великий Аллах приказал всем своим рабам искренно каяться Ему: «О те, которые уверовали! Раскаивайтесь перед Аллахом искренне!» /сура «ат-Тахрим» 8/

Нам была дарована отсрочка для покаяния, пока благородные писцы не перестали записывать наши деяния. Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, ангел слева не поднимает перо, записывая грех от согрешившего мусульманина на шесть часов. Если он покается и просит Аллаха о прощении, дело отбрасывается в сторону, иначе оно записывается как одно дурное дело». (Передал Ат-Табарани, аль-Байхакы в книге «Шуаб аль-Иман». Шейх аль-Альбани посчитал этот хадис хорошим в своем сборнике «Сильсиляту аль-Ахадиси ас-Сахихати» 1209)

Беда заключается в том, что многие люди сегодня несерьезно просят Аллаха, ослушаются Его днём и ночью совершая разные виды грехов. Из них те, кто обмануты малыми грехами, и может быть так, что один из них в душе презирает эти малые грехи, говоря: «Какой вред мне принесет взгляд или рукопожатие с посторонней женщиной?»

Он, забавляясь, направляет свой взор на запретное в журналах или фильмах. Иногда доходит до того, что некоторые из них легкомысленно спрашивают, узнав о запретности какого-либо положения: «Сколько плохих деяний мне будет за это? Это малый или большой грех?» Узнав эту действительность, происходящую сегодня, стоит сравнить ее с двумя сообщениями, пришедшими от имама аль-Бухари, да смилостивится над ним Аллах.

От Анаса, да будет доволен им Аллах, передается: «Поистине, вы совершаете такие поступки, которые в ваших глазах тоньше волоса, тогда как при жизни посланника Аллаха, мы относили их к числу смертных грехов» /аль-Бухари/

Ибн Масъуд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Поистине верующий должен относиться к своим грехам как будто бы он сидит у подножия горы и боится, что гора рухнет на него, грешник же видит свои грехи, как будто бы муха вертится возле его носа»

Смогут ли сейчас определить всю опасность малых грехов, прочитав хадис посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Остерегайтесь малых грехов! Поистине, малые грехи подобны людям, которые остановились в ущелье, и один пришел с веткой дерева, затем другой принес ветку, пока они не собрали дрова для костра, на котором приготовили себе еду. Поистине, когда малые грехи скапливаются в большом количестве, они губят раба!» /Ахмад, Сохих аль-Джамиъ 2686-2687/

Обладатели знания упомянули, что малые грехи связаны с бесстыдством, равнодушием и отсутствием страха перед Аллахом. Пренебрежение всем этим может привести к большим грехам, и даже стать в порядке вещей.

Мы скажем такому человеку: не смотри на малость греха, а смотри на такого, кого ты ослушаешься.

С этих слов, если пожелает Аллах, приобретут пользу правдивые люди, которые сожалеют о совершение греха и об упущении, а не те, кто беспечен в своих заблуждениях и не те, кто упорствуют во лжи.

Поистине, это для тех, кто уверовал в слова Всевышнего: «Сообщи Моим рабам, что Я - Прощающий, Милосердный» /аль-Хиджр 49/ и одновременно не забывает о словах «но наказание Мое - наказание мучительное» /аль-Хиджр 50/

Условия действительности и полноты «тавба» (покаяния):

Слово покаяние - великое слово, которое имеет глубокий смысл и значение. Не то, что многие сегодня стали понимать под этим словом: покаяние на словах, однако продолжают совершение грехов. Задумайтесь над словами Всевышнего Аллаха: « Просите прощения у вашего Господа и раскаивайтесь перед Ним» /Худ 3/ Задумавшись, вы непременно найдете, что покаяние является добавочным делом к прошению. Так Всевышний в начале упомянул о прощении, а затем только о покаянии.

Это великое деяние в Исламе и оно нуждается в условиях. Обладатели знания упомянули об условиях покаяния, взяв это из аятов Корана и хадисов посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Мы приведем самые основные условия:

1) Немедленный отказ от совершения греха

2) Сожаление за совершенный грех

3) Намерение не совершать этот грех повторно

4) Возмещение прав того, с кем поступили несправедливо в результате совершения этого греха, и добиться прощения от него.

Некоторые ученые также упомянули некоторые детали для искреннего покаяния и мы приведем примеры этому:

1) Чтобы оставление греха было только ради Аллаха и не для чего другого, как отсутствие возможности совершить это снова или из-за страха того, что скажут люди;

Не является покаявшимся тот, кто бросил совершение греха по причине того, что это может оставить след на его положении и репутации или может привести к увольнению его с занимаемой им должности;

Не является покаявшимся тот, который оставил грехи для сохранения своего здоровья и жизненных сил. Например, как оставивший прелюбодеяние и мерзости, из-за страха заразиться смертельной болезнью или ослабления его организма и памяти;

Не является покаявшимся тот, который оставляет взяточничество, из-за страха, что дающий ее может оказаться из службы по борьбе с коррупцией;

Не является покаявшимся тот, кто оставляет употребление спиртных напитков и наркотиков из-за отсутствия финансов на это;

Так же не является покаявшимся тот человек, который не в состоянии выполнить грех из-за не способности на это, например: лжец, когда его хватает паралич, он теряет способность говорить, или прелюбодей утративший половые способности, или вор с которым что-то произошло и он потерял конечности. Необходимо сожаление и отказ от желания совершить этот грех снова, поэтому посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сожаление - есть покаяние » /Ахмад, ибн Маджа, Сохих аль-Джамиъ 6802/

Аллах поставил на одну степень человека, который вознамерился что-то совершить, но по причине своей немощности не смог выполнить этого с тем, кто совершил это дело. Разве не посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине мир принадлежит только четверым! Рабу, которого Аллах наделил состоянием и знанием. Посредством него он проявляет богобоязненность, поддерживает родственные связи и знает в них право Аллаха. Это - наилучшее положение. Рабу, которого Аллах наделил знанием, но не дал состояния. Он с искренним намерением говорит: «Если бы у меня было бы состояние, то я бы тоже поступил как тот». Ему воздастся за его намерение, а награда обоих будет одинакова. Рабу, которого Аллах наделил состоянием, но не наделил знанием. Он без знаний растрачивает куда попало свое состояние. Он не проявляет посредством него богобоязненность, не поддерживает родственные связи и не знает в них право Аллаха. Это - наихудшее из положений. Рабу, которого Аллах не наделил ни состоянием, ни знанием. Он говорит: «Если бы у меня были богатства, то я поступил бы как тот». Ему воздастся за его намерение, а грехи обоих будут одинаковы » /Ахмад, ат-Тирмизи/

2) Чувство отвращения к совершенному греху и его последствиям.

Это означает, что покаяние не может быть принято, если человек ощущает удовольствие и радость, когда вспоминает о прошлых грехах или желает вернуться к этому в будущем.

Ибн Коййм, да помилует его Аллах, привел в своих книгах «Болезнь и исцеление» и «Польза» большое количество вреда, который исходит от греховного, из них: лишение знаний, беспокойство в сердце, тяжесть в делах, слабость тела, лишение послушания, исчезновение благодати, редкий успех, стесненность в груди, появление новых грехов, привычка в совершении грехов, позор грешника перед Аллахом, позор перед людьми, проклятие животных на него, униженность, печать на сердце и получение проклятия, отсутствие ответа на мольбы, нечестие на земле и на воде, отсутствие ревности, исчезновение стеснения, ужас в сердце грешника, нахождение в сетях шайтана, плохой конец, наказание в последней жизни.

Узнав, какой вред несут грехи, раб Аллаха полностью отдалится от прегрешений, однако существуют люди, которые отклоняются от одного греха к другому и на это есть свои причины:

Человек думает, что этот грех легче.

Так как душа больше склоняется к этому и испытывает сильное желание.

Обстоятельства создают легкую почву для этого греха, в отличии от греха, который нуждается в подготовке.

Так как его близкие и друзья совершают подобный грех и именно поэтому трудно оставить его.

Человек совершает определенный грех, так как посредством него он получает высокое положение и место среди своих друзей. Для него становится тяжелым отказаться от этого места, и он продолжает усердствовать в совершении греха.

3) Поспешка раба в раскаянии.

Поэтому откладывание покаяние само по себе тоже является грехом и нуждается в покаянии.

4) Боязнь, что покаяние имело недостатки.

Не думать о том, что покаяние было принято.

5) Исправление того, что было упущено из прав Аллаха, если это возможно. Например, отдача закята.

6) Сторониться того места, где он это совершил. Это может вновь привести человека к совершению этого греха.

7) Покинуть того, кто помогал в совершении греха.

«В тот день врагами станут все любящие друзья, кроме богобоязненных» /аз-Зухруф 67/ Любящие друзья в Судный День объявят друг другу об этом. Поэтому раскаявшийся человек должен расстаться с ними и предостерегать от них, если не в силах сделать призыв им. Шайтан ни за что не покинет раскаявшегося человека, он начнет приукрашать возвращение к этим друзьям под предлогом сделать им призыв.

Много случаев, когда люди возвращались к грехам, связавшись вновь со старыми друзьями.

8) Уничтожение всего греховного, которое имеется при нем, например: бутылки со спиртным, музыкальные инструменты, запрещенные картинки и фильмы. Мусульманин должен уничтожить или сжечь их.

9) Избрать себе праведных друзей, которые помогут в богобоязненности и станут заменой нечестивым друзьям. Он должен присутствовать в местах, где поминают Аллаха и получают знания и заполняет свое время полезным настолько, что Шайтан не найдет места, чтобы ему напомнить о прошлом.

10) Он направляет ту часть тела, которой совершил грех и все ее силы к послушанию Аллаху.

11) Покаяние должно быть совершено до предсмертного хрипа и до восхода солнца с запада. Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Тот, кто покаялся Аллаху до предсмертного хрипа - Аллах принял его покаяние» /Ахмад, ат-Тирмизи, Сохих аль-Джамиъ 6132/

Так же сказал: «Тот, кто покаялся до восхода солнца с запада - Аллах принял его покаяние» /Муслим/

Хотелось бы напоследок привести пример покаяния первого поколения этой Уммы, сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Бурайда рассказывал, что Маиз ибн Малик аль-Аслями пришел к Посланнику Аллаха и сказал: «О, Посланник Аллаха! Я был несправедлив к самому себе и совершил прелюбодеяние, и теперь я хочу, чтобы ты очистил меня». Пророк отослал его. На следующий день он вновь пришел к нему и сказал: «О, Посланник Аллаха! Я совершил прелюбодеяние». Он отослал его во второй раз. Затем Посланник Аллаха послал людей за его родственниками и спросил их: «Наблюдали ли вы за ним расстройство рассудка? В себе ли он?» Они ответили: «Мы всегда видели его в здравом уме и знаем его как одного из наших праведников». Затем он пришел к нему в третий раз, и Пророк вновь послал за ними и спросил о нем. Они вновь сообщили ему, что он и его рассудок в порядке. Когда он пришел в четвертый раз, для него вырыли яму, и с повеления Посланника Аллаха его забросали камнями. Затем к Пророку пришла аль-Гамидия и сказала: «О, Посланник Аллаха! Я совершила прелюбодеяние, очисти же меня». Он отослал ее. На следующий день она сказала: «О, Посланник Аллаха! Зачем ты отослал меня? Наверное, ты отсылаешь меня, как отсылал Маиза. Но, клянусь Аллахом, — я беременна!» Он сказал: «Нет! Уходи, пока не родишь ребенка». Когда она родила, то пришла к нему с мальчиком, укутанным в кусок материи. Он сказал: «Уходи и корми его, пока не оторвешь от груди». Когда она оторвала его от груди, то пришла к Пророку с мальчиком, держащим в руках ломоть хлеба, и сказала: «Вот, о, Посланник Аллаха, я оторвала его от груди, и он самостоятельно ест». Он передал мальчика на воспитание одному мусульманину, и приказал вырыть для нее яму по грудь, а затем повелел забросать ее камнями. Халид ибн аль-Валид взял камень и бросил его в ее голову. Кровь брызнула в лицо Халиду, и тогда он обругал ее. Пророк Аллаха услышал, как он обругал ее, и сказал: «О Халид! Клянусь Тем, в чьих руках моя душа, она принесла такое покаяние, что если бы его принес сборщик налогов, Аллах бы простил его». Затем он совершил погребальную молитву, и ее похоронили».

У Аллаха мы просим благополучия.

Они не властны ни над чем из того, что приобрели.

При этом в Аллаха и в Последний день. Притчей о нем является притча о гладкой скале, покрытой слоем земли. Но вот выпал ливень и оставил скалу голой.

Подобно тому, кто расходует свое имущество ради показухи и не веруют

О те, которые уверовали!

Они не познают страха и не будут опечалены.

Свои пожертвования попреками и оскорблениями, уготована награда у их Господа.

Тем, кто расходует свое имущество на пути Аллаха и не сопровождает

Аллах – Объемлющий, Знающий

Аллах увеличивает награду, кому пожелает

В Судный день тебе дадут семьсот верблюдиц».

В другом хадисе Имам Ахмад передаёт от Абу Хурайры,

что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«كُلُّ عَمَلِ ابْنِ آدَمَ يُضَاعَفُ، الْحَسَنَةُ بِعَشَرِ أَمْثَالِهَا، إِلَى سَبْعِمِائَةِ ضِعْفٍ، إِلى مَا شَاءَ اللهُ، يَقُولُ اللهُ:

إِلَّا الصَّوْمَ فَإِنَّهُ لِي، وَأَنَا أَجْزِي بِهِ، يَدَعُ طَعَامَهُ وَشَهْوَتَهُ مِنْ أَجْلِي، وَلِلصَّائِمِ فَرْحَتَانِ: فَرْحَةٌ عِنْدَ فِطْرِهِ وَفَرْحَةٌ عِنْدَ لِقَاءِ رَبِّهِ، وَلَخَلُوفُ فَمِ الصَّائِمِ أَطْيَبُ عِنْدَ اللهِ مِنْ رِيحِ الْمِسْكِ، الصَّوْمُ جُنَّةٌ، الصَّومُ جُنَّة»



Всякое (благое)дело сына Адама умножится, (а наименьшее воздаяние)

за доброе дело будет десятикратным, (но может возрасти и) до семисоткратного.

Аллах Всевышний сказал: «За исключением поста, ибо, поистине,

пост (совершается)ради Меня, и Я воздам за него (ибо человек)отказывается

от (удовлетворения)своих желаний и от своей еды ради Меня! Постящегося

ждут две радости: одна при разговений, а другая - при встрече с его Господом,

и, поистине, запах изо рта постящегося приятнее для Аллаха,

чем благоухание мускуса! Пост это защита, пост это защита»

Слово Аллаха: ﴿وَاللَّهُ يُضَاعِفُ لِمَن يَشَآءُ﴾

– в соответствии с искренностью человека в его деяниях.

– т.е. Его милость объемлет всех творений. Он также знает о тех,

кто её достоин и тех, кто ёе не достоин.

Аллах сказал:

الَّذِينَ يُنفِقُونَ أَمْوالَهُمْ فِى سَبِيلِ اللَّهِ ثُمَّ لاَ يُتْبِعُونَ مَآ أَنْفَقُواْ مَنّا وَلا أَذًى

لَّهُمْ أَجْرُهُمْ عِندَ رَبّهِمْ وَلاَ خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلاَ هُمْ يَحْزَنُونَ

قَوْلٌ مَّعْرُوفٌ وَمَغْفِرَةٌ خَيْرٌ مّن صَدَقَةٍ يَتْبَعُهَآ أَذًى وَاللَّهُ غَنِيٌّ حَلِيمٌ

) 263) Речь добрая и прощение - лучше, чем милостыня, за которой следует обида. Поистине, Аллах богат, кроток !

يأَيُّهَا الَّذِينَ ءامَنُواْ لاَ تُبْطِلُواْ صَدَقَـاتِكُم بِالْمَنّ وَالأذَى

كَالَّذِى يُنفِقُ مَالَهُ رِئَآء النَّاسِ وَلاَ يُؤْمِنُ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الاخِرِ فَمَثَلُهُ كَمَثَلِ صَفْوَانٍ عَلَيْهِ تُرَابٌ

فَأَصَابَهُ وَابِلٌ فَتَرَكَهُ صَلْدًا لاَّ يَقْدِرُونَ عَلَى شَىْء مّمَّا كَسَبُوا وَاللَّهُ لاَ يَهْدِي الْقَوْمَ الْكَـافِرِينَ

Не делайте ваши подаяния тщетными своими попреками и обидой,

Всевышний Аллах поощряет тех, кто расходует на Его пути и не сопровождает

свои пожертвования и благодеяния попреками и оскорблениями.

Тех, кто не упрекает за свои пожертвования ни словом ни действием.

Слово Аллаха: ﴿وَلاَ أَذًى﴾ и обидой – т.е. не совершают вреда по отношению к тем,

кому они дали милостыню, аннулируя тем самым свои милостыни.

Затем Всевышний Аллах обещает им великую награду: ﴿لَهُمْ أَجْرُهُمْ عِندَ رَبِّهِمْ﴾

уготована награда у их Господа – Сам Аллах, а никто другой, наградит их.

﴿وَلاَ خَوْفٌ عَلَيْهِمْ﴾ Они не познают страха – в будущем во время ужасов Судного дня.

﴿وَلاَ هُمْ يَحْزَنُونَ﴾ И не будут опечалены – т.е. они не будут печалиться

о своих оставленных детях и том, что они покинули этот мир с его прикрасами,

ибо они нашли то, что лучше всего этого.

Слово Аллаха: ﴿قَوْلٌ مَّعْرُوفٌ﴾ Речь добрая – хорошее слово и мольба за мусульманина.

﴿وَمَغْفِرَةٌ﴾ И прощение – прощение за зло и обиду словом или делом.

﴿خَيْرٌ مِّن صَدَقَةٍ يَتْبَعُهَآ أَذًى﴾ лучше, чем милостыня, за которой следует обида .

Ибн Абу Хатим передал от Амра ибн Динара, что он сказал:

«До нас дошло, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Самая любимая милостыня для Аллаха это доброе слово,

разве вы не слышали, что Аллах сказал: (قَوْلٌ مَّعْرُوفٌ وَمَغْفِرَةٌ خَيْرٌ مّن صَدَقَةٍ يَتْبَعُهَآ أَذًى)

Параметры Прослушать Оригинал Оригинал текст إِنَّكَ لَا تَهْدِي مَنْ أَحْبَبْتَ وَلَكِنَّ اللَّهَ يَهْدِي مَن يَشَاءُ وَهُوَ أَعْلَمُ بِالْمُهْتَدِينَ Транслит "Inn aka Lā Tahdī Man "Aĥbab ta Wa Lakinn a A l-Laha Yahdī Man Yash ā "u ۚ Wa Huwa "A`lamu Bil-Muhtadī na Воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил. Только Аллах наставляет на прямой путь тех, кого пожелает. Он лучше знает тех, кто следует прямым путем. Поистине, ты (о, Пророк) не приведешь (к Вере) тех, кого ты любишь (и кому желаешь Веры) : а Аллах (Сам) приводит (к Вере) , кого пожелает. И Он лучше знает тех, кто пойдут (истинным) путем [придут к Вере], (так как Его знание объемлет и прошлое и будущее) Воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил. Только Аллах наставляет на прямой путь тех, кого пожелает. Он лучше знает тех, кто следует прямым путем. [[Всевышний поведал Своему посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, что тот не способен наставить на прямой путь даже самого любимого человека, и тем более перед этим бессильны все остальные люди. Ни одно творение не способно заставить человека уверовать, потому что это является прерогативой Всевышнего Аллаха. Одних людей Он наставляет на прямой путь, потому что знает, что они достойны этой великой чести. Если же человек не достоин этого, то Он оставляет его блуждать во мраке заблуждения. Здесь уместно вспомнить о следующем аяте: «Воистину, ты указываешь на прямой путь» (42:52) . В этом откровении имеется в виду, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, указывал человечеству путь к спасению и разъяснял, как нужно следовать прямым путем. Он вдохновлял людей на совершение благих дел и всеми силами помогал им встать на прямой путь. Однако он был бессилен вселить в их сердца веру и превратить их в мусульман. Если бы он был способен на такое, то, в первую очередь, вселил бы веру в душу своего дяди Абу Талиба, который сделал ему много хорошего и оказывал ему всестороннюю поддержку. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, непрестанно призывал его обратиться в ислам, и его искренние наставления были намного дороже того доброго отношения, которое Абу Талиб проявил по отношению к нему. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сделал все возможное, но только Всевышний способен наставить человека на прямой путь.]] Ибн Касир

Аллах говорит Своему посланнику: «О, Мухаммад (لاَ تَهْدِى مَنْ أَحْبَبْتَ ) Ты не ведёшь прямым путём тех, кто тебе люб - «Это не в твоей власти. Твой долг - донести Послание. А Аллах ведёт прямым путём, кого пожелает». Подобно этому Аллах сказал: (لَّيْسَ عَلَيْكَ هُدَاهُمْ وَلَـكِنَّ اللَّهَ يَهْدِى مَن يَشَآءُ ) Вести их прямым путём - не твоя обязанность, ибо Аллах ведёт прямым путём, кого пожелает. (2:272) также: (وَمَآ أَكْثَرُ النَّاسِ وَلَوْ حَرَصْتَ بِمُؤْمِنِينَ ) Большая часть людей не уверует, даже если ты страстно будешь желать этого. (12:103) Но этот аят имеет более специфический характер, чем все эти приведённые, т.к. в аяте сказано: (إِنَّكَ لاَ تَهْدِى مَنْ أَحْبَبْتَ وَلَـكِنَّ اللَّهَ يَهْدِى مَن يَشَآءُ وَهُوَ أَعْلَمُ بِالْمُهْتَدِينَ ) Ты не ведёшь прямым путём тех, кого хочешь: Аллах ведёт, кого желает. Он лучше знает тех, кто идёт прямо – т.е. Аллах лучше знает тех, кто заслуживает верное руководство.

В двух «Сахихах» [Бухари 1360, Муслим 24] сообщается, что ниспослание этих аятов связано с Абу Талибом, дядей Посланника Аллаха по линии отца, который защищал его и помогал ему. Он всегда был на стороне своего племянника и очень любил его. Будучи на смертном одре, Посланник Аллаха (да бла¬гословит его Аллах и приветствует) призвал его к вере и к исламу. Но он так и умер неверующим. И в этом заключается Божественная мудрость. Аз-Зухри передал от аль-Мусейба ибн Хазана аль-Махзуми (да будет доволен им Аллах) , что когда Абу Талиб находился при смерти, к нему пришел Послан¬ник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и нашел у него Абу Джахля ибн Хишама и "Абдуллу ибн Абу Умейя ибн аль-Мугира. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «يَا عَمِّ قُلْ : لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ، كَلِمَةً أُحَاجُّ لَكَ بِهَا عِنْدَ الله » «Дядя, скажи: "Нет божества, кроме Аллаха!" ("Ля иллаха иллаллах!") - и я приведу эти слова как аргумент перед Аллахом». Абу Джахль и Абдулла ибн Абу Умейя сказали ему: «Неужели ты отказываешься от веры "Абд аль-Мутталиба?» Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) продолжал обращаться к умирающему, а те двое опять задавали свой вопрос. В конце концов Абу Талиб сказал, что остается в вере своего отца "Абд аль-Мутталиба, отказавшись провозгласить, что нет божества, кроме Аллаха. Тогда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «وَاللهِ لَأَسْتَغْفِرَنَّ لَكَ مَا لَمْ أُنْهَ عَنْك » «Я обязательно буду испрашивать прощения для тебя, если не будет это мне запрещено». Тогда Аллах ниспослал: (مَا كَانَ لِلنَّبِىِّ وَالَّذِينَ ءَامَنُواْ أَن يَسْتَغْفِرُواْ لِلْمُشْرِكِينَ وَلَوْ كَانُواْ أُوْلِى قُرْبَى ) «Пророку и верующим не подобает просить прощения для многобожников, даже если они являются родственниками» (